Лодки

Кубок Америки-34. Итальянский бойкот 

34−розыгрыш America’s Cup стартует со скандалом и двумя протестами – назначенная на первый день регаты гонка не состоится. Сегодня ночью Luna Rossa, которая должна была 7 июля встречаться с Team New Zealand, заявила, что гоняться не будет, пока не будет решения по ее протесту. И это не единственная проблема нынешнего розыгрыша кубка «Америки».

7 июля официально стартует 34−й розыгрыш Кубка «Америки». Самое старое и крутое соревнование в парусном мире, по  заведенной в последние 30 лет традиции, начинается с битвы челленджеров – Кубка Louis Vuitton. И хотя официальные представители регаты старательно убеждают общественность, что все под контролем и все в полном порядке, ситуация в  America’s Cup, совсем не однозначная, если не сказать, кризисная.

America's Cup, Кубок Америки, Louis Vuitton Cup, Сан-Франциско, 2013Трагические события в Сан-Франциско, неготовность команд к  гонкам и невыполнение заявленных планов ставит 34−й розыгрыш America’s Cup в особое положение. Гигантский 72−футовый катамаран с  гротом-крылом больше не выглядит как суперсовременное изобретение, способное оживить Кубок «Америки», а, наоборот, имеет все шансы потопить его. Протесты Luna Rossa и Team New Zealand добавили масла в огонь, но обо всем по-порядку.

Битва челленджеров -– Louis Vuitton Cup – официально стартует по плану, хотя разрешение от американской береговой охраны регата подучила всего за несколько дней до официального открытия. Хоть что-то в 34−м розыгрыше происходит, наконец, по плану.

Вместе с тем, что, собственно будет после 7 июля, по-прежнемуне ясно. Похоже, ясности нет и у организаторов регаты – за несколько лет подготовки нового Кубка «Америки» под патронажем Oracle Racing и его главного идеолога Расселла Куттса мы привыкли к тому, что планы меняются, сроки сдвигаются, да и вообще мало что из обещанного становится реальностью. К  примеру то, что вместо 8−10 челленджеров их будет всего три (Artemis Team, New  Zealand и Luna Rossa). Или то, что по плану премьерные гонки на  AC72 должны были пройти в апреле 2013 года, а не во время непосредственно Кубка Louis Vuitton.

Капсайз Artemis

А 9 мая случилось то, не только перевернуло и без того шаткие планы America’s Cup, но и шокировало весь парусный мир – трагическая смерть Эндрю Симпсона из команды Artemis еще сильнее обнажила главные проблемы America’s Cup  в его нынешнем формате.

America's Cup, Кубок Америки, Сан-Франциско, 2013 Artemis Racing, гибель Эндрю Сипсона во время тренировкиИнцидент с Artemis случился в обычную погоду, во время тренировки. Никаких экстраординарных действий команда не совершала, когда катамаран перевернулся. Как сообщил директор регаты Ян Мюррей, «ветер был 18−20 узлов плюс приливное течение 2−3 узла, волны практически не  было – идеальные условия для сейлинга и типичный для Сан-Францискодень». Катамаран из-за удара о воду частично разрушился, Симпсона обнаружили под одним из обломков, но спасти его не удалось.

Этот капсайз стал вторым с момента спуска AC72 на воду – Oracle Racing прошла через такое в октябре прошлого года, но тогда все обошлось без травматизма. Тем не менее, риск перевернуться стал для участников Кубка «Америки» настоящей фобией – AC72 развивают скорости свыше 40 узлов, поэтому любая нештатная ситуация потенциально очень опасна. Падение с высоты и риск оказаться под перевернувшимся катамараном реальны, именно поэтому спортсмены одеты в армированную одежду и каски, у каждого есть нож и баллон с кислородом. Каждую неделю команды проводят тренировки по «выживанию» на воде и под водой. Но даже эти меры оказались, как мы видим, недостаточны.

Отметим и то, что на официальном сайте America’s Cup нет ни видео, ни  фотографий капсайза катамарана Artemis, нет там и фотографий сломанного катамарана, после того как его достали из воды. Нет и подробных трансскриптов пресс-конференцийс неудобными вопросами, которые занимают большую часть пресс-конференций с менеджментом регаты. Сайт America’s Cup  отражает ситуацию в максимально розовом свете и начинает напоминать газету «Правда» соответствующих времен.

Рекомендации по безопасности полетов

36−летний британец Эндрю «Барт» Симпсон пришел в команду совсем недавно. В  команде Artemis техническим директором является его друг детства и партнер Ян  Перси, с которым они вместе выиграли олимпийское золото в Пекине (2008) и  серебро в Лондоне (2012) в классе «Звездный». В истории America’s Cup это вторая смерть. В 1999 году во время тренировки погиб член команды Spanish Challenge Мартин Вицнер, когда на топе мачты развалился блок и, упав, попал яхтсмену в голову.

После случившегося началось сразу два расследования. Одно проводилось полицией Сан-Франциско, другое – менеджементом America’s Cup. Artemis Racing, оправившись от шока, вернулась к тренировкам и заявила, что по-прежнему настроена по-боевому,но причины фатального капсайза не  обнародованы до сих пор. Некоторые эксперты считают, что виной всему могли быть, в том числе, конструктивные просчеты.

Представительная комиссия (в нее входили представители менеджмента гонки и  береговой охраны) изучала вопрос две недели и в итоге обнародовала «Рекомендации» по улучшению стандартов безопасности. Всего в списке 37 пунктов, многие из них потребовали изменений в правилах гонок.
Одним из основных пунктов в «Рекомендациях» является снижение «ветрового» лимита на 10 узлов до 23 узлов. Катамараны AC72 даже при слабых ветрах способны на очень большие скорости, так что такая мера вряд ли  сильно изменит картину. Также решено убрать с катамаранов телеоператоров и  гостей – вполне логичное решение в свете случившегося.

Некоторые из предписаний комиссии уже воплощены в реальности — у каждого гонщика теперь есть аппарат для дыхания под водой handsfree. Это балон с  воздухом, который спрятан где-то под костюмом с выведенной к лицу трубкой –  вообще гонщики America’s Cup теперь больше похожи на  космонавто-аквалангистов.

Изменения коснулись и правил самих гонок. (Заметим, изменения были внесены в  тот момент, когда до начала Louis Vuitton Cup оставалось чуть больше месяца.) Так, число раунд-робинов в Кубке Louis Vuitton сокращено с 7 до 5, с тем чтобы оставить дополнительное время для ремонтов. Ну а следующий пассаж в  рекомендациях и вовсе вызывает недоумение: «В случае, если яхта перевернулась, она должна быть дисквалифицирована. Победа присуждается второй яхте, с тем чтобы все имеющиеся силы сконцентрировать на спасении перевернувшейся яхты„…

График America’s Cup, планы и амбиции

Несколько нелепо теперь выглядит и график гонок в Кубке Louis Vuitton. На  регату отведено почти 2 месяца, а челленджеров всего трое, и это беспрецедентно малое число участников кубка Louis Vuitton за всю его историю. На каждый раун-робин отведено по 3−4 дня, а в день будет проводиться не более одной гонки, так что мероприятие вряд ли будет динамичным. И как будут выглядеть полуфиналы и финал, когда игроков всего трое?

America's Cup, Кубок Америки, Louis Vuitton Cup, Сан-Франциско, 2013

Когда Oracle Racing впервые обнародовала свои планы о 34−м розыгрыше Кубка „Америки“, было очевидно, что дефендер во что бы то ни стало хочет сделать его экономически эффективным. Но этого невозможно добиться без вовлечения телевидения. Чтобы быть интересным для телетрансляций, нужно больше скорости, трюков и острых ощущений – так в America’s Cup появились катамараны с  гротом-крылом. Главная же идея „классического“ America’s Cup – близкий матч-рейс – оказался задвинутым на вторые роли, в то время как организаторы старательно убеждали публику и большой бизнес в том, что быстрые AC45 и новые tv-технологииважнее.

В результате с одной стороны, парусное сообщество, трепетно чтящее традиции, осталось недовольно нововведениями. Ведь для многих America’s Cup — уникальное явление, которое не может иметь ничего общего со спортивным мейнстримом.
С другой стороны, команды и дизайнеры оказались в жестком цейтноте, в таких условиях раскрыть потенциал „нового“ Кубка „Америки“ было невыполнимой задачей. Дизайн AC72 разрабатывался и менялся на ходу. Наличие или отсутствие подводных крыльев, например, было под вопросом до самого последнего момента. Как в  соревновании, которое считается парусным Олимпом, могло получится такое, что яхты все еще находились в стадии доработки за несколько недель до начала гонок?

Меры, принятые дирекцией гонки, после гибели спортсмена, иначе как поспешными не назовешь. Тридцать семь „рекомендаций“ по части безопасности, озвученные директором регаты, на самом деле оказались далеко не рекомендациями, а требованиями, с которыми, в частности, не согласилась команда Luna  Rossa, которая 3 июля подала протест в международное жюри, обвинив директора гонки в превышении полномочий. „Любые изменения, касающиеся правила класса America’s Cup должны осуществляться только при единодушном согласии всех команд“, — говорится в протесте Luna Rossa. — „Мы отреагировали на 35 из 37 рекомендаций директора гонки. Однако рекомендации относительно пера рулей и увеличения веса камарана, по мнению Luna Rossa, к  безопасности не имеют никакого отношения и влияют лишь на скоростные возможности катов.
Luna Rossa надеялась, что протест будет рассмотрен до первой гонки Louis Vuitton Cup, которая назначена на 7 июля. Однако кубок Louis Vuitton стартует без решения жюри. Поэтому накануне первой гонки в Кубке Louis Vuitton Luna  Rossa заявила, что не будет гоняться до решения жюри. Дирекция гонки отметила этот бойкот итальянцев непониманием: „Раньше они говорили, что будет гоняться и подождут решение жюри…
America's Cup, Кубок Америки, Louis Vuitton Cup, Сан-Франциско, 2013

Недовольство теми же рекомендациями осталась и новозеландская команда. Шкипер киви Дин Баркер в своем блоге написал, что изменения правила класса относительно пера рулей, которые требует внести директор гонки, даже опасны. Новозеландская команда также подала протест против действий Иэна Мюррея, превысившего по мнению киви, свои полномочия.

Смена курса в Кубке „Америки“ оказалась слишком поспешной. Телевидение не  принесло желаемого – America’s Cup не приобрел новых поклонников, а в нынешнем его виде теряет и „старую“ аудиторию. Команды не получили достаточного времени и к маю только-только начали осваиваться с большими катамаранами. То, что произошло в Artemis Racing лишь подчеркнуло факт неготовности команд к гонкам на AC72. Гибель спортсмена (и не просто спортсмена, а  олимпийского чемпиона) создала будущему соревнованию какой-то зловещий фон и  привлекла совсем иной интерес публики и СМИ. А идеологи нововведений (Куттс и  Эллисон), прикрывавшие свои личные амбиции благородной задачей „влить в Кубок „Америки“ свежую кровь“, оказались перед лицом провала, но несмотря ни на что продолжают делать вид, что все отлично.

Утешает лишь то, что все же по некоторым признакам America’s Cup остается верен своим традициям: дефендер создает правила под себя, делает, что хочет и  ни за что не отвечает. Никто не исключает того, что к финальному матчу претендентов на Кубок не останется вовсе. Тогда Oracle Racing одержит в  буквальном смысле „чистую“ победу.

Многие эксперты говорят, что, по-хорошему, надо было приостановить/отложить мероприятие, разобраться с конструкцией AC72, и дать командам время на освоение этих мощных, но непредсказуемых „летающих“ снарядов.  Однако машина запущена, в раскрутку мероприятия вложены огромные средства, построена гоночная деревня, распроданы билеты (кстати, совсем не дешевые). Даже признав свои ошибки, идеологи нового America’s Cup не смогут позволить себе роскошь отказаться от проведения соревнования сейчас. А чтобы мероприятие не  провалилось окончательно, у дефендера, по крайней мере, должен появиться соперник. А значит, Oracle Racing вынуждена будет искать поддержки у остальных команд, которым придется быть предельно аккуратными, чтобы не лишиться своих катов досрочно и обеспечить финалиста на главный матч. Будут ли при таком раскладе гонки настоящими, без компромиссов и договоренностей? Лично я не уверена.