Прокатиться на «Лидере»
На Рыбинской судоверфи построили катер «Лидер 12М». Это первый российский спасательный катер. Настоящий, как у многих Coast Guard в мире, в чем автору удалось убедиться лично.
Выходя в море за границей, как-то не думаешь о том, кто и как тебя будет, в случае чего, спасать. Все мы неоднократно видели спасательные катера, которые стоят у причалов в большинстве портов. В российских водах ситуация иная — суда, которые есть в распоряжении спасателей, небыстроходные. А значит, если в море с вами что-то произойдет, ждать помощи придется долго.
Дорога от Москвы до Рыбинска занимает примерно 4 часа, небо затянуло плотными сизыми облаками, и пошел дождь – то что надо для тест-драйва спасательного катера. Вот только бы еще чуть-чуть ветра и волну побольше…
Несмотря на то, что катер «Лидер 12М» совсем новая разработка, он уже приобрел большую известность. Хотя бы потому, что это первый российский катер, специально спроектированный для спасательных служб. Создатели называют катер многоцелевым, он действительно может решать разнообразные задачи: это и поисковая служба, и водолазные работы, тушение пожаров на воде, спасение и буксировка малых судов — все это, не дай бог, конечно, может случиться с любым российским яхтсменом, вышедшим в море в российских территориальных водах.
«Ни на Онежском, ни на Ладожском озере, да и на Балтике — нет ни одного спасательного катера. В Мурманске спасатели имеют два буксира — один 69 м длиной другой — около 80м. Они только из Кольского залива будут выходить 3 часа. У нас нет вертолета, который может взлетать при ветре более 12 м/сек (запрещено по погоде), а у всех есть…», — рассказывает главный конструктор Рыбинской Судоверфи Артем Брум (на фото справа).
«Лидер» был спроектирован и построен в очень короткие сроки.
«Мы получили задание на разработку катера в конце марта, — продолжает главный конструктор, — „работы по строительству начались в середине апреля, 16 августа катер был уже на воде. А в начале сентября мы отдали его на первые испытания МЧС в Мурманск“.
Перед командой верфи стояла непростая задача — создать прочный, непотопляемый катер с отменными мореходными и скоростными характеристиками. Одна из главных особенностей „Лидера“ — его 100%−ная остойчивость. История показанная в знаменитом фильме „Идеальный шторм“ в случае с „Лидером“ невозможна: его практически невозможно перевернуть, но если это все же произойдет на большой волне, он быстро вернется в нормальное положение. Генеральный директор верфи Александр Антонов с улыбкой вспоминает испытания: „Мы чуть не завалили кран, пытаясь перевернуть наш „Лидер“, на стропах было 6 т восстанавливающего момента, когда мы решили прекратить эксперимент….“
[wp_ad_camp_3]
Другая особенность катера 100%−ная герметичность. Все люки и двери водонепроницаемы. Со стороны лидер выглядит просто, если не сказать брутально. Объем салона надстройки достаточно велик для катера такого размера. Круговое остекление позволяет видеть обстановку вокруг. Обратный наклон лобовых стекол (их толщина, кстати, 16 мм) обеспечивает лучшую видимость в условиях дождя или при большом количестве брызг. Для лучшего обзора работает обогрев стекол и омыватели.
Салон катера разделен на две части. Впереди — пост управления, рассчитанный на команду из 4 человек и оборудованный четырьмя креслами шведской компании Ullman. „Улльмановские“ кресла ставятся на многие суперскоростные спортивные лодки и катера береговых служб, в частности, Швеции, Голландии и США. Они обеспечивают спасателям не только комфорт, благодаря всевозможным настройкам, но и заметно снижают утомляемость команды и риски получить травмы во время перемещения на высоких скоростях и при большом волнении. Четырехточечные ремни надежно крепят седоков в чаше сидения, и если даже катер перевернется и ударится крышей о грунт (а такое возможно, например, в мощной прибойной волне), риск получить повреждения позвоночника или других жизненно важных органов будет сведен к минимуму.
Прочность надстройки закладывалась, кстати говоря, исходя из подобной ситуации и способна выдержать значимые нагрузки.
Лидер обеспечивает спасателям полную автономность на 3−4 суток. Для жизни экипажа есть все: солярочная плита (не спиртовая и не электрическая!), холодильник, отопитель, мощный генератор, санузел с туалетом и душем, сушильный шкаф для гидрокостюмов. Бытовая часть расположена в задней части салона, которая отделяется от поста управления светонепроницаемой шторой. Есть также шесть спальных мест, а общая пассажировместимость „Лидера“ составляет 14 человек. Дальность хода при скорости в 30 узлов составляет 500−600 миль, при патрулировании на малых скоростях запас хода существенно увеличивается. Спасательный катер, если он не в районе патрулирования, должен быть всегда готов выйти в море. Поэтому „Лидер“ оборудован предпусковыми обогревателями (в данном случае Webasto). Понятно, что на „Лидере“ по максимуму установлено навигационное оборудование и системы связи.
На ходу Лидер кажется несколько тяжеловатым, впрочем так только кажется. Разгоняюсь с нуля, через 15−20 секунд мы уже летим на скорости 33 узла, хотя в задраенном салоне скорость почти не ощущается. Небольшую волну, образованную им же самим, „Лидер“ отрабатывает довольно жестко с характерным гулким ударом. „Представьте себе, но на большой волне катер идет гораздо мягче“, — как бы читая мои мысли объясняет главный конструктор, — „мы испытывали катер в Мурманске при ветре больше 30 узлов и волне 2−3 метра, катер показал себя прекрасно. Самое интересное наблюдается на попутной волне: он влетает в волну, и вот, кажется, сейчас „зароется“ в нее носом, но ничего ничего подобного не происходит — наш катер взлетает над волной и идет дальше“.
Идя на максималке, без всякого стеснения перекладываю руль из одного крайнего положения в другое — „Лидер“ оставляет чувство какой-то особенной приятной надежности и силы. Маневренность Лидера просто захватывает дух! Все дело в водометах — двигатели напрямую связаны с водометами, и все управление лодкой осуществляется выходной струей. Катер укомплектован двумя двигателями Volvo Penta мощностью 575 лс каждый и водометами новозеландской компании HamiltonJet — признанного мирового лидера по производству водометных движителей. На полном ходу перекладываю рычаг управления дефлектором в реверсивное положение, и за какие-то 1−2 секунды катер останавливается, проходя расстояние не больше собственного корпуса. Если к этому добавить поворот руля, катер остановится и развернется на месте.
Рыбинская судоверфь (РСВ) вошла в холдинг „Еврояхтинг“ в 2008 году. В состав холдинга также входят: Проектно-конструкторское бюро, базирующееся в Москве и Рыбинске, Студия корабельных интерьеров, и Студия корабельной окраски, являющаяся мобильным подразделением. Все компании холдинга имеют 100%−ный частный капитал.
Отсутствие подводных выступающих частей снижают сопротивление лодки при движении. Наличие водометов, кроме того, не создает опасности для людей, находящихся в воде рядом с двигателем, отсюда меньше вероятность получения травм во время спасательных операций. Кормовая часть „Лидера“ оборудована водолазными трапами, которые могут быть использованы во время подводных работ, а также для подъема людей их воды. Кормовые рундуки удобно использовать для хранения водолазного снаряжения. Усиленная носовая часть позволяет катеру выезжать на берег, в том числе каменистый — сочетание алюминиевого корпуса и водометов решает эту задачу без особых проблем.
Тушение пожаров на водных и прибрежных объектах, куда нельзя подобраться с берега — еще один вид работ, который может с успехом выполнять „Лидер 12М“. „В Москве, например, около 15 яхт-клубов, и пожар на яхте, стоящей у причала потушить будет невозможно,“ — говорит Артем Брум, — „но можно подойти на нашем катере с воды, на нем стоит мотопомпа с производительностью 500 л в минуту. Представим себе яхту водоизмещением 20т. За 15 минут я ее либо потушу, либо утоплю…“ Впрочем, помпа может работать и в обратном режиме — на откачку воды из тонущего судна.
-Когда вы „рисовали“ катер, на какие другие проекты вы ориентировались?
— „Я всегда совершенно открыто говорю, что мы смотрели на американский спасательный катер 12 м длиной“, — говорит Артем Брум. — „И теперь могу сказать, что мы их переплюнули: у них надстройка в 2 раза меньше, у них в надстройке всего 4 кресла для спасателей, на этом надстройка заканчивается. По норме у них — количество спасенных — 3 человека, у нас — до восьми. Но у них и задача несколько иная — они работают в основном для съема людей с воды или терпящих бедствие судов и передачи их на борт больших судов“.
— Что будет дальше с этим проектом?
„Мы сделали первую машину, провели испытания и отдали ее в опытную эксплуатацию МЧС в Архангельск“, — говорит Артем Брум. — „Дальше мы будем совершенствовать конструкцию, и прежде, чем этот катер сможет стать серийным, будет, наверное, еще 2−3 предсерийных экземпляра“.
Но есть и другое направление развития этого проекта — создание катеров по частным заказам. Лидер 12М может стать базовой платформой для целого семейства катеров от 12 до 16 м, эти рамки заданы длинной стапеля, а все, что внутри рамок целиком и полностью зависит от клиента. „Есть довольно много людей, которым нужны не пластиковые лодки, а супернадежные, мореходные катера с прочным корпусом, но с интерьерами люкс“, — продолжает свой рассказ главный конструктор.
Мы покидали „Лидер“, а на причале озабоченно суетились ребята из Архангельска — завтра они погонят туда этот катер, чтобы продолжать испытывать его в ежедневной работе спасательной службы. Очень хочется надеяться, что когда-нибутьтакие катера появятся на всех российских акваториях.
Спасательный катер 12М „Лидер“
длина 13,2
длина по ватерлинии 12м
ширина с установленным рибом — 4,5
Скорость макс 35 уз
скорость крейс 30
Двигатели Volvo Penta 2 по 575 лс
Водометы HamiltonJet
Мотопомпа 500 л/мин
спальных мест -6
[wp_ad_camp_3]