Там делают Swan
Яхты верфи Nautor’s Swan заслужили любовь и признание нескольких поколений яхтсменов. Причем не только тех, кто владеет такой яхтой. Исключительность Swan подтверждается их надежностью, долголетием и немногочисленностью. О яхтах Swan с места их рождения и со слов их создателей.
Производство яхт Nautor’s Swan находится на севере Финляндии. Затерянный среди лесов Остроботнии небольшой городок Якобстадт (это шведское название города, а по-фински он называется Пиетарсаари) – колыбель финской судостроительной индустрии. Первый финский корабль, совершивший трансатлантическое плавание, был спущен на воду именно в Якобстадте. Остроботния славилась своими плотниками, голландцы привезли сюда технологии строения деревянных судов – так в этих краях родилась судостроительная отрасль, которая начала развиваться быстро и масштабно. И к XVIII веку Якобстадт стал центром финского судостроения.
Места здесь суровые – зимние температуры нередко опускаются до -30, а северная часть Ботнического залива около полугода скрыта под пятиметровым слоем льда. Но это не мешает местным судостроителям продолжать традиции предков.
История Nautor’s Swan
Основатель верфи Nautor’s Swan Пекка Коскенкыла (Pekka Koskenkyla), был уверен в успехе своей идеи и убедил одну и самых известных американских дизайнерских компаний Sparkman & Stephens сотрудничать с ним и создавать лодки. Стеклопластиковая Swan 36 стала первым проектом верфи. Спустя 48 лет копания, построившая ее, превратилась в один из самых уважаемых в парусном мире брендов. Та самая первая Swan 36 (на фото) теперь стоит в одном из цехов верфи, а ее название Tarantella теперь кажется пророческим – сегодня верфью управляют итальянцы. Но об этом чуть позже.
В сотрудничестве со Sparkman & Stephens было построено около 100 яхт, в том числе легендарная Swan 65, одна из которых – Sayula II – выиграла первую кругосветную гонку Whitbread Round the World Race в 1973/74 гг. Благодаря этой и другим победам Swan заслужили репутацию надежных и быстрых гоночных лодок. Чуть позже Nautor’s Swan сотрудничала с другим именитым дизайнером Роном Холландом. А в 1981 году началась новая эра взаимодействия с архитектурным бюро Германа Фрерса, которое продолжается и по сей день.
В 1998 году контроль над компанией перешел к Леонардо Феррагамо. Новый инвестор увлечен парусом сам и, продолжая традиции заложенные основателем верфи, вывел бренд Nautor’s Swan на новый уровень. Как сказал в одном из интервью Феррагамо: “Я так люблю лодки, что купил целую верфь”.
Следующий этап начался в 2001 году, когда появились монотипные классы Swan 45 и Swan 42. Это направление получило развитие спустя 10 лет, появлением еще одного класса one-design Gazprom Swan 60, который с каждым годом набирает силу.
Структура Nautor’s Swan
Все производство сосредоточено в Финляндии вокруг Якобстадта. На трех фабриках работает около 250 человек. Представительский офис Nautor«s Swan находится во Флоренции (Италия). С компанией работают около 20 агентств по всему миру, но верфь также намерена расширить свое присутствие на основных рынках путем создания региональных дочерних компаний – Nautors Swan USA, Nautors Swan North Europe, Nautors Swan Mediterranean и Nautors Swan Asia.
Концепция Nautor’s Swan и планы по развитию
О том, что происходит на верфи и что делает яхты Swan уникальными рассказал исполнительный директор компании Энрико Киеффи. Сам Киеффи в прошлом профессиональный яхтсмен, он был чемпионом мира в 1985 года в классе 470 и 1996 в классе “Звездный”, в качестве тактика Il moro di Venezia участвовал в Кубке „Америки”.
Энрико Киеффи: Я гонялся с Леонардо Феррагамо на лодках Mumm 36, и в один прекрасный день он спросил меня, хочу ли я поучаствовать в одном безумно интересном проекте. Так 16 лет назад, когда Феррагамо получил контроль над Nautor”s Swan, я присоединился к проекту. Моя первая задача была организовать Swan Cup, затем я стал директором по маркетингу, коммерческим директором и, наконец, 3 года назад я стал управляющим директором компании. И сейчас много времени я провожу во встречах с клиентами, существующими и потенциальными.
Исторически Swan — это комбинация свойств. Если говорить коротко, то это мореходность, скорость, удовольствие от сейлинга, стиль и комфорт. Любая из Swan — сбалансированна в этих терминах.
[wp_ad_camp_3]
В целом мы успешно продаем наши лодки, но, конечно, как и почти вся яхтенная индустрия, мы испытали на себе последствия мирового экономического кризиса. В настоящее время мы видим восстановление рынка, особенно в сегменте больших яхт. Наиболее активным для нас сейчас является рынок США, это послекризисный триггер индустрии в целом. Мы также ожидаем начало роста в Европе в ближайшее время. Рынок маленьких яхт также вскоре начнет восстанавливаться, по нашим ожиданиям.
Сегодня компания строит semi-custom яхты по индивидуальным заказам. Модельный ряд составляют яхты от 53 до 115 футов. Основной материал производства — углекомпозит.
Концепция кастомизации основывается на базовых элементах платформы — корпус, надстройка, киль, руль (рули), мачта, гик, инженерные и навигационные системы, планировка и отделка интерьеров. Например, надстройка может быть трех типов в зависимости от высоты салона. В некоторых моделях клиент может выбрать подъемный, телескопический или фиксированный киль.
Мы не беремся строить яхту с нуля, но предлагаем достаточную свободу в рамках наших моделей. Nautor’s Swan – не верфь, это бренд.
Строительство лодки длится по меньшей мере год для моделей меньшего размера и 2 года для больших. Сегодня мы принимаем заказы на 2016−2017 год.
Мы инвестировали много средств и времени в разработку новых моделей. Только что мы спустили на воду первый корпус 105−футовой яхты, которая разрабатывалась 2 года. В прошлом году мы начали разработку Swan 115, и на сегодня мы имеем заказы на 3 первых корпуса этой модели и обсуждаем с потенциальными клиентами 4−й и 5−й экземпляры. Интересно, что в настоящий момент мы продаем больше крупных яхт, чем маленьких не только в терминах денег, но и в единицах.
Для нас главная проблема кризисного периода – нестабильность. Непрерывность производственного процесса — наиболее важный аспект для нас, и имеено ее наиболее трудно поддерживать в кризисные периоды. В таких условиях трудно прогнозировать загрузку мощностей и управление компанией. Но инвестиции, сделанные в производство во времена кризисов, имеют очень важную роль. У нас есть все оборудование (печи, деревооорабатывающие станки, квалифицированный персонал) чтобы работать независимо, без привлечения аутсорсинговых ресурсов. Это обязывает нас иметь постоянный поток заказов. Но это обеспечивает и высочайший уровень качества работ, который давно стал синонимом Swan
Производство Nautor’s Swan
„Красивые лодки всегда быстры”, — говорит директор по производству Nautor’s Swan Кель Весто (Kjell Vesto). — „Возможности нашей верфи довольно обширны, и каждая яхта, выпускаемая нашей компанией, уникальна“.
В Nautor’s Swan понимают, насколько важно оптимизировать лодку под ее задачи, будь то семейный круизер или гоночная яхта для професссиональных офшорок. Практически все работы по строительству яхт компания производит на своих площадках и силами своих мастеров, в то время как многие другие верфи, производящие яхты в том же сегменте, отдают значимую часть работ аутсорсинговым фирмам.
Для создания матриц используются высокопроизводительные роботы. На создание матрицы корпуса уходит около 17 недель, формование корпуса лодки занимает 4−6 недель. Корпуса, переборки, надстройка лодок и другие детали (кроме Swan 53 и Swan 66, которые строятся из стекловолоконного композита) выполняются из углепластикового композита по технологии pre preg или Sprint. В первом случае армирующий материал уже пропитан смолой, второй состоит из армирующей ткани и катализированной полимерной пленки.
Коротко, процесс формования выглядит следующим образом. Отрезки препрега или спринта в несколько слоев выкладываются на матрицу изделия, затем выкладывается слой панелей ПВХ высокой плотности, затем выкладывается еще несколько слоев карбонового препрега. Полученный „сандвич“ укрывается вакуумным мешком и отправляется в автоклав, где нагревается до нужной температуры (она зависит от типа препрега). При нагреве смола становится текучей и препрег принимает форму матрицы. Дальнейшее нагревание приводит к затвердеванию изделия. Преимущества такой технологии налицо: малый вес, высокая прочность и высокая сопротивляемость усталости. В активе OY Nautor AB несколько печей, размеры крупнейшей из которых позволяют „выпекать» корпуса до длиной до 40 м.
Иногда клиенты просят сделать корпус из “гибридного” композита – снаружи стеклокомпозит, внутри – углепластиковый. Так корпус получается менее шумным и менее хрупким с точки зрения механических повреждений, но более тяжелым. Такой гибрид делается только для круизных моделей и только по спец-заказу.
Готовый корпус отправляется в сборочный цех, где монтируются инженерные и системы жизнеобеспечения, а также устанавливаются основные элементы интерьера.
После того, как корпус лодки спущен на воду, установлена мачта и палубное оборудование, начинается тестирование яхты в море, настройка и проверка инженерных систем, парусов и такелажа и производится окончательная подгонка интерьеров.
Каждая лодка имеет своего собственного “внутреннего владельца” – менеджера проекта, который контролирует „свою“ лодку от процесса к процессу и слдит за тем, чтобы она была построена вовремя, в рамках бюджета и с необходимым уровнем качества.
[wp_ad_camp_3]
Интерьеры Nautor’s Swan
Дизайнерский подход к интерьерам соответствуют общей концепции Swan – они легкие во всех смыслах, открытые, современные и с большим количеством естественного освещения. Для создания интерьеров используются легкие сендвичевые панели, выполненные на основе ПВХ и шпонированные ценными сортами дерева. Специалисты копании проводят не один месяц в поисках наилучшего по качеству сырья. В частности, тик поставляется из Бирмы. В отделке также используются дуб, красное дерево, кориан, кожа, винил, разные виды текстиля.
Руководитель отдела дизайна интерьеров Хейни Густафссон: Каждая модель модель Nautor’s Swan предполагает несколько вариантов планировки, будущий владелец может выбрать один из предложенных вариантов или взять его за основу для дальнейшей модификации под свои нужды. Как-то раз клиент попросил установить на лодке большое зеркало размером 2х1 м, а за ним спрятать TV-панель. На лодке, которая по определению будет ходить в условиях большой волны, такое зеркало – это совсем не простая задача, но мы ее решили!
Был также клиент, который просил сделать в мастер-каюте специальное место для своей любимой собаки.
Сегодня мы рисуем интерьеры для 3 суперяхт одновременно, и они получаются настолько разными, что находясь внутри не догадаешься, что это одна и таже модель Nautor’s Swan.
Сервис Nautor’s Swan
Энрико Киеффи: В свое время Форд говорил, что первую машину продает сейлзмен, вторую — сервисмен. В мире ходит чуть больше 2000 яхт Swan, и мы считаем своей обязанностью поддерживать высокий уровень послепродажного сервиса для наших клиентов. Растет число больших Swan, а это значит, что через некоторое время они потребуют правильного обслуживания и ремонта. Поэтому мы инвестировали средства в создание мировой сети авторизованных Swan-сервисов. И это еще один дополнительный аргумент в пользу покупки яхты Swan.
Важный элемент — тиковая библиотека. У нас есть образцы материалов каждой построенной на верфи лодки. Поэтому если когда-нибудь встанет вопрос о замене или ремонте части интерьеров, всегда можно обратиться к этой библиотеке, с тем чтобы найти дерево, максимально подходящее по цвету и тону к оригиналу.
Конкуренты Nautor’s Swan
Энрико Киеффи: “В сегменте маленьких лодок (до 66 футов) – это верфи производящие лодки топового уровня, такие как X-yachts, Halberg-Rassy, Oyster, Grand Soleil. Наши лодки более дорогие, но потенциальные клиенты могут рассматривать указанные брэнды как альтернативу.
В сегменте средних размеров (66−90 футов) мы не видим прямых конкурентов. Разве что это могут быть верфи, строящие custom-яхты и, в основном, в США. В Европе это, разве что, Oyster, но лодки этой верфи более круизные.
В большом сегменте (свыше 90 футов) наши конкуренты – верфи строящие custom-яхты, такие как Baltic, Southern Wind, Vitters. Wally, к сожалению, больше нам не конкуренты, так как они строят лодки на чужих площадках.
В целом наши возможности по кастомизации лодок позволяют нашей компании расти в сегменте макси-яхт, где всегда первую скрипку играли именно производители castom-яхт.
Клуб и регаты Nautor’s Swan
Nautor’s Swan – больше чем яхта. Swan — это еще и элитарный клуб, со своими привилегиями, регатами и фестивалями. Это и Rolex Swan Cup, который проводится на Сардинии, и Nord Stream Race в монотипном классе Gazprom Swan 60, регаты в класах Swan45 и Swan 42, а также новая инициатива Swan American Challenge — Newport – Bermuda Race.
С момента основания верфь построила немногим более 2000 яхт, и каждый новый обладатель Swan автоматически становится членом этого закрытого сообщества страстных ценителей Swan.
Это был первый „брендовый“ клуб, — говорит директор по маркетингу компании Дженифер Холл. — „Теперь и другие верфи организуют свои регаты, но мы оказались в этом деле законодателями новой традиции“.
Важно помнить, что с годами яхты Swan, как правило, не дешевеют — цена лодки при ее продаже обычно такая же, как и при ее покупке. Лодки Swan как правило содержатся в хорошем состоянии, а некоторые подвергаются рефиту.
„Около 50% наших клиентов – повторные, и это не первая их яхта Swan“, — продолжает тему Энрико Киеффи. — „Не только экстраординарное качество, но и лояльность клиентов сделали Nautor’s Swan легендарной“.
Видео
[wp_ad_camp_3]