Колин Пирсон о том, кто такой шкипер

MainSail.Ru задал несколько вопросов самому известному в России инструктору RYA Колину Пирсону.

У Колина учились и получили сертификаты сотни российских яхтсменов. Многие из них продолжают получать опыт в самостоятельных плаваниях. А некоторые задумываются о продолжении обучения в различных школах RYA или у того же Колина с целью повышения квалификации и получения новых сертификатов. Мы постарались получить от Колина ответы на самые животрепещущие вопросы, которые не раз обсуждались в кулуарах российского любительского яхтинга.

MainSail.Ru: Что самое главное для шкипера? Каким должен быть человек, чтобы он мог стать шкипером?

Колин: Главное и единственное — это должен быть человек, способный брать на себя ответственность.

MainSail.Ru: И все?

Колин:  И все. Он должен быть способным нести ответственность. И нести ответственность за все, что происходит на борту.

MainSail.Ru: В чем разница между сертификатами Day skipper, Coastal skipper и Yachtmaster?

Колин:  Day skipper может быть ответственен за яхту в сравнительно спокойных погодных условиях, в дневных плаваниях и в знакомых местах. Этот тот минимальный уровень, на котором оперирует Day skipper. Coastal skipper предпринимает более  длительные плавания, чем day skipper, может осуществлять дневные и ночные переходы, может организовывать круглосуточное функционирование команды и яхты, он имеет больше опыта и может управлять яхтой в гораздо более тяжелых погодных условиях или в условиях нулевой видимости, если понадобится. Одним словом, это несколько иной уровень организации путешествия на яхте. Yachtmaster — это уже может быть коммерческая квалификация, то есть он должет уметь все то же, что и coastal skipper, но получает право делать это все за деньги. Это основная разница между сертификатом Coastal skipper и Yachtmaster. Большинство людей, кто стремится получить сертификат Yachtmaster, делает это для того, чтобы получить право работать по найму. Некоторые получают сертификат Yachtmaster из интереса, но главная цель существования этого сертификата — это именно коммерческое направление деятельности яхтсмена, а именно, обучение яхтингу, работа в качестве чартерного шкипера. Эти виды деятельности требуют особого уровня ответственности. Пока вы имеете  Day skipper или Coastal skipper вы ответственны только за себя и, может быть за свою семью или друзей, которые выходят с вами в море. Yachtmaster — это совсем другой уровень ответственности за яхту и людей, и, поэтому, экзамен на получение этого сертификата не может быть легким.

От вас требуется больше знаний и эти знания должны быть уверенными. Например, вы должны ЗНАТЬ все правила МППСС без обращения к источнику. Не только некоторые из них, а ВСЕ. Вы должны знать все символы, которые используются на картах, без обращения к легендам и справочникам. Вы должны быть способны справляться с плохими погодными условиями, штормовым морем, а также с плаванием в акваториях с большим трафиком днем и ночью.


MainSail.Ru:
 Что требуется, для того чтобы сдать экзамен на получение сертификата Yachtmaster?

Колин:  Для того чтобы сдавать экзамен на сертификат Yachtmaster не обязательно иметь предыдущие сертификаты Day skipper и Coastal skipper. Это практический экзамен. Предполагается что у вас за плечами есть 2 тысячи морских миль (половина из них в приливных водах), 5 плаваний с дистанцией более 60 миль, в двух из них вы должны были быть шкипером. Это минимум для вхождения в процедуру сдачи экзамена. Это тяжелый экзамен, спроси у Алекса [Алексея Корнилова — прим MainSail.Ru], сдать этот экзамен очень нелегко. И конечно надо иметь хорошие знания приливов. Сдать этот экзамен в Англии гораздо легче, потому что вы все время находитесь в приливных водах, в них оперируете, и вам не нужно думать об этом как о чем-то отстраненном, абстрактном. А здесь в процессе плавания вам задают вопрос о приливах и их расчетах, и вы думаете и решаете абстрактную задачу, не связанную с действительностью. Поэтому в Англии (или других приливных акваториях) это несколько проще. Кроме того, сложность экзамена в точности расчетов приливов, с чем не справился Алекс Федоров. Эти расчеты должны быть не только очень быстрыми, они должны быть очень точными.  [Алексей Федоров прокомментировал это замечание в том смысле, что действительно приливы считались довольно медленно, но были споры с Колином и по поводу формы записи. В частности, англичане иначе рисуют векторные диаграммы. С точки зрения Федорова, бОльшие сложности вызвали вопросы по МППСС-72.]

MainSail.Ru: Сколько человек ежегодно сдают Yachtmaster-экзамены у вас в школе?

Колин: Мы только начали заниматься этим в этом году. Весной приезжало семь человек, из них сдали пятеро, в том числе один из России. Следующая «порция» студентов ожидается в ноябре, 7−8 человек.

MainSail.Ru: Как получилось то, что Вы стали профессионалом в сейлинге?

Колин:  Я впервые оказался на яхте, когда мне было восемь лет. И в этом проблема. Вы начинаете учиться сейлингу и что-тос вами происходит такое, чего вы раньше никогда не чувствовали. Вы заражаетесь вирусом сейлинга незаметно для себя, и от этого вируса нет лекарства. А когда вы заражены этим вирусом, вы понимаете, что должны выходить в море и использовать любую возможность, чтобы делать это. И вы делаете это. Вот что обычно происходит, и так случилось со мной. Вот почему я здесь и делаю то, что мне нравится, а не что-то другое.

MainSail.Ru: Да, но вы могли заниматься сейлингом для себя, делать это вместе с друзьями, c семьей.

Колин:   Да но так я смог получать деньги за то, что и так все время делаю. Можно сказать, что я получаю деньги за то, что получаю удовольствие от сейлинга. Это удовольствие, но и также работа. Это хорошая работа — делать то, что тебе нравиться. Не делайте того, что ненавидите, делайте то, что вам нравиться, ха-ха-ха-ха. Тогда вы сможете наслаждаться все время.

Но и в этой работе есть немало трудностей. Я не просто должен выходить в море со студентами и учить их. Прежде всего, это большая ответственность — учить студентов. Но я несу ответственность не только за тех студентов, которые идут со мной на моей лодке, но и за других, которые идут на других лодках. Я несу ответственность за все, что происходит в школе, за каждого студента нашей школы, который выходит в море. Кроме того, мы постоянно должны соответствовать стандарту RYA, и это тоже большая ответственность.

MainSail.Ru: Может ли Day skipper совершать длинные переходы, ходить ночью, вдали от берегов? Не противозаконно ли это с вашей точки зрения?

Колин:  Нет, это не противозаконно. Это вполне возможно. Сертификат Day skipper говорит о том, что вы имеете минимальный уровень компетенции. Но если вы уже выросли, поднялись над этим минимальным уровнем, и у вас есть соответствующий опыт, это не проблема. Если вы готовы брать на себя ответственность, вы можете совершать плавания, выходящие за рамки «дозволенного» с точки зрения сертификата Day skipper. Более того, вы никогда не вырастете до более высокого уровня, если не будете брать на себя все больше ответственности и предпринимать более сложные плавания. Но если вы имеете недостаточно опыта, чтобы осуществлять более сложные плавания, то это повод, чтобы задуматься.

MainSail.Ru: То есть, шкипер ответственен за все. И, прежде всего, он должен нести ответственность за адекватность оценки самого себя, своего опыта и возможностей в осуществлении того или иного плавания?


Колин:
  Да, совершенно верно. Ответственность — главное понятие во всем этом деле. Мы с вами в разговоре все время к нему возвращаемся. Все вопросы о яхтинге в конце концов сводятся к одному предложению: «Шкипер ответственен за все».

Два месяца назад здесь погиб один германский яхтсмен. На чартерной яхте в результате несанкционированного поворота через фордевинд при сильном ветре он получил удар гиком по шее, в результате чего она была сломана. Яхтсмен умер на месте. В данной ситуации шкипер несет ответственность за смерть члена экипажа. В настоящее время ведется расследование этого инцидента. И главным вопросом является то, как и почему человек погиб. И отвечать на эти вопросы тоже будет шкипер. И теперь портовые власти исследуют все обстоятельства дела, квалификацию шкипера, его опыт и прочие связанные с этим вопросы.  Шкипер ответственен за все, что происходит на борту. И клочек бумаги, на котором написано что-либоо квалификации шкипера, не делает никакой разницы в ситуации, когда погибает человек.  И нет такой бумаги, которая заставит оставаться людей живыми. Знания, опыт и ответственность — только это поможет избежать в море серьезных проблем с людьми и сохранить яхту.

MainSail.Ru: Ходите ли вы в море для собственного удовольствия и с собственными целями? Какие акватории вам больше всего нравятся?

Колин:   Да я был недавно у побережья Франции, это была работа по доставке лодки. Британия — не очень подходящее место для сейлинга. Там очень холодно и все время сыро. Чтобы выходить в море там, надо надевать на себя кучу одежды. Поэтому я могу сказать, что Средиземноморье — очень правильное место для сейлинга. А в Средиземном море мне нравится побережье Хорватии, Турецкое побережье, где мы сейчас находимся и, которое является, пожалуй, самым незагрязненным. Североафриканское побережье тоже не загрязнено, но там нет никакой яхтенной инфраструктуры и там абсолютно нечего делать, кроме того, там могут быть другие проблемы, связанные с безопасностью.

MainSail.Ru: Каковы ближайшие планы у школы Yuksel?

Колин:  Да, у нас есть планы по развитию. Сейчас кроме практических и теоретических курсов мы предлагаем однодневный курс первой медицинской помощи. В ближайшем будущем мы планируем запустить курс радио и курс выживания.

MainSail.Ru: Сколько людей ежегодно проходит курс в школе Yuksel? Сколько из них россиян?

Колин: Приблизительно 350−400 человек, примерно 40% из них из России, 40% — турки, 20% — остальные страны, бывают даже из экзотических стран, таких как Корея.

Яндекс.Метрика