Шкиперские документы — самостоятельно и без посредников

Идея: Получить документ, позволяющий брать яхту в чартер в теплых средиземноморских странах, т.е. самостоятельно использовать яхту для проживания, прибрежного плавания в целях туризма и отдыха.

Поиск яхтенной школы. Информацию о яхтенных школах или курсах собрал из  интернета. Из всего прочитанного сложилось впечатление, что в средиземноморье пользуются известностью и выдают сертификат, позволяющий брать яхту в чартер две школы: RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yachtmaster Training Inc.).  Наш ГИМС, имея высокий государственный статус и проводя теоретическую подготовку судоводителей (в том числе и «парусников» до 22 м2) на хорошем уровне (это мое искреннее мнение), выдает удостоверение только на  русском языке — его удостоверение не знакомо чартерным компаниям (проверено, т.к. показывал в Греции). Получить удостоверение IYT можно пройдя обучение или за рубежом или в России, т.к. IYT продает право проводить обучение от своего лица в других странах. Обучение по программе RYA  можно пройти только  на английском языке в учебных центрах за границей (например в  Греции, Великобритании, Турции и др.).

Начитавшись всего этого и поговорив с представителями IYT и школ RYA в Москве в понял, что имея удостоверение ГИМС для управления всеми видами судов (кроме парусных судов больше 60 м2 парусности) для всех районов  плавания и имея некоторый скромный опыт за 6 лет походов, я должен пройти двухмесячное теоретическое обучение в Москве за 20 или  29 тысяч рублей  и  практический курс на яхте в Турции (других реальных вариантов не было) за 600 -1000  евро. Плюс авиаперелет, виза, трансфер и питание — примерно 500−600 евро. Детальный подсчет по разным школам дал итоговый интеграл расходов в 69 — 74 тысяч рублей.

Поиски школ по интернету, без посредников в Москве, привели к RYA школам в  Греции, на Кипре и в Турции и IYT школам в Турции. (RYA школы проще всего искать через сайт RYA, IYT школы — через сайт IYT.

Вот несколько адресов по которым я написал:
www.aegeansailingschool.com
www.yukselyachting.com
www.truenorth.com.cy
www.porosyachtingacademy.com
www.sailturkey.org

Выбор определялся только общими представлениями о транспортной  доступности самой школы: в ближайший большой город должны летать самолеты из  Москвы, а от аэропорта до школы можно добраться за 2−3 часа общественным транспортом. Например, сайт школы на Греческом острове Корфу очень понравился, но самолеты из России летают туда только в «горячий» сезон, в межсезонье ближайший аэропорт — Афины 300 км. До некоторых школ на греческих островах «метеор» идет  из порта Пирей 3,5 часа (это долго, хотя цены за обучение привлекательные) и т.п.

Переписка:

Отправил письмо на английском языке с описанием своих намерений, своего опыта и пройденных курсов в ГИМСе, в перечисленные выше адреса. Первыми ответили из Aegean sailing school в Греции (Aegean Sailing — обучение по  программe RYA),  затем  из RYA школы в Турции Yuksel. Из школы на  Кипре ответ пришел одной строкой через месяц. IYT школа в Турции и RYA  школа на Греческом острове Поросе не ответили вообще.

Завязалась переписка в ходе которой мне объяснили, что получение мною сертификата о прохождении курса Coastal Skipper они не гарантируют, но после трехдневного теоретического курса, освоения английской терминологии и  демонстрации соответствующих умений и навыков в ходе практического пятидневного плавания они решат на какой сертификат я могу претендовать:  Day Skipper или Coastal Skipper. Как мне объяснили, оба сертификата позволяют брать яхту на  прокат в чартерной компании. При плавании на дальние острова могут потребовать наличие сертификата Coastal Skipper.

Выбор: Яхтенная школа Aegean sailing school в Греции по программe RYA. Почему? Доброжелательный тон переписки, готовность ответить на все вопросы. Понятный и удобный сайт школы. Возможность через ссылки на сайте получить информацию об острове Эгина, на котором расположена школа. Отсутствие транспортных проблем: от аэропорта до порта Пирей — 1 час на автобусе. До  острова на пароме — 1час 10 минут.

Стоимость курса: 1125 евро за проживание и обучение в течение 9 дней (3 дня теории и 5 дней практики). Завтраки и обеды в гостинице и на яхте включены в  стоимость. Трансфер и ужины за свой счет. Билеты на самолет, виза, питание вечером — примерно 19000 рублей. Итого ориентируемся на 58 тысяч рублей.

Перевод денег. Деньги перевел на счет школы через обыкновенный филиал Сбербанка возле работы. Дополнительно пришлось запросить из школы SWIFT код и  адрес их банка. Перевод аванса занял 12 дней, оставшейся суммы — только 2 дня. Комиссия за перевод в первом и втором случаях 22 евро. Всего 44.

Посольство Греции и получение визы. Для получения визы Греции в Москве необходимо обратиться по адресу Спиридоновская ул. д. 14  (телефон — автоответчик 739 22 04 и 739 22 09) На сайте посольства нашел перечень необходимых документов. Из практики общения могу сказать, что главный документ  — это факс письма из школы о том, что вы оплатили обучение и  проживание в определенной гостинице или на борту определенной яхты в такие-то сроки. Очереди в апреле за получением визы практически не было, визу получил через день. Но в день получения  людей за визой было заметно больше и  возле входа в посольство крутились «жучки», которые пугали сложностями, демонстрировали панибратское отношение с постовыми милиционерами на входе и  предлагали свои услуги за $100. Если не поддаваться на провокации, то через 15  минут можно самостоятельно подать или получить документы! Стоимость визы 35  евро.

Подготовка к обучению:

Через сайт RYA вышел на компанию Amazon, которая рассылает по почте учебные пособия RYA — Amazon.  Для оплаты получил в Сбербанке банковскую карту Visa Classik (только с карточек этого уровня и выше можно осуществлять электронный перевод денег. Стоимость изготовления — 25 евро.)  Можно заказать карточку со счетом  в рублях, тогда комиссия несколько ниже, а  для оплаты валюта счета принципиального значения не имеет — банк автоматически конвертирует рубли в валюту перевода или получения наличных за границей. Заказал три книги Day Skipper, VHF Radio Including GMDSS, VHF Radio Sample Exam  Questions. Стоимость книг — примерно 18 евро, столько же стоит пересылка. Посылку ждал месяц, потом написал в компанию Амазон, с их же сайта, что посылку так и не получил. В ответе они сообщили, что вышлют мне заказ повторно бесплатно и просили не отсылать обратно первый, если я его вдруг получу. Вторую бандероль я получил через 10 дней и понял, почему могла потеряться первая: пришла  простая бандероль в виде тонкой картонки с маленькой наклейкой — адресом. Чья — то заботливая рука фломастером жирно переписала адрес на  русском.

Книга Day Skipper меня порадовала тем, что ничего  сложного и  незнакомого она не содержала, а картинки c приведенными названиями помогали выучить терминологию. Книги по радиосвязи дали ясные и четкие представления о  принципах обеспечения безопасности плавания с помощью радиосвязи.

Терминология.  Английские морские термины полностью отличаются от  Голландских, заимствованных еще Петром I для Русского морского флота. Поэтому приходиться учить. Словарь морских анклийских терминов можно найти в библиотеке сайта www.parusa.narod.ru.

Дорога в яхтенную школу. Из аэропорта Афины в порт Пирей можно за час доехать на автобусе E96, в центр Афин (до площади перед парламентом) на  автобусе E95  за 45−50 минут. Стоимость 3,2 евро в один конец. Билет покупается в киоске на остановке, компостируется в автобусе. Наличие прокомпостированного билета могут на маршруте проверить контролеры.

Я поехал в центр Афин, хотя и имел за плечами внушительный рюкзак. От  площади Парламента (площадь Синтагма) пешком за 20 минут дошел до входа на  Акрополь и оставил в камере хранения рюкзак (бесплатно). Билет на Акрополь и  другие ближайшие музейные места стоит 12 евро. Все вокруг Акрополя можно обойти не торопясь за 3−4 часа. Метро: От станции Манастираки у Акрополя до порта Пирей поезд идет 15 -20 минут, ждать поезд можно те же 15 минут. Стоимость проезда 0,7 евро. Билет действует в течение 1 часа после компостирования на  входе. Турникетов как в Москве нет. Наличие прокомпостированного билета могут проверить контролеры.

Из порта Пирей на остров Эгина регулярно ходят  большие паромы  (время в пути 1час 10 минут)  и  наши советские «Метеоры» (время в  пути — 30 минут). Паромы ходят примерно раз в 2 часа, «Метеоры» каждый час. Движение «Метеоров»  до 20 вечера. Последний паром — в 19 вечера. Билеты можно купить в киоске на причале. Паром — 7 евро, «метеор» — 12 евро.

Перед отплытием позвонил в школу, на причале в Эгине меня встретила Мэлоди Бартон, хозяйка бизнеса, жена капитана Джоржа Бартона и отвезла (300 метров по  прямой) в гостиницу.

Гостиница маленькая на 8 номеров, номера тоже маленькие, но в номере все есть. Завтрак приносят на веранду.

Школа. Бизнес принадлежит Джоржу Бартону и его жене Мелоди Бартон. Они выходцы из Англии, живут в Греции 7 лет и имеют лицензию на обучение по  программе RYA. В собственности  2 яхты, дом — он же офис. На работу нанимают шкипера  из Англии на вторую яхту, бухгалтера — гречанку и  уборщицу на яхты.

Обучение. В планы входили три дня теории и пять дней практики по программе Coastal Skipper. В гостинице мне дали «домашнее задание» на утро: проложить маршрут по карте из Егины в Олимпийскую гавань. В наборе для задания: карта, линейка, циркуль, лоция. Утром следующего дня мы обсудили полученный результат с Мэлоди Бартон. Все оказалось сделано правильно: учтено склонение, рассчитаны  пелинги в местах смены курса, учтены опасности, течение, ветер,  рассчитано время в пути, дана характеристика обстановки по лоции при заходе в конечную точку. В завершении она показала, в какой форме это у них принято делать. Общий вердикт был, что учить меня нечему, но надо проверить мои знания по МППСС-72 на компьютере. После обеда мне показали остров и его достопримечательности, а к вечеру мы поехали встретить яхту из учебного похода и соответственно капитана Джоржа Бартона, который будет проводить практический курс с «моей» командой.  Познакомились и немного поговорили. Стала понятна его позиция: рассказывать вы мне можете, что угодно, а я на практике посмотрю, что вы умеете?На следующий день, утром познакомился со вторым капитаном яхты «Zotelot» — Майком, помог поменять паруса на двух яхтах. После обеда в офисе сидел за компьютером, проходил тестирование на знание МППСС — 72. Очень удобная в использовании программа, которая позволяет и обучать курсантов и тестировать их знания. Третий день в Греции пришелся на Пасху, поэтому был выходным: утром съездил на экскурсию в Афины. Не торопясь за 4 часа обошел весь центр и  вернулся к 16 на остров. Вечером в  таверне встретились со всеми участниками предстоящего похода и зажарили барана.

Практика, яхта и оборудование:

Яхта: Название «Valentine», длина 15 метров. Яхта 1996 года, но  в  ухоженном состоянии. Удивило, но ВСЕ работает! GPS, два картплотера (один из  них для обучения), компасы, радиостанция с GPS, активный отражатель для радара, спасательный радиобуй с GPS, компас — пеленгатор, двойной набор навигационных карт, несколько комплектов прокладочного инструмента, лоции, фонари и  прожекторы, спасжилеты, спасательный плот, спасательный сигнальный комплект, медицинская аптечка — все в наличии, все на штатном месте, все в отличном состоянии и неоднократно использовалось при проведении практических занятий. (На моих глазах и с моим участием на яхтах поменяли хорошие паруса на  совершенно новые !?) На каждого члена команды есть комплект хорошей непромокаемой одежды (куртка и комбинезон). С собой тащить не надо. А я половину рюкзака занял сапогами и непромокаемой одеждой?

Команда: Капитан — Джорж Бартон; два человека из Канады: Рон и Дайяна — муж и жена, имеют свою яхту Бавария 32 на Великих Американских озерах; женщина из  Англии —  Джоржина  прошла ранее курсы Competent Crew и Day Skipper в  этой же школе в течение двух недель и я — всего пять человек.

Бытовые условия:  плита, холодильник, три каюты, три туалета с душем, центральный холл. Столовые приборы.  Два стола для работы с картами и  лоциями. Все исправно, все в отличном состоянии. У каждого была своя каюта, хотя оговаривались возможность размещения в каюте вдвоем.

Учебные пособия:  Несколько комплектов карт, несколько комплектов прокладочного инструмента, лоции, справочники по навигационным огням и знакам, учебники RYA. Больше всего поразили лоции: Книги на 250 страниц со схемами, фотографиями портов,  описанием навигационной обстановки и ориентиров, характеристиками опасностей и массой другой информации вплоть до указания, где можно отдать вещи в стирку. В магазине такая лоция стоит 60 евро. Спасибо Вам Люди, что проделали такую огромную работу! Глядя на атлас, по которому ходил по  Волге — плакать хочется (и то спасибо тому что есть).

Практика: В понедельник запланирован выход в море на пять дней. Утром все собрались на яхте. Джорж Бартон проинструктировал, как пользоваться всем оборудованием начиная от унитаза до якорной лебедки и спасательных средств. Далее он назначил Рона шкипером на первый день и поставил к штурвалу: «Веди яхту на Порос». Каждый день назначался новый шкипер. В его задачу входило планирование и прокладка маршрута до назначенного места, распределение бытовых обязанностей между членами команды и обязанностей по управлению яхтой, работе с  парусами и на швартовах. За шкипером  также был заход в гавани на стоянку днем и швартовка вечером в темноте в конечной точке маршрута. В свободное время и по ходу маршрута Джорж  нагружал всех учебными задачами: прокладка маршрута на карте, проверка маршрута по картплотеру, подготовка инструктажа команды по поводу ночного входа в незнакомый порт, ответы по билетам на знание МППСС-72, отработка маневра по команде: «Человек за бортом»,  постановка дополнительного паруса типа ассиметричный спинакер и т.п. Практически все время было занято выполнением различных заданий. Место у штурвала рассматривалось как место отдыха. Несколько слов о ночных или точнее, поздних вечерних переходах и  заходах в порты. К заходу в порт готовились по лоции заранее, проводили инструктаж команды. Заход в незнакомую гавань ночью в хорошую погоду — достаточно напряженная задача, но выполнимая. Значительно хуже развиваются события, когда подходишь к гавани в плохую погоду, в дождь под парусом. Такая ситуация была при входе на обратном пути в пролив Порос с юга. Место опасное, сознательно отклонились к северу и заблудились — пришлось капитану корректировать курс.

Маршрут: Острова Эгина, Порос, Гидра, Спетса, город Нафлион, острова Гидра, Порос, Эгина. При этом, только один раз были в одной гавани дважды — на Поросе. Погода на маршруте в основном была хорошая: 15−17 тепла, солнце, ветер 6−10  узлов. Один вечер был дождик и ветер, один день был холодный ветер 25−30 узлов. Эти «плохие» погодные условия капитан использовал для отработки навыков шкипера управления командой при смены галса. Скорость при хорошем  ветре доходила до 9.5 узлов.

Быт: Просыпались примерно в 8 утра. Самостоятельно готовили каждый себе завтрак. По ходу решали, кто готов идти в магазин и что купить (деньги на  расходы брались из кассы школы, всего было 200 евро). В 9 утра шкипер дня объявлял маршрут, время в пути и возможные остановки. В 14 дня обед. Обед готовил назначенный кок (салат, макароны или картошка с мясом или рыбой, сыр, колбаса, чай или кофе). Посуду мыли по очереди. Вечером после захода в гавань быстро мылись и, если успевали,  шли на берег в таверну. Практически во  всех местах стоянок у капитана были друзья — хозяева таверн и нас принимали с  раскрытыми объятиями. В некоторых местах мы платили с большим дисконтом. Как правило, брали пару салатов на всех, осминогов на гриле, пиво или домашнее вино. Рыбу или мясо заказывали по вкусу — то, что хотел. Платили общую сумму на  всех. Ужин в таверне обходился в 15 — 20 евро на человека. При желании можно было остаться на яхте и поужинать там, но соблазн хорошо поесть, обсудить прошедший день и попить пива был велик.

Капитан: Очень колоритный мужчина 65 лет. Шотландец по национальности. Военный моряк в прошлом. Любитель посидеть вечером в таверне и выпить пива. Обладает харизмой капитана и педагогическим тактом. Никогда не отлынивал от  обязанностей инструктора, всегда занимал экипаж учебными заданиями, проводил инструктаж, поддерживал инициативу, включал всех в работу (не отсидишься), давал пробовать ставить паруса, даже если это было бессмысленно (например, подымать паруса при ветре в 5−6 узлов — яхта то непривычно тяжелая?).

Туристические впечатления. Несомненно, нужно посмотреть центр Афин с  Акрополем и окрестностями. Производит впечатление работа порта Перей и Эгины — паромы в Греции это вид повседневного общественного транспорта. Красивые и  самобытные места везде: остров и одноименный городок Эгина, город Порос, город Нафлион, маленькие бухты типа Насфи возле Пороса или Молос на Гидре. Если в  Афинах заметен туристический марафет, то на островах его практически нет. Все подчинено повседневным заботам местных жителей. Люди заняты своими делами, хозяева магазинов не зазывают и не хватают за руки. Покупать товары в магазине можно не думая о том, что вас обманут или заставят переплатить.

Результат и выводы. После прибытия в гавань Эгины капитан оформил документы и выдал мне сертификат о прохождении курса Coastal Skipper. Цель оказалась достижимой.

Выводы*:

1) Теоретические знания, полученных в ГИМСЕ на курсах судоводителей для моторных и парусных судов, в целом,  соответствуют теоретическим знаниям, которые требуются для получения удостоверения Day Skipper или Coastal Skipper по программе RYA;

2) Для обучения требуется хорошее знание английского языка в целом и  яхтенной терминологии на английском в частности. Без этого на курсах RYA делать нечего;

3) Для получения сертификата очень важно знать МППСС -72 и уметь их  применять как на тренажере так и на практике (в школе к этому очень внимательны);

4) Для успешного обучения желательна предварительная практика похода на  крейсерской яхте хотя бы по озёрам  и рекам в течении недели (большая яхта  — большое хозяйство);

5) Для успешного обучения очень желателен опыт выполнения обязанностей капитана яхты (пусть и небольшой) в походе.

Отъезд. Последнюю ночь перед отъездом можно переночевать на яхте. В 9 утра на паром, потом метро до центра, прогулка от метро до автобуса по центру, аэропорт — на все ушло 3 часа. В аэропорту понял, что Аэрофлот перенес вылет на  час раньше и у меня есть толь 45 минут на все прохождения и магазин Duty  Free.

Общие расходы:

Обучение — 1125 евро (360 — теория и 765 практика) или 39375 рублей;

Комиссия за перевод  денег —  1120 рублей;

Страховка — 703 рубля;

Виза — 1225;

Авиабилеты — 10400 рублей;

Учебные пособия по яхтингу на английском — 1400 рублей;

Путеводитель по Греции 385 рублей;

Такси в аэропорт — 300 рублей;

Переезды по Греции из аэропорта в школу и обратно (автобус, метро и паром) —  805 рубля;

Экскурсия по Акрополю с поездкой в Афины в выходной день (была Пасха) — 985  рубля;

Ужины, мороженое, вода  — 5250 рублей.

Сувениры — 1750 рублей.

Итого: 63798 рублей.

На чем можно сэкономить:

Обучение: Если Вы владеете английским, имеете удостоверение ГИМС, у вас есть опыт походов под парусом и мотором и, при этом, Вы претендуете на сертификат курсов Day Skipper  (при уверенности в себе на сертификат курсов Coastal Skipper) — можно сэкономить 360 евро на теоретическое обучение = 12600 рублей.

Комиссия за перевод денег (меньше сумма перевода, перевод можно сделать всей суммой): 350 рублей;

Учебные пособия RYA по яхтингу на английском — 1400 рублей (пособия — хороший буклет с картинками — готов поделиться фотокопией);

Страховка: можно сэкономить 250 рублей если не включать в страховку занятие экстремальными видами спорта: дайвингом, виндсерфингом, кайтингом. Я сказал в  страховой компании, что буду заниматься  яхтингом, но такой позиции у них не было и они включили вышеперечисленные как более близкие. Думаю перестраховался?

Такси в аэропорт Шереметьево 2 — 300 рублей с человека (напрасно торопился, зарегистрироваться можно было и за 45 минут до вылета, пассажиров было мало);

Дополнительная поездка в Афины на экскурсию — 425 рубля (Акрополь и центр Афин можно успеть осмотреть в день приезда. Это займет 3−4 часа. Приехать из  Афин в школу можно вечером, «метеоры» ходят на остров до 20 часов вечера каждый час. Вещи перед экскурсией по центру Афин можно оставить в камере хранения у  входа на Акрополь);

Сувениры: не смог удержаться и потратил 1750 рублей (на этом экономить не  будем, хотя можно и обойтись);

Итого экономия: 14975 рублей.

Теоретические минимальные расходы: 48373 рублей за 7 дней.

Постскриптум.

Остался доволен всем.  Хорошая школа, реальная практика, доходчивая форма обучение. Красивая и комфортная страна. Замечательные места для туризма и  отдыха. Даже если не ставить целью получение сертификата RYA, такая практика — отличный способ активного отдыха и туризма по островам Греции.

Трудности: необходимость читать, писать, говорить, думать на английском языке. Это очень утомляет, а иногда и раздражает. Никто под Ваше знание английского языка не подстраивается за редким исключением.

Всем энтузиастам желаю успеха.

* Все выводы — мнение автора. Сайт автора www.stariklesovik.narod.ru
Яндекс.Метрика