Лодки

Alinghi выиграла с преимуществом всего в одну секунду

Текст и фото: Евгения Бакунова (c) MainSail.Ru

Итак, в Валенсии завершился 32 розыгрыш кубка Америки — соревнования, являющегося самым старым в современном мире. В финальной дуэли вcтретились дефендер (команда, владеющая кубком) и челленджер (команда, получившая право на состязание с дефендором, выиграв кубок Louis Vuitton).

 

Швейцарская Alinghi и Emirates Team New Zealand. Первая победила в матче со счетом 5−2, став двухкратным обладателем трофея. Кубок остался в Европе, и это новая веха в истории состязания. Этот матч запомнится не только тем, что впервые европейская команда защитила свои права на кубок, но и тем захватывающим действом, которое подарили миру две великолепные команды. Впервые за последние десятилетия преимущество победителя не было подавляющим. Вспомним 1995 год, когда новозеландская команда под руководством сэра Питера Блэйка со счетом 5−0 выиграла у команды США, которая тогда владела кубком. В 2000 году та же команда также всухую 5−0 разгромила челленджера Luna Rossa. А три года спустя сами новозеландцы провально выступили против Alinghi (те же 5−0 при двух незавершенных гонках со стороны Team New Zealand).

Матч 2007 года — совсем другая история. Каждая гонка проходила в тесной борьбе, в каждой гонке лидер неоднократно менялся, и до финиша трудно было быть уверенным в победе одной или другой команды. Не было ни одного старта, при котором команды финишировали с интервалом более 35 секунд, а в последней седьмой гонке Alinghi выиграла с преимуществом всего в одну секунду. Команды бились на равных, обе они были достойны победы, и только Alinghi удача улыбалась чуть чаще.

И тем и другим очень хотелось победить. И те и другие волновались и делали ошибки, но если бы не мощь новозеландцев, вряд ли победа Alinghi была бы столь впечатляюща. И кто знает, что бы было, если бы киви имели чуть меньше проблем со спинакером. Но случилось то, что случилось — шкипер Team NZ Дин Баркер, увы, не смог взять реванш за прошлое поражение, а управляющий команды Грэнт Дэлтон (Дэлтс, как зовут его в команде) остался  без подарка на юбилей — 1 июля ему исполнилось 50 лет.

 

———

В кубке Louis Vuitton (его победитель становится челленджером в розыгрыше кубка Америки) выступили 11 команд:  Emirates Team New Zealand, BMW Oracle Racing (США), Luna Rossa Chalienge, Mascalzone Latino-Capitalia, +39 Challenge (все — Италия), испанская Desafio Espanol, шведская Victory Challenge, французская Areva Challenge, United Internet Team Germany, China Team, и южноафриканская Shosholoza.

В полуфиналах Emirates Team New Zealand со счетом 5−2 победила Desaf?o Espa?ol 2007, а Luna Rossa Challenge вывела из дальнейшей борьбы BMW ORACLE Racing со счетом 5−1.

В финале кубка Luna Rossa проиграла Emirates Team New Zealand о счетом 5−0, а последняя стала челленджером в матче за кубок Америки против Alinghi.

———

Дистанция гонки небольшая — 18,55 мили. Она разделена на четыре этапа, два — вверх на ветер, и два — вниз. Наветренный буй гонщики должны обойти правым бортом. Подветренных буев два, каждый из соперников вправе сам по ходу дела выбрать, какой из них обходить. По ходу гонки команды вовлекают друг друга в различные тактические маневры с целью обойти соперника, занять более выгодное положение. Нельзя забывать также, что и погода непостоянна, ветер меняется, причем иногда радикально. Поэтому команды постоянно вынуждены искать места, где ветер лучше. Отчасти эту задачу выполняет человек на мачте, высматривая зоны с большим ветром.

Первая гонка матча состоялась при хороших погодных условиях — ветер до 12 узлов. Team NZ выиграла старт, однако довольно быстро швейцарцы обошли команду Дина Баркера. К первому повороту Alinghi шли впереди на 13 секунд. Все попытки Team NZ отыграться на попутном курсе оказались безрезультатными и закончились их проигрышем на финише на 35 секунд.

Вторая гонка принесла успех Team NZ. Как и днем ранее, киви выиграли старт, однако вскоре потеряли преимущество и вынуждены были идти следом за Alinghi, которая не давала соперникам возможности на обходной маневр. Первую и вторую часть гонки швейцарцы выиграли, однако на третьем этапе Team NZ воспользовалась тактической ошибкой Alinghi и вышла вперед. Таким образом, Баркер прервал победную серию Брэда Баттеруорта в кубках Америки (с 1995 года Баттеруорт трижды участвовал в кубке в составе разных команд, которые победили в 16 последних гонках). Разрыв на финише — 28 секунд. Счет сравнялся.

Старт третьей гонки был отложен из-за неудовлетворительных погодных уловий. После почти двух часов ожидания старт был дан. Предстартовую борьбу выиграла Alinghi, заставив Баркера отвернуть перед самой линией старта. Таким образом Team NZ вошла в гонку на 8 секунд позже соперника. Отрыв быстро увеличился до 60 метров. Однако Alinghi выбрали левую часть гоночного ромба, а Team NZ оставалась справа, где, как оказалось, ветра было больше. К первому поворотному бую новозеландцы подошли с очень большим для такой дистанции преимуществом — 1 мин 23 сек. Вниз по ветру лодки прошли в той же последовательности — с большим отрывом лидировали новозеландцы. Однако на втором повороте Team NZ чуть не лишилась этого преимущества. Перед поворотом новозеландцы очень неудачно скинули спинакер, так что он распластался по носу лодки, его попытались убрать, но  быстро сделать это не удалось. В общей суматохе распутывания спинакера, за борт упал боумэн. Он каким-то чудом удержался на руках и залез обратно на борт. Тем временем оказывается, что спинакер намотан на стаксель-шкот, и убрать его невозможно. В это время Alinghi, воспользовавшись ошибкой соперника, заметно сократила свое отставание. А новозеландцы быстро скрутили два поворота — сначала, чтобы распутать спинакер и стаксель-шкот, а затем чтобы вернуться на прежний курс. Ошибка со спинакером стоила очень дорого — Alinghi захватила лидерство и на последнем повороте обгоняла Team NZ уже на 15 секунд. Но это был еще не конец гонки. Alinghi ушла левее, а Team NZ заняла позицию справа, где было больше ветра. Новозеландцы быстро стали догонять соперников и к концу дистанции обошли их на два корпуса. В итоге отрыв в 25 секунд и общий счет 2−1. Радости новозеландских болельщиков не было предела. Но это была недолгая радость.

Следующая гонка прошла по другому сценарию. Alinghi лидировали от начала и до конца, постепенно увеличивая хоть и небольшой, но отрыв. На финише заслуженная победа с разницей в 30 секунд. Счет вновь сравнялся. По окончании гонки новозеландцы подали протест в гоночный комитет. По мнению Team NZ, Alinghi нарушила пункт 31.6 правил о классе America’s Cup. Как известно, после каждой гонки представитель судейства приходит на обе лодки с тем, чтобы проверить их техническое соответствие правилам. Согласно указанному пункту правил, грот на лодке должен спускаться только при управлении из кокпита и без помощи кого-либо на мачте. Однако при осмотре лодки Alinghi, при спуске грота один из членов команды находился на мачте. Новозеландцы усмотрели в этом нарушение правил, а Alinghi оправдалась тем, что человек на мачте лишь придерживал парус, предохраняя его от грубого падения. В итоге  судьи протест отклонили, и конфликт был исчерпан.

 

Пятая гонка сложилась более драматично и, как будет понятно позднее, стала переломной. В этот день ветер был сильнее обычного — дуло 14−15 узлов. Интересным был и предстартовый розыгрыш — пять минут перед стартом соревнующиеся яхты носились между зрительскими лодками, вызывая у наблюдателей восторг и восхищение. Team NZ отлично подготовились к старту и выиграли на нем 5 секунд. Весь первый отрезок гонки соперники шли практически вровень, но к повороту новозеландцы немного вышли вперед. Преимущество последних после поворота составляло 12 секунд. Команды подняли спинакеры и устремились вниз к следующему повороту. Но через несколько минут у Team NZ возникла проблема — в одном из углов спинакера было обнаружено небольшое повреждение. Команда принимает решение заменить парус, но как только они начинают это делать ярко-красный спинакер рвется, и один из углов начинает болтаться по ветру. Неожиданный ход событий приводит к новым ошибкам — второй спинакер подняли, не прикрепив шкоты (брассы), и он начинает развеваться над мачтой как огромный красный флаг. Таким образом, у лодки два спинакера, но она по-прежнему никуда не идет. Наконец, первый спинакер им удается убрать, второй продолжает болтаться в воздухе над мачтой. Они достали третий, подняли его, но и сним не все в порядке — спинакер перекручен. За это время Alinghi ушли уже далеко вперед. Через несколько секунд Team NZ справилась с обстоятельствами и отцепила развевавшийся на мачте спинакер номер два. Он, изгибаясь на ветру, плавно опустился в воду, где и был подобран технической лодкой Team NZ. Спинакер номер три «распямили» и теперь лодка новозеландцев могла продолжать гонку. Казалось бы, такое отставание невозможно компенсировать. Но надо отдать должное новозеландцам, за оставшиеся до финиша мили они почти догнали соперника! Великолепная команда, которая могла бы быть еще лучше, если бы не допускала таких ошибок. В итоге 19 секунд в пользу Alinghi и общий счет 3−2.

Обстоятельства этой гонки породили много разговоров. Общее мнение высказал президент Alinghi Эрнесто Бертарелли: «Я так скажу, если у вас рвется спинакер, значит вы что-то делали неправильно. Я уверен, что он порвался не в тот момент, когда вы его в мешке грузили утром на борт». «Играющий» директор Team NZ Грант Дэлтон оправдывался за всю команду: «Я бы не стал указывать пальцем на того, кто во всем виноват. Понятное дело, что мы допустили непростительные ошибки в тех операциях, которые отрабатывали по много раз. Все в команде чувствуют себя виноватыми в том, что произошло. Проблемы с непониманием на борту были, и если бы мы убрали порвавшийся спинакер на 20 секунд раньше, гонка могла сложиться совершенно иначе». «А сколько спинакеров вы сегодня потеряли?» — спросили у Далтона. — «Думаю, два. Первый — тот, что порвался, и второй, думаю, тоже больше использовать не будем».«А сколько вообще спинакеров вы возите на борту?» — не унимались журналисты. — «Как видите, столько сколько нужно», — с грустной улыбкой ответил  он.

Шестая гонка прошла динамично и без эксцессов. Ветер был небольшой — 8−10 узлов. Как показал матч, на более слабых ветрах Alinghi чувствует себя увереннее. Быстрый старт. Первые два этапа команды прошли практически вровень. Ко второму повороту Team NZ удалось заполучить небольшое преимущество, но после второго поворота ситуация изменилась. Новозеландцы выбрали левую сторону, а Alinghi пошла вправо и получила преимущество -больший ветер. Третий поворот Alinghi прошли на 16 секунд раньше соперников, а на последнем этапе им оставалось только удерживать преимущество, что они с успехом сделали. Итоговый разрыв — 28 секунд, а общий счет в матче 4−2. Расстановка сил меняется, и теперь каждая гонка может стать последней.

Первого июля болельщики ждали от Alinghi победы. Но ход событий изменила погода —  ветра практически не было. Старт сначала отложили, а потом и вовсе отменили. Следующим днем был понедельник, в этот день гонки не проводятся.

Седьмя гонка состоялась 3 июля при ветре 14−17 узлов. Надо заметить, что гонка удалась, и по праву достойна называться финальной. До последней секунды было не понятно, кто победит. Да и победа с преимуществом всего в 1 секунду совсем не часто случается в подобных соревнованиях.

Обе команды стартовали стремительно. До первого поворота явного лидера не было, Alinghi прошли поворот на 7 секунд раньше. На втором этапе лидеры расслабились и, продемонстрировав публике несколько плохо выполненных поворотов, потеряли лидерство. Второй поворот они прошли уже на 14 секунд после соперников. Новозеландцы воспряли духом и ринулись вперед. Но на третьем повороте удача отвернулась от них. Яхта новозеландцев оказалась несколько ближе возможного к сопернику во время прохождения поворота. Alinghi немедленно подали протест, подняв соответствующий флаг. Протест был немедленно принят, а Team NZ оштрафована. Тем временем швейцарская команда вновь вырвалась вперед. Теперь казалось, что уже все, догнать Alinghi невозможно, болельшики были вне себя от восторга. Но погода припасла соперникам маленький сюрприз. За несколько сотен метров до финиша ветер внезапно изменил направление на 120 градусов и ослаб до 2−3 узлов. Новозеландцы отреагировали на обстоятельства быстро, они не теряя хода поставили геную и убрали спинакер. Команду Alinghi, наоборот, эта ситуация застала врасплох. Их лодка мгновенно потеряла ход, а белый спинакер налип на мачту и грот, как большой мокрый носовой платок. Швейцарцы начали подымать геную, но им мешал все тот же спинакер. Сочувствующие Alinghi замерли в недоумении, так как в это время не потерявшая скорости лодка новозеландцев ушла вперед достаточно для того, чтобы скрутить «штрафные» повороты (если команда штрафуется, она должна выполнить поворот на 270 градусов). Но, к радости болельщиков, Alinghi справляется с ситуацией и потихоньку набирает скорость. Все. Финиш. Казалось, что лодки финишировали одновременно, и только после душераздирающего вопля на катамаране команды Alinghi стало ясно, кто победил. Что тут началось. Рев гудков, гудение тысяч моторов, крики людей, музыка. Многочисленный флот приветствовал победителя и отдавал знаки уважения новозеландцам, команде, без которой мы бы не увидели такого потрясающего зрелища. Без сомнения, это была одна из самых ярких гонок в истории кубка Америки.

Говоря о победе своей команды, Эрнесто Бертарелли заметил: «На этот раз я ощущаю от этой победы гораздо больше, чем в 2003 году. За последние десять дней я научился большему, чем за последние 7 лет. Я получил невероятный опыт в построении команды, я работал с замечательными людьми. И конечно, Team New Zealand помогла нам сделать этот матч незабываемым».

«Где и как будет проходить следующий кубок Америки?» — журналисты перешли к следущей теме. — «Давайте так, завтра, нет, завтра у меня будет очень болеть голова. Послезавтра, наверное, мы  объявим о протоколе следующего розыгрыша. Послезавтра. А сегодня, сами понимаете, мы будем праздновать», — сказал Бертарелли и на его лице расползлась улыбка удовлетворения.  Итак, впервые в истории розыгрыш кубка состоялся в Европе. Шкипер команды-победителя Брэд Баттеруорт стал четырехкратным обладателем кубка — дважды он побеждал в команде Новой Зеландии, и дважды в составе Alinghi. Обе команды показали превосходные качества. Ну а Team NZ, просто немножко не хватило везения. Особенно со спинакером.