Интервью

Кубок «Америки» с высоты Louis Vuitton

Текст и фото: Евгения Бакунова

Вот уже почти 30 лет история Кубка «Америки» неразрывно связана с компанией Louis Vuitton, учредившей одноименный кубок и регату челленджеров, предваряющую финальный матч за право обладания старейшим парусным трофеем. Президент Louis Vuitton Ив Карсель рассказал о своей любви к яхтам и о будущем Кубка «Америки».

Для многих Louis Vuitton — синоним роскоши, брэнд покоривший мир беспримерным качеством, глубиной традиций и богатством идей. Однако узнаваемая повсеместно монограмма украшает не только изысканные предметы, выпускаемые компанией уже более полутора веков. Для яхтенного мира монограмма LV значит куда больше, особенно после того, как Louis Vuitton стала неотъемлемой частью America’s Cup. Благодаря спонсорской и организационной  поддержке Louis Vuitton на свет появилась предфинальная серия гонок среди команд-челленджеров, получившая название Louis Vuitton Cup.

Символично, что с приходом Louis Vuitton в Кубке «Америки» произошли эпохальные перемены, и окончилась эра господства американцев. Первый Louis Vuitton Cup состоялся в Ньюпорте в 1983 году и завершился победой австралийцев на яхте Australia II. Именно эта яхта впоследствии впервые в истории America’s Cup отобрала его у американцев.

Президент и исполнительный директор Louis Vuitton Ив Карсель не только руководит компанией, учредившей один из самых престижных парусных трофеев мира, но и сам является страстным яхтсменом. Его подход к яхтингу также выдержан в  духе традиций, как и брэнд, которым он управляет. Этим летом Ив Карсель завершил реставрацию деревянной классической яхты построенной в 1918 году. Процесс реставрации настолько ему понравился, что он решил дать вторую жизнь еще одной лодке.

Кубок Америки America's Cup Louis Vuitton Cup ©Eugenia Bakunova MainSail.RuС Ивом Карселем мы встретились в португальском Кашкайше. Для беседы о яхтах и Кубке «Америки», лучше места не придумать — в  августе здесь проходила первая регата новой серии America’s Cup World Series, организованная при непосредственном участии Louis Vuitton.

— Что Кубок «Америки» значит для Вас лично и для компании? 

— Я пришел в компанию  в 1989 году, и к этому моменту Louis Vuitton  Cup уже существовал 6 лет. Идея учредить специальный кубок для регаты челленджеров получила жизнь благодаря моему другу Бруно (Бруно Тробле, на первом фото он слева — авт.), который является одной из знаковых фигур America’s Cup. Как и для всего мира, для нас Кубок «Америки» — самое старое спортивное состязание в мире, и однажды войдя в этот мир, мы не прекращали своего участия в нем. Для меня компания, которой я руковожу, и America’s Cup  вегда были неразрывно связаны. Дефендеры и челленджеры меняются, появляются команды из новых стран, меняются города и страны, где проводятся регаты, но  наши интерес и вовлеченность в Кубок «Америки» остаются прежними.  Мы — своего рода элемент постоянства в меняющемся мире America’s Cup!  Особенно сейчас, когда Кубок «Америки» перешел в совершенно иную стадию и на совершенно иной класс яхт. Мы не просто поддерживаем перемены, но и в полной мере верим в  успех нового формата состязаний и намерены в полную силу развивать эту серию регат и пропагандировать ее в мире.

— Будучи экстремально технологичным и авангардным, не противоречит ли новый класс яхт America’s Cup классическому, романтическому образу Louis Vuitton, каким его привыкли воспринимать во всем мире?

— Прежде всего мы имеем дело с традицией. Впечатляющая 160−летняя история не  мешает Кубку «Америки» осваивать самые современные формы и технологии. Наша компания по-прежнему производит продукт, который на рынке считается традиционным и классическим, однако мы не стоим на месте, и, к примеру, разработали линейку продуктов, выполненных из углепластикового волокна. В  каком-то смысле наше  развитие идет параллельно развитию America’s Cup. Глупо отрицать прогресс и новые технологии. Мы просто берем и вписываем их в нашу историю и традиции.

История Louis Vuitton, как и Кубка «Америки», уходит в середину XIX века. Историческая гонка вокруг острова Уайт, с которой начался America’s Cup, состоялась в 1851 году, тремя годами позже в Париже родилась марка Louis Vuitton, когда владелец компании с тем же именем представил новую революционную для того времени модель чемоданов с плоским дном, которые вскоре стали очень популярны благодаря тому, что легко укладывались один на другой. Пути компании и Кубка пересеклись лишь спустя 132 года.

— Как участие Louis Vuitton в Кубке «Америки» сказывается на  клиентах компании их предпочтениях?

— Конечно же подобная активность компании в большей степени имеет имиджевый характер, нежели в прямом смысле рекламирует наш продукт. Тем не менее, в  современном мире такие вещи не остаются без внимания. Многие наши клиенты с  огромным интересом относятся к спорту и, в частности, к парусу. Благодаря участию в организации спортивных соревнований мы разработали целый ряд новых продуктов. Так было, например, в нашей серией часов, которую мы решили запустить в производство, вдохновившись матч-рейсами и парусным миром. «Поварившись» в мире яхтинга мы выпустили в продажу также новую водонепроницаемую «багажную» серию. Наше участие в America’s Cup — это не  только имидж, но и разработка новых продуктов и развитие самой компании. Более того, мы приглашаем некоторых наших клиентов на регаты America’s Cup и в этом видим свою особую роль, вовлекая в действие новые и новые лица и тем самым пропагандируя парус.
Богатое наследие и глубокие традиции — то, что роднит America’s Cup и Louis Vuitton. Вы можете любить Louis Vuitton за высочайшее качество и связь с  романтическим духом путешествий в прошлом, однако многие наши клиенты разделяют нашу любовь и увлеченность именно парусным спортом.

— Почему Louis Vuitton ушла из America’s Cup в 2007 году?

— Мы посчитали протокол, составленный Alinghi несправедливым по отношению к  другим участникам. Поэтому мы полностью поддержали позицию Ларри Эллисона (владельца команды Oracle Racing, обладающей Кубком «Америки» в настоящее время). На деле же получилось, что мы никуда и не уходили, потому что в 2010 году не было регаты челленджеров…
.
— Не кажется ли Вам, что популярность парусного спорта в мире снижается?

— Я так не думаю. Достаточно посмотреть, сколько лодок в мире строится ежегодно. К примеру, Азия только-толькоо ткрывает для себя парус как вид спорта, как вид туризма или досуга. Сегодня в Кубке «Америки» мы имеем китайскую и корейскую команды — это те страны, которые в настоящее время стремительно развивают яхтенную индустрию и инфраструктуру…

Yves Carcelle
Родился 18 мая 1948 года. Окончил Высшую политехническую школу в Париже и  Европейский институт делового администрирования (INSEAD). В компанию пришел в  1989 году на позицию директора по стратегическому планированию, через год занял пост президента и исполнительного директора. За время работы Ива Карселя обороты Louis Vuitton выросли в 10 раз.

— Да, но соревнования не привлекают так много зрителей, как это бывало ранее на регатах Кубка «Америки» и Louis Vuitton Cup.

— Ну пока мы только пробуем новый формат и новый класс яхт. Никто не знал как это будет и к чему приведет. Когда Oracle Racing заявила, что следующий розыгрыш Кубка пройдет на многокорпусниках, мало кто отнесся к этому без скепсиса.

— Да и сейчас критики по-прежнему немало. Мир разделился на два лагеря — тех кто за «новый» America’s Cup и тех, кто против…

— Да, но теперь контуры будущего розыгрыша стали реальными, люди увидели реальные лодки, а не прототипы, реальные гонки, которые на самом деле захватывают дух. Кроме того, мы отдаем немало на откуп телевидению, и в этом смысле многокорпусники гораздо более зрелищны.  Я уверен, что с новым форматом America’s Cup нас ждет успех. Не забывайте, у нас есть еще 2 года до  финала America’s Cup — и это хороший срок, чтобы довести дело до совершенства. То, что я увидел здесь в Кашкайше  —  огромные скорости, непредсказуемость гонок —  произвело на меня неизгладимое впечатление. Я  говорил со шкиперами команд, и им нравится новый класс яхт America’s Cup, так что, я думаю, они начнут формировать положительное мнение о Кубке в своих странах.

— Как вы думаете, будет ли парусная тема популярна в моде в  ближайшие годы?

— Я думаю, что новаторство должно сыграть свою роль и мы увидим новые команды, страны и города, вовлеченные в регаты Кубка «Америки», а вместе с ним в парус в целом. Безусловно, это отразится и в модных тенденциях.
— Что такое Россия для Louis Vuitton?

-Это особый рынок, особый регион для нашей компании, который мы еще открываем для себя. На сегодня у нас есть магазины в трех городах — Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Следующим городом, мы думаем, станет Сочи.

— Вы считаете возможным проведение одной из регат America’s Cup  World Series в России?

— Да, почему бы и нет? Я думаю в вашей стране возможно все, главное чтобы появилось желание с той стороны. Мы только в начале пути, и я думаю, в каждой стране мы найдем оптимальный путь для популяризации регат America’s Cup.

— Расскажите, пожалуйста, по-подробнее о лодке, которую Вы реставрировали.

— Ну это особая история, занявшая два года моей жизни. Это моя первая яхта. Я часто провожу каникулы в море ная яхте с семьей, для этого беру яхты в  чартер. Но мне всегда хотелось иметь свою, особенную. И я нашел ее в Калифорнии. Это — настоящее произведение искусства. Гафельный йол Runa IV был построен датским дизайнером Герхардом Питером Ронном в 1918 году. Лодка очень интересная, без единой лебедки. Она досталась мне жутко переделанной и в плохом состоянии, так что пришлось немало потрудиться, чтобы вернуть ей первоначальный вид. В реставрационных работах я задействовал несколько верфей  в Британии и Франции. Думаю участвовать на ней в регате Les Voiles de St Tropez.

— Будете шкипером?

— К сожалению, нет. Louis Vuitton требует много внимания и времени, так что я буду присутствовать на лодке лишь в паре-тройке гонок. И только как член экипажа.

— Кто для Вас лично яхтсмен всех времен и народов?

— Поскольку мы находимся в контексте America’s Cup, я бы сказал, что это Расселл Куттс, выигравший Кубок » четырежды.

— Какой момент за всю историю Louis Vuitton и America’s Cup вам запомнился больше других?

— Все регаты и каждая отдельная гонка были прекрасны. Но все же один эпизод потряс меня до глубины души — когда в Сан-Диего в 1995 году австралийская лодка сломавшись пополам ушла под воду в течение буквально двух-трех минут. Мы друзья с Джоном Бертраном (шкипером утонувшей яхты oneAustralia прим MainSail.Ru), я  видел как на протяжении 2 или 3 лет команда работала, строила лодку, тренировалась каждый день. А тут такое…Было очень тяжело смотреть, как плоды огромных трудов на глазах уходят под воду. Кстати позже, на пресс-конференции Джон сказал всего лишь, мол, такова жизнь — настолько мужественно и спокойно он  принял удар судьбы. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от тех событий. И  когда мы говорим о самых высоких ценностях в парусном спорте, я вспоминаю Джона  — для меня он символизирует высшие качества в парусе.

— Что такое роскошь по-вашему? 

Поначалу, приходя в новые страны, мы замечали, что отношение к роскоши там было специфическим, карикатурным. И только спустя время приходит настоящее понимание того, что на самом деле кроется за этим понятием. И если раньше роскошью считалось все, что дорого, то теперь роскошью становится только то, что несет реальную ценность.