Лодки

Большое противостояние или главное о матчрейсе

Текст: Евгения Бакунова для Yacht Russia

Матчрейсы — самый зрелищный вид парусных соревнований. Особенно когда речь идет о командах и лодках класса America’s Cup. Louis Vuitton Trophy, завершившийся на днях в Ницце лишний раз доказал это. Безусловно, дебют и третье место российской команды Synergy в соревнованиях такого уровня добавил регате интригу. Однако наша заметка не об этом. Чтобы в полной мере насладиться зрелищем под названием матчрейс, надо знать правила. Эта заметка, собственно, об истории матчрейса, и его основных принципах.

 

Матчевые гонки в ряду парусных соревнований стоят особняком. В отличие от большинства регат, где одновременно стартуют все участники гонки, в матчрейсесоревнуются только два соперника. В  матч рейсе нет гандикапов и нет понятия технического преимущества. Соревнования проводятся на одинаковых лодках, а значит победить можно лишь благодаря собственному мастерству.

Развитие матчевых гонок, как отдельного вида парусных соревнований, началось с кубка Америки, история которого стартовала более 140 лет назад. С тех пор в  парусном мире и парусном спорте многое что изменилось, но матчевые гонки постоянно развивались и в наши дни стали одними из самых привлекательных видов профессиональных парусных соревнований. Сегодня это один из самых зрелищных видов парусных состязаний, где важна не только и не столько скорость, сколь умение построить правильный в тактическом отношении «поединок».

Парусный матчрейс обладает теми же привлекательными для зрителя и участника свойствами, как другие популярные игровые виды спорта и единоборства: футбол, бокс, борьба. Победа зависит не только от физической силы соперников, но и их опыта, психологической устойчивости,  а где-то и хитрости, если хотите. Из  матчрейса вышли многие выдающиеся профессионалы современного парусного спорта, что лишний раз доказывает привлекательность матчевых гонок для совершенствования мастерства яхтсменов.

Строго говоря, первый матчрейс в рамках America’s Cup состоялся в 1870 году между американской яхтой яхтой Magic, представлявшей  Нью-Йоркский яхт-клуб, и британской лодкой Cambria. В матче победила первая. Впрочем еще более чем сто лет никто не мог отобрать кубок «Америки» у американцев.

Все последующие розыгрыши этого самого престижного парусного кубка по своему формату тоже были матчрейсами.Однако, не стоит забывать, что в матчрейсах America’s Cup решающую роль зачастую играет сама яхта, ее технологическое исполнение. То есть у «дефендера» и челленджера нет технического равенства в  полной мере, однако таковы правила Кубка Америки.

А кубок Америки продолжал развиваться по своему пути. Лодки эволюционировали и к настоящему времени превратились в высокотехнологические спортивные снаряды, впитавшие в себя все самые современные технологии. В  настоящее время кубок Америки проводится на лодках класса International America’s Cup Class (IACC). В 2007 году это были лодки версии 5.0.Теперь они используются не только для тренировок, но и для соревнований. Так, в феврале 2009 в Новой Зеландии прошла серия матчрейсов Louis Vuitton Pacific Series, в  которой приняли участие практически все существующие на данный момент синдикаты кубка Америки. Команды разыгравали кубок Louis Vuitton по образу и подобию Кубка Америки, а для гонок использовались четыре арендованные лодки, которые были предоставлены для соревнований командами BMW Oracle и Team New Zealand. После отборочного этапа в финале держатель кубка Louis Vuitton команда Emirates Team New Zealand отстояла кубок в матче против Alinghi, команды, которая в  настоящее время является владельцем кубка Америки.

Сегодня же матчрейс — это состязание на технически идентичных лодках, а  значит победа здесь зависит исключительно от опыта и умений шкипера и команды. По-сути матчрейс — это гонки «в чистом» виде, где техническая составляющая сведена к нулю, а гонщики (и команды) обладают такой квалификацией, при которой им, грубо говоря, совершенно безразлично, на каких лодках соревноваться.

Первый матчрейс на монотипах состоялся в 1937 году. Это был Omega Gold Cup на Бермудах. Гонки проводились на лодках класса International One Design. Выиграл это соревнование Бригс Канингэм (Briggs Cunningham), а чуть позже ему удалось выиграть и кубок Америки на яхте класса 12 метров. Omega Cup дал толчек быстрому развитию нового типа парусных гонок: в настоящее время в формате матчрейса проводится около 70 регат по всему миру.

Для того, чтобы как-то упорядочить и ранжировать разные по условиям и  мастерству участников соревнования, потребовалось создать курирующую организацию — так появилась Match Race Committee в рамках ISAF (Международной Федерации парусного спорта), которая контролирует все регаты и представляет World Match Racing Tour — на сегодня самую представительную профессиональную серию в матчрейсе.

Общие правила гонок

Матчрейсы, как мы уже говорили, проводятся на технически идентичных лодках. Лодки представляются оргнизаторами соревнований. Участники регаты не выходят на  старт одновременно, в встречаются в парных гонках друг с другом — каждый с  каждым. По завершению «круговых» парных гонок (этот этап называется раунд-робин) по сумме набранных очков определяются полуфиналисты, затем — финалисты, которые и разыгрывают между собой первенство. Дистанция гонки небольшая, лодки проходят ее в среднем за 20−25 минут. Знаки выставляются по  направлению ветра, как в гонках флота.

Борьба между соперниками разворачивается еще до старта, так как обе команды хотят пересечь линию старта максимально быстро и выгоднее чем соперник. С  другой стороны каждый старается вынудить визави совершить на старте ошибку и  быть за это оштрафованным. Дистанция формально имеет 4 отрезка — два на ветер и  два полных курса. На первом и третьем этапах лодки идут в лавировку, затем они правым бортом огибают «верхний» знак и проходят второй (и четвертый) отрезки под спинакерами. Таким образом, пройдя две «петли» гонщики финишируют.

Матчрейс зрелищен прежде всего тем, что это не просто гонка, это состязание в мастерстве построения тактического боя. Для того чтобы победить, здесь недостаточно одной лишь физической силы, необходимо знание правил, умение ими правильно пользоваться и конечно грамотно «ставить» сценарий гонки.

В любом матчрейсе главное — победа, поэтому этот вид парусных состязаний считается одним из самых динамичных.

То, что в гонке участвует только две лодки существенно влияет на ход ее  построения. Здесь не важно время прохождения дистанции, а важно обойти соперника, а значит все средства хороши: можно делать ставку на высокие скорости, а можно просто блокировать соперника, не давая ему обойти себя (в  групповой гонке такое невозможно, так как пока вы блокируете кого-то одного, остальные участники вас «объедут»).

Матчрейсы, как правило, организутся вблизи береговой линии, так что  зрители могут оттуда легко наблюдать за гонками. Кроме того, дистанции матчрейсов невелики, да и при наблюдении за парной гонкой зрителю уследить легче, чем за групповой.

Существует два основных правила гонок, наиболее часто применимых в  матчрейсе. Лодка идущая левым галсом обязана уступить дорогу лодке, идущей правым галсом. При огибании знака лодка, идущая ближе к знаку (внутренняя) имеет преимущество перед той, которая проходит поворот дальше от знака. В  случае, если судейское судно на дистанции  (ампаер) фиксирует нарушение правил, оно вправе оштрафовать нарушителя. Отработка штрафа (оправдание) —  выполнение поворота на 270 градусов — может быть выполнено в любой момент гонки. Экипаж старается выполнить его с наименьшими потерями в наиболее удобный момент. Если кто-то из соперников получает три штрафа, он тут же  дисквалифицируется.

В матчрейсе часто случается так, что гонщики идут очень близко друг к  другу, так что на финише их разделяет совсем небольшой интервал. Но этим азартом борьбы матчрейс привлекает к себе особое внимание как яхтсменов, так и  зрителей. (Так, например, незабываемым был финал Кубка Америки 2007 года, когда в последней гонке матча Alinghi опередила Team New Zealand всего на одну секунду.)

Гонка

Гонка начинается с предупредительного сигнала за 10 минут до старта (синий флаг на судейской лодке). Второй предстартовый сигнал подается за 5 минут до старта. Лодки входят в предстартовую зону, и тут разыгрывается настоящая баталия, в которой каждый стремится получить превосходство на старте. Цель — заставить соперника совершить ошибку и пересечь линию старта раньше времени (выкинуть за стартовую линию), а это наказывается повторным стартом, для чего необходим разворот. Важно стартовать впереди соперника, и гонщики делаяют для этого все возможное в рамках правил. Лодка, прошедшая линию старта первой и на ветре, имеет преимущество, так как она может закрыть ветер сопернику. Соперники пытаются атаковать друг друга путем смены галса, разворачивается борьба за более выгодную позицию на дистанции. После прохождения верхнего знака, лодки оказываются на попутных курсах, они ставят спинакеры и направляются к «нижнему» знаку. На этом этапе тактическое преимущество может принадлежать лодке идущей сзади, так как теперь она может закрыть ветер сопернику, который вынужден будет что-то предпринимать для того, чтобы выйти на «чистый ветер». Но идущий впереди может контролировать простанство, не дывая идущему сзади возможности обогнать себя. Лодки меняют галсы в поиске более выигрышного положения, так они они подходят к нижнему знаку, огибают его, «сбрасывают» спинакеры и опять идут на ветер, повторяя первый и второй этапы вновь.

С точки зрения визуальной зрелищности, казалось бы, матчрейс проигрывает групповым гонкам — ведь в регатах иногда может принимать участие десятки, а то и сотни яхт, что дает куда более эффектную «картинку» события. Но в групповых соревнованиях есть и другая сторона:  в монотипных гонках внимание зрителя рассредотачивается между многими участниками, а в гандикапных регатах наблюдателю и вовсе трудно определить, что происходит на дистанции, так как конечный результат будет зависеть от финального пересчета времени. Матчрейс строится совсем по другим принципам, где наиболее интересна «чистая» борьба двух соперников.

Возможность наблюдать за всеми ньюансами боя, с лихвой окупает кажущуюся внешнюю непривлекательность «малочисленной» гонки. В матчрейсе исход гонки может определиться еще до ее старта. Хрестоматийный пример: на проходившем в  феврале кубке Louis Vuitton Pacific Series в финальном матче претендентов команда Alinghi встрчалась с BMW Oracle. В предстартовой прелюдии второй решающей гонки Alinghi «загнала» соперника к самому краю стартовой линии, не  оставив ему места для старта и вынудив его притормозить и стартовать на корпус позади себя. Получив большое преимущество на старте, Alinghi смогла сохранить его до конца гонки и выиграть гонку и матч.

Или еще один пример — первая полуфинальная гонка между Synergy Team New Zealand в Louis Vuitton Trophy. До старта новозеландцы получили штраф. И хотя киви лидировали всю гонку, они не смогли оторваться настолько, чтобы «оправдаться» без потери лидерства.

Система рейтингов

Особое развитие матчрейсы получили за последние 20 лет, в 2000 году появилась система рейтингования ISAF. Причем рейтинги присваиваются и  соревнованим и яхтсменам. Шкиперы получают очки за первые 10 мест в регатах, которые умножабтся на коэффициетны соответственно уровню регат. Регаты имеют свой рейтинг — grade, который присваивается в зависимости он уровня организации соревнования. Грейд регаты зависит от множества факторов: количества гонщиков соответствующего уровня,  количества и конструкции лодок, предоставленных для гонок, количества международных судей, обслуживающих регату, количества дней, отведенных на регату и т д.

Международные регаты имеют больший вес по  сравнению с региональными. Например, чтобы регата получила грейд 3, организаторы должны предоставить для гонок не менее 4 лодок длиной не меньше 5,9 м, это должны быть килевые лодки, несущие спинакер. Кроме того, это должна быть регата уровня национального чемпионата или международная регата, где иностранных гоньщиков не менее 30%. Чтобы получить грейд 2 или 1, регата должна удовлетворять основным критериям третьего грейда, но, кроме того, число лодок должно составить 50% от числа участников, гоночных дней должно быть 3−4, лодка должна быть длиной не менее 6,8 м (для open) и 5,9м (для женского) матчрейса. Для регаты с грейдом 1 судьи назначаются ISAF.

Так, например, 1−й грейд имеют упомянутая выше Louis Vuitton Pacific Series, ISAF Nations Cup (в этом году прошел в Бразилии), International Women Match Race Criterium, Match Cup Sweden (Марстранд, Швеция), Congressional Cup (США, Калифорния), Cento Cup (Италия), российская «Ява-Трофи». А высший грэйд присвоен Мировому туру по матчевым гонкам, который в рейтинге ISAF  рассматривается как кубок Мира.

В настоящее время в рейтинговом списке по матчрейсу Международной парусной федерации (ISAF) около 1000 шкиперов. Вообще говоря, существует два рейтинговых списка — Общий рейтинг (Open) и женский. Рейтинг ISAF рассчитывается на основе достижений яхтсменов- матчрейсеров по итогам последних двух лет в регатах не  ниже 5−го грэйда. Чем выше грэйд соревнования и место шкипера в регате, тем больше очков он получает. В расчет рейтинга каждого яхтсмена идут 4 регаты за  год (его лучшие результаты) (или 8 за 2 года), причем очки за регаты последнего года почти вдвое дороже, чем очки за регаты предыдущего.

В «общем» рейтинге по матчевым гонкам ISAF есть российские гонщики: Андрей Арбузов занимает 13−е, Сергей Мусихин — 37−е место, Евгений Неугодников — 38−е  место, Евгений Никифоров — на 42−й позиции.

Женщины могут соревноваться в матчрейсах класcах open и women. Во втором случае весь экипаж дожен быть исключительно женским. В мире проводится довольно много женских соревнований по матчевым гонкам различных грейдов. А в 2012 году женский матчрейс впервые войдет в программу Олимпийских игр. Спортсменки будут соревноваться на яхтах Elliott 6m.

Мировой тур по матчевым гонкам (World Match Racing Tour)

Это самая престижная серия регат по матчевым гонкам. В ряду парусных соревнований она стоит особняком, как Кубок Америки и Volvo Ocean Race. Из  Мирового тура выросли знаменитые профессионалы, среди которых немало участников America’s Cup: Рассел Куттс (Russell Coutts), Эд Берд (Ed Baird), Питер Гилмор (Peter Gilmour), Джэймс Спитилл (James Spithill), Дин Баркер (Dean Barker), Крис Диксон (Chris Dickson), Себастиен Коль (Sebastien Col), Магнус Холмберг (Magnus Holmberg). Каждый год в рамках Тура проходит 8 этапов и финальный этап Monsoon Cup.

Программа Тура и даты проведения этапов объявляются через неделю-две после окончания предыдущго сезона. Тогда же организаторы Тура объявляют о принципах отбора гонщиков в следующем сезоне и их количестве. В каждом этапе Тура будут принимать участие от 12 до 16 команд, четыре из которых являются лидерами Тура прошлого сезона, две — лидеры рейтинга ISAF на определенную дату, а остальные — лидеры квалификационных этапов Тура (список этих регат публикуются вместе с  общей программой Тура на сезон).

Для соревнований организаторы предоставляют одинаковые лодки от 30 до 40 футов, лодки меняются от этапа к этапу, но где на каких лодках будут проходить гонки известно в самом начале сезона.

За победу в этапе Тура победитель получает 25 очков, шкипер, занявший второе место — 20 очков, третье — 15 и так далее. Из всех этапов каждому шкиперу в  зачет идут только пять лучших результатов плюс результаты традиционного финального этапа Monsoon Cup, который проходит в Малайзии (всегда здесь). Этот этап отличается от всех остальных еще и тем, что первые 8 мест в этом финальном этапе оцениваются в 1,5 раза большим числом очков, чем результаты всех остальных этапов. Шкипер и команда, получившие наибольшее число очков по итогам серии объявляется Чемпионом мира по матчевым гонкам данного года.

В 2007 году чемпионом мира стал подданный Великобритании Ян Уильямс (Ian  Williams) и его команда Pindar. В 2008 году заключительную регату Мирового тура  — Monsoon Cup —  выиграл Питер Гилмор (Peter Gilmour) и команда Yanmar Racing, а чемпионом мира стал все тот же  Ян Уильямс (Ian Williams). В  этом году чемпион определится в декабре.

Призовой фонд

Призовой фонд в матчевых гонках расппределяется следующим образом. За первое место выплачивается 24% денежного приза, за второе — 15%, за третье — 12%, четвертое — 10%, пятое — 9%, шестое — 8%, седьмое — 7% и так далее.

Призовой фонд Мирового чемпионата по матчевым гонкам (World Match Racing Tour) в 2009 году составил более $1,5 млн, это самый большой призовой фонд в парусном спорте. Награды других соревнований заметно скромнее — например, призовой фонд российской «Ява-Трофи» в 2008 году составил 55 тысяч евро.

Матчевые гонки в России

В России матчевые гонки давно пользуются популярностью. Более того, ряд регат получили высокий рейтинг ISAF и являются официальными отборочными соревнованиями для участия в Кубке мира. Самой известной из них является«Ява-Трофи» — в настоящее время эта регата имеет грэйд 1 и принимает большое число иностранных участников. Свою историю регата начала в начале 90−х в Екатеринбурге на водах Верх-Исетского пруда. В 2003 и 2005 годах в рамках этой регаты прошли Чемпионаты Европы, в 2003 году победил Кароль Яблонски, а в 2005 году — Себастиен Коль. Ява-Трофи-2007  была впервые проведена в  Подмосковье, а в 2008 года эта регата окончательно «прописалась» на акватории Клязьминского водохранилища. Юбилейные гонки получили статус официального чемпионата Европы в матчевых гонках.Гонки проводились на лодках «Рикошет-747». Победителем  «Ява-Трофи»-2009 стала российская команда Евгения Неугодникова.

А в Екатеринбурге, после того, как Ява-трофи переехала в Москву, стал проводиться открытый чемпионат России по матчевым гонкам, грэйд этого соревнования 3. В Петербурге проводится регата «Паруса Белых ночей. Кубок Дворца конгрессов». Эта регата имеет 2−й грейд. В 2008 году гонщики соревновались на лодках «Santer-760».  В 2009 году эта регата уже будет иметь первый грейд.

Во Владивостоке проводится кубок «Семь футов», имеющий второй грейд. В  Челябинской области в 2008 году проводился кубок Короткевича (озеро Тургояк), это регата имела грейд 3. Кубок Челябинска по матчевым гонкам (озеро Смолино) и  открытый чемпионат Хабаросвкой области  имею грейд 4. В рамках некоторых известных российских регат, таких как Банковский кубок, также проводятся матчрейсы, не имеющие грейдов ISAF.