Интервью

Куттс: «Нам нужен парусный спорт нового типа»

текст: Евгения Бакунова

фото: Евгения Бакунова

MainSail.Ru публикует полную версию эксклюзивного интервью CEO BMW Oracle Расселла Куттса. Легендарный гонщик ответил на вопросы о прошлом и будущем Кубка Америки и о том, каким он вообще видит парусный спорт.

Расселл Куттс занимает особенное место в парусном мире. Не только потому, что за свою длинную карьеру собрал немало ценных трофеев, но и благодаря тому, что является идеологом воплощения новых экстраординарных технических решений. Он известен в яхтенном мире как один из немногих, кому удавалось выигрывать Кубок Америки четырежды. Два раза он сделал это будучи шкипером Team New Zealand в 1995 и 2000 годах, один раз будучи шкипером швейцарской команды Alinghi в 2003 году, и вот три месяца назад в качестве главного менеджера BMW  Oracle Racing. Однако за плечами одного из лучших матчрейсеров мира немало и  других важных побед. Куттс — олимпийский чемпион в классе Finn, чемпион мира в классах 12 метров, Farr 40, Transpac 52, и это далеко не полный список его достижений.

Куттс — большой авторитет в мире паруса и мечта любой команды.  Он не только опытный гонщик, но и талантливый инженер, и такое сочетание знаний и опыта в современном технически сложном парусном спорте, является уникальным и ценится особо. Создается ощущение, что все, к чему Куттс причастен, обречено на успех. Так случилось с быстрорастущим гоночным классом Russell Coutts 44 (RC44). Так случилось и в последнем розыгрыше Кубка Америки, где в битве технологических решений победили идеи, предложенные и  воплощенные Куттсом вместе с командой BMW Oracle Racing.  Кое-кто называет Куттса «везунчиком». Однако, если приглядеться повнимательнее, становится очевидно, что удачливость Куттса — следствие беспрецедентной работоспособности, неутомимой энергии и, конечно же, великой любви к своему делу и  парусу.

— Вы выиграли кубок четырежды и были в обоих «лагерях» — со стороны челленджера и со стороны дефендера. Какая задача более интересная  — быть челленджером или дефендером Кубка?

— Трудно сказать, что более интересно. Это абсолютно разные чувства и  задачи. Но, если вы меня спросите, на какой стороне мне хотелось бы быть более всего, я бы, конечно, выбрал бы сторону дефендера. Потому, что это гарантия быть в розыгрыше Кубка Америки. А будучи челленджером надо еще пройти отбор, и  еще не факт, что окажешься в финальном матче.

— В Валенсии во время последнего розыгрыша America’s Cup все без исключения наблюдатели говорили об уникальности снарядов, на  которых выступали обе команды. И тримаран BMW Oracle и катамаран Alinghi — потрясающе быстрые сооружения и очень интересные сами по себе. Однако если говорить о матчрейсе, то общее мнение тоже было схожим:  эти снаряды не  подходят для этого вида соревнований. Не увидели мы в Валенсии всего того, что присуще классическому матчрейсу — ни азартной предстартовой борьбы, ни какой бы  то ни было борьбы на дистанции. Согласны ли Вы с тем, что однокорпусники более подходят для матчрейса и более плотной борьбы?

— Нельзя сравнивать одно и другое напрямую. Мы играли по определенным правилам. И в соответствии с ними у нас был задача построить многокорпусные яхты. И в этих правилах не было ничего о возможности тесной борьбы. Кстати, лодки предыдущего класса Кубка Америки (ACC5 — прим автора) задумывались именно для «близкого» боя. Но прежде, чем такие лодки появились в Кубке Америки, прошло очень много времени. Если мы хотим получить что-то совершенно конкретное, мы должны заложить это в правило класса. Если задаться целью, то  можно и для многокорпусников создать такое правило класса, при котором возможен «близкий» бой, о чем Вы, собственно, и говорите. Я абсолютно не согласен с тем, что многокорпусные яхты не для матчрейсов, просто в данном случае задачи были несколько иные.

— Многокорпусники более перспективны в  будущем?

— Если я спрошу своих детей, они скажут «Пап, малтихуллы — это реально круто…» Многокорпусники — это то, чего хочет подрастающее поколение. А  значит, это и есть будущее парусного спорта. Кубок Америки стоит на пороге новой эры — именно сейчас необходимо решать в каком направлении двигаться. Ведь за нами приходят новые люди со своими интересами и своим видением мира. Лично я  уверен, что через 50 лет Кубок Америки будет проводиться на многокорпусных снарядах.

— Вам не кажется, что популярность парусного спорта в  мире снижается?

-Я бы сказал что да, такие тенденции есть из-за экономических проблем и  из-за того, что жизнь меняется. Да и дети сейчас живут в другом мире — у них есть компьютеры, интерактивное телевидение и еще много других возможностей. Я  рос в то время, когда парус был неотъемлемой частью жизни большинства моих сверстников. Сейчас люди все меньше интересуются спортом вообще. У них другие интересы и быстро меняющийся мир. И если говорить о парусе, мы, прежде всего, должны придумать, как сосуществовать с этой новой культурой жизни. Когда я  начинал свой путь в парусе, я много времени проводил в марине. Любая лодка требует поддержания, времени на обслуживание. Сейчас люди не хотят тратить время на такие вещи. А значит и парусный спорт должен меняться в соответствии с  требованиями времени. Кроме того, парусный спорт остается чрезмерно дорогим, чтобы быть более распространенным и более доступным. Парусный спорт должен меняться в том направлении, чтобы быть лишенным всех побочных проблем — транспортировки, подготовки лодок и тп. Приехал — погонялся — уехал. У такого сейлинга есть будущее. Иначе во всем многообразии возможностей, открытых для современного человека, парус как вид спорта (или развлечения) будет утерян. Короче говоря, в новом мире и парусный спорт должен быть нового типа. И  неплохо, чтобы Международная федерация парусного спорта тоже поняла это. Пока она работает очень плохо в этом направлении.

— В настоящее время в мире есть 50−100 высоко-профессиональных яхтсменов, которые перемещаются по миру, что называется, «от проекта к проекту». Кубок Америки практически закрыт для молодежи. Как решить эту проблему?

— Да, на самом деле, проблема есть. Молодые яхтсмены не могут прийти  в команды, потому что система их блокирует. Вследствие этого они не могут получить соответствующий опыт и быть  отобранными впоследствии. Возникает замкнутый круг, который мы и должны разорвать хотя бы в рамках правил America’s Cup. Возможно нам придется подумать об обязательном «молодежном» проценте в командах. Возможно, мы должны будем заявить о необходимости задать и  ограничения по национальному признаку в командах. Мы хотим влить новую кровь в  старейшее в мире спортивное соревнование. Так мы обеспечим будущее не только Кубку Америки, но и парусному спорту в целом.  Иначе существующая система похоронит сама себя, Кубок Америки и весь мировой профессиональный сейлинг.

— Каким будет следующий розыгрыш America’s Cup? Где и  когда он состоится?

— Я вижу много потенциальных команд. Прежде всего это команды, выступающие в  Louis Vuitton Trophy. Если нам удастся сделать розыгрыш низкобюджетным, я  думаю, мы сможем привлечь и другие команды. Скорее всего это будет июль-август 2014 года. Экономический эффект от проведения America’s Cup в 2007 году составил около 5,7 млрд евро, и многие американские города борются за  возможность провести Кубок у себя. Но Ларри, я думаю, все же проведет регату в  Сан-Франциско.

-Вы уж подписали контракт с BOR на следующий розыгрыш Кубка Америки?

— Еще нет. Но я и не смотрю по сторонам в поисках новых мест для приложения своих сил.

— То есть вряд ли найдется кто-то из челленджеров, кто сможет уговорить Вас выступить на их стороне?

— Мне нравится то, как Ларри (Эллисон) ведет дела. Мне нравится его гибкий подход в работе и то, что он дает людям максимум свободы для воплощения их  профессиональных знаний. К примеру, когда мы приняли решение, что будем ставить крыло на наш тримаран, Ларри поинтересовался, а есть ли у нас какие-либо запасные варианты, на случай, если с крылом будет что-то не так. Я ответил: «У  нас нет запасных вариантов». Нельзя сказать, что такой ответ ему понравился, однако он принял риски к сведению и согласился  с тем, что в этом смысле придется пойти ва-банк.

-Вы участвовали в Кубке Америки в трех командах — Team  New Zealand, Alinghi и теперь в BOR. Каковы ощущения от работы в каждой из  них?

— Все команды решали одну и ту же проблему — завоевание Кубка и поэтому, более или менее, подходы к решению задачи был схожи. Работать во всех командах было интересно. Для меня важно, чтобы работа была в радость. Если коммуникация в команде и процесс решения задач поставлены правильно, работа приносит  удовольствие. Если в команде нет должного сотрудничества и за каждое решение надо бороться, в плохом смысле этого слова, то и приятного в такой работе гораздо меньше.

— В своем недавнем интервью Ларри Эллисон сказал, что главная задача сделать следующий Кубок Америки в большей степени ориентированным на спорт, а не на бюджеты. Вы действительно верите в то, что такое возможно, особенно после экстремально дорогого по технологическим решениям 33−го America’s Cup?

— У нас нет другого выбора. Если мы создадим такое правило класса, которое минимизирует бюджеты команд, мы получим 10−12 команд в качестве челленджеров. Бюджеты команд в 32−м Кубке Америки составляли 100−130 млн евро. Мы надеемся, что внесенные нами изменения позволят сократить расходы как минимум вдвое.

— Вы уже начали переговоры с Mascalzone Latino Audi  (Challenger of Record 34−го America’s Cup) о будущем классе Кубка Америки?

— Да мы начали предварительные переговоры, и не только с Mascalzone Latino, а и с другими командами. Пока мы обсуждаем основные моменты — тип и размер лодки,  бюджет. В течение пары месяцев команды должны выбрать концепцию будущего класса. Главное, чтобы эта лодка устраивала все участвующие в  розыгрыше команды.

— В заключительный день America’s Cup в Валенсии Вы и Эллисон прилюдно пожали руки с Эрнесто Бертарелли. Общественность расценила это как начало нового этапа в истории взаимоотношений двух команд. Было ли какое-то продолжение после этого?

— С тех пор я ни разу не видел Бертарелли. Для меня все в прошлом, и у меня нет сожалений по поводу того, что произошло. Наш спор был публичным, но теперь наступили новые времена, и мы должны идти вперед.

— Как Вы думаете, Alinghi вернется в Кубок Америки вновь в качестве челленджера?

— У меня нет такой уверенности. Это фантастическая и сильная команда, и было бы неплохо видеть ее среди участников.

— Не было ли у Вас желания принять участия в большой офшорной гонке, типа Volvo Ocean Race?

— Конечно, я думал об этом, но, к сожалению, у меня нет на это времени. Но, возможно, я когда-нибудьсделаю свой собственный офшорный проект.

— Какие виды на Louis Vuitton Trophy? Будете ли Вы принимать непосредственное участие как шкипер или рулевой в будущих регатах этой серии?

— Мы планируем вернуться в Louis Vuitton уже в ближайшее время. Да, я думаю, что буду гоняться и сам в том числе. Кроме того, для участия в разных регатах надо создать две команды, чем мы и намерены в ближайшее время заняться.

— Как обстоит дело с Вашим проектом RC44 (об этом классе MainSail.Ru писал здесь)? Запланирована первая регата в США, значит и там появились почитатели этого класса?

— Да, там появилось несколько потенциальных команд. Кроме того, мы никогда не привязывали серию RC44 к каким-то одним местам. Где проводить регаты, решают все команды сообща, и мы всегда рады поехать в какое-либо новое интересное место.  В этом классе уже есть лодка под российским флагом, и мы надеемся как-нибудь провести гонки RC44 в России тоже. И конечно же мы будем рады увидеть российскую команду в качестве челленджера в следующем розыгрыше Кубка Америки.