99 лет в строю
MainSail.Ru как-то уже писал о классических регатах Лазурного берега. Большая часть лодок в этих регатах — классические деревянные яхты, возраст которых порой достигает 100 лет. Лично, мне, например, было всегда интересно, каково это владеть и гоняться на винтажной краснодеревой лодке. Про одну такую лодку, которая в будущем году справит столетний юбилей, собственно, и заметка.
За лето на побережье от Сан-Ремо до Марселя проходит более десятка традиционных классических регат. Завершают сезон каннская Trophee Panerai и Les Voiles de Saint Tropez под патронажем Rolex. Между этими гонками временной интервал составляет один день, в который большая часть яхт из Канн перемещается в Сан-Тропе, с одной регаты на другую. Вместо того, чтобы просто перейти из пункта А в пункт B, в свое время была организована отдельная гонка. В ней разыгрывается собственный трофей.
Эту гонку я прошла в составе экипажа яхты Pesa, гафельного тендера 1911 года постройки. Вообще Pesa — лодка довольно известная. Но в отличие от других себе подобных, она получила свою известность в наши дни и уже после того, как прошла через многочисленные процедуры реконструкций. И сейчас, глядя на эту лодку, трудно себе представить, что в будущем году ей исполнится ровно 100 лет. Наша команда состоит из увлеченных, но по большей части опытных любителей. Разве что хозяин лодки и ее капитан — Жан-Ив — скорее профессионал, нежели любитель.
Мы выходим к старту где-то за час, море уже кипит: вокруг нас десятки других лодок, команды готовятся к старту. Многие из этих яхт поначалу кажутся неповоротливыми ископаемыми монстрами, однако эти тяжеловесы как-то на удивление легко маневрируют между собой, практически не создавая опасных ситуаций.
Но время не ждет, надо ставить паруса. На Pesa это целая история. Начнем с того, что на этой яхте нет лебедок. Система многочисленных блоков почти полностью решает вопрос о работе с парусами. Тем не менее в большинстве случаев для работы с парусами требуется изрядная физическая сила и, конечно, слаженная работа экипажа, потому, что некоторые маневры с парусами в одиночку сделать просто невозможно.
[wp_ad_camp_3]
——-
Самое трудоемкое — постановка грота, здесь без грубой мужской силы никак не обойтись. Мало того, что парус сам по себе большой и тяжелый, так еще и гафель весит немеряно. Постановка грота заняла у нас, наверно, минут двадцать. Этим занимались все, кроме меня, находившейся на руле. Против моих ожиданий, Pesa оказалось довольно послушной в управлении. Она тонко реагировала на малейшие движения румпеля, и управлять ею было очень приятно. (Пока мои коллеги по команде поднимали грот, мне пришлось испытать несколько неприятных минут — дело в том, что, пока парус не подняли, он частично лежал на палубе, закрывая собой все, что находилось по другому борту. В условиях, когда вокруг тебя в метрах шныряют десятки других лодок, вопрос о круговом наблюдении встает особенно остро. А тут ни под парус не заглянешь, ни с кормы, а все остальные заняты постановкой грота.)
Ну вот, грот поставили, после этого постановка топселя и стакселя показалось легкой и незамысловатой. Времени нам хватило точь-в-точь: как только мы поставили все паруса, начался предстартовый отсчет.
Старт мы проиграли. Стартовали на три секунды раньше, и нас, конечно же, тут же завернули назад. Пришлось догонять ушедший вперед флот, но Pesa это под силу. Моя работа — тримминг стакселя. Без лебедок эта задача становится несколько более сложной, чем обычно. Стаксель-шкот задан на утку, и, чтобы его набить, сил одного человека, естественно, не хватает, приходится звать коллег по команде. Отсутствие лебедок вообще делает любую работу на этой лодке «более командной». А кругом море заполненное парусами, но смотреть по сторонам некогда. Мы вышли подальше от берега, где ветра явно было больше и встали на нужный курс. Pesa идет легко и воздушно, на бакштаге при ветре 13?15 узлов мы делаем верных 8−9 узлов, и это при том, что наша команда не напрягается из последних сил, и резервы явно еще есть.
Мы обгоняем многие яхты, но приходим на финиш только четвертыми в своем дивизионе. Гонку укоротили по ходу дистанции, потому что ветер ослаб. Обидно — если бы дистанция осталась прежней, мы бы точно обогнали еще пару соперников, которые шли под берегом, где ветер был еще меньше. Что ж в этот раз мы не оказались в числе призеров, что не совсем привычно для Pesa, которая в регатах обычно не опускается ниже 3−го места.
Сан-Тропе встретил нас каким-то небывалым энтузиазмом: на пирсе было просто не протолкнуться.
Пришвартовавшись к причалу мы еще долго возимся на борту — надо аккуратно переложить грот. Парус большой, гафель и гик длинные и тяжелые, и это работа по укладке грота особенна не легка после длинного дня, проведенного в море. Но вот работы закончены, теперь можно и поговорить. Жан-Ив рассказывает о своей лодке спокойно, кажется совсем без эмоций, но в процессе его рассказа понимаешь, что такую работу проделать под силу далеко не каждому, даже при наличии средств.
Pesa появилась на свет в 1911 году, ее построил известный в те времена архитектор Макс Ортс (Max Oertz). Она была последней из 16 яхт класса 10 метров, построенных Ортсом. Новенькая Pesa сразу же влилась в немецкий гоночный флот и неплохо себя зарекомендовала, выступая в гонках в Киле и Глюксбурге против скандинавских и русских яхтсменов. Имя Pesa сложилось из первых букв имен ее хозяев — Petri и Sack. Впоследствии яхта много раз меняла хозяев и имя — Gurdun, Gisela, Odin. С двадцатых-тридцатых годов прошлого века популярным стало бермудское вооружение (или, как его еще называют, маркони), и в 1958 году яхта уже под новым названием Raja V превратилась в йол маркони.
Купив лодку в 1995 году Жан-Ив решил вернуть лодке первоначальное имя и вид. И если с именем все довольно просто, то возвращение прежнего облика лодки было куда сложнее, учитывая, что практически никакой документации не сохранилось. По счастью новому владельцу удалось найти чертежи и планы старшей сестры Pesa яхты Feinsliebcchen VII, построенной на той же верфи чуть раньше. С их помощью удалось воссоздать оригинальный облик лодки.
«Мне пришлось проделать большую реставрационную работу», — рассказывает Жан-Ив, — «лодка долгое время простояла на берегу, и даже после подготовки при спуске на воду долго и сильно текла. Но главная проблема была не в этом. Лодка была переделана предыдущим хозяином в йол, на ней был установлен тяжеловесный двигатель, лебедки и штурвал, а также была сооружена массивная надстройка. Пришлось практически вынуть все из корпуса и заменить на новое в соответствии с оригинальными планами. Мы перенесли двигатель в середину корпуса, а также отреставрировали сам корпус».
Чтобы сохранить вес, вместо тика палуба была застелена орегонской сосной, надстройка была сильно уменьшена в размерах, ликвидированы лебедки и штурвал. «Реставрация обошлась мне в 6 раз дороже, чем сама лодка и длилась более 2 лет», — продолжает Жан-Ив.
— Как сложно содержать такую лодку сейчас?
— Деревянный корпус Pesa требует особого внимания — обработка и покраска днища, покрытия лаком и покраска надводных частей, обслуживание двигателя и электросистем, замена оборудования, деталей, веревок и парусов. Ну и конечно никто не отменял затраты на страховку и стоянку в портах.
[wp_ad_camp_3]
— А как ты участвуешь в регатах и как происходит поиск спонсоров и команды?
— Участие в регатах зависит от моего бюджета и времени. Каждый год я стараюсь поучаствовать в 5−8 регатах. Я нахожу спонсоров, используя в основном свои дружеские и деловые связи. Но это непросто: в классических регатах много ограничений для рекламы, ее нельзя размещать на парусах и корпусе лодки, и остается только одежда команды, да небольшие флаги. Кроме того, спонсоры не получают выгоду благодаря прямой экспозиции их рекламы или знаков, в основном это происходит через рассказы о следовании традициям, о красоте, роскоши и шарме подобных яхт. В команде, как правило мои друзья и знакомые, многие из них профессионалы из яхтенной индустрии — дизайнеры, строители, есть и профессиональные гонщики.
— А ты ходишь только на классических лодках?
— Я ходил и хожу на разных лодках, от лазера до больших многокорпусников. Прежде всего в силу специфики моей работы. Я консультирую процесс строительства или настройки гоночных лодок, а моя главная роль — оптимизация лодки и ее рейтинга. Например, я занимался подобными работами для греческой олимпийской команды в 2008 году в классе «Илинг» (и, кстати, эта команда выиграла бронзу на олимпиаде в Пекине). Пока Кубок Америки не «подвис» в судебных разбирательствах, я занимался организацией и исследованием для французской команды America’s Cup. А до недавнего времени у меня был другой проект по строительству 52−футового рейсера с одной хорватской верфью.
-Ты хотел купить именно такую старую лодку как Pesa, или приобретение было спонтанным?
— Я долгое время искал именно деревянную лодку, но либо лодки были слишком старые или слишком новые, либо их состояние было слишком убитым. Пока я не встретил Pesa, и пока я не понял, что это моя лодка.
— Можно ли рассматривать такую яхту как инвестицию, ну не в чистом виде, конечно?
— Если бы я продал лодку вскоре после того, как завершил реконструкцию, я получил бы прибыль. Но это не было моей целью. Безусловно, винтажная лодка может быть хорошей инвестицией по сравнению с новой (если не использовать ее слишком много, и если на дворе нет мирового финансового кризиса). Но владельцы классических яхт, в основном, страстно увлеченные люди, которые тратят своих сил и средств намного больше, чем смогут вернуть назад.
После закрытия сезона, Pesa ушла зимовать на Майорку, будущим летом ее ждут новые испытания и, конечно же, новые победы.
Технические характеристики Pesa:
Длина — 19,7 м
Длина по ватерлинии — 15,5 m
Ширина — 2,94 м
Осадка — 1,86 м
Водоизмещение: 16 тонн (7 тонн балласта)
Площадь парусов — 170 м2
[wp_ad_camp_3]