Детские грезы или от Балеар до Канар

текст: Василий Красюк
фото: автора

Маршрут с Балеарских островов на Канарские стал уже чуть ли не классическим для наших читателей и писателей. Mainsail.Ru представляет рассказ нашего постоянного автора Василия Красюка о путешествии с одних островов на другие через Мадейру.

В счастливые детские годы, разглядывая карту мира, висевшую над моей кроватью, я мысленно прокладывал в голове разные маршруты путешествий. Тогда я не знал ничего о пассатах, течениях и т.д., поэтому маршруты получались самым необычными, да и советская действительность почти не оставляла шансов на практике осуществить эти походы, поэтому мечты могли быть самыми смелыми. Сейчас часто вспоминаю эти детские часы над картой, когда стою за штурвалом яхты и смотрю на горизонт.

Маршрут с Балеар на Канары был предложен чартерной компанией, как и многим до нас – просто осенью лодки сезонно перегоняют с европейских баз на Канарские острова. Маршрут исхоженный, даже в русскоязычном интернете можно найти не один отчет о его прохождении, но это не делает его менее интересным  – Майорка, Ибица, Картахена, Гибралтар, Мадейра, Канары – думаю, эти названия заставляют трепетать сердца многих яхтсменов.  Плюс преобладающие попутные ветра, плюс теплая погода, природные и исторические достопримечательности – все это заставляет отбросить все сомнения и пуститься в путь.

Подготовка

Для всех членов нашей команды это был первый дальний поход с многодневными безостановочными переходами, поэтому к походу готовились очень тщательно: раскладка по дополнительному снаряжению, раскладка по продуктам, рассчет потребления воды , большая аптечка и дополнительные медицинские курсы, обязательная диспансеризация для всех членов команды. К этому обязательно анализ погоды, предварительная прокладка и план маршрута и многое другое. Многое, что готовили, не пригодилось на практике, но может потому и не пригодилось, что хорошо готовили?

По моему личному мнению, подготовка к походу является лучшей школой для получения новых знаний, как сам поход потом – школой получения нового опыта. Лично я в рамках подготовки освоил аварийную мореходную астрономию, освежил знания по медицине, приливам и метеорологии, ну и прочие дисциплины морского дела обновил в памяти.

У нас на переход сформировалась очень сильная команда – мне кажется, что это очень важно в любом походе. Алексей Тимаков (старпом), Александр Агеев, Григорий Шляпин, Алексей Корнев, Вячеслав Панфилов и автор этих строк – Василий Красюк(капитан).

Все с яхтенным опытом, все мы хорошо знаем друг друга, почти все – друзья с детства. Так уж получилось, что в прошлом году все члены команды, кроме меня отучились и сдали экзамены в яхтенной школе, почти у всех уже был после этого опыт самостоятельных плаваний. В итоге очень удачно получилось – три полноценные вахты.

Ну вот —  маршрут выбран, лодка забронирована, билеты куплены, визы получены, море зовет.

День первый. Майорка, Пальма.

Путь наш лежит на остров Майорка в город Пальма. Очень весело звучит фраза по телефону – «Дорогая, все в порядке, не волнуйся, я уже на Пальме».

Рейс из Москвы в 6−50 утра. Далее с пересадкой в Цюрихе. Швейцарские авиалинии безупречны – пересадка 45 минут, вполне достаточно, чтобы пройти к другому гейту, показать визу пограничнику и сделать закупки в дъюти-фри. Температура в Пальме +28, в Москве осталась на 18 градусов ниже. На арендованной машине едем в марину. Этим рейсом из Москвы прилетело только четыре члена экипажа, еще двое прилетят вечером, поэтому приемку лодки и все закупки делаем вчетвером.

В дефектной ведомости у меня 15 пунктов, все больше по мелочи, плюс я включил туда недостающее снаряжение. К 20−00 все недостатки устранены и, продукты загружены на борт.
Из того, что помню – попросил запасной грот (генуя запасная была), попросил комплект карт и лоций на весь переход, спутниковый телефон Турая на борту не имел зарядки – нам его заменили на Иридиум, попросил провести штормовые леера – мне выдали и закрепили фирменный комплект,  кастрюли большой в наборе не было — выпросил. Также взял в чартерной компании четыре 25−литровые канистры и наполнил их соляркой. Из ремонта – мелкий ремонт рулевого управления  — я там нашел не опасный, но показавшийся мне неприятным люфт.

В 21−00 все члены команды на борту. В 22−00 все вымыты и готовы отдать швартовы. В 22−03 понтон марины престал сдерживать нашу яхту в ее стремлении на Запад.

На море штиль, идем навстречу легкой зыби под мотором. Вахты расписаны и можно поспать: два часа сна за двое последних суток легко примиряют меня с шумом дизеля за переборкой.

День второй. Ибица, Гринвичский меридиан.

Весь день в море, весь день солнце и штиль. Привыкаем к графику вахт, отсыпаемся.  График вахт немного мудреный, но оказался очень удобным – дневные вахты по 6 часов, ночные по 4, со сдвигом времени вахт для каждого наследующий день, цикл начинает повторяться через 3 дня, каждый может выспаться даже за ночные часы.

Проснувшись поздним утром, обнаружил, что яхта уверенно держит курс на столицу о. Ибица, пришлось призвать судно к порядку – совсем не понятно, что нас будет ждать дальше, поэтому терять время в начале маршрута неразумно. Впоследствии так и не смог выяснить – судно само хотело потереться о причалы Ибицы или кто-то из команды хотел потереться о местных красоток.

Днем остановились искупаться. Осмотр днища показал, что оно довольно сильно обросло. Нырял и очищал винт и фрезу на валу винта от ракушек, в итоге получил примерно +0,6 узла хода под мотором и чуть больше спокойствия по поводу возможных сетей и прочих веревок.

На обед в этот день был Гратан – картофель, запеченный с сыром, чесноком и майонезом. Автор – Алексей Тимаков. Похоже на борту опять будет кулинарное соревнование, правда у нас нет возможности пополнять запасы свежими продуктами, но настоящее искусство раскрывается в ограниченных ресурсах.

Весь день готовили лодку к возможной плохой погоде – намертво закрепили тузик (так его потом ни разу и не снимали за 3 недели),  прочно закрепили трап, разложили все вещи на свои места, осваивали мытье посуды морской водой. В итоге самый простой способ оказался в ведре воды в кокпите, но на вторую неделю мы перешли на одноразовую посуду и мыть уже стали только кастрюли и сковородки.

Пройдено – 150 миль.
Работа двигателя – 25 час.
Расход топлива  — 100 л.

Вечером перед закатом еще раз купались  — температура воды +23, море спокойное, на горизонте стоят пики континентальной Испании и совершено потрясающие, в предзакатных лучах солнца, облака над континентом.

В 23−05 пересекли Гринвичский меридиан. Меня специально разбудили ребята – посмотреть на воображаемую линию на поверхности моря. Было темно, линии не увидел и пошел спать дальше —  с утра посмотрим, чем отличается Западное полушарие от Восточного.

День третий. Картахена.

Ночь прошла спокойно, штиль. Слабая зыбь сменилась на абсолютно гладкое море. Под утро в море вылезло много рыбаков и приходилось быть очень внимательными – мы уже шли вдоль берега. Под утро 30 минут шли под парусами – поймали бриз с берега.

 

В 7−30 зашли в Картахену – пополнить запасы топлива, чтобы следующей остановкой уже сделать Гибралтар, до которого осталось 300 миль. Берег нас не задержал – в 11−20 мы снова были в море со свежими продуктами для команды и свежей солярой для яхты. При этом мы успели пройтись по центру города и позавтракать в кафешке на набережной.

Сегодня еще один день дизеля, вахты идут своим чередом и, только купание в море прерывает монотонное течение судовой жизни. Во второй половине дня появился попутный ветер, но до того слабый, что судно под ним идет только 1,5 узла.

Пройдено – 116 миль.
Работа двигателя — 12 час.
Расход топлива  — 48 л.,
Расход воды – 70 л.

Ночью в 23−40 на моей вахте обогнули Cabo de Gata – один из самых одиозных мысов средиземноморской Испании. Нас сильно пугали этим мысом, но в штиль  все мысы спокойны и безопасны. Начиная с этого мыса начинают ощущаться приливные течения.

День четвертый. Гибралтар.

Ночью берег Испании весь в огнях – светятся отели. С Запада приходит крупная зыбь, но ветра по-прежнему нет. На юге видны надстройки крупных грузовых судов – это трафик на Гибралтар.

Днем обнаружили первую брешь в нашей подготовке – 4 раза переводили судовое время – пытались понять какой часовой пояс в Гибралтаре сейчас (за три дня до этого был переход на зимнее время), в итоге остановились на UTC +1. Приливы запросили из Москвы, правда потом в бортовой GPS нашли слой с графиком приливов. Попробовали рассчитать приливные течения в проливе по данным, которые были в пайлоте – на практике получилась полная ерунда  — в пайлоте в сизигии максимальные течения указаны в 2,6 узла, редко местами до трех,

у нас Луна была почти в квадратуре, но еще на подходе к проливу (за 10 – 15 миль) наблюдал местами 2,5 узла встречного течения. В самом проливе на следующий день доходило до 3−х и больше в обе стороны — пролив длинный и в любом случае, когда идешь его насквозь, ловишь там и прилив и отлив. В принципе можно переждать встречное течение как в Испании, так и в Марокко, но в нашем случае и ветер и волна были попутные и мы шли без остановки, но это было уже на следующий день. Видимо надо искать данные по течениям в других источниках, наверняка на английских картах и в альманахах это все есть.

Пройдено – 140 миль.
Работа двигателя – 23 ч.
Расход топлива  — 85 л.,
Расход воды – 70 л.

Про день мало что можно рассказать – дизель, дизель и дизель. Ближе к полуночи на горизонте встает гора Гибралтар. Ночью с востока ее хорошо видно, так как с Запада идет сильная подсветка от судов, стоящих на рейде в бухте и от строений на берегу. На входе в пролив довольно много судов стоит на якоре,  особенно много в бухте Гибралтар.

День пятый. Альхесирас.

На подходе в бухте много навигационных огней, здесь на якорях в основном танкеры. В 04−20 пришвартовались к причалу марины на английской территории. Мы надеялись, что нам дадут отдохнуть до утра, а уже с утра мы будем разбираться с местными властями, но в 04−40 прибежал ретивый сторож местной марины, начал причитать о своей нелегкой судьбе, перечислил все беды, которые у него будут от того, что мы здесь стоим и вызвал полицию. Полиция тоже долго причитала, жаловалась на жизнь, не хотела брать на себя ответственность и наотрез отказала нам в отдыхе до утра. В итоге мы отдали концы и пошли ночевать в испанский Альхесирас в 4,5 милях западнее. Я думаю, что эти 40 минут, пока мы пересекали залив, заставили ворочаться во сне многих англичан, так как наши комментарии по поводу английского гостеприимства были довольно жесткими.

В 5−30 все легли спать, но в 9−30 все, не сговариваясь,  были уже не ногах – сказывается привычка высыпаться за 4 часа. Мы закупились продуктами на следующий переход, провели гигиенические процедуры, заправились водой и в 13−00 отправились в путь.

По дороге мы все-таки завернули еще раз на землю Ее Величества – соляра по 50 евроцентов – сильный аргумент для крюка в 5 миль. В итоге в 14−10 мы с полными баками вышли в пролив Гибралтар – наш путь теперь лежит на Мадейру, до нее около 600 миль.

Пролив встретил нас попутным ветром, попутной волной, но встречным течением в 2−3 узла – волна была довольно короткой и неприятной. Засветло пересекли судовой ход и далее уже двигались по южной части пролива вдоль Марокко. Весь пролив 25 миль в длину, поэтому в Атлантику вышли только в 21−00 с уже попутным течением в 3 узла – очень приятно видеть скорость 10,5 узла на GPS при вполне умеренном ветре.

В проливе очень много дельфинов и видимо вообще всякой рыбы. Стаи дельфинов по 20−30 особей несколько раз провожали нашу лодку. Одно из самых запоминающихся зрелищ – идет огромный супертанкер, давит перед носом волну метра 3 высотой – и из этой волны выпрыгивают вперед дельфины – недаром они считаются одними из самых быстрых обитателей моря.

На выходе из Гибралтара ветер усилился до 30−33 узлов, идем под одной генуей полными курсами, довольно крутые и высокие попутные волны постепенно меняют направление и начинают заходить больше с севера, чем с востока, но к полуночи мы уже отходим немного от берега и, ветер стихает до 23 узлов. Береговые огни скрываются за кормой — впереди простирается Атлантический океан.

 День шестой. Еда.

К утру ветер почти стих, включили дизель. Стараемся, пока есть топливо, держать скорость не менее 4,5 узлов, чтобы не отставать от намеченного графика. С северо-запада идет крупная океанская зыбь.  При почти полном отсутствии ветрового волнения лодку практически не качает. Абсолютно чистое небо совершено без облаков. Днем купаемся и продолжаем наш путь, в диалогах среди команды начинает подниматься вопрос о наличии акул в данном регионе.

Во второй половине дня ветер усилился до 10−12 узлов, идем галфвиндом, лодка при таком ветре разгоняется до 5,5−6 узлов. В итоге всю вторую половину дня и всю ночь идем под парусами.

Ветер настолько ровный, что автопилот прекрасно справляется и стоять на руле практически не требуется. К вечеру все отоспались после Гибралтара, работы по судну нет, а значит, чем может себя занять настоящий моряк? Правильно – приготовлением вкусной и изысканной еды. Сегодня на ужин у нас опять был Гратан, салат из остатков утреннего ризотто и тунца, а также прекрасное испанское вино урожая 2005 года – в нашей компании оказались знатоки вин Кастилии.

Сейчас, когда суета на судне улеглась и жизнь потекла по размеренному руслу вахт, самое время рассказать про наше меню и вообще о снабжении нашего похода продовольствием.

Первоначальную раскладку в поход писал я, потом отправил ее на редакцию Алексею Тимакову — он вычеркнул половину. Алексей сказал, что если будет плохая погода, то будем есть сухие супы и пюре, а если будет хорошая, то мы из любых продуктов сделаем конфетку. Как показала практика – он был прав. В нашем активе борщ, три гратана, ризотто, салат с тунцом, кулебяка с мясным паштетом,  бифштекс на противне, мясо с черносливом, свинина с ананасами, мясо по-французски, сеньор помидор, ну а гренки в оливковом масле с джемом и всяческие яичницы никто не считает. И все это при весьма ограниченном наборе продуктов. Горячую еду в итоге готовили два раза в день – поздний завтрак и ужин. На обед ели всякие холодные закуски. Очень быстро уходили лимоны в чай на ночных вахтах. Также раньше времени закончился чай и сахар.

Концентраты у нас тоже конечно были — мы укомплектовали ими НЗ, концентратов, кстати, в Испании очень плохой выбор. Из них мы съели только одну пачку – когда через полторы недели мы ходили по Канарам втроем, я на ночной вахте съел супчик Доширак — никакого желания готовить не было и, была довольно большая волна.

Пройдено – 106 миль.
Работа двигателя – 16 ч.
Расход топлива  — 65 л.
Расход воды – 70 л.

Но вернемся к плавному и неторопливому течению жизни на нашем судне. Сразу после ужина половина команды наблюдала на носу закат солнца, ветровой волны почти не было и только пологие горы океанской зыби плавно поднимали и опускали нашу яхту, идущую точно туда, где солнце на закате касалось поверхности моря.

С наступлением темноты всех свободных от вахты как ветром сдувает с палубы и в 19−30 только тихое сопение из кают позволяет понять ,что жизнь на лодке теплится не только в кокпите. Ночью море сильно светится, иногда в свете ходовых огней можно наблюдать  летучих рыб, они могут пролететь по воздуху довольно далеко – 15−20 метров.

День седьмой.

Примерно до двух ночи с неба светит луна и видимость вокруг отличная. Изредка вдали видим огни грузовых судов.

Меня лично на ночных вахтах очень клонит в сон, видимо организм ни как не хочет перестроиться, а может просто сказывается спокойное течение плавания. К утру ветер упал до 7 узлов и, мы включили двигатель.

Днем два раза купались на концах за яхтой – моемся в океане каждый день. После 16−00 ветер усилился и, мы опять поставили парус. Наблюдаем тенденцию – ветер к утру немного стихает, а к вечеру усиливается. Такая тенденция не сохранилась впоследствии и с механизмом формирования ветра до конца мы не разобрались.

Пройдено – 102 мили.
Работа двигателя – 11 ч.
Расход топлива  — 35 л.
Расход воды – 70 л.

На ужин готовили солянку аля-балоньез (забыл ее внести в список блюд выше). Пока участвовал в приготовлении ужина и писал заметки, ребята прикрепили на носу трап поперек хода лодки – теперь на носу может сидеть сразу три человека. Вечером после ужина воспользовался конструкцией – был очередной закат солнца прямо по курсу.

Ветер на закате около 10 узлов, сегодня на ночь решил не брать рифов.

День восьмой. 31 октября.

Ночь прошла спокойно, яхта бодро бежит галфиндом 5−6 узлов. К утру зыбь увеличилась до 3,5 – 4 метров, появилась небольшая ветровая волна. Команда совершенно адаптировалась к жизни при качке и вообще в море. С самого начала плавания ни у кого не было морской болезни и сейчас все чувствуют себя в лодке как дома.

Днем поймали в океане чужой кранец – будет подарок в чартерную компанию. Жаль, что это не компенсирует зарядку спасательного жилета – мы решили испытать один, а точнее решили испытать себя в нем. Неприятное ощущение полной беспомощности, когда он надулся и почти полная невозможность выполнить любую работу в нем склоняет меня к мысли выковырять автоматическую таблетку из собственного жилета.

Пройдено– 128 миль.
Работа двигателя – 1 ч.
Расход топлива  — 4 л.
Расход воды – 70 л.

Сегодня делали контрольный звонок домой по спутниковому телефону – Иридиум слишком дорогая игрушка для частой связи, по крайней мере, для меня. Звонили Владимиру Когутовскому – он отслеживает наш маршрут, при необходимости снабжает прогнозами погоды и  делает рассылку о нашем продвижении родным и близким членов команды.

Вечер прошел спокойно, несмотря на Хэллоуин привидений на борту не наблюдалось  🙂

День девятый. 1000 миль.

Сегодня закончился кормовой бак с водой, остался носовой – 150 л. Ветер довольно устойчивый и постоянно идем под парусами. Днем сел аккумулятор, два раза заводили дизель чтобы его зарядить. Мы совсем обленились – лодку почти постоянно ведет автопилот,  и только ночью, в целях борьбы со сном, мы периодически встаем  за штурвал.

Облачность становится более плотной, на горизонте видим несколько больших облаков вертикального развития, из-под них явно идет дождь, но все они проходят далеко от нас.

Пройдено – 140 миль.
Работа двигателя – 4 ч.
Расход топлива  — 15 л.
Расход воды – 70 л.

К вечеру ветер стих и с 21−30 дизель включили уже для ходов. Закончились свежие овощи, почти закончилось масло, но это уже не страшно, по расчетам завтра с утра мы должны быть на Мадейре.

Наблюдаю некоторое оживление со стороны команды. Ночью, те, кто отстоял свою вахту, не спешат идти спать. Ночью прошли 1000 миль с начала похода.

 День десятый. Мадейра.

В 2 часа ночи по правому борту оставляем остров Порто-Санто.На острове много огней, но движения не наблюдается. Впереди уже видны огни Мадейры. Огней очень много – остров, похоже, очень плотно заселен.

Ближе к утру видим огромную дождевую тучу, которая зацепилась за вершины острова. Остров довольно высокий – вершины острова достигают высоты 1800 метров.  Эти горы останавливают теплый влажный воздух, который перемещается вдоль поверхности океана, заставляют этот воздух подниматься на приличную высоту, где он конденсируется и выпадает в виде дождя на остров. У нас в дальнейшем появилось ощущение, что дождь на вершине острова не прекращается никогда.

В какой-то момент пелена дождя совершенно скрыла от нас остров, но на нашу палубу не упало ни капли. К острову подошли с рассветом, и в 9−00 мы уже входим в Фуншал – столицу архипелага и острова. В порту стоит несколько пассажирских океанских лайнеров, но марина в порту довольна тесная и плотно заполнена местными лодками. Гостевые лодки ставят в несколько пыжей к стенке и максимальное количество гостевых мест получается всего около 10−15. Для нас места нет, в управлении мариной сказали, что о местах здесь надо договариваться заранее.

Приняли решение идти в Calheta – новую марину в 16 милях на Западе. В итоге  мы прошли с утра вдоль берега около 30 мильи ни секунды не пожалели об этом. С моря остров очень красив – много зелени и много скал, обрывающихся в море. Характерные для вулканических островов, покрытые лесом горы и небольшие долинки между ними. Множество домиков, раскиданных по склонам и целые жилые кварталы ближе к берегу океана. Везде зелень, маленькие речушки и водопады. Все это – большой дачный поселок Португалии – Мадейра. Судя по количеству строений на острове — каждый второй португалец купил здесь участок или квартирку.

В 12−30 мы уже на месте – очень спокойная, большая, красивая и современная марина. Рядом супермаркет, отель, есть сувенирные магазины, яхтенный и рыболовные магазины. Марина стоит 37 евро – средняя цена для испанских марин.

 

Час ушел на формальности, еще час на душ и аренду машин, потом обед в ресторане и вперед – на осмотр острова. Выше 800 метровна острове все закрыто сплошным облачным покровом, в итоге с солнечного побережья мы попадаем в очень красивое и необычное место  — мир тумана, мелкой мороси, эвкалиптовых лесов, колючего кустарника и пасущихся коров. После недели постоянного солнца такая картина очень радует глаз.  Двухчасовая автопрогулка закончилась в столице острова. Там команда набросилась на сувенирные лавки в историческом центре города. Магнитики, тарелочки на стены и кружки с рисунками были стандартно однообразны, центр колониальной столицы стандартно мал и красив. Но мы будем не мы, если не найдем местную изюминку – это оказался местный ресторан с фирменными блюдами из местной говядины – их стейк очень напомнил мне мою детскую попытку пожарить кусок советской коровы – я думаю подошва горного ботинка и та была бы мягче. После возвращения в марину только несколько бутылок Мадеры на понтоне вернули нам расположение к этому прекрасному острову.

День одиннадцатый. Мадера.

Мадера на Мадейре оказалась прекрасного качества, и поэтому в 8−00 все уже были на ногах да и привычка мало спать между вахтами дала о себе знать. В 10−00 мы уже на машинах в тщетной попытке застать вершины острова, свободными от облаков. Но облака, похоже, здесь поселились навсегда. В итоге мы сделали большой круг по острову, проехали множество туннелей на северной стороне и наблюдали, как океанская зыбь находит свой конец на пляжах острова. Одного мы не видели – вершин склонов, уходящих вверх.

Вернулись в марину, закупились продуктами в местном супермаркете и футболками с символикой марины в местном магазинчике. В 16−50 мы вышли в океан, в ветер, в волны и в ночь. Острова все таки портят плавное течение воздушных потоков над океаном и, их влияние может чувствоваться и в 50 милях от берега. Первые несколько часов в море были малоприятными – короткая волна и ветер с полного бейдвинда сменился на полные курсы только после полуночи. Правда, все это не помешало нам пожарить четыре килограмма дорады на ужин.

День двенадцатый, самый обычный и День тринадцатый —  Терерифе.

Даже не знаю, что писать, чтобы не повторяться. Идем левым галсом почти точно на юг. Ветер с бакштага. Доедаем вчерашнюю рыбу. На ужин кусок свинины, запеченный с чесноком и запеченный молодой картофель. Вот, пожалуй, и все знаменательные события этого дня.

 

На следующий день с утра на горизонте виднеется пик Эль-Тейде,вскоре показываются и берега острова Тенерифе.

 

Планируем прийти в Радасуль в 15−30. В океане слабый ветер и умеренное попутное волнение. Когда ветер стихает, идем под мотором. На берегу встречаются знакомые ландшафты и даже отдельные здания – мы были здесь полтора года назад.

В 16−00 швартуемся в марине Радасуль – наш переход окончен. УРА!

 Подведем итоги

Погода. Нам, конечно, сильно повезло с погодой. Каждый, кто прочитал все, написанное выше, скажет, что такой переход может осуществить любой после получений квалификации Day Skipper, и окажется прав. Но я слушал много историй, когда на этом самом маршруте команды сталкивались со штормами, продолжительным встречным ветром (в Средиземном море), с серьезными поломками оборудования и т.д. Ко всему этому надо быть готовым и иметь достаточную квалификацию, да и запас по времени для ремонта. Иногда время нужно просто, чтобы переждать шторм в порту.

Экипировка. Это был наш первый столь продолжительный поход и, мы все к нему серьезно готовились.  Готовились к значительно более жестким условиям, и это сыграло свою роль. Все члены команды имели достаточный опыт, чтобы чувствовать себя уверенно на вахте и при достаточно суровой погоде, все имели опыт ночных переходов, у всех были хорошие непромы, на лодке было четыре персональных радиостанции, два персональных спасжилета. У всех был хороший комплект теплой современной одежды – термобелье, флисовые куртки и штаны. У всех были налобные фонари. Одним словом мы были хорошо экипированы, а это важно для возможности себя комфортно чувствовать и иметь возможность спокойно работать в разных погодных условиях. Кстати ночью мы очень часто сидели в непромоканцах даже при слабом ветре – все равно ночью сыро и прохладно, а в непроме очень даже уютно.

Подготовка лодки. Перед дальним походом надо обязательно закладывать время на подготовку лодки. В нашем случае мы все успели сделать за субботу, но, как я уже писал выше, дефектов в лодке и в комплектации было выявлено довольно много. Тут надо иметь опыт и свежую голову, чтобы все проверить и ничего не забыть, особенно если хочешь сделать все быстро. Важно найти все основные недостатки и организовать их устранение силами представителей чартерной компании или собственными силами. Если даже не все получилось устранить, важно твердо знать, на какой узел лодки нельзя рассчитывать. Все замеченные, но неисправленные недостатки обязательно заносите в чек-лист. У нас в итоге ничего не сломалось, но оказалось, что у нас довольно слабый грот и уже после окончания похода, когда мы вышли на день покататься, он стал рваться вдоль задней шкаторины. У запасного паруса ползуны не походили под ликпаз мачты, в итоге мы долго зашивали и укрепляли старый парус, чтобы иметь возможность  еще неделю использовать его.

Досуг. При длительном продолжительном плавании разумным будет продумать, чем будет занято свободное время команды. В нашем случае Григорий Шляпин подготовил нам серию лекций на разные темы – от теории относительности Эйнштейна до истории Великой Отечественной войны. Коллективные чтения этих документов пользовались большой популярностью и вызывали длительные последующие обсуждения. Ну, тут каждый может выбирать себе по вкусу, в другой команде мы периодически смотрели документальные и художественные фильмы, при этом документальные фильмы вызывали больший интерес. Дело видимо в том, что в обычной жизни нам приходится много работать мозгами, а на отдыхе они вынужденно бездействуют и с радостью берутся за переваривание новой информации.

Вахты. Нас было шесть подготовленных человек – три вахты. Это оптимально для любых погодных условий. У нас был очень удачный график вахт, который позволял всем хорошо отдыхать. Можно конечно ходить и в меньшем составе, но тут каждый сам для себя выбирает уровень комфорта и безопасности. Вместе с нами вышла яхта со знакомыми ребятами – они шли втроем, при этом один из троих был опытным капитаном, еще один выпускником яхтенной школы и с ними была девушка, которая первый раз оказалась в море. Через неделю после нас они успешно вошли в Радасуль. Им наверняка было тяжелее, чем нам, но они успешно прошли этот маршрут и это самое главное.

Питание. Было довольно подробно рассмотрено выше. Тут одно могу добавить – мы хорошо понимали, что надо покупать в испанских магазинах, так как уже были до этого на Канарах. Но, например хорошей тушенки мы там не нашли, а вот колбаса там хорошая и, конечно, хамон. Концентраты тоже найти нелегко. Возможно, что-то стоит привозить из Москвы. И еще – многие успешно ловят рыбу в океане, это может хорошо разнообразить рацион.

Вода и топливо. Мы рассчитывали потребление воды исходя из 10 л на человека в день, из них 4 л на приготовление еды и питье и 6 л. на гигиену, плюс мы имели НЗ на 15 дней из расчета 2 л на человека в день. Топлива брали по принципу  — чем больше, тем лучше. В итоге мы так и не притронулись к топливу в канистрах, мы шли по принципу – идем под парусами пока скорость больше 4,5 узла, если меньше – идем под мотором пока не останется 40 л. топлива. Топливо удобнее считать в мотто-часах. Расход воды – под личную ответственность членов экипажа, если на лодке не стоят счетчики расхода воды.

И напоследок

8 ноября четверо ребят  улетели в Москву, но к нам  в команду прилетела из Москвы Катерина Максимова и мы еще неделю втроем с Александром Агеевым ходили по островам. В Лас-Пальмасна Гран-Канария мы оказались за полторы недели до старта ARC 2009. Вся марина была забита лодками с флагами ARC, я зашел в офис организаторов гонки, смотрел на команды, которые готовили свои лодки, смотрел на детей из команд, которые ловили рыбу в марине и, я видел себя среди этих людей. Пусть пройдет год или пять лет, но я буду здесь, и на моем штаге будет висеть флаг «ARC 20..», ведь наш поход сейчас был для нас первым шагом на большую Атлантическую дорогу, и мы еще на нее вернемся, чтобы пройти до …

.. (это предложение допишу через год, а может через пять лет, но обязательно допишу).

Яндекс.Метрика