Классика жанра

текст и фото: Евгения Бакунова

Южный берег Франции также трудно себе представить без гонок на классических лодках. За сезон здесь проводится около десятка крупных регат. Смотреть на них удовольствие, а участвовать в гонках — удовольствие вдвойне.

 

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.RuКаждый сезон на побережье от Монако до  Марселя проходит более десятка классических регат, каждая из которых наполнена своим неповторимым шармом и элегантностью. Побывать на такой регате — это прекрасная возможность перенестись на 100 лет назад и окунуться в неповторимую атмосферу парусного праздника, насладиться поистине сказочной коллекцией старинных яхт, собравшихся в одном месте и в одно время. Более того, нигде как во время этих регат не встретишь такого количества всемирно известных лодок, история каждой из которых достойна отдельного рассказа.

«Классический» сезон начинается в мае с регаты May Voile Latines в  Сан-Тропе, затем в конце мая центр событий перемещается на Корсику, в Аяччио, затем в первых числах июня в Антибе проходит регата Les Voiles D’Antibes, затем регаты в Марселе, Сан-Тропе и Монако. Традиционно сезон закрывают две большие регаты. В конце сентября в Каннах проходит Troph?e Panerai, следом за ней в  Сан-Тропе под патронажем Rolex проходит Les Voiles de Saint Tropez.

 

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.RuВ этом году на 31−й по счету Каннский Трофи собралось более 80 яхт, что 16 из них были старше 100 лет, а большая часть имела возраст от 70 до 100. И каждая из этих лодок имеет свою историю и  свой список побед в крупнейших регатах прошлого и настоящего.

Яхты. Смотреть на них и говорить о них можно бесконечно. Вот, например, яхта Bonafide. Она была построена в 1899 году, а уже в 1900−м выиграла золотую медаль в на Олимпийских играх в Париже. А вот одни из самых элегантных и самых больших лодок в регате — Tuiga и Mariska, построенные в 1908 и 1912 году соответственно, говоря об этих лодках мало кто удерживается от  эпитетов «божественная и прекрасная». Mighty Rowdy – построена в 1916 для участия в самых престижных гонках, в том числе кубке «Америки» и Адмиральском кубке – два года подряд она побеждает в регате Сан-Тропе, а это, поверьте, совсем не просто.

[wp_ad_camp_3]

А это классическая деревянная Chaplin — построена в… 1974. В прошлом году она была передана Военно-морскому флоту Италии и теперь используется для обучения студентов в военно-морской академии. В этом году она дебютировала на  регате в Каннах. регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.RuElsinore — построена в 1930−м архитектором Торе Холмом, который не только строил лодки но и сам был выдающимся яхтсменом и с 1920 по 1936 годы выиграл 4 олимпийские медали. А вот 40−метровая Shamrock V, которая была построена в 1930 году для Сэра Томаса Липтона и его пятой попытки завоевать кубок «Америки» — старейший в мире спортивный трофей. Вот Agneta, она построена в 1951, в море ее не спутать ни с кем благодаря корпусу из красного дерева и пурпурному спинакеру (большому переднему парусу). Эта прекрасная яхта вот уже 30 лет принадлежит основателю Fiat Джованни Аньели (Giovanni Agnelli). А вот Pen Duick — яхта, неразрывно связанная с именем великого французского яхтсмена и покорителя океанов Эрика Табарли.

Многие экипажи имеют, свою, довольно оригинальную форму, что добавляет зрелищу необычной фактуры. Старт, по традиции, самый зрелищный момент, как и в любой групповой гонке. Для глаза, привыкшего видеть соревнования современных карбоновых снарядов с такими же парусами, классические лодки кажутся неповоротливыми и медлительными. Но в них своя неповторимая красота. Казалось бы, классические регаты — это скорее шоу, перемещающееся вдоль Лазурного берега от места к месту. Однако, азарт и страсти здесь  настоящие — все команды хотят не подвести спонсора и отработать свою «зарплату» по полной.

 

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.RuВечерами после гонок  в гоночной деревне концерты и фуршеты. По окончании регаты — большой праздник. Приобщиться к  гуляниям могли не только «особо приближенные», но и все, кто пришел на  праздник награждения и закрытия Trophee Panerai.

Регата закончилась, однако поводов для грусти нет: через день стартует регата в Сан-Тропе, и большая часть яхт устремляется туда. Вместо того, чтобы просто «переехать» из места в место, участники решили по пути устроить еще одну гонку. Так когда-то родилась гонка Канны-Сан-Тропе, в ней разыгрывается специальный трофей.

Pesa

Мне улыбнулась удача — на одной из лодок нашлось место для меня, и я с огромным удовольствие вливаюсь в эвипаж яхты Pesa, гафельного тендера 1911  года постройки (эта лодка, как оказалась имеет довольно интересную историю, и я чуть позже обязательно расскажу, каково это быть хозяином винтажной краснодеревой лодки 99 лет от роду).

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.RuСамое трудоемкое на этой лодке — это подъем грота. Да и вообще постановка парусов занимает довольно много времени. Старт мы проиграли. Стартовали на три секунды раньше и нас завернули. Пришлось догонять ушедший вперед флот. Pesa идет легко и воздушно, на бакштаге при ветре 13−15 мы делаем верных 7−8 узлов, при том, что наша команда не напрягается из  последних сил и явно резервы еще есть. Моя работа — тримминг стакселя. Если учесть, что на лодке нет лебедок, то эта задача становится несколько более сложной, чем обычно. Система блоков работает отлично, ну а когда сил не  хватает, приходится звать коллег по команде. Отсутствие лебедок вообще делает всю работу «более командной».

…А кругом море заполненное парусами и  множеством катеров: Канны провожают регату с почетом. Мы обгоняем многие яхты, но приходим на финиш только четвертыми в своем дивизионе. Гонку укоротили на  середине дистанции, потому что ветер скис. Обидно — если бы дистанция осталась прежней, мы бы точно обогнали бы еще пару соперников, которые шли под берегом, где дуло еще меньше.

Сан-Тропе встретил нас каким-то небывалым энтузиазмом: сотни людей у маяка на входе в порт, тысячи — на пирсе. В порту не протолкнуться — интерес к этим яхтам понятен, ведь каждая из них знаменита. И опять же большой фуршет в порту прямо вокруг причалов.

Регата в Сан-Тропе не только завершающая сезон, но и самая крупная и  значимая. В этом году в ней приняло участие 296 лодкок разных классов и  размеров. В отличие от других регат, в Les Voiles de Saint-Tropezпринимают участие не только классические, но и современные яхты. Они, естественно, гоняются в другом дивизионе, но представляют не меньший интерес для публики.

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ruрегата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ruрегата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ruрегата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

[wp_ad_camp_3]