Лодки

Итоги и будущее Vendee Globe

Текст: Евгения Бакунова
Фото:  Евгения Бакунова, Vendee Globe

Самая быстрая в истории Vendee Globe-2013 завершилась. Из 20 стартовавших участников одиночную кругосветку завершили 11 человек. Организаторы начали обсуждение следующего четырехлетия в жизни соревнования и конструктивные проблемы яхт класса. Какой будет следующая регата менеджемент Vendee Globe обещает сообщить в марте.

Самая компактная гонка в истории

Vendee Globe 2013 завершилась финишем итальянского гонщика Алессандро ди Бенедетто на яхте Team Plastique. Он пришел на финиш одиннадцатым. С момента финиша победителя гонки Франсуа Габара прошло 26 дней. Ди Бенедетто потратил на кругосветку 104 дня 2 часа 34 минуты и 30 секунд. Таким образом, Vendee Globe 2013 стала самой компактной гонкой за всю историю своего существования. Так, последний шкипер  в гонке 2009 года Норберт Седлачек финишировал через 42 дня после победителя Мишеля Десжуайо. В гонке 2004−2005 года временное отствание между победителем Винсентом Рюи и Кареном Лейбовичи, пришедшим на финиш последним, составила 39 дней. В более раниих гонках эти интервалы составляли — в 2001 году  — 65 дней, в 1997году — 34 дня; в 1993 — 43 дня;  в 1990 — 53 дня.

Vendee Globe-2013 оказалась самой насышенной по рекордам — рекорд гонки, самый молодой шкипер, самая маленькая разниа между двумя первыми участниками, 2  результата лучше 80 дней.

Ученик и наставник — Франсуа Габар и Мишель Десжуайо

Главной сенсацией гонки, стала, конечно же, победа молодого французского шкипера Франсуа Габара, который не только стал самым молодым в истории гонки победителем (29 лет), но и улучшил лекорд Vendee Globe сразу на 6 дней.  Итоги Vendee Globe-2013 будут еще долго анализировать, но сейчас ясно одно: причина победы Габара кроется не только в  его исключительных гоночных качествах, но и есть результат работы очень опытной команды под руководством маэстро Мишеля Десжуайо — единственного, кому удалось дважды выиграть эту труднейшую кругосветку.

Как говорит сам Десжуайо, победа на 80% готовится на суше. Это не только постройка и подготовка лодки, но и многое другое: парусный гардероб, автопилоты, программное обеспечение и, бесценный опыт, который стоит за всем этим. Vendee Globe можно проиграть из-за невезения, но выиграть ее за счет везения нереально. В кулуарах гонки много разговоров было и том, что Габару помогло «секретное оружие» Десжуайо  — так со времен прошлой гонки называют штормовой стаксель, придуманный Десжуайо специально для гонки 2009  года, в которой победил. Парус выполнен из прочного и легкого волокна Cuben и  рассчитан на сильные попутные ветра, он выдерживает нагрузки даже при ветре свыше 50 узлов.

Вообще роль Мишеля Десжуайо в стремительном прогрессе Vendee Globe трудно переоценить  — четыре последние победы в этой гонке прямо или косвенно связаны с его именем: два раза Десжуайо побеждал сам (в 2001 и 2009 году), в 2005 году Винсент Рию выиграл гонку, выступая на лодке, которая в 2001 году принесла победу Десжуайо. И вот теперь гонку выиграл Габар, подготовкой которого занимался Десжуайо.

Имея такой солидный фундамент, Габару надо было выполнить свою часть работы, и он справился с этим великолепно. Интересно и то, что в отличие от соперников, Габар во время гонки практически не сообщал о технических сложностях или поломках. На видео с дистанции Габар всегда выглядел свежо и бодро, как будто у  него нет проблем. Но мы то знаем, что в Vendee Globe так не бывает.

О сложностях гонки он рассказал уже после финиша и в ранге победителя:  «Что было по-настоящему трудно — это то, как много технических проблем надо решать. Каждая из них сама по себе, может быть, не столь сложна, но они возникают не по одной, а пачками, и их надо решать быстро. И ты решаешь эти, и  тут же возникают новые, и так без конца. Ночь — самое сложное время. Особенно сложной была последняя ночь — ветер 40 узлов, волна и большой траффик — грузовые суда и рыбацкие лодки. Впереди всего лишь сотня миль, и нет ничего более обидного, чем потерять все на финишной прямой, поэтому я старался быть предельно осторожным и даже где-то слишком». (После старта Vendee Globe ряд участников, и в том числе некоторые фавориты, выбыли из гонки из-за столкновений с плавающими предметами и рыбацкими лодками именно в этом районе моря).

Множество фатальных поломок — особенность Vendee Globe-2013

Франсуа Габар смог избежать фатальных поломок, какие постигли многих из его конкурентов.
В этой гонке мы наблюдали неприятную серию крупных поломок и, в том числе четыре (!) поломки киля.
Яхта Safran Марка Гилемо потеряла свой новый и баснословно дорогой титановый фальш-киль практически сразу после старта. Поначалу шкипер заявил, что яхта напоролась на что-то под водой, чуть позже он уже не был уверен в этом, а  эксперты заговорили об усталости металла и производственных дефектах. (Киль, кстати, специально для яхты Safran был сделан компанией-спонсором — французским военно-промышленным концерном, и то, что случилось с этим важным для лодки узлом говорит не в пользу  конерна Safran).

Потом гидравлику киля заело у Джереми Бейу (яхта Maitre CoQ). Затем далеко не в запредельных погодных условиях сломалась мачта у Саманты Дэвис (яхта Saveol), потом потеря киля у Paprec Virbac 3 и Acciona. Последний случай вообще оставил всех в недоумении — яхта Хавьера Сансо потеряла киль и перевернулась внезапно при довольно спокойных погодных условиях, шкипер выл спасен португальскими спасателями.
И Acciona и Paprec Virbac — лодки новейшего поколения Open 60. Таких яхт в этой гонке было всего шесть, из них с дистанции сошли 4, но две из них пришли на  финиш раньше всех. Ткие радикально разные результаты свидетельствуют о том, что риск становится слишком высок, а вопрос о надежности этих яхт стоит как никогда остро.
С каждым новым поколением лодки становятся легче, а число фатальных поломок растет.
«Эти лодки быстрые, но очень хрупкие, ненадежные для такой жесткой гонки как VG, — говорил до старта о лодках соперников Алекс Томсон. — „Некоторые из них настолько легки, что страшно наступать на палубу, потому что она может провалиться“.

Большое число серьезных поломок у лодок этого класса бросается в  глаза. Достаточно взглянуть на статистику поломок. За последние 5 лет яхты этого класса около 20 раз лишались мачты. С момента драматической Vendee Globe 1996−97 года, когда трех шкиперов, лодки которых потеряли киль, спасали в Южном океане, поломки и потеря киля случались в гонках Vendee Globe  еще более 15 раз. В то время как, например, в другой кругосветке Volvo Ocean Race, в трех последних гонках проблем с килями не возникало, Vendee Globe вот уже 10 лет не  может справиться с этой напастью и продолжает проводить спасательные операции посередине океанов.
Очевидно, что настало время для пересмотра правил класса в сторону увеличения надежности лодок. Дизайнеры уже не раз предлагали варианты решения проблемы. И, если не превращать IMOCA 60 в монотипный класс, то хотя бы можно было перейтина one-design ключевых элементов, таких, например, как фальш-киль.

Перейдет ли Vendee Globe на монотипы?

Похоже, что, наконец, организаторы Vendee globe задумались о  серьезности поломок и начали процесс обсуждения новых правил класса и формата следующей гонки Vendee Globe. Для IMOCA — это главная гонка и от ее существования и развития зависит существование самого класса и уровень спонсорского участи. Впервые организаторы начали разговоры о возможности перехода на монотипы и попросили одного из предыдущих победителей гонки Алана Гатье подготовить обзор и рекомендации относительно того плох или хорош монотип для Vende Globe, соответствует ли это духу гонки, и безопаснее ли проводить гонку на монотипах?

К слову, уже сейчас дважды победитель Vendee Globe Мишель Десжуайо имеет » в  рукаве» готовый монотип Oceans50, в разработке которого он участвовал как консультант. Он пытается пристроить свой класс в гонку Vendee, но организаторы вряд ли согласятся проводить гонку в двух классах. Тем не менеее, есть мнение что переход на монотип, подобный этому, позволит значительно сократить бюджет команд. IMOCA 60, например, такая как MACIF стоит около 3,5 млн евро. Но  Десжуайо лишь запустил идею. И многие из шкиперов положительно относятся к  такому серьезному изменению в гонке. Армель Ле-Клеаш,например, считает, что иметь общие сток запчастей и логистику уже преимущество. С другой стороны возможность использовать старые лодки дает возможность для новичков или более бюджетных команд подступиться к гонке.

«Кроме безопасности, нам важно чтобы гонка была доступной, чтобы более молодое поколение шкиперов и компании „среднего“ уровня могди участвовать в  гонке», — говорит президент Vendee Globe Бруно Ретайо. — «Мы проанализируем все аспекты прежде, чем примем решение в марте. Но мы также не хотим убить техническое развитие, потому что это в том числе и соревнование технологий, и  зрители перед гонкой идут посмотреть на то, как устроены лодки. Мы ищем что-то между двумя крайностями — монотипом и открытым классом».
Таким вариантом может стать one-design отдельных частей яхты, таких, например, как киль или мачта. Но прежде, чем новый формат гонки будет принят, организаторы намерены провести консультации с участниками и экспертами гонки.