Догнать Расселла Куттса
Текст: Eugenia Bakunova (c) MainSail.Ru
Фото: Eugenia Bakunova
Идея взять интервью у Рассела Куттса сидела в моей голове с прошлой весны, когда один из яхтенных журналов заказал мне биографию этого человека. С тех пор, я, можно сказать, гонялась за Куттсом по разным странам, но безуспешно: на нескольких регатах, где я надеялась его увидеть, он не появился. Оставалось лишь одно — поехать на чемпионат RC44, класса, который был придуман самим Куттсом. Что я и сделала. В результате мне удалось не только пообщаться со звездой сейлинга лично, но и пройти с ним одну гонку, в которой было все, включая MOB.
К моему удивлению, когда я говорю об этой поездке и Расселле Куттсе, многие яхтсмены-любители спрашивают: «А кто это?» Странно, конечно, но что делать. (Вот, кто такой Бэгхем или Криштиану Роналду знает, наверное, каждый ребенок, а кто такой Куттс знает далеко не каждый второй яхтсмен.)
Так вот, для тех кто не знает, Расселл Куттс (Russell Coutts) — трехкратный победитель кубка Америки. Первый раз он стал победителем America’s Cup в составе новозеландской команды в 1995 году, той команды, которую собрал Питер Блэйк. Потом в 2000 году Куттс вместе со своей командой отстоял кубок. В 2003 году Куттс выступал шкипером в составе новой швейцарской команды Alinghi, которая в 2003 году впервые из европейских стран завоевала заветный трофей.
Кроме того, Куттс — один из опытнейших матч-рейсеров мира, олимпийский чемпион в классе Finn, чемпион мира в классах 12 метров, Farr 40, Transpac 52.. И это далеко не полный список его достижений. Куттс — большой авторитет и мечта любой профессиональной команды
Благодаря своему опыту и инженерному образованию Куттс создал очень интересный в техническом плане класс — Russell Coutts 44 (RC44), который считается весьма перспективным и быстро развивается. Первый чемпионат в классе RC44 прошел в 2007 году, в нем участвовало 11 команд. В 2008 году их было уже 15. А на будущий год уже заявились 4 новые команды. Очевидно, что у класса хорошее будущее.
Я давно следила за тем, что происходит в RC44. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем прочитать миллион пресс-релизов. Поэтому я села в самолет и отправилась на остров Лансерот (Канарские острова). Здесь в конце декабря проходил заключительный этап чемпионата RC44 — Puerto Calero Gold Cup.
Лодка Russell Coutts 44 — плод совместной работы самого Куттса и словенского архитектора Андрея Джастина (Andrej Justin). Лодка заточена исключительно под прибрежные гонки. Она имеет узкий корпус и большой открытый кокпит. впереди под носовой палубой есть небольшое помещение для работы со спинакером. Практически все: корпус, мачта, палубное оборудование, паруса — выполнено из углепластика. Фальш-киль тоже карбоновый, бульб свинцовый. «Стандартная» команда — 8 человек, в профессиональных матч-рейсах экипаж может быть меньше. Строительство лодок ведется на верфи Pauger Carbon под Будапештом и строго контролируется правилами класса.
Размер 44 фута взялся не «с потолка»
Предполагалось, что соревнования будут проводиться в разных частях света, а значит нужен легкий способ транспортировки флота. Еще на стадии разработки концепции RC44 авторы проекта задумались, как перевозить лодку. В результате получилась уникальная в своем роде «лодка в коробке» или «лодка в контейнере». Лодка легко разбирается на составные части. Бушприт, кокпитный свес, киль, мачта, состоящая из двух частей, отсоединяются от корпуса лодки, и в таком виде она без проблем помещается в стандартный 40−футовый контейнер. А далее все просто — контейнер можно перевозить на трейлере, самолетом или морем.
Контейнер, сохранив свои внешние размеры, был подвергнут модернизации. С его помошью лодку легко союбирать-разбирать: к основанию контейнера крепятся специальные опоры, на которых при помощи ленточного подвеса лодку можно поднять настолько высоко, чтобы смонтировать киль и руль. Далее при помощи крана монтируется мачта. Таким образом, сборка лодки занимает не более одного дня. Партнерство с компанией DHL еще более упростило процесс: компания взяла на себя не только перевозку лодок, но и все таможенные процедуры.
При всей своей инновационности, можно сказать, что RC44 вполне экономична: собственно лодка (без парусов) стоит около 400 тыс евро. Примерно столько же составит среднегодовой бюджет команды, если в ней нет звезд первой величины. Тут о затратах можно только догадываться. Для сравнения отмечу, что, например, бюджет Transpac 52 в разы больше: только лодка обойдется миллиона в два, еще столько содержание команды и текущие расходы. Транспаковцы, правда, скажут: «Фу, разве можно нас сравнивать!» По ходовым характеристикам можно, да и по условиям эксплуатации RC44 близка к Транспакам.
[wp_ad_camp_3]
Да и по «звездности» участников: на RC44 гоняется глава Oracle Ларри Элиссон (в этом году его команда BMW Oracle прекратила выступать в классе Transpac 52) и владелец португальской финансовой группы Espirito Santo Патрик Де-Баррос (Patrick de Barros). Среди профессионалов тоже немало известных личностей: Дин Баркер, Джеймс Спитил, Себастиен Коль, Винченцо Онорато, да и сам Куттс.
Вместе с новым классом появился одноименный чемпионат, состоящий из 6−ти регат, которые проводятся, в том числе на Канарских островах, в Средиземноморье, в Персидском заливе, и на европейских озерах Гарда и Траунзее.
В середине декабря на Лансероте было совсем не жарко. Над островом уверенно висели сизые тучи, которые то и дело проливались дождем, то мелким, то настоящим ливнем. Но в гонках главное — ветер, а он был всегда. 17−23 узла, иногда c порывами до 30−ти — идеальные условия для RC44.
Gold Cup Puerto Calero — последний этап в чемпионате 2008 года. Как и другие, этот этап включал матч-рейсы и групповые гонки. Серая погода не испортила впечатления от гонок. Несколько раз сквозь тучи пробивалось солнце, высвечивая яркие, бликующие паруса в преддождевом мареве. Лунный пейзаж Лансерота оказался неожиданно гармоничным фоном для хайтечных лодок, и от этого зрелище становилось совсем неправдоподобным. Только ради того, чтобы это увидеть, стоило лететь сюда эти тысячи километров.
В чемпионате RC44 проводятся матч-рейсы, флит-рейсы и DHL Trophy — более длинные офшорные гонки (их результаты тоже учитываются в общем зачете). Результаты суммируются и таким образом определяется победитель этапа. Результаты всех этапов складываются и так определяется победитель чемпионата. Отдельно вручается DHL Trophy, который дается за лучший результат именно в этих гонках.
Два раунд-робина (так в матч-рейсах называется круговой этап, когда все команды попарно встречаются друг с другом, каждый с каждым) прошли в хорошем ритме. Это были классические матч-рейсы: предстартовый «танец», лавировка на ветер и быстрый «спуск» по ветру, и еще один раз вверх по дистанции и вниз. Дистанция короткая, ветра много, скорости на попутняке за 20 узлов!
Перед одной из гонок разговариваю с Куттсом:
— Второй сезон RC44 на исходе, вы довольны результатом?
— В целом я доволен. Когда мы думали над концепцией класса, мы хотели сделать быструю и легкую лодку, настоящий гоночный снаряд, но при этом сравнительно легкую в управлении. Мы хотели сделать лодку, которая будет показывать очень высокие скорости на попутных ветрах и обладать достаточной силой для встречных курсов. Жаль что в последний момент три команды решили не приезжать на Gold Cup Puerto Calero, видимо из-за Рождества. Здесь на Лансероте фантастические условия для гонок. Обычно все регаты проходят при ветрах до 16 узлов, а здесь каждый день 20 и больше. Что касается развития класса, я нахожу, что оно идет и идет неплохо.
— Я видела 20 узлов на попутных курсах. Или RC44 способны на большее?
— Радость от сейлинга на этих лодках огромная, скорости хорошие. Но здесь мы столкнулись с рядом поломок (на двух лодках были проблемы с вертлюгом гика). Так что сейчас важнее сделать так, чтобы лодка была как можно более надежной.
– А вы будете показывать эту лодку в России?
– В прошлом году я собирался приехать в Россию, но у меня были проблемы с оформлением российской визы. Я не думал, что на это потребуется столько времени. Но я уверен, что в ближайшее время приеду в Россию.
Гонки на монотипах всегда более зрелищны и привлекательны, чем «гандикапные» регаты — победил тот, кто пришел первым, и никаких пересчетов. Стандартизация лодки, естественно, ограничивает владельца в конструкционном творчестве, но у каждого класса свои цели и задачи. «Соревнования на монотипах становятся приметой времени. Людям некогда заниматься „доводкой“ своих лодок», — говорит Куттс. «Люди работают, и все, что они хотят делать — гоняться и получать удовольствие от гонок».
Команду Team Ceeref в матчевых гонках на Лансероте не смог победить никто. Это, впрочем, неудивительно: шкипер этой команды Джеймс Спитил является одним из самых опытных матч-рейсеров в мире (в кубках Америки Спитил выступает с 1999 года). Спитил не проиграл ни одной гонки и обошел и Дина Баркера на Artemis, и самого Куттса на BMW Oracle.
Дистанция флит-рейсов чуть больше, чем в матч-рейсах, но основные принципы те же: два этапа на ветер, два по ветру. По традиции RC44, в групповых гонках рулевыми выступают хозяева лодок, а профессиональные шкиперы лишь наблюдают и дают советы рулевым.
Длинную «офшорку» иду с Куттсом на лодке будущего победителя чемпионата Banco Espirito Santo (во флит-рейсах Куттс выступал за эту команду).
За рулем — Де-Баррос, важный и веселый. До старта есть немного времени и наша лодка Espirito Santo кружится неподалеку от стартовой линии вместе с соперниками. Кто-то пользуется случаем, чтобы слегка перекусить. Но вот предстартовый сигнал дан, и все лодки сгрудились в кучу в борьбе за лучшее место на стартовой линии.
Старт мы проиграли, уйдя на дистанцию третьими. Впереди шли ловко оттеснившие нас Artemis и Team Ceeref.
Куттс был в азарте и довольно жестко командовал стоявшим на руле Де-Барросом. Еще до первого знака мы на приличной скорости обошли Team Ceeref. Лодка шла против ветра легко: при встречном ветре 12−13 узлов мы с легкостью делали 9−10, несмотря на значительный крен. Еще чуть чуть и мы настигнем Artemis. Куттс отдавал короткие команды, команда работала слаженно, без лишних слов.
Мы подошли ко второму знаку на полкорпуса позади Artemis, оставался поворот и последний отрезок вниз по ветру. Но Де-Баррос зазевался на повороте, скрутив его несколько позже, из-за чего мы потеряли драгоценные секунды, а Artemis ушла вперед. Маневр вызвал у Куттса раздражение и разочарование, о чем он недвусмысленно высказался. Но не все еще потеряно, мы обошли знак и теперь неслись с попутным ветром и делаем 19 узлов при ветре в 20. И это было потрясающе!
Но тут случилось непредвиденное: за борт выпал один из членов команды. Он, как и все, сидел на борту, откренивая лодку, и так быстро булькнул в воду, что мы не сразу поняли, что произошло. В секундном замешательстве команда молча смотрела на то, как человек за бортом удаляется от нас.
«Fuck», — довольно эмоционально произнес Куттс, прервав ступор экипажа. И через мгновение добавил: «Tack».
Команда немедленно скрутила поворот, и уже через секунд 15 мы подошли к упавшему. Еще секунд 15 ушло, на то чтобы достать из воды мокрого члена экипажа по скользкому полированному борту лодки.
Итого, не более 1 минуты на все, и мы вновь вернулись на прежний курс и быстро набрали скорость. Упавший за борт вернулся к своим обязанностям. Было видно, что он замерз, но экипаж никакой жалости по этому поводу не высказал. Обидно, но все-таки одного соперника мы пропустили вперед и финишировали третьими. Впрочем, это неплохой результат в сложившихся обстоятельствах.
Надо сказать, что в заключительный день регаты команда Banco Espirito Santo взяла реванш и по итогам сезона выиграла первое место. А кубок Puerto Calero достался Team Ceeref.
Следующий сезон стартует в марте, первый кубок RC44 будет разыгран там же на Лансероте, потом будут гонки на Сицилии, Сардинии, во Франции и на озерах. А закончится сезон в Дубае.
Яхта класса RC44
Длина общая — 43,8 фута (13,35 м)
Осадка — 2,90 м
Водоизмещение — 3560 кг
Киль — 2200 кг
Двигатель — Volvo 20 л с
Мачта — 17,5 м
Грот — 70 кв м
Генуя — 39 кв м
Генуя — 60 кв м
Геннакер — 170 кв м
Геннакер — 150 кв м
Вес команды ограничен 680 кг
[wp_ad_camp_3]