На яхте с детьми

Автор: Василий Красюк
Фото: автора

MainSail.Ru с удовольствием представляет рассказ Василия Красюка о его путешествии на яхте с детьми. Повествование делится на две части — «морскую» и «сухопутную».

В наших планах осуществить недельную поездку по Хорватии на машине и  недельный поход на яхте вдоль берегов средней Далмации. Пусть читатель сам выберет, о чем ему интересно читать – о суше, о море или обо всем по  очереди

Сухопутную часть маршрута мы планируем осуществить узким кругом нашей семьи. Морская часть путешествия планируется как детский яхтинг тремя лодками в  составе флотилии. В общей сложности на трех яхтах будет девять детей, так что путешествие обещает быть интересным. Для всех детей это будет первое путешествие на борту парусной яхты. Я сильно и давно болен парусом, мне очень важно, чтобы моему ребенку там понравилось и он полюбил море не меньше меня.

Из-за катастрофической нехватки времени у меня не получалось записывать свои впечатления каждый день, поэтому описание морской части похода начинаю писать в следующую субботу в меленькой  гостинице для охотников в  предгорьях рядом с Загребом. Это место мне очень напоминает гостиницу из «Отеля у погибшего альпиниста» Стругацких, но я опять забегаю вперед, начинаем как полагается с приезда в марину.

День первый. Mandalina.

День девятый моего отдыха и день первый яхтенной части маршрута, в дальнейшем буду вести счет с этого дня. Мы стартуем из марины «Mandalina» в Шибенике двумя Bavaria 46 Cruiser, еще одна такая же лодка идет нам на встречу из Задара. Экипаж моей лодки: наша семья в составе троих человек, двое отцов с сыновьями из Минска и еще одна семья из Минска в таком же составе как мы – папа, мама и  сын. В итоге на моей лодке четверо пацанов, четверо отцов и две мамы. Дети в  возрасте от 6 до 11 лет. Вторая лодка из нашей марины выходит в составе  двух капитанов, двух женщин,  двух взрослых матросов мужского пола и двоих детей 8 и 14 лет, каждый член команды является членом семьи еще одного члена команды : -) Третья лодка, идущая к нам из Задара, представляет собой институт благородных девиц: кроме капитана и бэк-капитана, две совершеннолетние и три несовершеннолетние дамы.

В 11 утра мы втроем уже в марине, через 30 минут подъезжает Владимир Когутовский, мы решаем вопросы с чартерной компанией, заполняем документы на мою лодку, платим обязательные сборы, вносим страховой депозит и едем отдавать арендованные машины в Сплит. Вся моя команда планирует прибыть часов в 6 вечера, половина команды второй лодки тоже не спешат к нам из  аэропорта, поэтому мы с Александром Агеевым (капитан второй лодки) принимаем наши лодки и спешим в магазин делать первую закупку. Интересное наблюдение —  стоимость первой закупки прямо пропорциональна колличеству людей, принимающих в ней участие, если в магазин идут все члены команды, то сумма обычно приближается к 400 евро, в этот раз мы закупали все на две лодки втроем – получилось 250 евро на лодку. И пусть мы забыли туалетную бумагу и еще пару мелочей – экономия на всякой фигне получилась существенная (на следующей стоянке всю эту фигню все равно купили – ровно на 150 евро).

В 18−00 мы уже в марине с провиантом, как раз подъезжает моя команда – ребята ехали из Минска на микроавтобусе. Быстро грузимся, всем 30 минут на душ и в 18−50 мы уже выходим в море, оставив в  марине нашу вторую лодку, часть команды которой по дороге из Загреба решила заехать пообедать, а в итоге приехала позже на два часа.

Вечером встали на якорь в бухте острова в 5 милях от марины, я очень люблю выходить в субботу – получается почти на один день похода больше. Закат в  20−30, а мы ужинаем, купаемся и выпиваем в честь нас таких замечательных.

День второй. Воскресенье.

Ночь спал в кокпите и под утро замерз немного – днем жара за 30, а вот ночи еще майские и холодные. Капитан второй лодки проявил железную волю и в 7−45 его лодка уже швартуется к нам лагом. Далее совместные купания, завтрак и  обсуждение планов. Вечером мы договорились о точке рандеву с третьей лодкой –  это тоже дикая стоянка, поэтому нам надо зайти за водой и за топливом в  ближайший порт. Датчик топлива показывает примерно полбака и, в чартерной компании мне сказали, чтобы я заправился и привез им потом чек. Хорватия, однако.

Зайти пришлось в два порта – в первом я заправился топливом (оказалось что бак полон, просто датчик врет), но за заправку водой нам предложили заплатить как за ночную стоянку по 60 евро, во втором порту залились водой за 8 евро с лодки. Команды в обоих портах сходили на берег, поэтому реально мы смогли тронуться в путь в 12−30 дня, такая тенденция сохранилась к сожалению в течение всего похода. В точке рандеву мы были где-то в 19−30 —  третья лодка уже несколько часов ожидала нас на бочке в южном заливе острова Dugi.

После швартовки к нам подъехал милый молодой человек и сообщил, что мы  находимся в национальном парке и с каждого человека по 8 евро за его посещение, в итоге с лодки получилось 50 евро. Из моего рассказ вам может показаться, что Хорватия дорогая странна – она действительно дорогая, но больше расстраивает, что за все пытаются драть деньги. Стоянки в маринах – от 60 до 90 евро, на  бочках как вы видите – 50, водой еле заправились, в принципе их понять можно, но страна начинает сильно проигрывать перед той же Турцией и Грецией.

День третий. Понедельник.

Божественное утро – тепло, солнечно, безветренно. Вода в заливе – 23 градуса. Сегодня мы много купаемся. В общей сложности за день – раз 20. С утра полезли исследовать дикий берег национального парка, поднялись на гребень ближайшего склона и очутились на краю отвесного обрыва – половину острова отрезали силы природы. Очень красиво, хотя стоять на краю страшно.

Сегодня мы идем стоять в Biograd – небольшой городок на континенте. Днем дал детям порулить яхтой под мотором по принципу «Иди куда хочешь» — каждый минут по 10 с полным удовольствием описывал 8−ки и круги по  воде. Вторую половину дня прошли под парусами и даже обогнали кого-то на такой же лодке.

Biograd – город мелкий, но, как и все Хорватские прибрежные города, может похвастаться старинным центром. Марина стандартно хорошая и стандартно недешевая – 70 евро.

 

 

День четвертый. Вторник.

В 6−30 утра сходили с капитаном другой лодки Ильей Русаковым на рынок за свежей рыбой. Взял на нашу лодку 10 дорад, а вечером все пожалели, что не взяли 20.

Сегодня вечером опять стоим на дикой стоянке  — маленький залив на  маленьком острове Lavsa что в группе островов на SW от Kornat. С утра был ветер вдоль берега, потом днем штиль на акватории между островами, а ближе к вечеру мы двумя яхтами ломанулись в открытое море, где все таки нашли свой ветер и  немного погонялись.

Стоянка очень живописная, встаем на бочку уже в сумерках, но вот глубина на  стоянке может заставить вздрогнуть неуравновешенного капитана – 2,50 – 2,60 при осадке моей лодки в 2,10 — с утра специально нырял и мерил. Кстати, там на всех островах есть приливы до 0,5 метра и приливные течения до 1 узла. Опять с нас попытались взять деньги за стоянку в национальном парке, но дипломатический талант ребят с лодки, что пришла на стоянку первой, позволил трем лодкам встать по цене одной, и все равно получилось почти 20 евро с лодки.

День пятый. Среда.

Идем на SO.  Как Вы уже заметили, мы чередуем дикую стоянку со стоянкой культурной. Хорватия очень хорошо для этого подходит, так как есть множество якорных стоянок и бочек, на которых можно встать на ночь. Дети на борту в целом довольны, хотя во время переходов очень много времени сидят внизу с телевизором и компьютерными играми – наверху им мало интересны наши игры с парусами. Наверх они вылезают, когда идем под мотором или когда стоим в бухте. На почетное место на носу иногда выстраиваются очереди, но это обычно во время выхода или захода в порты или бухты.Сегодня была небольшая волна и приятный ветер узлов 12−13. Часть команды укачало, остальные продолжали наше многодневное соревнование со  второй лодкой. Лодка с институтом благородных девиц тоже много ходила под парусами, но почему-то наш путь редко совпадал.

Ближе к вечеру зашли в очень красывый маленькой городок – Primosten, но  встать в городе не смогли – все места были заняты, в итоге мы пошли в  расположенную на 3 мили южнее суперсовременную марину Rogoznica.

В это вечер у нас было очередное приключение – мы уже заканчивали наш неторопливый ужин в таверне, когда послышались первые раскаты грома – гроза быстро подходила со стороны гор. Мы поспешили к лодкам, но до них было около 1,5 километров и в конце пути мы уже бежали по понтонам подгоняемые первыми каплями дождя. Гроза пришла вместе с сильным шквалом, по данным приборов на моей лодке порывы были до 45 узлов. Мы спешно поставили дополнительные растяжки и закрепили, что плохо лежало. Моему сыну очень понравилась непогода и его было невозможно выгнать с трапа под спрей-худом. Той мужской частью команды, у кого были костюмы, мы сначала обезопасили наши три лодки, а потом пошли по марине перевязывать кранцы и подтягивать швартовы лодкам, на которых не было хозяев. Вообще гроза и теплый ливень понравился всем – хорошо, когда погода преподносит сюрпризы, а ты к ним готов – у тебя крепко растянута лодка, есть свет и тепло в каютах, а на камбузе есть чем накормить и  напоить уставший организм.

День шестой. Четверг.

С утра  — солнце и легкий ветерок. Возвращаемся в городок, в котором вчера не удалось встать, в итоге в два пыжа встаем в углу понтона и идем гулять по  городу – очень красиво – крайне рекомендую к посещению.

Днем ветер 15−18 узлов, гоняемся, здорово отработали повороты в узком проливе, мне удалось сделать на один поворот меньше, в итоге получил выигрыш в 5 корпусов, ура.

В этот день от нас отвалилась лодка с женским экипажем – они пошли на  ночевку в Vodice, а мы пошли на остров Kaprije к ресторану, в который нам дали бесплатные талоны на еду в чартерной компании. Если честно, мы не ожидали ничего особенного от этих талонов, но на деле нас прекрасно накормили дарами моря – свежей рыбой, жареными кальмарами, салатом и прочее.

Сегодня ночью мы планируем совершить ранний выход, чтобы показать новым членам команды ночное море.

День седьмой и последний. Пятница.

Подняли якорь в 3 ночи, через полтора часа уже начинает светать. Той части команды, что не спала, объяснял про маяки и прочие светящиеся знаки. Судов на  своем пути почти не встретили. Также ночную вахту стояли двое пацанов из  четырех. Ветер 8−10 узлов.

Часов в 6 утра решил встать на бочку или на якорь и поспать часика 4, чтобы потом продолжить сейлинг, выбрал бухту на юго-восточной оконечности острова Kornat – близ мыса Opat, о чем сообщил второй лодке, которая вышла через полчаса после нас, разделся и лег спать. Хорошо я поставил ручной GPS на сигнал «Удержание якоря». Просыпаюсь через 20 минут от писка прибора и от одновременного вызова по рации со второй лодки, вылетаю в трусах на палубу –  берег в 6 метрах от кормы, дует узлов под 20−25 с NO . Оказалось, что  я  протащил бочку метров 20. Срочно снимаемся с бочки и идем к ребятам, которые как раз подошли в это время к нам. Принимаем решение идти на средний остров в  миле от нас – встать на якорь. За 30 минут, пока мы  шли эту милю и выбирали место стоянки, ветер еще усилился. Я попробовал встать на якорь, но он совсем не держал. Очень хотелось спать, но, глядя на эту картину мы совместно со второй лодкой приняли решение идти домой обратно в  Шибеник. Через 15 минут мы обратно вышли за мыс Opat и в проливе встретили встречный ветер уже под 25−30 узлов и метровую волну. Видя такую тенденцию, я  принял решение как можно скорее валить в Шибеник — крутым бейдвиндом, под зарифленным гроотом и двигателем получался один длинный галс мимо всех островов. Ребята со второй лодки решили идти только под парусами – но у них больше опытных членов команды. Через час ветер еще усилился – примерно до 40 с порывами до 45 и я еще больше зарифил грот. При приближении к континенту волна уменьшалась и ветер понемногу стих до уверенной тридцатки, а в порту был уже меньше 15.

На моей лодке только у меня был костюм, поэтому на руле всю дорогу стоял я. Остальные члены команды периодически выходили посмотреть на волны и на ветер, потом их мочило брызгами и они шли обратно. Дети вообще все волны просидели в  каюте и были целиком довольны жизнью.

В 11−00 мы уже были марине и решили что для этой недели сейлинга для нас достаточно. По результату недельного похода мы разбили три тарелки, потеряли один кранец и уже в марине погнули направляющую веревки на лебедке, когда меня поднимали до первых краспиц вешать сорванный флаг – больше не доверю Агееву крутить лебедку – с его силой пусть руками тянет. Все эти недочеты были прощены чартерной компанией и денег с нас не взяли. Лебедку отремонтировали при нас за  10 минут.

Резюме по поводу детского яхтинга

Детей на яхту брать можно и нужно. Детскую компанию на яхте желательно подбирать также, как мы подбираем в попутчики взрослых, очень желательно чтобы дети хоть немного заранее знали друг друга и чтобы у них получился дружный коллектив. С детьми на яхте нужно много заниматься, иначе этот отдых для них ни чем не отличается от многих других. Как показала практика,  ребенок 6−10 лет почти ничего на яхте не может делать самостоятельно – лебедки для него слишком тяжелые, веревки слишком толстые, руль очень большой, обзора ни какого и т.д. С другой стороны есть куча интересных дел, которые можно делать вместе со взрослым – учится вязать узлы, вести наблюдение, прокладывать курс, читать карту, управлять автопилотом, передавать команды на нос и т.д. По моему мнению, правильная ситуация, когда на  борту есть как минимум трое опытных взрослых. Один ведет яхту – двое других занимаются детьми – учат, рассказывают, делают работы вместе. Мне в моей команде катастрофически не хватало времени поработать и пообщаться с каждым взрослым членом экипажа, дети вообще прошли мимо меня, хотя я понимаю, что мог бы дать им много. Море  — прекрасный учитель ответственности, если поручить ребенку обязанность, которая действительно нужна и которую он сможет выполнять, то он запомнит эту свою нужность на долго. Я уже не говорю просто про близкое доверительное общение отца с сыном, занятых одним интересным делом.  Я старался по возможности заниматься собственным сыном, но в этот раз получилось очень и очень мало. Это был первый наш совместный с ним выход в  море, мы приобрели опыт и мы учтем его при подготовке следующего похода.

День восьмой. Суббота.

В субботу в 6−00 ребята тронулись в путь в Минск на своем микроавтобусе а мы остались на яхте втроем нашей семьей – ждать нашего рентакар и финального чекаута. Компания с машиной нас наколола – сами виноваты, надо было не на словах договариваться, а нормально резервировать. В итоге до 16−00 мы провозились с поиском машины и в итоге нашли за 130 евро дизельный Форд Мондео, куда удачно разместились впятером с четой Когутовских.

Четыре года назад, когда мы был в Хорватии с моей женой, мы нашли в  предгорьях неподалеку от Загреба замечательную меленькую семейную гостиницу для охотников. У них всего шесть номеров, зато собственные виноградники, собственное производство бренди и всяких настоек. Проживание в гостинице с  завтраком и ужином на двоих получается примерно 60 евро, плюс изумительный колорит хорватской деревушки, прекрасные виды вокруг и радушный хозяин, который с удовольствием поддержит разговор и напоит вас за счет заведения.

Естественно мы снова хотели туда, но гостиницу сначала надо было найти. Все, что я помнил – это примерный район, деревня на гребне холма, дерево, и  автобусный круг рядом с футбольным полем. Мы планомерно прочесывали западные окрестности Загреба и уже почти отчаялись, когда пред капотом нашей машину возникли знакомые очертания. Далее были свиные отбивные на гриле, домашнее вино, настойка на горных травах для мальчиков и настойка на меду для девочек. Сам хозяин говорит на немецком, но его тесть прекрасно владеет английским, в  итоге вечером за барной стойкой завязалась оживленная беседа. Мы понравились хозяевам и каждые пять минут гостиную оглашала команда «Дайтэ людам пити» — о  примерном переводе вы догадаетесь сами.

Вот здесь на карте я пометил ее место расположения

День девятый. Воскресенье.

С утра в воскресенье прогулка по деревне, дикая зрелая и очень вкусная черешня, путь в аэропорт, Шереметьево-2, машина на стоянке, поездка на дачу с ребенком, путь обратно домой в квартиру и вперед – к новым проектам на работе, к новым проектам на отдыхе, к новым знакомствам – интересная жизнь продолжается …

____________________________

Авто-Хорватия

День первый.  Korana.
Пишу эти строки вечером в воскресенье совершенно разбитый аллергией и рислингом в кемпинге Korana.

Прилет – это всегда странно, другим словом и не назовешь – другая температура, другой язык, другие правила дорожного движения. Машина, которую нам дали в аренду за 200 евро в неделю (благодаря талантам Владимира Когутовского) превзошла все ожидания – новый Seat Leon, климат контроль, 4  подушки, хороший электро-пакет и всего 6000 км. пробега. Правда подкачали местные велосипедисты – ну почему их не проинструктировали, что в аэропорту машины в прокат берут туристы – в итоге на пешеходом переходе возникло полное непонимание между русским и немецким менталитетом. В ментальном поединке победила весовая категория – автомобиль тяжелее велосипеда, но я был явно неправ. Зато выделившийся адреналин быстро перевел московские привычки в  управлении машиной на европейские.

Второе важно наблюдение  — в Европе в субботу во второй половине дня ни  чего не работает, в воскресенье работает еще меньше. Нам надо было купить газовый баллон для плитки и базовый набор продуктов. В итоге, проверяя каждый въезд в Загреб и опрашивая местных автозаправщиков, мы нашли большой торговый центр на западном въезде в Загреб – тот, что следующий на север после поворота на Пулу.

Там мы хорошо поменяли валюту и закупились, поиск торгового центра и покупки отняли 3 часа очень ценного времени. Потом, после 200−от километровой поездки по автобану и 55−и километровой медитации по местным догам и мы оказались в  кемпинге Korana — далее душ, две бутылки Къянти и продолжительный сон.

Кемпинг Korana назван в честь одноименной реки, которая протекает неподалеку и которая как раз и вытекает из знаменитых Плитвицких озер. Кемпинг большой и  довольно удачный – много зелени, сильно пересеченная территория, есть как хорошие места для палаток, так и несколько бунгало в аренду – на последнем мы и остановились. От кемпинга до озер 7 километров и если стоишь в кемпинге или в  одной из трех авторизованных гостиниц рядом озерами, то однодневный билет на  посещение озер действует два дня. Естественно в кемпинге есть ресторан и  довольно плохонький магазин. Интернета там нет.

День второй. Плитвицкие озера.
Мы здесь уже второй раз, знаем куда идти, но очень волнуемся за нашего сына –  на сколько ему хватит сил. Мне вспоминается фраза из недавно прочитанной книги – у человека есть три способа передвижения – плестись, идти и бежать вприпрыжку, с возрастом взрослые теряют последний способ передвижения, зато Виктор его нам прекрасно демонстрировал в течение всей четырехчасовой прогулки.

Я не буду рассказывать про красоты Плитвицких озер – про это надо писать отдельную книгу, скажу так  — на протяжении всего моего немалого опыта путешествия это самые  красивые озера которые мне встречались и это просто жемчужина внутренней  Хорватии.

Вечер я встретил прикованным к кровати аллергией, рислингом и фильмом «Хозяин морей». Сразу вспомнилось, что в море аллергии не бывает, и как-то сразу захотелось туда.

День третий. Не помню.
Утро. Вчера выпил лекарство и, аллергия ушла, вместе с ней вчера ушли пол-литра  коньяка, бутылка красного вина да и бутылка Егермастера явно выгладит початой. Организм явственно дает знать, что как минимум половина ушедшего все еще в нем и даже местами просится наружу. Реконструируя в голове события предыдущего вечера, вспоминаю, что мы зацепились языками с  соседом-немцем —  он и его жена прекрасно говорят по-английски после 17  лет жизни в Эдинбурге. О чем говорили  — не помню, но вечер прошел хорошо и интересно – люблю я такие внезапные встречи и разговоры – часто попадаются очень интересные люди.

Немец с утра выглядел весьма помятым, у него хватило сил только доползти до  тени. Мы довольно бодро собрались, позавтракали и в 9−30 уже покинули кемпинг и  направились на второй заход по озерам. Нам хватило пары часов, чтобы закончить маршрут и вот мы уже двигаемся местными дорожками на море. Очень спасает климат-контроль – снаружи 29 градусов. Дорога довольно живописная, проходим пару горных перевалов и два огромных моста между островами. Наш путь лежит на  остров Pag в следующий автокемпинг – Simuni. Кемпинг расположен в сосновой роще и почти пустой по причине низкого сезона. В итоге мы выбираем прекрасное тенистое место в 15 метрах от пляжа. Я отнес в ближайший ресторан купленную по  дороге курицу и попросил, чтобы ее приготовили без специй – чтобы мог есть Витя и мы устроили шикарный ужин на берегу моря с парой бутылочек молодого вина и  салатом. Температура воды 22 градуса. Ветер к ночи стих.

День четвертый. Просто Вторник.
Пишу эти строки за столиком закрытого ресторана на пляже, народу никого нет, рядом плещут волны, уже стемнело и только свет налобного фонаря подсвечивает клавиатуру. Сегодня у нас был пляжный день – мы загорали, купались, пили вино и  ходили гулять по окрестностям. Вот собственно и все. Я днем съездил на пару часиков в ближайший город – в интернет-кафе поработать, отправил несколько писем и позвонил по скайпу. Сейчас закрою ноутбук и пойду спать на пляж –  завтра предстоит долгая поездка в Дубровник – на другой конец страны.

День пятый. Дубровник.
Пробуждение на пляже обычно происходит с восходом солнца, но нам в этот раз повезло – солнце встает из-за горной гряды, которая в итоге подарила нам лишний час сна.

Далее следуют уже отработанные сборы лагеря, завтрак на берегу и дорога, дорога, дорога, дорога…

Нам предстояло проехать всего 350 км, вроде ерунда для человека, привыкшего к российским просторам, но надо учитывать, что в Хорватии ограничение по  скорости в городах – 50, за городом – 80 и, часто на серпантинах стоят дополнительные понижающие знаки, в итоге обычная скорость движения – 70 км/ч. Ситуацию хорошо исправляет автобан, который пересекает страну как с востока на  запад, так и с севера на юг, но его часть перед Дубровником еще не достроена и  в итоге последние 100 км все равно приходятся на местные дороги. В принципе в  этих дорожках есть свое очарование – серпантин вьется вдоль берега моря, прекрасные виды вокруг, по дороге встречается множество мелких городков со  своей незатейливой южной архитектурой и неизменно рыжими черепичными крышами. Именно поэтому у меня уже сложилась традиция – если по дороге предстоит проехать в два конца, то в одну сторону едем по автобану, а обратно по старой дороге, что мы и сделали, когда уезжал из Дубровника обратно в среднюю Далмацию.

В Дубровнике мы оказались уже под вечер, встали в кемпинге, приняли душ и, уже в сумерках, пошли осматривать старый город. Что могу сказать – красиво и  интересно, посетить этот город стоит, если не жалко бензина и двух дней времени на дорогу и осмотр города. Мы даже немного заблудились в старинных узких улочках. Меня не покидает ощущение, что мой сын, который вел нас, на самом деле искал старинный клад, а не осматривал достопримечательности. Ну почему еще он  выбирал самые кривые и темные улицы и постоянно ковырял стены.

День шестой. Четверг.
Сегодня надо качественно закончить то, что начали вчера, в итоге с утра мы  бодро направляем свои стопы в центр города, лагерь уже собран, все упаковано в  машину, с кемпингом мы рассчитались – одним словом мы готовы к новым открытиям, подвигам (если потребуется) и знакомствам (если последуют).

На выполнение стандартной туристической программы потребовалось три часа –  город был обойден по периметру по верху крепостной стены, был изучен старый порт и морской музей, были съедены 7 порций мороженного и удалены лишние волосы с головы моего чада в местной церюльне. Город очень интересный как крепость –  серьезные фортификационные сооружения пушечной эры, очень толстые стены, четко выраженные сектора артиллерийских расчетов, сложная система башен и два дополнительных форта рядом – все это создает ощущение несокрушимой мощи. Самое интересное, если мне не изменяет память, этот город ни разу серьезно не  штурмовали, хотя расположенный немного южнее Котор несколько раз переходил из  рук в руки за свою многовековую историю.

О самом старом городе что писать – такой можно встретить в любом южной приморской стране – магазины, сувенирные лавки и рестораны. Все очень дорого в  этом старом городе и вообще в Хорватии все дорого, даже в супермаркетах. Дорого по сравнению с нами, дорого по сравнению с Германией, наверное не дорого только по сравнению Финляндией и Норвегией. И еще – они стараются на всем заработать –  приведу два примера. Мы приехал в кемпинг, предварительно с ними вступив в  переписку и договорившись. Когда выезжаем – нам дают счет, который в два раза больше планируемого, смотрим —  есть строка за предварительную бронь в  размере нашего там пребывания, и это при том, что они нам писали что мест свободных будет много, оплачивать заранее не надо и т.д. —  действительно, в это время кемпинг стоит почти пустой. Второй пример – меняю валюту в обменном пункте, курс хороший, мне выдают деньги и чек – смотрю, с меня взяли комиссию за обмен 200 евро в размере 5 евро ну и т.д.

Это были так, местные зарисовки – вернемся к нашему путешествию. Всю вторую половину дня мы потратили на то, чтобы вернуться в середину страны поближе к  Шибенику – месту старта нашей яхтенной части маршрута. Недалеко от Шибеника нашли меленький уютный кемпинг прямо на берегу моря и в этом кемпинге нашлось тенистое место для нашей палатки, скамейка на берегу для ужина и множество чистой и теплой морской воды для купания.

День седьмой. Шибенек.
Самое яркое впечатление этого дня – чайка, низко летящая над морем с шампуром шашлыка в клюве – МОЕГО ШАШЛЫКА, но это было вечером, а перед этим были и  другие события.

Весь день мы должны загорать в нашем кемпинге. Место очень удачное –  маленькая деревня, куча маленьких частных пирсов, дорожка вдоль моря – все это очень напоминает крымские приморские поселки с частным сектором, впрочем, почти в любом доме сдаются апартаменты, а самые рачительные хозяева еще и огороды перед домом переделывают в стоянки для кемперов. И все это в домашней благожелательной атмосфере.

Стоимость стоянки в таком кемпинге – 15−17 евро за место в день, аренда места в кемпинге на год – 1200 евро включая все коммуникации, этим многие пользуются и в итоге все кемпинги всегда на половину заняты. Стоимость проживания в апартаментах – 15 евро с человека в день и так по всей стране.

С утра поехал в магазин за свежими продуктами и вином, пришлось доехать до  Шибеника в 10 километрах. Взял свинины, курицу, ветчины, овощей, вина сыра и  оливок. Все это великолепие мы потом в течении всего дня планомерно уничтожали на пляже, но в начале я надел свои яхтные перчатки и выкинул со дна порядка 20  морских ежей.

Мясо и курица были замаринованы и подготовлены для жарки заблаговременно, в  качестве шампуров выступили ветки ближайшего кустарника, мангал был сложен из  камней на пляже, а уголь уже 4 дня болтался в багажнике машины, ожидая своего применения. И вот, когда угли немного прогорели, мясо уже во всю жарилось, а мы в предвкушении сидели рядом на пенке, к нам прилетела в гости чайка. Я их не люблю, также как и голубей – помоечные птицы, а моя жена и сын начали ее  прикармливать. В итоге, когда мы все отвлеклись на красоты заката, раздался шорох, в небо взлетел сноп искр и, на нашем мангале стало на один шампур меньше. После этого чайки превратилась для моей семьи в злейших врагов, были биты камнями, а сын начал мечтать о гигантской катапульте для тотального уничтожения расхитителей чужих шашлыков.

Яндекс.Метрика