Школа

Яхтмастер RYA и IYT. Выбор профессионала.

текст:Алексей Панасенко
Фото: автора

MainSail.Ru публикует статью директора яхт-школы Национальной ассоциации шкиперов (RAYS) Алексея Панасенко о том, как он получал квалификацию яхтмастера в двух системах — английской RYA и американской IYT. Первая часть статьи посвящена учебе и сдаче экзамиена в Англии.

Southempton ноябрь 2004

Прибытие и Выбор школы

Быстро пролетели три недели перехода от Греции до Англии. Не в том смысле, что мало показалось, а в том, что мои надежды прочитать все английские книжки по  теории за время перехода растворились, смытые волнами Бискайского залива. Яхта — не лучшее место для изучения теории особенно если она совершает океанский пассаж. Английский джентельмен из иммиграционной службы прибыл на  своем автомобиле за 80 миль в Eastbbourne, куда мы пригнали яхту. Он поднялся на борт с изящным чемоданчиком из которого с видом фокусника извлек ноутбук и  набор штампов. Проверка нашей благонадежности заняла 1 минуту и штамп просвистев в воздухе отпечатал в наших паспортах визу моряка сроком действия на  семь дней.

Всего неделя?! По первоначальным оценкам обучение должно было занять не  менее 10 дней. Все мои планы на получение квалификации RYA рушились, не говоря уже о планах культурной программы в Лондоне. Наш Ирландский капитан Алекс вступился за меня, расписав все мои достоинства как замечательного моряка и  абсолютно надежного человека. Ответ чиновника был категоричен – морская виза выдается сроком только на неделю и продлению не подлежит, однако тут он извлек из бумажника визитную карточку и вручил ее мне — «если при выезде из Англии у  Вас возникнут проблемы, пусть офицер паспортного контроля позвонит мне по этому телефону!» Джентельмен джентельмену верит на слово!

На следующий день я организовал массовый обзвон яхтенных школ. Какие вопросы интересуют русского человека? Как можно получить как можно больше с  минимальными затратами времени и при этом как можно дешевле? Приходится отметить, что разброс в ценах и условиях обучения английских школ на порядок меньше, чем разнообразие, царящее в наших яхтенных школах. Нелегко было определиться с выбором школы тем более что ни одна из них не предлагала сдачи экзамена экстерном, на что я сильно надеялся первоначально. (Халява не  пройдет!)

В конце концов Алекс созвонился с менеджером Южной парусной школы и  договорился насчет прохождения практического курса с последующим экзаменом. Алекс ручался за меня, как за достойного кандидата и пообещал предоставить письменную рекомендацию. Думаю, что только рекомендация яхтмастера RYA вкупе с  моим опытом перехода от Сочи до Греции и от Греции до Англии позволили мне пойти на практический курс без прохождения берегового курса.  (Джентельмен джентельмену верит на слово)

Мне оставалось два дня для завершения своих обязанностей на доставленной яхте и прибытия в Сауфтэмптон к началу занятий. К вопросу о стоимости курса, моего жалования за перегон как раз хватало на оплату обучения и экзамена.

Ученики RYA

От вокзала я взял такси до Океанской Деревни, где и располагается Южная школа. Меня уже ждали. В просторном классе сидели человек 20 учеников, которых распределялись по лодкам. Все иностранцы были собраны в нашем экипаже, и мы были представлены собравшимся как интернациональная команда.

Со мной в экипаже оказалось еще 3 человек: Самый молодой – Боб из Юар. К  своим 23 годам Боб уже года три проработал в чартере на Карибах, прокапитанил пару лет на большой моторной яхте в Испании. Далее Стив из Австралии. Как я  понимаю, он тоже несколько лет чартерил у себя на родине. И самый пожилой и  почтенный член нашей команды – Дэйв — представлял у нас Корону ее Величества. Дэйву по виду было за 50, очень мягкий и интеллигентный человек, он послушно апгрэйдил шаг за шагом десятилетиями свою квалификацию, при этом оставаясь исключительно любителем яхтинга.

В дальнейшем на все время учебы и во время экзамена на борту воцарилась атмосфера сотрудничества и взаимопомощи. Мы все быстро подружились и чуствовали себя командой, о которой и по сей день приятно вспоминать. Все мои однокашники были настроены биться за Yahtmaster Ocean, но все заметно мандражили, как наши студенты в ожидании экзамена. Никто из них не был уверен, что не завалит экзамена. Что же должен был чувствовать я? Очевидно, я был самый неопытный среди них, вдобавок я был в неродной для меня языковой среде. Не стоит и  описывать, как скоро сомнения, терзающие моих друзей, передались и мне. Дело нешуточное – наконец-то начал осознавать я! Впрочем, прожить год на яхте, прийти за тридевять земель к берегам туманного альбиона и вернуться в Россию ни  с чем – это не наш стиль. И я начал с заполнения вступительных форм.

Формальности RYA

Партнерские школы RYA представляют единые требования к кандидатуре на  получение квалификации яхтмастера.

Вот эти требования:

RYA/MCA coastal

30 дней, 2 дня как шкипер, 800 миль, 12 ночных часов, экзамен практический , необходимые сертификаты -УКВ, первая помощь

RYA/MCA offshore

50 дней,   5 дней как шкипер, 2500 миль, 5 переходов свыше 60 миль, включая 2 ночных и 2 как щшкипер, экзамен практический , необходимые сертификаты -УКВ, первая помощь

RYA/MCA ocean

Океанский переход как шкипер или первый помощник, экзамен устный  и  предоставление астронавигационных наблюдений, полученных в море, необходимые сертификаты — сертификат о прохождении берегового  курса  RYA/MCA ocean

Я растерянно смотрел на некоторые пункты вступительной анкеты, и не у кого было спросить: «чЧто это такое, и что туда вписать?». Например First Aid  или VHF сертификат.

Что это за сертификаты и откуда их брать или что вписать в соответствующие графы, если нет у меня этих сертификатов? Как подтвердить свой морской стаж не  имея аккуратно заполненного логбука, какой есть, например, у Боба? По морскому стажу я могу претендовать на яхтмастер оффшор. Но как мне подтвердить стаж и  где мне взять сертификаты VHF и First Aid…

Так или иначе, мои сомнения были замечены менеджером. Он подсел ко мне и  рассказал о сертификатах радиооператора VHF и оказания первой помощи First Aid. Он подтвердил, что без этих документов не может идти речи о присвоении квалификации. Убедившись, что я все правильно понял и что у меня действительно нет требующихся бумаг, он посоветовал мне с пользой провести еще неделю в  учебном центре для прохождения береговых курсов. Значит, домой!- мелькнула мысль.

Я показал свою визу и объяснил что у меня нет этой дополнительной недели. Могу ли я в Москве, пройти эти курсы и прислать сертификаты? – спросил я, цепляясь за последнюю соломинку. «Конечно», — ни секунды не задумываясь дал ответ менеджер.

В качестве подтверждения моего опыта была приложена рекомендация Алекса, на  этом вопрос о зачислении меня на курсы был окончательно решен положительно, и я направился к месту учебы, то есть на лодку.

Флот Южной школы

Учебным судном оказалась 32 футовая старинная Ямаха с румпелем, набором генуй и гротом на латах. Мы с Бобом разместились в носовой каюте, Дэйв со  Стивом на боковых диванчиках салона, а инструктор за шторкой лисей норы, которую условно можно назвать кормовой каютой. Имени инструктора я не запомнил.

Инструктор

Нельзя назвать его старичком. Но запомнился он именно в этом образе. Невысокого роста человек с притухшим взглядом. Он только давал следующее задание кому-нибудь из нас – например так: «Дэйв, не будешь ли ты счастлив подготовить переход до Каус?…спасибо». Далее он просто присутствовал на лодке, редко что-либо комментируя или поясняя.

На третий день Боб со Стивом даже начали потихоньку роптать и проводить социологический опрос остальных членов экипажа на тему, нравится ли вам наш инструктор. Я не участвовал активно в этой акции, ссылаясь на занятость и  плохое знание языка. Я старался освоиться с навигационной обстановкой и  литературой, которая мне потребуется на экзамене.

Акватория

Вынужден не согласиться с мнением, что не имеет значения обучаться ли по программе RYA в Англии или в любой из партнерских школ организующих практику в  Европе. Думаю, что для качественного обучения немаловажен выбор акватории. Район Сауфтэмптона – просто идеальная показательная акватория для обучения. С  одной стороны отсутствие больших волн в заливе делает проведение практики безопасной в любую погоду. С другой стороны, сложнейшая навигационная обстановка, сконцентрированная на таком компактном пространстве, заставляет максимально мобилизоваться, оставляя шкиперу время для реакции значительно меньшее, чем в большинстве популярных чартерных акваторий.

Знаки навигационной обстановки:  великое множество латеральных и  кардинальных знаков.

Предотвращение столкновений: напряженнейшее судоходство, наличие каналов, узостей, схем разделения движения. Возможность увидеть различные огни и дневные фигуры от «ограничен в возможности маневрировать» и «не под командой» до  фантастических комбинаций буксиров и драг прочищающих фарватер.

Приливы: перепад глубин достигает 5−6 метров а скорость течений 4−5 узлов, что требует серьезной проработки маршрута и плана перехода.

Маневрирование: есть все возможности отработки взятия буев, швартовок кормой и лагом причем как на двигателе так и под парусами и при этом в условиях наличия сильных течений.

Радиообмен:  Постоянная интенсивная радиовахта с запросами разрешения на пересечение каналов или входа в порты.

Выше приведен далеко не полный перечень прелестей, предоставляемых местной акваторией студентам. Сюда следует добавить урбанистический безрадостный пейзаж, кофейного цвета мутную воду, сырость, витающую в воздухе. Чтобы наслаждаться этим, нужно было родиться Англичанином. Зато сразу понятно, что люди здесь собрались учиться, а не загорать и купаться.

Культура общения

Вначале я думал что они играют и прикалываются, когда отдают или получают распоряжения. Примерный диалог на швартовке (если его перевести на  русский):

— Боб, не будешь ли ты счастлив пропустить носовой швартов в кольцо и подать его на палубу?

Боб с энтузиазмом: Конечно, Стив, с моим великим удовольствием! Вот, готово!

-Спасибо!

-Всегда к услугам!

Сначала я думал, что они прикалываются.

Затем задумался. Затем вспомнил манеры Алекса за время перехода до  Англии.  Затем вынужден был смириться с выводом, что речь все же идет о  культуре общения принятой в международном яхтенном сообществе.

Как бы там ни было, я за весь этот период так и не смог себя заставить давать распоряжения в таком ключе: среди моих однокашников я так и остался русским варваром, который отдает отрывистые команды и забывает о выполнившем их  человеке сразу же, как убедился, что команда выполнена. К счастью, друзья не  обижались и списывали эту грубость на плохое знание языка, что, возможно, тоже имело место!

Быт и досуг и обучение

Не стоит и говорить что обязательным мероприятием каждый день был перерыв на  чай. Tea time! Чай обязательно черный и обязательно с молоком. К чаю нехитрые бутерброды из припасов, которые инструктор закупил перед выходом на школьные деньги (никаких дополнительных поборов). Барабанит мелкий дождик по палубе, пластиковый буй, о который мы ошвартованы, мягко постукивает о борт, посвистывает ветер в такелаже, а мы попиваем чай, сидя в уютной тесноте салона, и обстановка удивительно напоминает не то туристическую палатку, не то коптерку наших сантехников. Мы ждем пока очередной студент проложит и распланирует следующий переход.

Среди незабываемых аттракционов специальная посадка яхты на мель. Яхта ползет узким коридором среди красных и зеленых вешек, пробираясь в устье реки возле Нью-Тауна. Я сравниваю карту с окружающими видами. Судя по карте мы уже на 0−й отметке глубины и кругом берега реки, а вокруг водные просторы без края и только вешки ограничивают условный коридор.

Мы заходим в левое ответвление устья и планируем взять буй, но не успеваем –  яхта мягко трогает килем илистое дно и мы останавливаемся: Боб просчитался на  20 минут в подсчетах прилива. Напрасны наши старания по закрениванию и  раскачиванию яхты — вода начинает убывать как в ванне из которой выдернули пробку. Вокруг нас из воды начинает выступать суша, покрытая слизью ила и  водрослей. Пахнет йодом и прелью. Скоро мы остаемся в небольшой луже слегка накренившись на киле. Буй не понадобился. Ну, кто сможет подсчитать, когда мы  сможем выбраться отсюда? – спрашивает инструктор. На этот раз мы не ошибаемся с  расчетами – спустя полтора часа мы пьем чай, когда яхта, плавно покачнувшись, освобождается от касания дна – минута в минуту!

Вечером мы, как правило, выбирались поужинать в фиш-энд-чипс или индийский ресторанчик. Затем начиналась зубрежка. Кто-нибудь хаотически поднимал вопросы из числа тех, что могут быть заданы экзаменатором, и все сообща на них отвечали. Как я понял, спросить могут все, что угодно и знать надо все! Я  большую часть времени слушал ребят, проникаясь их предэкзаменационными сомнениями, а после того, как они расползались по своим норам спать, долго листал пособия, стараясь разобрать и запомнить кучу информации, которая никак не укладывалась по полочкам в моей распухшей от обилия впечатлений и информации голове.

В последний день практики у нас неисправность с мотором. Звук выхлопа сделался сухим и резким, двигатель начал чадить. Мы успели зацепиться за  нефтеналивной причал  прежде, чем заглушили дизель. Помимо крыльчатки помпы необходимо было менять прокладку. Мы связались с другой яхтой нашей школы, и запросили помощь.

Заодно мы отработали буксировку лагом. Двигатель починили прибывшие ремонтники без нашего участия. Прощальный ужин прошел в старинном трактире с  закопченными от времени потолками и окошками, разукрашенными витражами. После ужина инструктор пожелал нам удачи на экзамене и удалился, а его место на яхте занял экзаменатор.

Экзамен

Экзаменатор легко и непринужденно поднялся на борт. «Майк Холмс», –  представился он.  — «Я, вообще-то, летный инструктор», — продолжил он, —  «а здесь я просто отдыхаю. Так что, парни, советую вам расслабиться и получить максимум удовольствия от тех двух – трех дней, что мы проведем вместе! Что касается результатов экзамена, то я обещаю, что каким бы не было мое решение, оно будет исходить из ваших интересов и безопасности».

Тут я должен заметить, что книгами Конан Дойля, похоже,  дети зачитываются  только в России – и никаких ассоциаций громкое имя не  вызвало у моих друзей. Что до меня, то, наверное, именно таким в детстве мне и  представлялся брат знаменитого сыщика. Определенно, Майк Холмс заставлял проникнуться к нему симпатией в силу своей интеллигентности, благороднх манер и  живого, искрящегося взгляда.

Первым делом он удобно расположился за штурманским столом, и мы внесли оплату за экзамен. Экзамен по правилам RYA оплачивается отдельно. Стоимость участия в экзамене не маленькая – почти половина стоимости практического курса. К тому же в случае, если экзамен провален, требуется проходить заново и  практический курс. Учащийся может, если не уверен в своих знаниях, отсрочить экзамен максимум на год. Как я узнал потом, около трети наших сокурсников, опасаясь за результаты, сошли на берег, не решившись на участие в экзамене. На  нашей лодке все решили рискнуть. К деньгам прилагается стандартная  расписка, что экзаменуемый полагается на квалификацию и объективность экзаменатора и осознает, что оплата экзамена не означает автоматического получения квалификации. Деньги с расписками заклеиваются в конверты и убираются в папку. Теперь, Боб, не доставит ли тебе удовольствия подготовить наш переход до Саутгемптона?- произносит Майк.

Пока Боб потеет над картой, таблицами приливов и судовым журналом, Майк по-одному беседует с нами. Мы рассказываем о своем опыте, планах, и уровне квалификации на который претендуем. Особенно озадачен он, как общаться со мной во время экзамена, однако первичная беседа показывает мою способность понимать и его готовность говорить разборчиво и медленно. В сгущающихся сумерках мы  отходим от причала Океанской деревни и идем в порт Саутгемптон. Майк показывает нам легендарный пирс, от которого отправлялся в свой единственный путь Титаник. Вообще во время перехода Экзаменатор так же немногословен, как и наш инструктор. Он не вмешивается в действия Боба и не комментирует их. Правда, время от времени Холмс нарушает молчание, обращаясь к одному из нас с вопросом, на который мы должны быстро, уверенно и главное правильно ответить. Например: «что это за огонек мигает там?», или «что это за судно впереди» ….

За автомобильным терминалом, Боб проскакивает желтую специальную марку (она просто не горела), на которую он сделал расчет. Некоторое время Боб судорожно пытается найти дорогу далее без марки, затем просто возвращается к предыдущему бую и ведет курс оттуда заново. Лицо Майка не выражает каких-либо эмоций на  этот счет, он продолжает расспрашивать меня про Россию. Но, понятно, Боб нервничает и считает, что провалил экзамен в первый же день. В конце залива мы  становимся на буй, и пока Стив готовит переход до марины Королевского Яхтклуба, мы готовим ужин и пьем чай.

Короткий переход до марины не составил затруднений, хотя Майк периодически проверял наши знания, спрашивая то огни, то знаки, то возможные варианты ухода от столкновений.

По приходу в Королевский Яхтклуб, Майк оставил нас, дав мне задание на  завтрашний день – проложить маршрут до Портсмута. Я не спал до 4−х утра готовясь к сражению. Вот уже на 10 раз я проверил таблицы приливов, просчитал течения и вычислил курсы и ориентиры. На несколько раз я проверил првильность пересечения каналов, каналы и позывные УКВ харбормастеров. К утру, казалось я с закрытыми глазами видел перед собой карту завтрашнего перехода в мельчайших подробностях.

Утром Майк пришел минута в минуту. У нас уже все было готово. Мы дружно отвязались, и я повел яхту к Портсмуту. Вернее на штурвале был Боб, а я давал указания. После пересечения канала я окончательно перебрался в салон и сидя за  штурманским столом руководил действиями Боба. Сразу оговорюсь, что GPS на время практики и экзамена не работает. Я уверенно вел яхту по изобате, глядя на  показания эхолота. Боб сверху докладывал мне какие бакены мы прошли. Все шло слишком гладко! Майк пригласил меня выбраться наверх, подышать свежим воздухом, сам, тем временем, подглядел что-тона карте и написав пару строк сунул мне бумажку. Здесь что-то упало с самолета или бедствие или… на бумажке были координаты. Весь мой отработанный план перехода летел под откос. Решение задачи. Точно выйти на указанную по счислению было нереально – пока я возился с  картами и таблицами, яхту продолжало нести течением. До ближайшего знака от  данной точки порядка 2−3 миль, зато в трех кабельтовых от указанной точки я  нашел очень удобное пересечение транзит-линий.Я быстро прикинул курс к этому пересечению, дал указание на штурвал, а сам аккуратно измерил по карте пеленги транзитлиний и курс с расстоянием от пересечения до необходимого пункта – тут мне снова потребовался атлас течений и таблица приливов. Сделав необходимые записи в журнал, я выбрался на палубу с компасом-пеленгатором в руке. Дойдя до  первой транзитлинии, я двинулся вдоль нее до появления второй транзитлинии. Далее я указал Бобу курс и попросил держать скорость 6 узлов. Стив, засеки мне 3 минуты!- скомандовал я.

…10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Стоп-машина. Я повернулся к Майку. Майк показал мне экран своего портативного GPS. «Неплохо», – лаконично сказал он, зачем-то привязывая к кранцу бухту веревки. Я распределил людей на паруса, и уже собирался поворачивать на Портсмут, когда тихий всплеск за кормой и крик Боба  «человек за бортом!» заставил меня вздрогнуть. Сделать два оверштага и подойти к «Оскару» не составило труда.

Я опять собрался поворачивать на Портсмут. «Возможно ему плохо»,- изрек Майк, похлопывая кранец по плечу. «Быть может, ему даже нужна медицинская помощь…»

Я сообразил, что нужно идти к ближайшему населенному пункту. Я попросил Дэйва (не включая радиостанции) связаться с харбормастером и запросить доктора для нашего Оскара. Стива поставил на штурвал и дал предварительный курс. Сам же  снова спустился вниз для уточнения нюансов маршрута. По завершении швартовки в  яхтклубе Каус, я уже чувствовал, что мой экзамен сдан. После обеда Дэйв довел нас до Портсмута, где мы славно поужинали в Индийском ресторане. На следующий день Была очередь Стива. Ветер делал подарки, и мы славно парусили в бэйдевинд от Портсмута в сторону Саутгемптона. Напротив Кауса ребята продемонстрировали Майку  умение действовать по команде «человек за бортом».

Под занавес экзамена ЧП. Получен сигнал «Мэй Дэй». Майк с изменившимся лицом лично дает указания рулевому. Мы собираем паруса и бежим на моторе следуя указаниям Майка. Человек за бортом. И это не учения. Мы видим, как со всего залива яхты торопятся в указанную точку. Темнеет. Вертолет. Острый луч прожектора чертит мутную темную воду. Затем в конусе яркого света из воды на  обвязке появляется человек и исчезает в небе. МэйДэй радиосайлэнс фини. Звук лопастей стихает и мы возвращаемся к своему экзамену. Боб ведет нас к Океанской деревне. Похоже, что экзамен близится к завершению. Три дня пролетели незаметно и феерично. Стив опять проводит опрос, понравилось ли нам здесь. Все сходятся на том что its enjoyable!

Разбор полетов

Майк по-одному приглашает нас в салон, где беседует с каждым из нас с глазу на глаз. После этой беседы Боб вылетает на палубу сияющий от счастья – Ес! –  делает он, подпрыгивая, торжествующий жест. Далее вниз спускается Стив. Австралиец более сдержан, но и по его виду понятно, что все ОК. С замиранием сердца я иду выслушивать свой приговор.

Майк сердечно поздравляет меня с прохождением экзамена. Не берусь приводить здесь его напутствия, но, думаю, что его слова в конечном итоге сыграли не  последнюю роль в выборе моего дальнейшего пути и образа жизни.

Дольше всех задерживается внизу Дэйв. Судя по всему, у Дэйва могут быть проблемы из-за своей нерасторопности (оно и понятно в силу возраста, но море не  делает скидок). Скорее всего, про эти сложности и говорит Майк Дэйву с глазу на  глаз. Но, тем не менее, мы можем поздравить Дэйва с удачной сдачей!

Надо сказать, что из 5 экипажей на экзамен было собрано только 3, и только наша лодка прошла экзамен в полном составе. То есть отказы на экзамене – дело весьма распространенное в RYA-школах.

Завершение

По завершению студенты школы делают уборку своей лодки. Впрочем, друзья освободили меня, зная мою ситуацию с визой. Я втискиваюсь в последний вагон последнего отходящего поезда на Лондон. Я уже 2 дня как просрочил свою морскую визу. Впрочем, в Хитроу это не кому не интересно и визитная карточка чиновника из иммиграционного ведомства мне так и не пригодилась!

МОСКВА Ноябрь 2004

Возвращение и выбор школы

Чтобы получить свой сертификат яхтмастера, мне нужно было предоставить в  Южную Школу сертификаты Первой медицинской помощи (First Aid) и Оператора УКВ (VHF-certificate). В те времена нелегко было в нашей столице с подобным образованием.

Единственной школой, которую мне удалось найти по желтым страницам и через Интернет, была школа, с (как бы это корректнее выразиться) логотипом, похожим на логотип Королевской Парусной Ассоциации (RYA).

Я приехал на встречу. На мой вопрос о сертификатах глаза директора школы загорелись таким желанием и готовностью напечатать мне какой угодно сертификат! В качестве образца он дал подержать мне свои документы. От ламинированных бумаг за версту пахло самиздатом. Я должен направить First Aid и VHF сертификаты в  RYA, они должны быть распознаваемы, уточнил задачу я. Директор школы как-то заерзал на стуле^ и интерес ко мне в его глазах стал угасать…

Э-э брат, это жулики, подумал я.

Еще через неделю поисков я вышел через знакомых из Русского Океанского Клуба на Московскую Яхтенную Школу. Здесь никто не печатает левых документов. Я был направлен в учебный центр МГАВТ в водниках, где два дня бывший корабельный медик рассказывал мне про все виды травм и болезней, учил делать искусственное дыхание и накладывать жгут.

Сертификат VHF я получил в самой школе, правда помимо УКВ я изучил весь ГМДСС, ну да это было интересно и местами даже полезно.

В итоге я затратил на эти два вспомогательных курса времени и денег почти столько же, сколько занимает и стоит весь береговой курс в RYA.