ЛодкиТехно

Там делают Swan

Текст и фото: Евгения Бакунова

Яхты верфи Nautor’s Swan заслужили любовь и признание нескольких поколений яхтсменов. Причем не только тех, кто владеет такой яхтой. Исключительность Swan подтверждается их надежностью, долголетием и немногочисленностью. О яхтах Swan с места их рождения и со слов их создателей.

Производство яхт Nautor’s Swan находится на севере Финляндии. Затерянный среди лесов Остроботнии небольшой городок Якобстадт (это шведское название города, а  по-фински он называется Пиетарсаари) – колыбель финской судостроительной индустрии. Первый финский корабль, совершивший трансатлантическое плавание, был спущен на воду именно в Якобстадте. Остроботния славилась своими плотниками, голландцы привезли сюда технологии строения деревянных судов – так в этих краях родилась судостроительная отрасль, которая начала развиваться быстро и  масштабно. И к XVIII веку Якобстадт стал центром финского судостроения.
Места здесь суровые – зимние температуры нередко опускаются до -30, а северная часть Ботнического залива около полугода скрыта под пятиметровым слоем льда. Но  это не мешает местным судостроителям продолжать традиции предков.

История Nautor’s Swan

Tarantella, Nautor’s Swan, Finland, 2014 ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

Основатель верфи Nautor’s Swan Пекка Коскенкыла (Pekka Koskenkyla), был уверен в успехе своей идеи и убедил одну и самых известных американских дизайнерских компаний Sparkman & Stephens сотрудничать с ним и создавать лодки. Стеклопластиковая Swan 36 стала первым проектом верфи. Спустя 48 лет копания, построившая ее, превратилась в один из самых уважаемых в парусном мире брендов. Та самая первая Swan 36 (на фото) теперь стоит в одном из  цехов верфи, а ее название Tarantella теперь кажется пророческим – сегодня верфью управляют итальянцы. Но об этом чуть позже.

В сотрудничестве со Sparkman & Stephens было построено около 100 яхт, в  том числе легендарная Swan 65, одна из которых – Sayula II – выиграла первую кругосветную гонку Whitbread Round the World Race в 1973/74 гг. Благодаря этой и другим победам Swan заслужили репутацию надежных и быстрых гоночных лодок. Чуть позже Nautor’s Swan сотрудничала с другим именитым дизайнером Роном Холландом. А в 1981 году началась новая эра взаимодействия с архитектурным бюро Германа Фрерса, которое продолжается и по сей день.

В 1998 году контроль над компанией перешел к Леонардо Феррагамо. Новый инвестор увлечен парусом сам и, продолжая традиции заложенные основателем верфи, вывел бренд Nautor’s Swan на новый уровень. Как сказал в одном из  интервью Феррагамо: “Я так люблю лодки, что купил целую верфь”.

Следующий этап начался в 2001 году, когда появились монотипные классы Swan  45 и Swan 42. Это направление получило развитие спустя 10 лет, появлением еще одного класса one-design  Gazprom Swan 60, который с каждым годом набирает силу.

Структура Nautor’s Swan

Все производство сосредоточено в Финляндии вокруг Якобстадта. На трех фабриках работает около 250 человек.  Представительский офис Nautor«s Swan  находится во Флоренции (Италия). С компанией работают около 20 агентств по  всему миру, но верфь также намерена расширить свое присутствие на основных рынках путем создания региональных дочерних компаний – Nautors Swan USA, Nautors Swan North Europe, Nautors Swan Mediterranean и Nautors Swan Asia.

Концепция Nautor’s Swan и планы по развитию

Nautor’s Swan, Finland, 2014 ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

О том, что происходит на верфи и что делает яхты Swan уникальными рассказал исполнительный директор компании Энрико Киеффи. Сам Киеффи в прошлом профессиональный яхтсмен, он был чемпионом мира в 1985 года в классе 470 и 1996 в классе “Звездный”, в  качестве тактика Il moro di Venezia участвовал в Кубке „Америки”.

Энрико Киеффи:  Я гонялся с  Леонардо Феррагамо на лодках  Mumm 36, и в один прекрасный день он спросил меня, хочу ли я поучаствовать в одном безумно интересном проекте. Так 16 лет назад, когда Феррагамо получил контроль над Nautor”s Swan, я присоединился к  проекту. Моя первая задача была организовать Swan Cup, затем я стал директором по маркетингу, коммерческим директором и, наконец, 3 года назад я стал управляющим директором компании.  И сейчас много времени я провожу во  встречах с клиентами, существующими и потенциальными.

Исторически Swan — это комбинация свойств. Если говорить коротко, то это  мореходность,  скорость, удовольствие от  сейлинга, стиль и комфорт. Любая из Swan — сбалансированна в этих терминах.

В целом мы успешно продаем наши лодки, но, конечно, как и почти вся яхтенная индустрия, мы испытали на себе последствия мирового экономического кризиса. В  настоящее время  мы видим восстановление рынка, особенно в сегменте больших яхт. Наиболее активным для нас сейчас является рынок США, это послекризисный триггер индустрии в целом. Мы также ожидаем начало роста в  Европе в ближайшее время. Рынок маленьких яхт также вскоре начнет восстанавливаться, по нашим ожиданиям.

Сегодня компания строит  semi-custom яхты по  индивидуальным заказам. Модельный ряд составляют яхты от 53 до 115 футов. Основной материал производства — углекомпозит. 

Концепция кастомизации основывается на базовых элементах платформы — корпус, надстройка, киль, руль (рули), мачта, гик, инженерные и навигационные системы, планировка и отделка интерьеров. Например, надстройка может быть трех типов в зависимости от высоты салона. В некоторых моделях клиент может выбрать подъемный, телескопический или фиксированный киль.
Мы не беремся строить яхту с нуля, но предлагаем достаточную свободу в рамках наших моделей. Nautor’s Swan – не верфь, это бренд.   

Строительство лодки длится по меньшей мере год для моделей меньшего размера и 2 года для больших. Сегодня мы принимаем заказы на  2016−2017 год.

Мы инвестировали много средств и времени в  разработку новых моделей. Только что мы спустили на воду первый корпус 105−футовой яхты, которая разрабатывалась 2 года. В прошлом году мы начали разработку Swan 115, и на сегодня мы имеем заказы на 3 первых корпуса этой модели и обсуждаем с потенциальными клиентами 4−й и 5−й экземпляры. Интересно, что в настоящий момент мы продаем больше крупных яхт, чем маленьких не только в  терминах денег, но и в единицах.

Для нас главная проблема кризисного периода –  нестабильность. Непрерывность производственного процесса — наиболее важный аспект для нас, и имеено ее наиболее трудно поддерживать в кризисные периоды. В  таких условиях трудно прогнозировать загрузку мощностей и управление компанией. Но инвестиции, сделанные в производство во времена кризисов, имеют очень важную роль. У нас есть все оборудование (печи, деревооорабатывающие станки, квалифицированный персонал)  чтобы работать независимо, без привлечения аутсорсинговых ресурсов. Это обязывает нас иметь постоянный поток заказов. Но  это обеспечивает и высочайший уровень качества работ, который давно стал синонимом Swan

Производство Nautor’s Swan

Nautor’s Swan, Finland, 2014 ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

Красивые лодки всегда быстры”, — говорит директор по производству Nautor’s Swan Кель Весто (Kjell Vesto). — „Возможности нашей верфи довольно обширны, и каждая яхта, выпускаемая нашей компанией, уникальна“.

В Nautor’s Swan понимают, насколько важно оптимизировать лодку под ее  задачи, будь то семейный круизер или гоночная яхта для професссиональных офшорок. Практически все работы по строительству яхт компания производит на  своих площадках и силами своих мастеров, в то время как многие другие верфи, производящие яхты в том же сегменте, отдают значимую часть работ аутсорсинговым фирмам.

Для создания матриц используются высокопроизводительные роботы. На создание матрицы корпуса уходит около 17 недель, формование корпуса лодки занимает 4−6  недель. Корпуса, переборки, надстройка лодок и другие детали (кроме Swan 53 и Swan 66, которые строятся из стекловолоконного композита) выполняются из  углепластикового композита по технологии pre preg или Sprint. В первом случае армирующий материал уже пропитан смолой, второй состоит из армирующей ткани и  Nautor’s Swan, Finland, 2014 ©Eugenia Bakunova MainSail.Ruкатализированной полимерной пленки.

 

 

 

 

 

Коротко, процесс формования выглядит следующим образом. Отрезки препрега или спринта в несколько слоев выкладываются на матрицу изделия, затем выкладывается слой панелей ПВХ высокой плотности, затем выкладывается еще несколько слоев карбонового препрега. Полученный „сандвич“ укрывается вакуумным мешком и  отправляется в автоклав, где нагревается до нужной температуры (она зависит от  типа препрега). При нагреве смола становится текучей и препрег принимает форму матрицы. Дальнейшее нагревание приводит к затвердеванию изделия. Преимущества такой технологии налицо: малый вес, высокая прочность и высокая сопротивляемость усталости. В активе OY Nautor AB несколько печей, размеры крупнейшей из которых позволяют „выпекать» корпуса до длиной до 40 м.

Иногда клиенты просят сделать корпус из “гибридного” композита – снаружи стеклокомпозит, внутри – углепластиковый. Так корпус получается менее шумным и  менее хрупким с точки зрения механических повреждений, но более тяжелым.  Такой гибрид делается только для круизных моделей и только по спец-заказу.

Nautor’s Swan, Finland, 2014 ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

Готовый корпус отправляется в сборочный цех, где монтируются инженерные и системы жизнеобеспечения, а также устанавливаются основные элементы интерьера.

После того, как корпус лодки спущен на воду, установлена мачта и палубное оборудование, начинается тестирование яхты в море, настройка и проверка инженерных систем, парусов и такелажа и производится окончательная подгонка интерьеров.

Каждая лодка имеет своего собственного “внутреннего владельца” – менеджера проекта, который контролирует „свою“ лодку от процесса к процессу и слдит за  тем, чтобы она была построена вовремя, в рамках бюджета и с необходимым уровнем качества.

Интерьеры Nautor’s Swan

Nautor’s Swan, Finland, 2014 ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

Дизайнерский подход к интерьерам соответствуют общей концепции Swan – они легкие во всех смыслах, открытые, современные и с большим количеством естественного освещения. Для создания интерьеров используются легкие сендвичевые панели, выполненные на основе ПВХ и шпонированные ценными сортами дерева. Специалисты копании проводят не один месяц в поисках наилучшего по качеству сырья. В частности, тик поставляется из Бирмы. В отделке также используются дуб, красное дерево, кориан, кожа, винил, разные виды текстиля.

Руководитель отдела дизайна интерьеров Хейни Густафссон:  Каждая модель модель Nautor’s Swan предполагает несколько вариантов планировки, будущий владелец может выбрать один из  предложенных вариантов или взять его за основу для дальнейшей модификации под свои нужды. Как-то раз клиент попросил установить на лодке большое зеркало размером 2х1 м, а за ним спрятать TV-панель. На лодке, которая по определению будет ходить в условиях большой волны, такое зеркало – это  совсем не  простая задача, но мы ее решили!
Был также клиент, который просил сделать в мастер-каюте специальное место для своей любимой собаки.
Сегодня мы рисуем интерьеры для 3 суперяхт одновременно, и они получаются настолько разными, что находясь внутри не догадаешься, что это одна и таже модель Nautor’s Swan.

Сервис Nautor’s Swan

Nautor’s Swan, Finland, 2014 ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

Энрико КиеффиВ свое время Форд говорил, что первую машину продает сейлзмен, вторую — сервисмен. В мире ходит чуть больше 2000 яхт Swan, и мы считаем своей обязанностью поддерживать высокий уровень послепродажного сервиса для наших клиентов. Растет число больших Swan, а это значит, что через некоторое время они потребуют правильного обслуживания и  ремонта. Поэтому мы инвестировали средства в создание мировой сети авторизованных Swan-сервисов. И это еще один дополнительный аргумент в пользу покупки яхты Swan. 

Важный элемент — тиковая библиотека. У нас есть образцы материалов каждой построенной  на верфи лодки. Поэтому если когда-нибудь встанет вопрос о замене или ремонте части интерьеров, всегда можно обратиться к этой библиотеке, с тем чтобы найти дерево, максимально подходящее по цвету и тону к  оригиналу.

Конкуренты Nautor’s Swan

Nautor’s Swan, Finland, 2014 ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

Энрико Киеффи:  “В сегменте маленьких лодок (до 66  футов) – это верфи производящие лодки топового  уровня, такие как X-yachts, Halberg-Rassy, Oyster, Grand Soleil. Наши лодки более дорогие, но  потенциальные клиенты могут рассматривать указанные брэнды как альтернативу.
В сегменте средних размеров (66−90 футов) мы не видим прямых конкурентов. Разве что это могут быть верфи, строящие custom-яхты и, в основном, в США. В Европе это, разве что, Oyster, но лодки этой верфи более круизные.
В большом сегменте (свыше 90 футов) наши конкуренты – верфи строящие custom-яхты, такие как Baltic, Southern Wind, Vitters. Wally, к сожалению, больше нам не конкуренты, так как они строят лодки на чужих площадках.
В целом наши возможности по кастомизации лодок позволяют нашей компании расти в  сегменте макси-яхт, где всегда первую скрипку играли именно производители castom-яхт.

 Клуб и регаты Nautor’s Swan

Deck works, Nautor’s Swan, Finland, 2014 ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

Nautor’s Swan – больше чем яхта. Swan — это еще и элитарный клуб, со своими привилегиями, регатами и  фестивалями. Это и Rolex Swan Cup, который проводится на Сардинии, и Nord Stream Race в монотипном классе Gazprom Swan 60, регаты в класах Swan45 и Swan 42, а также новая инициатива Swan  American Challenge — Newport – Bermuda Race.

С момента основания верфь построила немногим более 2000 яхт, и каждый новый обладатель Swan автоматически становится членом этого закрытого сообщества страстных ценителей Swan.
Это был первый „брендовый“ клуб, — говорит директор по маркетингу компании Дженифер Холл. — „Теперь и другие верфи организуют свои регаты, но мы оказались в этом деле законодателями новой традиции“.

Важно помнить, что с годами яхты Swan, как правило, не дешевеют — цена лодки при ее продаже обычно такая же, как и при ее покупке. Лодки Swan как правило содержатся в хорошем состоянии, а некоторые подвергаются рефиту.
Около 50% наших клиентов – повторные, и это не первая их яхта Swan“, — продолжает тему Энрико Киеффи. — „Не только экстраординарное качество, но и лояльность клиентов сделали Nautor’s Swan  легендарной“.

Видео