Путешествия

Сумасшедший микс

В конце сентября в Сан-Тропе съежжаются тысячи любителей паруса. В это время маленький городок на Лазурном берегу Франции радикально преображается, превращаясь из респектабельного и спокойного курорта в бурлящий котел.

Даже организаторы регаты не могут ответить уверенно, каким образом в таком маленьком порту размещается около 300 яхт от 30 до 100 футов. Les Voiles de  Saint-Tropez — своеобразное закрытие средиземноморского сезона, принять участие в этой регате не только приятно, но и престижно.

 

Популярность и авторитет Voiles de Saint-Tropez настолько высоки, что трудно поверить, что это регата сравнительно молодая. В этом году она проводилась всего в 14−й раз. Однако уникальность этого яхтенного мероприятия сделала свое дело — где еще, кроме Сан-Тропе, как говорится, «в одном замесе» можно увидеть и классические деревянные яхты и самые современные, новаторские гоночные лодки.

Конечно же винтаж и современность гоняются в разных классификационных группах, однако благодаря этому безумному смешению стилей, времен и технологий, эмоциональный заряд регаты находится на самом высшем уровне и создает неповторимую атмосферу, присущую Voiles de Saint-Tropez и только ей.

Традиции и современность

Здесь можно увидеть не только всевозможные шедевры деревянного яхтостроения начала прошлого или конца позапрошлого века (Pen Duick, Mariska, Tuiga, Hispania, Bonafide, Elena), но и практически все известные проекты недавнего прошлого — яхты J-класса (Velsheda  и Shamrock V),«транспаки», mini-maxi, типа Leopard 3 Майка Слэйда, а также гоночные (и круизные) варианты практически всех известных парусных верфей. Отдельным флотом гоняются яхты Wally.

 

Среди владельцев лодок немало знаменитостей, а в командах встречаются, как простые любители, так и яркие представители профессионального паруса и  участники топовых мировых гонок, таких как, например, Vendee Globe или Mini  Transat. На регату в Сан-Тропе всегда приходят и известные моторные яхты. Сан-Тропе 2012 года почтили своим присутствием две яркие мега-звезды — Nero и A, выступая своеобразным фоном для гонок классических лодок.

Зрительский флот тоже не отстает в разнообразии: в каждый день регаты огромное множество маленьких быстрых катеров, парусных яхт и прогулочных судов стремятся угнаться за участниками гонок, подрезая друг друга и стремясь как можно ближе подойти к той или иной легенде. (Это стало причиной одного неприятного инцидента — 25−метровое зрительское судно столкнулось с яхтой Elena, в результате которого обе лодки были повреждены, но, к счастью, никто из  людей не пострадал.)

 

Как всегда, это были великолепная неделя. В отличие от прошлого года, природа подготовила для участников регаты несколько дней с хорошим ветром. В  «традиционном» дивизионе соревновались 114 яхт, а главный трофей регаты — Rolex Trophy (приз дается лучшей классической яхте длиной свыше 16 метров) второй год подряд выиграл элегантный гафельный  тендер Avel 1896 года постройки, принадлежащий сестрам Алессандре и Аллегре Гуччи. Хозяйки лодки — активные участницы команды, Аллегра — яркий атлетический компонент в группе, работающей на носу лодки, а Алессандра занимается триммингом грота.

 

Старейшая яхта, боровшаяся за Rolex Trophy — 80−футовый гафельный тендер Marigold — была построена в 1892 году и разрабатывалась известным дизайнером  Чарльзом Никольсоном. Нынешний хозяин купил лодку на аукционе Sotheby’s и подверг ее очень бережной реставрации, которая заняла 9 лет. Интерьеры яхты несут традиции викторианского стиля, отражая страстный энтузиазм своего хозяина в максимально точном воспроизведении оригинальных деталей. “Очень важно, чтобы лодка была как можно ближе к своему оригинальному облику, —  говорит хозяин Marigold Гленн Аллан — «Для меня нет ничего важнее. Помню, как мне предложили сделать двуспальную кровать в мастер-каюте.Я ответил: нет, мы  должны сделать две отдельные койки. Тогда человек, предложивший это, спросил меня: „Неужели Вы не любите свою жену?.. Он так и не понял, что я мне нужен не  комфорт, а аутентичность“.

Яхта Hispania (класс „15 метров“) была построена в 1909 году. Ее шкипер Энди Лонгарела говорит: “Это самая знаменитая яхта, которой я когда-либо управлял. Она дает абсолютно другие чувства, нежели современная яхта, и очень важно, чтобы команды придерживалась традиций, понимали тонкости того, как она „работает“ и уважали ее возраст».

Каждая лодка «традиционного» дивизиона имеет свою историю, полную драматизма

Безусловно каждая из этих яхтлегендарна и скрывает множество тайн. Но если выбрать всего-лишь одну, способную подчеркнуть очарование и особый дух регаты Сан-Тропе, то это Manitou. Этот 62−футовый йол Маркони, возможно, трудно сразу выделить среди других красивейших яхт выходящих из порта Сан-Тропе. Как и  другие она имеет белый корпус, тиковую палубу и латунные детали. Главное, что делает эту лодку особенной, — это ее связь с 35−м президентом США Джоном Кеннеди. Никто точно не знает, участвовала ли Manitou в гонках, пока находилась во владении Кеннеди, однако теперь она показывает прекрасные результаты.

Самая яркая часть современного «дивизиона» регаты — яхты Wally

В этом году на регату пришло 9 яхт этой верфи от 77 до 100 футов. В 2011 году компания объявила о создании нового класса 100−футовых лодок Walley Cento, первая из которых — Hamilton — была спущена на воду летом этого года на верфи Green Marine.

Вторая лодка семейства Walley Cento увидит свет в конце текущего года и, уже известно, что она примет участие в регате Сан-Тропе 2013 года. Остальные лодки гоняются в соответствии с правилами IRC.

Как говорят местные жители, во время регаты даже облик Сан-Тропе меняется радикально, а порт этого городка приобретает романтические черты прошлого. Моторные яхты, стоящие здесь обычно, уходят на якорные стоянки, а место у  главных причалов занимает «классический» деревянный флот. По вечерам Сан-Тропе гудит — вечеринки и концерты заканчиваются лишь под утро.

Но главным все же остаются гонки и удивительное ощущение гармонии и  всеобщего единения всех, кто любит парус.  По словам президента яхт-клуба Сан-Тропе Андре Бофиля, регата достигла критического размера и по количеству лодок, участвующих в гонках, и по вместительности порта.  «Мы намерены продолжать улучшать регату, однако мы не намерены увеличивать ее  масштабы. Les Voiles de Saint Tropez была придумана, как некоммерческая регата, и она таковой останется», — говорит Андре Бофиль.А это значит, что, учитывая постоянный рост популярности регаты, попасть на нее в качестве участника с  каждым годом станет все сложнее.

В регате могут принимать участие традиционные яхты  длиной корпуса не  менее 11 м имеющие CIM-сертификати современные яхты длинной не менее 9 м и  имеющие IRC-сертификат, а также яхты Wally.

Runa IV — яхта президента Louis Vuitton — участвует в регате ворой раз

Второй раз в Voiles de St Tropez принимает участие лодка президента Louis Vuitton Ива Карселя. В один из гоночных дней мне удалось застать хозяина на  борту его легендарной «Руны».

— Это ваша первая винтажная лодка?

— Я скажу больше: это вообще моя первая лодка. С ней связана особая история, занявшая два года моей жизни. Я часто проводил свои отпуски в море с семьей на  чартерных яхтах. Но мне всегда хотелось иметь свою, особенную. И вот мой друг американский скульптор Грегори Райан купил и отреставрировал младшую сестру моей яхты — Runa VII. Я наблюдал за раставрационным процессом и узнал о датском яхтенном дизайнере Герхарде Ронне и его «Рунах». А затем 2 года спустя Грегори позвонил мне и сказал, что нашел Runa IV в Калифорнии.

Когда я ее увидел, то был очарован ее совершенными линиями, это — настоящее произведение искусства. Но еще больше мне хотелось обнародовать ее  замечательную историю. Я принял решение о покупке моментально, и только спустя некоторое время я понял, в какую авантюру ввязался. Лодка очень интересная, без единой лебедки. Она досталась мне жутко переделанной и в плохом состоянии, так что пришлось немало потрудиться, чтобы вернуть ей первоначальный вид. В  процессе реставрации мне помогал мой давний друг основатель Louis Vuitton Cup  Бруно Тробле. Именно он посоветовал мне реконструировать лодку на одной из  верфей Бреста, где в свое время реставрировали Pen Duick Эрика Табарли.

Гафельный йол Runa IV был построен Ронном в 1918 году. Впоследствии лодка несколько раз перестраивалась, ее парусное вооружение было изменено на шлюп Маркони (бермудский шлюп). По некоторым данным с 1937 по 2009 год яхта находилась в окрестностях Сан-Франциско. По другим данным с 1960 по 1974 Runa IV ходила под Португальским флагом — первоначально ею владела Мария да-Меллу, а  ходил на лодке ее сын и сын известного в стране бизнесмена и общественного деятеля Антонио Шампалимо Мануэль, который и осуществил значимую переделку яхты. Затем Runa IV бала продана во Францию, где сменила нескольких хозяев, а  потом каким-то образом оказалась в штатах

— Мы недавно нашли еще одну яхту из семейства — Runa VI, — продолжает Ив Карсель. — Runa III, Runa V — все еще потеряны,но, возможно, в один прекрасный день мы сможем отыскать все «Руны», и это будет фантастическая история о лодках построенных Герхардом Ронном с 1902 по 1945 год.