Тежу – река истории

В мире не так много много столиц, в центр которых можно прийти на яхте под парусом. Лиссабон именно такой — гостеприимный и открытый.

Порт Лиссабон расположен в широком эстуарии реки Тежу, площадь акватории которого составляет более 32 тыс га, и предоставляет отличные возможности для навигации как для крупных трансатлантических судов, так и для рекреативного и  спортивного плавания. Официальные документы скупы своей точностью и игнорируют все, что лежит за пределами бизнеса. Между тем, эстуарий Тежу является не  только одной из самых важных акваторий в современной Европе, но и несет в себе мистическую энергетику былых времен. Для любого, кто любит и ходит в море, значимость этих мест невозможно преувеличить. Ведь именно здесь рождались и  осуществлялись сумасшедшие планы, и начиналась история великих географических открытий.

В лиссабонском воздухе явно присутствовало что-то особенное. Ведь если вспомнить историю, именно португальцы затеяли обширную географическую экспансию, еще в начале 15−го века основав первую в мире навигационную школу в  Сагреше и начав активно исследовать западное побережье Африки. Испанцы включились в этот процесс позже, а Франция, Голландия и Англия плотно занялись морскими экспедициями только окола ста лет спустя, по сути воспользовавшись результатами предыдущих открытий иберийцев.

Лиссабон насквозь пропитан морем, а выходя на воды Тежу, смешанные с водами океана, невольно пытаешься представить себе, что чувствовали первооткрыватели далеких земель, покидая эту уютную гавань. Чтобы впитать энергетику города надо прислушаться к ритму его главной артерии, которая, пульсируя приливами и  отливами, продолжает стремиться в бесконечный океан, увлекая за собой современных мореплавателей.

©Eugenia Bakunova

Мы отходим от причала одной из самых известных марин города — Doca de Belem. Символично, что марина расположена в 50 метрах от Монумента первооткрывателям. Бетонный парус высотой 52 метра был построен в дни диктатуры Салазара как напоминание о Золотом веке Португалии, когда та господствовала в  морях.

36−футовая Oceanis, конечно, не каравелла Бартоломеу Диаша, но это не важно, ведь мы стартуем почти оттуда, откуда уходили все экспедиции 500−летней давности. И вот он первый символ — Беленская башня (Torre de Belem) — свидетель морской славы Лиссабона. В момент своего появления башня находилась на  значительном удалении от берега и являлась частью фортификационного комплекса по защите города. За пять столетий русло реки изменилось, и Torre de Belem теперь стоит у самого берега. И хотя облик этой башни все чаще связывают с  великими походами португальцев, построена она была все-таки лет на 30 позднее эпохальных плаваний Вашку-да-Гамы, и бразильских экспедиций Педру Кабрала. Сегодня Беленская башня входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как и  стоящий в нескольких сотнях метров Монастырь иеронимитов (Mosteiro dos  Jeronimos), где похоронен Вашку-да-Гама. Все это придает плаванию какой-то особенный исторический колорит.

 

Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Говорят, что Лиссабон основали финикийцы.
От словосочетания «красивая бухта» (uliss ubo), возможно, и произошло имя города Лишбоа, как оно звучит по-португальски. Хозяин яхты — Зе Карлуш – с этой версией не согласен, и считает, что корни этого слова надо искать в его родном языке.

Сейчас, по большому счету, неважно, кто были те прозорливые люди, основавшие здесь морскую базу. Очевидно, что место было выбрано идеально. И сейчас, когда слава португальских мореплавателей уже затерялась в веках, эстуарий Тежу, по-прежнему, великолепное укрытие для судов, отличный плацдарм для организации трансатлантических переходов, исторически насыщенный регион и, наконец, живописное пространство, достойное для воспроизведения в самых разных художественных жанрах. Лиссабон – это еще и очень мягкий климат, где даже зимой температура не опускается ниже 10−13 градусов. Летом здесь не бывает удушливых дней, и даже 40−градусная жара переносится легко благодаря близости океана.

Высота прилива в эстуарии Тежу в сизигию составляет 3,5 м в квадратуру — 1,4м

Мы поставили паруса, и лодка набрала приличный ход. Преодолев скопление круизных лодок, а затем  многочисленную группу детей на «Оптимистах», мы  направились вверх по Тежу. Сегодня (6 марта) облачно, ветер встречный, восточный, 8−10 узлов. Но это, ничего, ведь нам помогает попутное течение. Направление течения Тежу меняется четыре раза в сутки, в любом переходе это приходится учитывать. Особенно это важно в период сизигий, когда скорость приливного течения в некоторых частях эстуария  достигает 2,5 узлов, а  отливного и вовсе 4,5 узлов. В квадратурный период скорость течений не  превышает 1,5−2 узлов, но и это может быть крайне неприятно, если и ветер и  течение однонаправлены, а нам как раз в противоположную сторону.

Иногда ветер «встает» против течения, тогда воды Тежу становятся непредсказуемыми и похожими на бурлящий котел.

Я хорошо помню, как это было в  июне 2012 года во время портовой гонки Volvo Ocean Race, когда западный ветер скоростью до 20 узлов работал против мощного отливного течения. Даже знаменитые гонщики в таких условиях делают серьезные ошибки.

Lisbon Bridge ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

«Зимой здесь дуют преимущественно западные ветры (юго-западныйи  северо-западный), летом – в большей степени северные (северо-восточный и  северо-западный)», — рассказывает Зе Карлуш. – «Южные ветры часто приносят затяжные мощные ливни, или песчаную взвесь из Сахары».
Я не раз наблюдала здесь то, о чем говорит Зе Карлуш: в такие дни здесь можно увидеть необычные своим ядовито-желтым цветом закаты. С южными  ветрами к  лиссабонским берегам нагоняются теплые воды, и тогда образуются густые и  высокие туманы, которые расползаются по побережью и заполняют Тежу. Видимость в  такие дни может почти отсутствовать – 15−20 метров, так что порт приостанавливает навигацию. Тем не менее большинство дней в году здесь светит солнце, без которого лиссабонцы просто не представляют ни своего города, ни  своей жизни.

«Под берегом ветра обычно больше, чем в средней части реки», – продолжает рассказ хозяин лодки. – «Но лавируясь от берега до берега необходимо помнить о  трафике, в будние дни он особенно внушительный».

Мы проходим под мостом 25 апреля. Подвесной мост красного цвета, который часто сравнивают с мостом «Золотые ворота» в Сан-Франциско, был построен в 1966 году и до 1974 года носил имя Салазара. В 1999 году на мосту достроили нижний этаж, по которому пустили поезда, соединившие два берега Тежу. Автомобильное полотно моста частично состоит из металлической сетки, что облегчает конструкцию сооружения, но  создает значимый шум. Поэтому швартуясь в маринах, расположенные практически под мостом (Doca de Santo Amaro и Doca de Alcantara), это надо учитывать.

За мостом на высоком берегу Тежу на огромном постаменте возвышается 28−метровая статуя ХрLisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.Ruиста, построенная в 1959 году. Лиссабонский Кришту-Рей всего на 2 метра ниже знаменитой бразильской статуи. С воды сооружение выглядит особенно внушительно. На строительство монумента было потрачена сумма равная современным 100 тыс евро. Из них только 4 тыс дало государство, остальные деньги — пожертвования населения страны.

«Говорят, что португальская католическая церковь воздвигла этот монумент в  благодарность за неучастие Португалии во Второй мировой войне», – Зе Карлуш старается рассказать как можно больше неизвестных деталей об известных объектах на нашем пути. А мне вспоминаются слова из фаду: «…и руки Христа обнимают Лиссабон…»

Casileiro Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Между берегами Тежу курсируют паромы — они называются касилейру, по названию одного из городов на южном берегу реки — Касильяш. Но мы идем под парусами, и  касилейру, как это и положено правилами, уступают дорогу, приветствуя нас коротким гудком, а пассажиры радостно машут руками, высовываясь из  иллюминаторов. И снова в голову лезет все тот же фаду, который, кстати, так и  называется «Фаду паромщика» (Fado do  Cacilheiro): «…жизнь проходит год за годом, голова моя седеет, а Тежу вечно молода…»

Lisbon Tejo ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Мы снова меняем галс и вновь направляемся к северному берегу, стремясь выйти прямо к центру города – Торговой площади. Она заполнена людьми — сегодня Лиссабон протестует против политики жесткой экономии.

Вообще, Лиссабон тем и уникален для яхтсмена, что весь город можно пройти на  лодке.

Вот они – все основные знаковые места старого Лиссабона – старейший квартал Альфама, а дальше – купол церкви Святой Энграсии, которую строили 400  лет. А над всем этим нависают крепостные стены замка Сан-Жоржу. Здесь у причала часто можно увидеть большие парусники, круизные суда и военные корабли из  разных стран, в том числе российские.
Вот ярко-синее здания первого лиссабонского железнодорожного терминала Санта-Аполония, далее река поворачивает к северу. Теперь с восточным ветром мы  можем идти параллельно с берегом, забыв о лавировке. Вот еще один грузовой контейнерный терминал, который в скором времени превратится в современный круизный порт, хотя Лиссабон и так занимает лидирующие места в Европе по  количеству принимаемых больших «пассажиров».

Тежу расширяется, превратившись в большой залив, где уже почти не видно противоположного берега. «Глубины в этой части Тежу не превышают 15−20 метров, но есть места, где очень мелко, и в малую воду есть риск сесть на мель даже на  лодке с малой  осадкой», — осторожничает Зе Карлуш. — «Поэтому здесь лучше держаться обозначенного фарватера».

Ветер начинает крутить, а пейзаж по нашему левому борту радикально меняется. Парк Наций – район, построенный к выставке Expo-98.

Футуристический облик этой части города создал испанский архитектор Сантьяго Калатрава, он же спроектировал и второй мост через Тежу, названный в честь Вашку да Гамы. Подвесная часть моста издалека напоминает парус. До строительства переправы между Копенгагеном и Мальмо, это был самый длинный мост в Европе. За мостом Вашку-да-Гама находится национальный заповедник, где обитают фламинго и редкие виды цапель.
Lisbon Tejo ©Eugenia Bakunova MainSail.RuДва года назад в Парке наций открылась марина. Это самое тихое в буквальном смысле место для яхтенной стоянки в Лиссабоне. Как ни странно, но несмотря на  некоторое удаление от центра, эта марина еще и самая удобная с точки зрения транспортной доступности — в пяти минутах находится станция метро, откуда за 20 минут можно добраться до центра города или за 10 до аэропорта.

События 500−летней давности не отпустили нас даже в ультрасовременном Парке наций: у внешнего причала марины нас ждал сюрприз в виде испанского парусника Victoria (а точнее его реплики).

В 1519 году это судно в составе флота из пяти кораблей вышло из Севильи по направлению к Южной Америке. Флотом руководил португалец Фернан Магеланн, предпринявший первую попытку кругосветного плавания. Сам Мегеланн в том плавании погиб, и только одному кораблю удалось завершить кругосветку. Это и была Victoria, которая в 1522 году вернулась в  Испанию всего с 18 моряками на борту.

LisbonSailing in Tejo ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Пока мы любовались авангардными красотами Парка наций, ветер сменил направление на юго-западный. И вместо того, чтобы на обратном пути наслаждаться полными курсами, мы получили встречный ветер узлов 8 и встречное же течение узла в 1,5. Плавание несколько затягивалось.

– А ты часто ходишь по эстуарию? – спрашиваю я у хозяина лодки. – Зе Карлуш на секунду задумался: «Мне нравится ходить по Тежу. С кем-то или в одиночку. Если я один, я могу спокойно подумать о каких-торабочих делах. В океане невозможно думать о чем-то еще, а Тежу всегда оставляет тебе часть самого себя».
Sailing in Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.RuЗе Карлуш – топ-менеджер в одном из крупных банков, свободного времени у него немного, но то, которое есть, он стремится проводить на лодке. «Летом я иногда хожу с семьей или друзьями, а зимой, когда холодно и ненастно, желающих обычно немного», – замечает он с иронией.
– А куда можно пойти из Лиссабона, скажем, если есть неделя-две?
– Я ходил на юг Португалии – до Алгарве, на север – до Порту и Коруньи, ходил на Мадейру. Вдоль берегов Португалии ходить тяжеловато: ты за сутки долетаешь, к примеру, до Портимао, а на обратный путь тратишь дня три, потому-что всю дорогу рубишься против течения и ветра. Это выматывает, особенно когда за рулем ты один…

Sailing in Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.RuЗа разговорами время прошло быстро. Солнце, показавшееся было ненадолго, безвозвратно спрятал
ось за тучами, и мои надежды на живописный конец дня утекли прочь, как воды Тежу из-под Беленской башни. Ветер и течение сделали свое дело – в родную марину мы вернулись в сумерках.

Путешествие завершилось, а мне подумалось о том, что за каких-то 8 часов мы прожили вместе с городом все его последние пять веков.

Сегодня Португалию многие считают бедными задворками Европы. В чем-то они, наверное, правы, если принять во внимание жестокий экономический кризис, который является не лучшим фоном для и без того меланхоличного Лиссабона. Но  разве это так важно сейчас? В свое время эта маленькая страна дала человечеству достаточно, чтобы восхищаться ей еще долгие годы.

Марины Тежу с запада на восток:

Марина Cascais (Кашкайш)
Porto de Abrigo de Oeiras
Doca do Bom Sucesso
Doca de Belem
Doca de Santo Amaro
Doca de Alcantara
Марина Parque das Nacoes

Яндекс.Метрика