Валенсия жила кубком «Америки»
В городе не было улицы, где не встретишь упоминания о происходящем в порту. Для Валенсии такое мероприятие не только большой праздник и связанные с ним хлопоты, но и серьезное пополнение бюджета.
Каждый уважающий себя магазин или лавка выставила в витрине модель, фотографию парусника или еще что-нибудь в подобном ключе. Десятки тысяч туристов прихали сюда только для того, чтобы посмотреть финальный матч кубка. Понятное дело, это сказалось на ценах в гостиницах города, и чем ближе отель был к порту, тем дороже он продавал свои номера, независимо от звездности. Но, с другой стороны, ведь не каждый день в твоем городе проходит кубок «Америки».
Гонки проходили при невероятном количестве зрителей. Каждый день территорию порта America’s Cup посещало 70−80 тыс человек. Около тысячи яхт и судов выходило в море к периметру гоночного ромба. Это были большие круизные теплоходы, трех-четырех-мачтовые парусники, моторные и парусные яхты всех видов и размеров, моторные катера, динги, рибы и совсем крошечные парусные лодочки длиной 2−3 метра. И все это за час до старта выходило из порта и «растекалось» по границам гоночной акватории. Лодки участников состязания выходили в море тоже задолго до старта и продолжали подготовку к гонке, шныряя между зрительскими лодками, доставляя последним бесконечное удовольствие от созерцания и вызывая всеобщее восхищение. Иногда, когда старт откладывался, яхты Alinghi и Team NZ еще ближе подходили к зрительскому флоту, приветствуя его и позируя перед многочисленными камерами.
Затем, когда приближалось время старта — где-то за 15 минут до этого, в стартовой зоне начинало ощущаться напряжение. За 10 минут до старта подавался первый сигнал, и лодки соперников начинали разыгрывать свой предстартовый спектакль. За 5 минут подавался второй сигнал, и напряжение резко возрастало. Лодки начинали быстрые перемещения в районе стартовой зоны, стремительно проносясь между лодками зрителей, судей, болельщиков. И вот последние 20, 10 секунд, скорость нарастает, старт, и лодки стремительно уносятся в море.
Лодки проходят дистанцию и через полтора с небольшим часа финишируют. Кто-топобеждает, а кто-то проигрывает. Болельщики взвывают от восторга, а все зрительские лодки в одну минуту разворачиваются, заводят моторы и, оглушая беспрерывными гудками всех в акватории, начинают двигаться обратно в сторону порта. Через пять минут вся эта, как кажется, бесконечная армада судов подходит к входу в порт America’s Cup и выстраивается в длинную и «толстую» очередь. Такого количества разновеликих судов и яхт на такой небольшой поверхности моря мне никогда в жизни видеть не приходилось. И это зрелище было ничуть не менее волшебным и захватывающим, чем сами гонки.
Надо сказать, что при всем этом кажущемся хаотическим перемещении людей и лодок чувствовалась рука умелого организатора. Все, что намечалось, выполнялось вовремя. И хотя кубок Америки можно отнести, пожалуй, к самому дорогому виду парусных гонок, посетители порта попадали в крайне демократичную обстановку. Вход в порт был бесплатный, портовый транспорт (сухопутный и морской) был тоже бесплатный, развлечения для посетителей тоже бесплатны. Легкий алкоголь в барах был недорог, как того можно было бы ожидать. Два евро за кружку пива и полтора за бокал вина — по московским меркам это совсем немного. В порту было 15 ресторанов, еда там была тоже средней ценовой категории. Билет на зрительский катамаран стоил 80 евро. Это, что, впрочем, справедливо, было самое дорогое удовольствие.
О разнообразии развлечений для посетителей порта организаторы позаботились отдельно. Если вы не желаете идти в море и смотреть гонку с лодки, ничего страшного — гонки транслируются на большие экраны, которых в порту три. Здесь можно было следить за соревнованием в тени за кружечкой пива и в окружении других азартных болельщиков. (Телевизионные трансляции были очень насыщенными и интересными — процесс гонок снимался одновременно 33 камерами, установленными на самих лодках, на вертолетах, на специальных катерах.) Организаторы не пожалели усилий для популяризации кубка и парусных гонок вообще. К услугам посетителей порта America’s Cup было множество разнообразных симуляторов гонок, начиная от простых компьютерных, до реальных в виде настоящей лодки, которая кренится, поворачивает в ответ на действия «играющего» экипажа. В небольшом бассейне можно было поучаствовать в гонках радиоуправляемых моделей — точных копий командных лодок, участвовавших в кубке. На территории порта было развернуто три исторических экспозиции, посвященных разным аспектам истории кубка Америки. А чтобы посмотреть на порт сверху, можно было отправиться в небо на воздушном шаре.
[wp_ad_camp_3]
В дни гонок порт наполнялся людьми, они шныряли по пирсам, бродили туда-сюда в ожидании начала, ели, пили, покупали безумное количество вещичек и сувениров в магазинах, которых тут в порту было предостаточно. Каждая команда имела свой магазин, где продавались майки, кепки и прочие вещи. Понятное дело, что практически все постоянные посетители порта America’s Cup постепенно переоделись в «помеченную» одежду.
Особенно выделялись новозеландские болельщики. Они все время ходили обернутые большими как простыня флагами своей страны и флагами команды. Девушки-болельщицы не расставались с плюшевыми киви.
Валенсийцы тоже проводили в порту целые дни, приезжая сюда целыми семьями и даже с совсем маленькими детьми.
Как-то раз сажусь в такси. Только что закончилась пятая гонка. Таксист спрашивает: «Ну что, все закончилось?» — «Да», — говорю, — «на сегодня все». «Я слышал по радио, как у нас там спинакер порвался! Красивая гонка была? Вам понравилась? А вы за кого болеете?» — посыпались вопросы. — «Да мне обе команды очень симпатичны, обе очень сильные», — отвечаю. «А у меня все знакомые за Alinghi болеют! Нет новозеландцы тоже классные ребята! Но если выиграют Alinghi, возможно в следующий раз кубок Америки здесь в Валенсии останется. Мы до конца не уверены, но все-таки такая возможность есть! Очень хочется, чтобы опять в Валенсии!»
Когда же Alinghi победили, валенсийцы действительно радовались так, как будто это они выиграли кубок. Церемония награждения была очень короткой (не более получаса), но очень красивой, сделанной в высоком стиле. Победителей в числе других официальных лиц приветствовала мэр Валенсии Рита Барбера Нолья. В минуту всеобщего ликования она размахивала руками и подпрыгивала.
Днем позже на улице ко мне подошел полицейский и попросил предьявить какие-нибудь документы. (В Испании и Валенсии особенно были приняты повышенные меры безопасности, поэтому это было не очень удивительно.) Увидев мою аккредитацию он тут же оживился: «Ну что там слышно? Где в следующий раз? В Валенсии?»
[wp_ad_camp_3]