Что-то вроде FAQ для отъезжающих

Начался новый сезон, и снова возникли старые вопросы. Что с собой брать в поездку, а что не брать. Что есть, что надеть. Чем заняться и чего не стоило бы делать. Чем рассылать советы по десяткам емейлов, мы публикуем обычные ответы на стандартные вопросы. Если у вас есть, что добавить, пожалуйста присылайте.

Настало время написать новый текст, в котором ответить на самые часто задаваемые вопросы тех, кто первый раз идет на яхте.

Яхта

Яхты, которые сдаются в аренду (в нашем случае), все довольно похожи друг на друга. Все они могут управляться одним человеком.

Яхта может быть 2−х, 3−х, 4−х и 5 каютной. Уже в 3−х каютных яхтах делают два санузла. Это туалет и душевая кабина с холодной и горячей водой.

Центральное место на яхте занимает салон и камбуз (кухня). Тут плита, холодильник, раковина, шкафчики для посуды, для хранения продуктов и т.д.

Места плаваний

Самые развитые регионы чартера яхт это Средиземноморье, Канары, Карибы, Сейшелы, Таиланд.

Время и порядки

Чартер яхт (аренда, бербоат-чартер — аренда яхты без экипажа) это большой бизнес, в который вовлечены тысячи яхт и людей. Работать это может только системно. Яхты сдаются по неделям. Поэтому начало аренды яхты — суббота, завершение аренды — пятница. Исключения возможны, но редки.

Предыдущие яхтсмены-арендаторы покидают яхту в субботу рано утром. Сотрудникам чартерной компании необходимо успеть яхту тщательно помыть, восполнить потери (разбитые случайно стаканы и т.д.), принести новое белье и т.д. Обычно, все делается очень быстро и слаженно. Однако иногда, на яхте может оказаться сломанным какое-либо оборудование и его ремонт или замена займет больше времени. Поэтому, на всякий случай, в контракте указывается время начала аренды 17.00 субботы. Таким образом, вы грузитесь на свою яхту около 17.00. Впрочем, если все готово, вас пустят на лодку раньше. Дальше вы должны принять яхту, то есть провести процедуру cheсk-in.

Вы выходите в море и делаете, что хотите.

Привести яхту обратно, заправить бак соляркой и пришвартовать к родному причалу вы должны в 17.00 в пятницу. Менеджер компании примет у вас лодку (check-out) и вернет депозит. На этом аренда заканчивается, но, почти всегда, вы можете остаться на лодке до утра субботы, когда рано утром на борт поднимется персонал для уборки яхты, а вы выгрузите свой багаж на пирс и будете ждать такси.

Check-in

Менеджер чартерной компании обязан показать вам устройство яхты и ответить на все вопросы. Плохие чартерные компании стараются скрыть недостатки своих яхт, а иногда и мошенничают со страховым депозитом. Нормальные чартерные компании полностью показывают лодку и не стесняются наличия мелких неисправностей, если их значение не существенно для безопасного и комфортабельного плавания.

Check-in с вашей стороны проводит опытный шкипер и писать здесь про это подробно смысла нет.

Страховой депозит

Яхта полностью застрахована. Клиент рискует лишь страховым депозитом от 700 до 2000 евро. Это страховая франшиза. Если вы повредили оборудование лодки на 400 (к примеру) евро, то с вас возьмут 400 евро. Если на 10 000 евро, то с вас возьмут лишь ваш страховой депозит, а остальное покроет страховая компания.

Встречается «невозвращаемый депозит» — вы платите 150 — 200 евро и больше ничем не рискуете. Но эти деньги вам не вернут.

Шкипер

Шкипер, это почти тоже самое, что капитан. Но в силу ряда исторических причин, профессионалы предпочитают слово шкипер. Шкипер управляет яхтой.

Шкипер — это не персональный водитель. Это не обслуга и не повар. Шкиперы бывают разные, но в любом случае это персона, которая отвечает за людей и за лодку. Хороший шкипер одновременно и инструктор, и гид.

Маршрут

Яхта может идти днем и ночью. За неделю можно пройти, если постараться до 600 миль. Но это редкость. Как правило, маршрут планируют так, чтобы выходить в море утром, проходить миль 20 — 50, а к вечеру заходят в марину или в бухту на якорную стоянку. В таком режиме за неделю получается 200 — 300 миль. Некоторые любят ходить по ночам (звезды и все такое), некоторые не любят. Делайте, как хотите.

Погода

В «хорошую» погоду ходить на яхте приятнее, чем в «плохую». Хотя вкусы у людей разные. В средний и высокий сезон в «чартерных» регионах обычно солнечно и тепло.

Ветер измеряется в узлах. Если ветер менее 6 — 7 узлов, то поднимать паруса иногда не имеет смысла. Скорость будет очень небольшая, и мы просто не успеем реализовать все свои планы. Начиная с 9 узлов — это уже вполне приятное времяпрепровождение под парусом. 17 — 20 узлов — ветер уже достаточно свежий. Яхта идет с креном. Для того, чтобы ходить в 30 — 40 узлов нужно иметь уже какой-то опыт и рассказывать здесь об этом подробно не имеет смысла. 50 узлов это уже экстрим, больше 60 — борьба за выживание.

В высокий сезон ветер больше 40 бывает очень редко.

Высота волны может быть от 0 до 5 метров. Как правило 0,5 — 2 метра.

Наши яхты всепогодные и без ограничения района плавания.

Еда

Еда закупается обычно одновременно с процедурой приемки лодки. Имеет смысл заранее составить список продуктов. При этом решите, как часто вы будете ужинать в ресторанах на берегу, а когда на лодке. Обычно неопытные люди покупают еды в путешествие больше, чем могут съесть.

Нужно брать простые продукты, которые легко приготовить во время качки (как один из вариантов), такую еду, которую готовить не нужно (нарезки и т.д.). Но не стоит этим ограничиваться. На якорной стоянке в тихой бухте всегда кому-топриятно приготовить гастрономический шедевр, а кому-то его съесть.

Обязательно надо иметь запас воды в бутылках больше, чем в обычном сухопутном режиме.

Медикаменты

На яхте есть аптечка первой помощи. Свою аптечку надо взять с собой. Не рассчитывайте что-то купить на месте. Как правило, на медикаментах в Италии, Турции, Франции и т.д. нет надписей по-английски. Понять, что это такое просто не возможно. Поставьте шкипера в известность о своих заболеваниях (диабет, сердце и т.д.). Не обязательно это делать при всех, но шкипера предупредите. Если станет плохо, то он хотя бы будет в курсе, что происходит.

Обязательно не забудьте крем от солнца с индексом не менее 30.

Морская болезнь

Морской болезни подвержены все, но в разной мере. Предсказать, как будет себя вести организм невозможно. Люди, которых укачивает даже в лифте, могут прекрасно себя чувствовать на яхте при любом волнении, и наоборот, человек, который никогда не сталкивался с этой проблемой на суше, может быть неприятно удивлен в море.

Большинство людей полностью адаптируется на второй или на третий день.

От морской болезни есть таблетки, специальные пластыри. Некоторым помогает алкоголь, некоторым горячая еда, кому-тосон. Все индивидуально.

Одежда

В море может быть несколько прохладнее, чем на берегу. Поэтому одежда должна быть с небольшим запасом в этом смысле. На летний сезон, если у вас нет профессиональной яхтенной одежды, берите непромокаемую куртку, флис. По палубе можно ходить или в кроссовках или в специальной палубной обуви (30 — 130 евро). Можно в сандалиях, но только если пальцы надежно защищены. Пожалуйста, никаких шлепанцев (типа «ни шагу назад») или «вьетнамок»! Это прямой путь к травматизму.

На сильное солнце берите рубашки или майки с длинным рукавом, крем помогает не всегда. Обязательно кепка или что-тоеще на голову. (Можно даже, в крайнем случае,  «капитанскую» фуражку, если это соответствует вашему представлению о хорошем вкусе).

Темные очки обязательны. Фильтр не ниже индекса 3. Это не для красоты, это средство безопасности — солнце сильное.

Остальное — обычный набор. Стоит еще купить специальные шкотовые перчатки, по неопытности можно здорово повредить ладони, работая с парусами. В Москве предложение скудное, почти всегда можно купить уже в марине.

Опасности

На море регулярно случаются трагедии. Чтобы их избежать надо знать и выполнять определенны правила.

Самое опасное, что может случиться с человеком — падение за борт и удар гиком по голове. Самое опасное, что может случиться с лодкой — пожар.

Про правила безопасности вам расскажет шкипер перед первым выходом в море, а потом будет напоминать их при каждом необходимом случае.

На лодке нельзя бегать (если вы не в регате) и нельзя прыгать — можно сломать ногу-руку.

Нельзя ходить босиком — стукнетесь пальцем о какую-нибудь железяку, будет больно.

Неприятности

По неопытности можно создать себе массу проблем. Не будем тут все расписывать, просто перечислим.

— Неправильное обращение с лодкой и, как следствие, поломки и травматизм. Слушайте, что говорит шкипер и, не стесняйтесь задавать вопросы.

— Отравления. Не экспериментируйте с едой больше необходимого.

— Солнечный удар.

— Солнечные ожоги.

— Ветром унесло кепку. Нужно привязать веревочкой.

— За борт упали очки или кто-то на них сел и раздавил. Без комментариев.

— Засорился туалет и приходится всю магистраль разбирать, наслаждаясь запахом и содержимым. В унитаз НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ БРОСАТЬ! Совсем ничего. Помните, что засоряют одни, а чинят все это другие.

— При заправке топливом и водой не надо путать водяной бак с баком для солярки, горловины выглядят одинаково. Можно испортить воду, а можно двигатель. Случаи были.

— За борт падают нужные и дорогие предметы.

— Вы не привыкли к качке и можете прищемить себе палец дверью, чего на суше никогда бы не случилось.

— На винт наматываются какие-то веревки. Приходится нырять и срезать.

— Кончилась в баках пресная вода. Кто-то считает, что душ минут на 40 — это быстренько умыться. Пополнить запас воды можно не везде. Вода экономится! Даже если кажется, что «с такой головой я на людях появиться не могу!»

Не стоит мыть посуду, меланхолично глядя на струю воды.

— Загрязнение окружающей среды. Во многих местах это очень серьезно. Речь идет не только о пролитой в море солярке и фекальных водах, но и просто картофельные очистки за бортом могут привести к большому штрафу.

Правила поведения

— Для палубы одна обувь, для берега другая. Если вы пришли на яхту, а яхтенная обувь на дне рюкзака, просто снимите ботинки у трапа и пройдите на яхту босиком. Это в порядке вещей.

— Не берите с собой твердые большие чемоданы. Их трудно разместить на лодке.

— Лодки стоят в марине бортами друг к другу, но не стоит заглядывать в тарелки людям с соседней лодки. Поздоровались и достаточно. Ничто не мешает общению, но все только по обоюдному согласию. Наши соотечественники часто стесняются и ни с кем не здороваются. Выглядит это не очень.

— В марине не стоит шуметь сверх необходимого.

— Вы вышли в море, мимо вас проходят другие яхты. Принято друг друга приветствовать.

— Отвратительно выглядит, когда на красивой яхте находятся люди неряшливо или неподобающе одетые. Сильно портит картину. Думайте сами.

— В маринах и на якорных стоянках необходимо переключить туалет в режим слива в холдинг танк. Это когда какашечки сливаются из унитаза не за борт, на головы купающимся людям, а в специальную цистерну. Отойдя от берега на 12 миль (это не так уж далеко) следует открыть специальный клапан и содержимое цистерны сольется в море.

– И еще раз: В унитаз нельзя ничего бросать, кроме отходов человеческого организма!

— В маринах и даже на небольших причалах обычное есть нормальный туалет (а в Турции это вообще храмы санитарии) и душ. Бывают и прачечные. Пользуйтесь ими, даже если это стоит каких-то маленьких денежек.

— После прихода из моря принято лодку помыть. Это традиция. Взять шланг и помыть лодку водой, иногда с мылом.  Но и помните, что не везде это можно и нужно делать, чтобы потом не пришлось купаться в смытой за борт мыльной пене.

— Не надо вешать на лодке пиратский флаг.

— Нельзя вешать на лодке военно-морской флаг.

Развлечения

По мне в море и так полно развлечений, чтобы брать туда еще что-то, к примеру, книги. Но многие берут. Договоритесь, чтобы на лодке был хотя бы один ноутбук. У вас будет почта и интернет (не везде, впрочем), но главное будет куда сгружать фотографии. А фотографий получается много.

Берите ласты и маску, когда вода теплая.

От того, как вы придумаете и организуете жизнь на своей яхте полностью зависят ваши впечатления от поездки и ее успех.

Хорошего плавания.

Яндекс.Метрика