Школа

Как сертифицировать яхтенную школу

Евгений Комиссаров (RYA/MCA Yachtmaster Offshore, RYA/MCA Cruising Instructor) рассказывает о своем опыте сертификации яхтенной школы. MainSail.Ru продолжает сравнивать и критически оценивать разные системы обучения.

Столько уже копий сломано в спорах о преимуществах той или иной системы обучения. Сторонники RYA приводят свои доводы, апологеты IYT  отвечают контраргументами. Дискуссия то затихает, то вспыхивает с новой силой, спровоцированная новой неодобрительной или хвалебной статьей. Не ставя перед собой цель, оценить ту или иную школу, предлагаю просто ознакомиться с тем, как происходит процесс сертификации в обеих системах. Благо, есть прошлогодний опыт сертификации школы в IYT  и, пока еще незаконченный, опыт сертификации в RYA. Да и работа инструктором в Corfu Sea School — RYA approved training center позволяет видеть многие процессы изнутри

Чтобы было немного понятнее, выясним сначала, чем отличается организационная форма школы в этих двух системах. Школы IYT разделяются на 2 уровня: в школах первой ступени обучают и выдают сертификаты до уровня Bareboat Skipper включительно. Выше только в школах второй ступени. В RYA такого разделения нет, если школа признана, она проводит обучение и выдает сертификаты до уровня Yachtmaster.

Прежде чем подавать заявку на сертификацию своей школы в той или иной системе, мы должны убедиться, что наша школа будет соответствовать всем необходимым требованиям, а именно: помещение школы, учебный флот и персонал.

Требования к помещению, где будут проводиться занятия (в случае, если в школе предусмотрено проведение теоретических курсов) в целом не отличаются у двух систем. Немного удивляет, на первый взгляд, обилие требований, касающихся возможностей для комфортного обучения людей с ограниченными возможностями – наличие пандусов или специальных туалетов для людей на инвалидных колясках, но, понятно, что это продиктовано, скорее, соображениями политкорректности, чем реальной необходимостью. Хотя были прецеденты, но это – совсем другая тема.

Учебный флот. Здесь появляются некоторые различия. И в американской, и в английской системах требуется, чтобы учебные яхты соответствовали национальным законам в области безопасности мореплавания. Как по конструкционным особенностям, так и в плане комплектации спасательным оборудованием. Причем школа может иметь свои яхты или арендовать их.  Но RYA ставит собственные условия по целому ряду критериев: длина учебной яхты – не менее 7 и не более 15 метров, судно должно соответствовать требованиям для коммерческих судов с соответствующими нормами по снабжению  — «спасалка, противопожарка, санитарка». И RYA и  IYT требуют, чтобы все оборудование было исправным и годным по срокам хранения.

Самое главное – квалификация персонала. В IYT требуется, чтобы директор (старший инструктор школы) имел квалификацию  IYT Instructor или IYT Master of Yachts Instructor для школы 1−й и 2−й ступеней, соответственно. Инструктором может стать любой яхтсмен, после специальных инструкторских курсов. Естественно, при условии, что он имеет сертификат Master of Yachts, сертификаты STCW и обладает необходимым опытом. Экзамен по окончании курса и решение о выдаче инструкторского сертификата принимает независимый экзаменатор, приглашаемый специально. Квалификацию Master of Yacht Instructor можно получить только на курсах, проводимых в штаб-квартире организации в Форт-Лодердейл во Флориде, США.

В RYA свои правила

Cruising Instructor может обучать до уровня Day Skipper, но только в существующей, признанной RYA школе, под руководством Yachtmaster Instructor’a. Cruising Instructor’ом может стать обладатель профессионального сертификата Yachtmaster, подтвержденного для коммерческого использования, только после окончания инструкторских курсов, опять же, со сдачей экзамена независимому экзаменатору. Yachtmaster Instructor должен пройти обучение на специальных курсах, проводимых несколько раз в году в Великобритании и Испании. После этого он должен провести два успешных курса обучения в существующей школе, под контролем нескольких независимых экзаменаторов. Только потом рассматривается вопрос о выдаче сертификата.

И вот только тогда, когда у нас есть все три составляющие, мы можем начинать процесс сертификации. А вот здесь и начинается самое интересное.

Я, наверное, не открою большой тайны, если скажу, что в каждом деле есть два подхода: формальный и неформальный. В процессе сертификации школы они также присутствуют, взаимно дополняя друг друга. Разница заключается в том, что у американцев неформальный подход более лоялен, а у британцев, иногда, более строг, чем формальный. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.

Сертификация школы в IYT

За месяц до этого дня были отправлены заявки с описанием и фотографиями помещения, яхт и персонала. Приехавший инспектор выглядит уставшим – еще бы! Только за сегодня побывал в четырех школах, претендующих на сертификацию. Получасовая беседа, в течение которой выясняется количество уже обученных курсантов и планируемое их количество, несколько вопросов по комплектации яхт и …все! Школа сертифицирована. Не забудьте только оплатить вступительный взнос. Притом, что ни один инструктор не имел необходимых для IYT сертификатов, а лодки даже не осмотрели на предмет соответствия требованиям, поверив на слово. Налицо преобладание мягкого неформального подхода: «Ну,  нет сертификатов, но квалификация и опыт вроде есть, ну, не проверили лодки, но людей-то на них учат, и жалоб нет».

Совсем с другим отношением приходится сталкиваться желающим сертифицировать школу в RYA. Проверяющий не только дотошно проверяет размещение и срок годности, к примеру, огнетушителей на лодках, но и в помещениях школы. Равно как и всего остального, что должно быть в школе. А относительно персонала… Офицеры RYA не рекомендуют записываться на курс подготовки Yachtmaster Instructor и сдавать экзамен тем, кто не отработал предварительно пару-тройку сезонов рядовым инструктором в уже сертифицированной школе, прямо заявляя, что без этого шансы практически равны нулю. Официально, количество попыток сдачи экзамена в RYA тоже не ограничено, хоть каждый год пытайся, но неофициальная практика такова, что после второй неудачи тебе просто скажут: «Парень, наверное, преподавать в яхтенной школе — это не для тебя, займись чем-нибудь другим». Более того, после сертификации, помимо ежегодных плановых проверок школ, как это случается и в IYT, в RYA не редкость и неожиданные инспекции. Лично я, когда проходил инструкторский курс, оказался свидетелем того, что наш экзаменатор (не инспектор даже) обнаружил на яхте сигнальные ракеты, у которых около месяца назад истек срок годности. Он позвонил директору школы, на чьей яхте проходило обучение и экзамены и, через 1.5 часа(!) директор школы на моторке (мы находились в море) привез новые ракеты in date.

В попытке разобраться, чем обусловлена разница в отношении, пришел к выводу, что в основе лежит разное изначально направление. Английская система – национальная в своем происхождении, чем и обусловлены жесткие требования к идентичности программ во всех школах, к оборудованию учебных лодок и к необходимости преподавания на английском языке. А особенно в отношении личной безопасности яхтсменов. Лозунг «Health and Safety» в Великобритании возведен в ранг национальной программы, что не могло не сказаться на учебных программах RYA. Однако все эти строгие требования ограничивают распространение RYA в других странах. При всей привлекательности английской системы подготовки яхтсменов и сертификатов RYA, во всем мире можно по пальцам пересчитать школы ассоциации, где директор не является британцем. В России же нет еще ни одной школы.

Американцы изначально создавали систему для «общего пользования». Поэтому, на формальные требования к школам, которые сами по себе достаточно лояльны, еще и смотрят сквозь пальцы. Это и разрешение преподавания на национальных языках, и отсутствие необходимости жестко соблюдать единую учебную программу, и возможность работы инструктором без инструкторского сертификата. В связи с чем, кстати, количество школ IYT в России уже больше десятка (во всей Америке всего 6 школ IYT), а в одной только Москве их 9! И их количество растет, что, в свою очередь, обусловлено ростом интереса к  сейлингу. Здесь хотелось бы обратить внимание вот на какой момент. Многие инструкторы являются весьма достойными преподавателями и опытными яхтсменами. Вместе с тем, не может не настораживать тот факт, что чрезмерная лояльность IYT в вопросах сертификации огромного количества  вновь появляющихся школ делает возможным проникновение в систему яхтенного образования людей случайных. Тех, кто пренебрегает качеством обучения и забывает о том, что в любой системе обучения и яхтенная школа, и инструктор продолжают нести ответственность за курсантов даже после того момента, когда, отучившись, они покидают борт учебной яхты и берут на себя капитанские полномочия.