Лагос, Гибралтар и обратно. Mileage building course

текст: Алексей Фаренюк
Фото: автора

MainSail.Ru публикует рассказ о школе RYA в Португалии и путешествии через Гибралтарский пролив к берегам Испании и Марокко. Автор текста — Алексей Фаренюк. Осторожно, текст очень длинный, но интересный.

Я еду в Португалию! Снова. Туда, где этой весной я впервые ступил на борт парусного судна и после двухнедельной практики под руководством самого лучшего инструктора RYA, Роба Кларка, сделал первые шаги в парусе.

Все лето я штудировал теорию, читал яхтенную прессу, следил за различными регатами и даже умудрился добавить в свой logbook еще 16 дней в море. В моих мыслях сплошным потоком шли только лодки, и в конце — концов я решился на довольно непростой шаг – взял третий за последние пол года отпуск, на этот раз трехнедельный, чтобы пройти так называемый «mileage building course» и еще неделю провести в качестве crew на  Yachtmaster Preparation Сourse у двух бритишей. Всю неделю до начала похода просматривал погоду. Над Azores все время стояли антициклоны с ветрами до 35 узлов и уходили к верхней части Пиреней. Нам бы вот туда как раз и идти. Но сложно наверное будет убедить две семейные пары, с которыми мне предстоит прожить бок о бок ближайшие две недели, что это действительно интересней, чем солнечная Algarve, в которой стоит отличная погода: солнце, +23, но зато почти без ветра. Семейные пары — это Леонид и Яна из Киева и Рой с Линдой из Манчестера. Все, кроме Яны, имеют уже яхтенный опыт не меньше месяца. Как окажется в последствии, это было большой ошибкой со стороны Леонида, брать ее с собой. Постоянные приступы морской болезни, спартанские условия, суровый график и ее нежелание справляться с возникающими трудностями сыграли с ней злую шутку. Надеюсь эта поездка не станет для нее фатальной в выборе паруса как средства проведения досуга.

Моя дорога из Москвы в Lagos прошла под небольшой мандраж, вызванный не то таким бесцеремонным сруливанием с работы на 3 недели, не то непонятными перспективами на ближайшие пол года. День, начавшийся по португальскому времени в 3 ночи, должен закончится в 10 вечера там, где случилось мое первое знакомство с парусом, почти на краю Европы, в небольшом городке Lagos. И, наверное, это символично, что путь к чему-то дорогому для тебя должен быть таким долгим.

Через окно автобуса, который везет меня из Лиссабона, я вижу, как солнце садится, и в сумерках обстановка вокруг кажется еще приятнее, уютнее. Хочется думать, что эта долгая дорога закончится в каком-нибудь домике твоих старых друзей на берегу океана, которые с нетерпением ждут твоего приезда. Меня бы ждали вино и горячий ужин и разговоры допоздна. Но не тут то было!  Ждет меня 10 квадратных метров и незнакомые люди, которым надо будет рассказывать где я живу, кем работаю, и каким образом меня притянуло в этот поход. Я, конечно, могу пойти купить Vinho Verde и устроиться на пирсе, или на пляже, но это будет неправильно по отношению к людям, с которыми мне предстоит провести 2 недели. Это будет значить что мне наплевать на них, а это не так.

Ребята (семейные пары) оказались хорошими на первый взгляд, особенно бритиши,что вселило в меня надежду выжать из этой поездки не только море опыта, но и море эмоций, положительных конечно. Я был очень рад снова увидеть Роба, ставшего мне не только наставником, но и другом, но, наверное от того, что много было что сказать и что спросить,  находился в некоем ступоре, язык закостенел и так и не пообщавшись толком, мы разошлись.

Lagos — Sines

Наутро смотрим погоду — южный ветер два дня вдоль западного побережья Португалии, вдоль южного тихо совсем  — значит нам на Север. Дойдем до Setubal и обратно в Lagos. А дальше продолжим в сторону Гибралтара и там по обстановке. Хорошо, с маршрутом решили, следом затарились провизией: набрали кучу всего, но приходилось бить себя по рукам, чтобы не хватать вкусные излишества, такие, например, как овечий сыр. В этот раз я решил держать себя в руках и не есть за двоих, чтобы меня не запомнили как «того русский, который ел как бегемот».

В первый день у нас начались приключения. На выходе из марины Робу показалось, что двигатель нашей Bavaria 44 тянет не на полную, и мы начали выяснять, в чем причина, в итоге он решил, что дело в сцеплении и мы не можем продолжать наш путь на этой лодке, в связи с чем вынуждены были вернуться обратно в марину и пересесть на Annecy (Jeanneu 37). Пока суть да дело — времени полседьмого вечера, ну ничего не поделаешь — выходим как есть. А ветер тоже дует не особо, приходится включать мотор и тарахтеть в направлении юго-западной точки Европы, мыса St. Vincent, туда, где когда-то считалось находится край Земли.

В самом начале Роб предложил свою схему разделения на вахты, которая в первую же ночь была отброшена и стояли те, кто мог и как мог 🙂 А первопричиной была Яна, которая искренне была удивлена тем, что всем без исключения придется отстоять смену среди ночи 2 часа, в итоге за нее пришлось стоять Леониду, ну а так как на вахте должно быть двое, а Леонид не мог удвоиться, то пришлось еще кому-то заменять Яну и тд…

Мне сначала нездоровилось, но после ужина стало легче, а после сна так и вовсе приободрился. Ночью опять идем под мотором большую часть времени два раза сна по 2,5 часа и привет рассвет. В темноте к нам подплывали дельфины. Сложно было разглядеть, но мне показалось, что они нам улыбались. Ну мы с ними еще повстречаемся на обратном пути. В 10 утра наш переход подошел к логическому завершению — первому порту на пути — Sines. Можно «отдышаться» и решить, продолжать ли путь дальше или идти обратно.

Леонид с Яной отправились на берег приводить ее в порядок шагами по твердой земле и кафе-терапией. Остальному экипажу предстояло решить некоторые технические вопросы, один из которых — регистрация в марине. Опередивший нас пограничник, решивший проверить паспорта дал мне возможность прочувствовать, что не зря я решил учить португальский язык за 2 месяца перед отъездом.  «Eu tenho outro visto» — «У меня есть другая виза», — cказал я ему в ответ на его удивление по поводу моей старой аннулированной португальской визы.

После решения технических вопросов я решил перекусить вчерашним ужином — картошкой с мясом, но выяснилось, что Линда выбросила его за борт! Не знаю как у вас заведено, а у этих иностранцев есть вчерашнюю еду принято, видимо, только в крайних случаях.  Поняв по моей реакции, что выбрасывать еду я считаю дикостью, Линда больше так не поступала.

В итоге, перекусив мюслями, отправился знакомиться с родным городом Васко да Гамы. Как я все-таки обожаю Португалию! Смотрю на португальцев и улыбаюсь тому, как живо они общаются, какие ненадуманные у них эмоции. Идешь по улицам и видишь, как жизнь из домов плавно вытекают наружу: двери везде открыты, из них доносятся разговоры. Люди активно общаются за работой, на обеде, в гостях, при встречах. Получив заряд отличным эспрессо за 60 центов в кафе с соответсвующей атмосферой, создаваемой местными жителями, налюбовавшись видом на океан с высоты старого города, возвращаюсь на яхту.

Sines — Troia

В марине сижу на понтоне, смотрю в никуда, около меня крутятся в воде прожорливые барабульки. Мужик идет мимо и спрашивает меня, знаю ли я, что это за рыбы. Я говорю: «ну да — mullet». Он говорит: «Верно. Они едят дерьмо», — и смеется. В деревнях, говорит, можно видеть как кто-то выкидывает мусор в воду и они тут как тут. Такая вот фигня. А мы в Москве за этих прожорливых свинок еще и деньги большие платим.

Да, если бы это был полноценный отдых, в Sines можно было бы провести еще пару дней, погрузившись в наблюдение за местной живой и неживой природой, но нам надо дальше, накатывать мили. Первым переходом командовал Рой. Следующий, до Troia (это длинный песчанный полуостров, в паре миль южнее Setubal ), короткий, но с ночным заходом, доверили Леониду. Вечер запомнился мне единственым за все время приступом морской болезни, после чего я отправился отдыхать, попросив разбудить меня перед заходом в порт. Роб говорил, что будет довольно интересно, так как в этом районе много буев, маяков. Но что такое полтора десятка огней, да еще и с использованием waypoints на GPS по сравнению с моим ночным заходом в Hanko в сентябрьском походе (где огней наверное больше полусотни) да еще и по бумажным картам 🙂 Следующий переход обратно в Lagos — мой.

Troia — Lagos

Короткий переход до Troia дался Яне также не очень легко, поэтому после долгих раздумий, они с Лео решили вернуться в Lagos по суше. В отличие от предыдущего моего подобного путешествия по Балтике, я спокойнее относился к тому факту, что за время стоянки на берегу осмотреть как следует местность вокруг не получается. Так что мы лишь слегка прогулялись по песчаным пляжам, о бескрайности которых можно было только догадываться. Ну а мне надо готовить pilotage plan, план перехода. GPS  я не собираюсь пользоваться принципиально. В бухте довольно много мелей,  поэтому приходится включать голову. Нахожу на карте, а следом и на берегу водонапорную башню, развалины крепости на склоне горы, отлично, по ним можно ориентироваться. Но этого мало. Еще нужно поймать створ, который днем заметить наверное даже сложнее, чем ночью. Ведь ночью это два огня на черном фоне, а днем на светлом. Роб не дожидаясь моего варианта решения данной задачи рассказывает нам наверное самый правильный в данном случае метод. Имея гарантированно видимый объект, нанесенный на карту, например буй, который можно расположить в линию с ближней частью створа, замеряем курс на него на карте, а когда мы получаем нужный нам пеленг в действительности, обнаружить ближний створ не составляет труда. А зная, под каким углом должны сходиться створы, несложно найти и вторую его половину. Таким образом, мы вышли на створ, и нам оставалось только пройти пару миль по фарватеру, переключившись затем на генеральный курс строго на юг. Ожидая спад ветра к вечеру, шли под парусами как можно дольше. Где-то по пути к нам снова приплыли дельфины. Выбежав на нос яхты, получилось разглядеть их как следует. Несколько минут они сопровождали нас, выпрыгивая из воды впереди яхты. Никогда не видел их так близко!

Стараясь устроить Линде побольше отдыха, я пытался придумать что-то чересчур хитрое с графиком вахт на 12 часов на 4 человека.  И так крутил, и эдак, но несмотря на славное математическое прошлое, ничего у меня не вышло. Всем досталось поровну.

Когда все-таки распределил ночные смены, я поставил на две смены себя с  Линдой, а она сказала, что беспокоится по этому поводу.

Я не стал говорить, что был старшим по вахте и в более сложных условиях — ни к чему это, так что просто согласился поменять пары. Потом, конечно, Линда признала, что зря боялась и все время не уставала повторять, что я должен взять ее  в следующий раз, когда соберусь в какое-нибудь морское мероприятие 🙂

Ночью у нас много маяков по пути, так что брать пеленги и отмечать расположение на карте будет просто. Себя на вахте я поставил на отрезок максимально приближенный к берегу. Погода не буйствует, так что я спокоен.

Ночное дежурство — два раза по три часа. Первый дается легко — распрашиваю Роба про шторм, про волны, он объясняет какие волны опасные какие нет, как они образуются. Например, и шестиметровые волны могут не представлять никакой опасности, если сформировались где-нибудь вдали от тебя, в середине Атлантики.  И наоборот, если это breaking waves, формирующиеся непосредтвенно в близости от тебя,

даже 3 метра могут таить в себе опасность. Оказывается, что волны высотой больше, чем ширина твоего судна, с большой долей вероятности опрокинут твою лодку, если будут приходиться в борт. Еще интересовал меня момент с нашей скоростью, которая на gps была меньше лага, при том, что на карте никакие течения не обозначены. Оказывается, эта разница из-за так называемых surface current, образующихся в результате нагона волной. Еще занимались тем, что искали знакомые созвездия, Роб показал Big Deeper, что значит то же самое, что Rollercoaster. А еще через некоторое время выясняется, что это Большая Медведица. Находим также букву М и Orion’s Belt.

Ближе к концу смены впереди видим мигающий буй ни то желтого ни то белого цвета. Не помню точно его характеристики, кажется 3 коротких. никаких восточных кардинальных знаков на карте не было, желтый буй три раза мигать не может — только 4 или 5. Кажется, что буй вот уже близко совсем и по левому борту. Идем мы на юг. Обойти, думаю, чтоли его слева, вдруг и вправду восточный. Но все-таки решаю не менять курса, так как на карте никаких опасностей нет. Через пол часа хода буй как будто бы и не приблизился. На отдых я ушел так и не поняв, что же это такое. Только уже утром Роб сообщил мне, что это был маяк на берегу. Вот  весело бы было, если б я решил все-таки обойти его с востока.

В следующую смену сразу на выходе бросается в глаза как небо повернулось градусов на 45: все те же созвездия нахожу уже на других местах. Эти 3 часа даются намного сложнее. Разговаривать уже не хочется, хочется спать. Чаю тоже не хочется, а эти англичане могут хлестать его каждые 20 минут. И обязательно с молоком. Поразительно, чай из пакетиков каждые 20 минут с молоком. Кстати, чай с лимоном у них почему-то называется русским. Перед уходом на очередной сон, который будет протекать под тарахтение дизеля у меня под ухом, даю ЦУ: генеральный курс,  нынешний курс и какие можно сделать поправки, если видно будет, что упираемся в берег.  По моим подсчетам я должен проснуться как раз напротив мыса St. Vincent. Так и происходит.

Нечасто так вот просыпаешься, и видишь: бескрайний океан, солнце встает, ветерок, потрясающий вид на обрывистые скалы и юго-западную точку Европы и улыбающиеся Линда с Роем наверху предлагают мне завтрак 🙂 Я ни черта не выспался, но это мгновенно забывается!

Волны уменьшились, ветер, напротив, усилился, мы ставим паруса, получаем 4 узла, огибаем мыс и  вот уже видим крепость Sagres, а за ней, на следующем выступе, пузада на краю земли, в которой мы останавливались полтора года назад, когда путешестовали по Португалии на машине. Просыпается Роб и предлагает зайти в Baleira, встать на якорь для завтрака. Заворачиваем в залив, расходимся с рыбаками и выбираем место для якоря. Подходим под парусом, слушать шум двигателя неохота, поэтому обхожусь без лебедки, спуская цепь руками. 20 метров ок. Отводим гик до вант, чтобы  получить задний ход за счет грота и закрепить якорь. Так заканчивается мой первый в этом путешествии overnight переход длиной сто миль.

Завтрак из остатков провизии, потом утреннее купание с лодки. Вода теплая, градусов 18. Снимаемся с якоря также вручную: поднимаем грот, ставим его в ДП, благодаря ветру создается натяжение якорной цепи отчего лодка начинает сама менять галсы, находясь фактически на месте. В момент смены галсов надо подтягивать цепь — неплохое физическое упражнение. И новый прием на заметку. Идем дальше в Lagos, вдоль живописного берега с хорошим ветром и гладким морем. Обсуждая планы на вечер, я обмолвился, что неплохо было бы поесть рыбы вечером. Роб тут же достает леску с пятью крючками и говорит:  «Сейчас я тее поймаю». Кидает, вытаскивает, — пусто. Говорит скорость слишком большая для макрелей. Закручиваем стаксель, снижаем скорость до двух узлов, закидываем, через пол минуты вытаскиваем — 3 макрели. Но к моему удивлению он снимает их и отпускает — слишком маленькие на его взгляд,  закидывает еще раз — еще 2, снова отпускаем, закидывает еще, снова вытаскивает с двумя рыбешками, дурачится, цепляя мне ее на ухо, отпускает.

Да, по пути в Lagos я задал Робу вопрос, определивший вектор шуток надо мной на все оставшееся время. Дело в том, что незадолго до похода, читая про тактики поведения в шторме, я наскочил на некий ресурс, пропагандирующий некий «series drogue» как наилучшее средство для предотвращения судна от переворачивания.  Ну я, соответственно, спросил Роба, что он думает по этому поводу. «Что ты можешь сказать по поводу series drogue? А он отвечает, что serious drug будет когда мы дойдем до Марокко :)» Вот так вот все оставшееся время меня подкалывали шутками типа: ну потерпи еще немного, скоро будет тебе serious drug.

В Lagos нас ждет Bavaria, готовая к дальнейшему пути. Проблемы со сцеплением устранены, мы перекидываем на нее вещи, провизию и выводим к гостевому понтону, чтобы взять ранний старт, не дожидаясь открытия разводного моста, прегражадющего заход в марину.

Ужинать иду в самое лучшее место, где готовят рыбу, Bar de Lotto. Набор традиционный: 350мл Vinho Verde, суп из овощей, картошка в мундире с салатом и очередная рыба на гриле. Каждый раз беру новую.

Lagos — Tavira

Участники ARC  на гостевом понтоне готовят свою 54 футовую лодку к переходу через атлантику. Немножко завидуешь и успокаиваешь себя, что все еще впереди.

Выходим в полный штиль, под мотором можем идти 8 узлов не нагружая дизель. Вода ровная как  автобан. Все в таком расслабленном состоянии пребывают, как вдруг очень внезапно появляется ветер, узлов 16−20. Неприбранные вещи загромыхали, все всполошились, прибрались, разобрались с парусами. Ну здорово, конечно, что ветер, скорость 7 узлов.

Солнце светит, свежий ветер — что может быть лучше. Дальше нам было продемонстрировано Робом как нужно регулировать наклон мачты с помощью ахтерштага, в зависимости от ветра. При появившихся 16−ти узлах ветра мы подтянули его и видно было как сильно изогнулась мачта назад. Так ветер продержался около часа, возможно гора Monchique (самая высокая в Algarve) как-то с этим связана, возможно еще что-то, но как внезапно он появился, так внезапно и прекратился.

У Роя сегодня день рождения. Хоть мне и хотелось сделать ему подарок, я конечно же ничего не придумал. Зато ребята купили ему маленький кранец 🙂 Линда припасла из Англии пирог из овсянки, довольно вкусный.

Линда все время прикалывается с меня, хотя сама повторяет что «Alexey, we are not laughing at you, we are laughing with you» так же как и Роб да и Рой. Я смотрю им очень нравится прикалываться. Вообще англичане, конечно, чувством юмора не обделены.

Чтобы еще как-то заполнить безветренные моменты мы посмотрели как работает система AIS, позволяя получать информацию с судов, на которых установлены соответствующие передатчики: порт отбытия, порт назначения, координаты, расстояние до него, скорость, курс, ближайшая точка сближения и некоторую другую. Иногда эта информация может быть полезной.

Затем достали  и поставили генакер с подробным объяснением Роба как что делать, чем генакер отличается от спинакера и какие у кого преимущества. Для меня это было ново, поэтому интересно. Ну и на практике увидели насколько можно увеличить скорость при таком слабом ветре. Кажется, 4 узла нам удалось выжать, вместо двух узлов с традиционным набором парусов.

Затем следовал разбор течений в Гибралтаре.  Сегодня мы остановимся на якоре в Tavira, завтра дойдем до Cadizи следующий переход будет уже до Гибралтара. Поэтому нужно высчитать время выходы из Cadiz, чтобы попасть в благоприятную фазу течений. Роб демонстрирует нам картинки со стрелками разного цвета и цифрами и объясняет как читать эту грамоту.

Дальше мы загорали, общались и обсуждали планы на ближайшие дни. Кто-то вспомнил про рыбалку, мы достали снасти, но скорость снижать не стали, так как чем больше скорость, тем больше рыба, которая сможет угнаться за нашими крючками с приманкой.

Через некоторое время выловили маленького тунца, но не настолько маленького, чтобы отпускать, поэтому

Роб снял его с крючка и говорит мне: «Возьми ручку от лебедки и ударь рыбу по голове». Я выполняю то, что меня попросили, правда не очень удачно, потому что от удара из головы рыбешки во все стороны разбрызгивается кровь, и как раз в этот момент  Линда выходит в кокпит и в ужасе отворачивается. Ей было жалко  вчера смотреть на макрелей, а уж сегодняшняя картина и подавно повергла ее в маленький шок.

Я думал, она теперь не будет со мной разговаривать, но ничего, через 15 минут уже угощала меня бананом с медом, но продолжала укоризненно смотреть еще некоторое время. Больше мы, к сожалению, ничего поймать не смогли, и поджарив этого несчастного тунца на барбекю разделили его между всеми на праздничном ужине.

Стоит упомянуть, что к месту нашей ночной стоянки нам стоило успеть до отлива, не столько из-за отливных течений, сколько из-за глубины. Успели ровно на High Water и заходили на стоянку под красивейший закат, раскрасивший небо и воду необыкновенными красками.

К праздничному ужину пожарили мясо и сделалили какую-то непонятную никому лабуду из риса и маринованых овощей. Собственно, поужинав, все отошли ко сну, ну и я, допив все вино и помедитировав на звездное небо, поплелся спать, ведь завтра в половине пятого подъем.

Tavira — El Puerto De Santa Maria

С самого нашего старта дул неплохой ветер, узлов 15, позволявший нам продвигаться со скоростью узлов 5, что очень нехарактерно для Algarve, когда ночью тут полная тишина. Ничего интересного в планировании маршрута не было, тупо по прямой до залива Cadiz. Где-то посередине пути у нас был единственный офшорный участок, когда не было видно земли. Где-то там мы как раз и натолкнулись на какой-то сухогруз, шедший пересекающимся с нашим курсом. AIS подтверждал то, что closest point of approach меньше кабельтового. Чувствуя себя маленьким и беззащитным судном по сравнению с такой махиной, Рой собирался изменить курс, чтобы не рисковать, но Роб, наоборот, предложил вызвать по рации этот корабль и предложить им вспомнить МППСС. Так мы и сделали. Впрочем, когда связь с ними была установлена они уже начали отворачивать. Так вот, правила работают. Приятно было видеть, как огроменный сухогруз убирается с пути маленького парусника.

Уже только при швартовке я понял, что нашим конечным пунктов оказался не Cadiz, а небольшой городок El Puerto De Santa Maria по соседству. Подоспевший работник марины, который не говорит по английски и показывает большим пальцем вниз произнося Англия, тем не менее разрешает бесплатно постоять на понтоне до вечера. Со стороны наших англичан тоже заметно пренебрежительное отношение к испанцам: «Да можешь выкинуть этот мешок с мусором прямо в воду, это же Испания!» — шутит Роб. Вид ржавых кораблей, обшарпаных панельных домов на берегу, раздолбаных понтонов указывал на то, что здесь можно будет интересно провести время, созерцая идущую в расхождение с забравшимся в мою голову образом Испании.  Но это после, а первым делом меня интересовало, где можно посмотреть футбол Англия — Украина, который начался еще пол часа назад.

Мужчина на ресепшен прощелкал сотню каналов прежче чем мы согласились, что найти футбол будет сложно. Оставалась надежда на трансляцию в интернет. Я пошел искать бесплатный wi-fi и нашел почти сразу!  Сел на бордюре посреди улицы и даже сумел посмотреть 30 последних минут футбола. Счет 1−0 позволил мне с хорошим настроением отправиться на разведку города!

Вечер субботы, как мне показалось, дает 3 варианта препровождения:

— родео или коррида в своего рода коллизее

— посещение вечерней службы в церкви

— выход в центр города с друзьями, чтобы поужинать — выпить в ресторане — баре на набережной, наводненной красавцами испанцами и испанками

Проходя по обшарпаным одно-двухэтажным улицам старого города улавливаешь вкусные запахи не только из ресторанов, но и из домов, из чего делаю вывод что есть еще категория тех, кто остается ужинать дома. По дороге на лодку зацепил свежий прогноз погоды, который обещает на вторник 37 узлов попутняка в Гибралтаре, как раз на нашем пути обратно.

это может быть интересно!

Cadiz — Gibraltar

Вышли в субботу в ночь. Время выхода рассчитывалось исходя из течений, которые завтра должны достигать 3−4 узлов и будут они нам помогать или мешать, зависело от того, правильно ли мы сделаем расчеты, точнее не мы, а Леонид. Лео снова проложил весь путь по GPS, наставив контрольных точек (Waypoints) в опасных местах, а таких хватало.

Лео с нетерпением ждал знаменитый мыс Трафалгар, он конечно же поставил себя на эту смену, и сам стоял у штурвала. Не хватало только вражеских кораблей и залпов пушек 🙂 У меня же пребывание в таком исторически значимом месте не вызывало никаких особенных эмоций, мне просто было интересно разглядывать берега Андлузии, начинающиеся горы с небогатой растительностью, с отдельными домиками на склонах, с развалинами крепостей, и редкими пляжами.

Чуть позже Трафальгара как задуло! Но прямо в лицо и поэтому мы остались под мотором. Течение начинало менять свое направление, и мы получили самое неприятное состояние моря, не считая шторма конечно, когда ветер против течения. Короткие обрывистые волны. Лодка в этот момент напоминала нам о родео. Громкие шлепки — звуки ударов дна о волны оставляли нас в спокойствии только потому, что мы знали, что эта лодка успешно перенесла 11−ти бальный шторм несколько месяцев назад. И длилось это несколько часов почти до самого залива Гибралтар.

И все ЭТО время Яна провела в форпике! Все это время она пролежала в передней каюте, не поддаваясь на уговоры Леонида, отказываясь выйти на палубу. Мне сложно понять, что ее держало, испуг, глупость или просто очень плохое самочувствие. Я не представляю, как бы я там провел и 5 минут.

Ну качка качкой, а завтрак никто не отменял. Запекаем багеты в духовке, с маслом джемом и чаем, почти блаженство 🙂

Теперь я понимаю, что зря скептически относился к походу в сторону Гибралтара. Ветер тут есть почти всегда, а Tarifa и вовсе считается самым ветреным местом в Европе.

Ну вот перед нами скала Гибралтар, над ней как обычно висит облако — cloud machine, как сказал Роб. Объясняется это просто — теплый и влажный средиземноморский воздух охлаждается над скалой, высота которой почти 450 метров.

У нас троих нет британских виз и мы направляемся на якорную стоянку на территории Испании. Оттуда на тузике до берега — городок La Linea de la Concepcion. Не буду в подробностях рассказывать о своих неудачных полуторачасовых попытках в этот воскресный день найти место, где можно затариться хоть какой-нибудь (рис из китайского магазина и кола не считается) едой. Зато довольно подробно удалось рассмотреть что из себя представляют задворки Испании. Обшарпанность, неприветливые лица прохожих, немного испуганное поведение старушек при попытке к ним обратится, бескультурное поведение тинейджеров.

По возвращении на лодку Роб предложил искупаться.  Вода холоднее, чем несколько дней назад в Baleira, но терпимо. Говорит, давай до якоря нырять, глубина 6 метров. Я вообще нырять в принципе не люблю, а тут еще холодно и глубоко, уфф. Ну он говорит, давай, за цепь держишься и руками подтягиваешься вниз. У Роба получилось на ура 2 раза, а я с третьей попытки на 4 метра только смог. Потом еще долго не мог согреться.

Скала Гибралтар, надо отметить, произвела сильное впечатление и очень крепко въелась в память, — теперь я узнаю ее безошибочно на фотографиях любых размеров и с любых ракурсов.

Morocco

Ну а наша цель до конца дня — это Ceuta, один из двух городов в Марокко, принадлежащих Испании. Переход небольшой, 15 миль. Нам с Роем поручено расчитать курс, на который нужно рулить, делая поправку на то, что нас будет сносить на восток течением. У меня в школе геометрия была любимым предметом, поэтому я сразу врубаюсь как считать и объясняю другим. Перед отходом следует небольшой инструктаж, что мол мы сейчас будем пересекать одно из самых оживленных мест в Европе, много различных сухогрузов и лайнеров, но самое опасное — это паромы, доставляющие пачками испанцев на  отдых в Ceuta. Они очень быстрые — подходят к тебе со спины, не успеешь и оглянуться. В принципе, ничего сложного конечно в этом не было, просто требовалась повышенная внимательность и концентрация.

Ceuta — это уже другой мир. Возможно именно таким мне представлялся Бейрут, из посещенных мест приходят на ум Салоники. Издалека видно что город весь в огнях, плотная полоска огней резко обрывается с одной стороны водой с другой Марокканскими горами. От Испании здесь только часть жителей и туристы, и, возможно, часть архитектуры. В 11 вечера видно что город еще не собирается укладываться спать. Кучки людей  повсюду на улицах: в скверах и около клубов, большая часть которых, правда, не старше 20. Из баров и из проезжающим машин гремит музыка, оживленное движение и постоянное бибиканье.

Наутро мы идем в Marina Smir — это уже марокканское Марокко, точнее не совсем марокканское, так как это один из курортных городков для летнего времяпрепровождения богатых европейцев. В настоящее Марокко мы поедем на такси. В Испании уже чувствовалась жара по сравнению с Португалией, а в Марокко просто невыносимо стоять под солнцем, кажется это самая жаркая страна в мире.

Стоило нам только оформить паспорта и ошвартовать лодку, как тут же выростает марокканец с верблюдом и предлагает сфотографироваться и покататься. Мы подначиваем Линду залезть на верблюда, она боязно соглашается с перекошенным лицом и аханьем садится, ее проводят 300 метров и возвращают на место. Обнаглевший марроканец недоволен полученными за атракцион 5−ю евро и вымогает еще. Следующий на очереди заработать был местный гид который предложил экскурсию до города и по городу. За 40 евро сторговались. У Лео и Яны нет виз, паспорта у них конфискованы, и им запрещено сходить на берег, а Роб должен быть с лодкой, поэтому мы едем втроем.

Линда чуть ли не визжит от удовольствия в ожидании приключений. Ее можно было сравнить со школьником, который первый раз пошел в настоящий поход, с рюкзаком, с палатками, с ночевкой! Линда правда, несмотря на свои 45, больше похожа на школьницу. Они с Роем никогда не были в Африке, как впрочем  и я, и видно, что она ожидает чего-то невероятного. Залезаем в такси и вперед, навстречу приключениям 🙂 60−70 летний Ахмед выучил английский, общаясь с туристами, довольно примитивно, но все равно достойно уважения. Начало экскурсии меня развеселило, потому что проходила она в таком ключе: отвлекаясь изредка от своего разговора с водителем, Ахмед говорил: это кафе, тут можно поесть рыбу, это деревня — там живут люди, там есть супермаркет, в общем, безумно увлекательно 🙂

Но мне, конечно, достаточно было того, что я видел из окна. В соседнем такси, например, едет 7 человек. Через каждые 300−500 метров стоят полицейские, дети в форме возвращаются из школы, постепенно плотность трафика увеличивается, так же, как и количество домов и людей, и вот уже начинается полнейший безпорядок на дорогах и на улицах. Люди прямо бросаются под колеса, никаких правил дорожного движения.  Большинство девушек в хиджабах, мужчины в национальной одежде, у всех очень добрые глаза. Нас высаживают у ворот старого города, и мы идем на продолжение экскурсии. Городу 700 лет, все улицы настолько узкие, что солнце не заглядывает внутрь и поэтому там весьма прохладно. Дома, построенные андалузцами с массивными дверями и мозаикой; общественный душ в одном из закутков,  потому что собственного в жилищах не предусмотрено; палатки, продающие мелочевку, сладости, хлеб; столярные мастерские; ковровые лавки; национальные одежды, босые дети. Дальше нас тащят в лавку продающую ковры, их там наверное тысяча. С таким разводом я столкнулся впервые. Сначала выводят наверх полюбоваться видом, потом говорят фотографируйтесь на здоровье, потом сажают вниз предлагают чай и начинают демонстрацию ковров. Из кактуса, из шелка, из шерсти и еще чего-то. Из кактуса пыль не впитывают, из шелка и шерсти не горят, эти жесткие — эти мягкие, эти большие — эти маленькие, эти со знаками зодиака — эти с хрен знает чем, пока мы не сказали стоп, довольно. И Рой с Линдой все-таки решили купить себе один и сбили со 180 фунтов до 20 евро. Оставшиеся 20 минут мы шли по рынку, на котором можно было купить все:  обувь, тапочки национальные, мех, всякое старье. Продукты — рыба, мясо, куры живые и неживые, бычья голова, вызвавшая небольшой шок у Линды, вместе со всеми этими запахами. Купить сладостей к чаю на ужин Линда вежливо отказалась 🙂 По большому счету ничего необычного: платформа Марк + продуктовый рынок в крупном райцентре на периферии.

Marina Smir — Cadiz

Из-за проблем с паспортами нам надо отходить не в 10, как я расчитал (а предстоящий пассаж до Cadiz был под моим руководством), а в 8 вечера. Хорошо, пусть будет 2 часа в запасе. Отходим на пару миль от берега, делаем heave to и ужинаем. По началу все хотели быть наверху в момент пересечения Гибралтара, так как все понимали, что это такой случай получить весьма ценный опыт выпадает не так часто, и это внесло сложности в распределение вахт, в итоге правда остались только трое — я, Роб и Рой, но график вахт сбился все равно. Ветер был слабый, и мы шли под мотором. В отличие от пересечния пролива по пути туда, в обратную сторону у меня не так гладко вышло с Course to Steer и судя по 3−point fix’ам  мы вплотную приближались к TSS, куда категорически не хотели соваться. Пришлось внести коррективы, а анализ своей ошибки оставил на потом. Корабли шныряли повсюду, приходилось быть все время на чеку, но по большому счету даже не используя GPS и AIS, нет ничего сложного. Несколько раз проходили в 1−2 кабельтовых от огромных танкеров, в темноте, правда, казалось что они на расстоянии 50−ти метров. Ну вот уже ветер начал налаживаться, но поднимать паруса посреди залива мы не стали. Еще раз подкорректировал курс, ну и вскоре мы миновали TSS и можно было ложиться на курс 270, ставить паруса и отключать двигатель. Мы в прибрежной зоне, ориентиров более чем достаточно, ветер позволяет идти нам со скоростью 6 узлов.

Все спокойно, Роб пошел отдохнуть в соответствии со своим расписанием, я решил отказаться от предусмотренного 1−часового отдыха, Лео вышел на дежурство в пару к Рою. Ветер совпадает с нужным нам курсом, поэтому придется идти в бакштаг, с частыми поворотами фордевинд, так как прибрежная зона там 1−2 мили. Ну вот уже время первого поворота, Лео на руле, я и Рой на шкотах. Руковожу я, Рой подтягивает гика-шкот, я прошу его взять правый, а сам беру левый шкот, поворачиваем и забывая про гика-шкот, перекидываем стаксель. Лодку мгновенно разворачивает против ветра и сильно кренит. Слышен дребезг внизу,  я понимаю, что лажанулся, но пока не понимаю где. Лео подсказывает ослабить гика-шкот,он как назло на стопоре, ну еще 10 секунд и готово. Главное, что эта ситуация не вызвала у меня ни ступора ни паники и оценив ситуацию (а ситуация была следующая: 1) брочинга не случилось, и это главное 2) лодка находится в стабильном положении, управляется, стаксель работает 3) вокруг на расстоянии мили точно нет никаких суден, до TSS еще минимум пол мили ) решил просто взять риф, сразу второй и возвращаться на курс. Что произошло уже было понятно: ветер потихоньку усиливался, а так как наш курс был по ветру, это прошло незамеченным. Вследствие этого вовремя не был взят риф,  да еще и поворачивая с полным гротом, я забыл, что его надо мгновенно ослаблять после поворота. Результат налицо. Роб не успел видимо еще уснуть, вышел в кокпит, спокойный, помог нам взять риф, и пошел отдыхать дальше. Мы перевели дух и проговорили как будем делать следующий поворот 🙂 дальнейшие повороты мы делали последовательно — сначала занимались гротом, и только потом стакселем.

Ветер продолжает нарастать, волны тоже, дальше еще несколько смен галса и вот мы проходим Тарифу. Постоянная бумажная навигация, фиксы,  курсы, секторные маяки. Там много банок, но и ориентиров достаточно, чтобы не наскочить на них. Ветер уже дует 7 баллов, анемометр привирает, показывая 45, но не больше, чем на десятку. Волны короткие, порой доходящие до 2 метров, многие из них ломающиеся, так что  было немного неприятно. Меня еще не отпустил к тому моменту случай около Висбю месячной давности, когда так же в темноте волна сзади под 45 градусов развернула лодку. В общем, сейлинг такой с задором был в эти моменты. Спать кстати резко всем расхотелось, и даже Яна вылезла в кокпит! Когда на лаге проскочила скорость 11.4 узла начал подумывать о третьем рифе, но большую часть времени все таки шли около 9−ти узлов.  Попробовал штурвал, не очень туго, отбой, остаемся на втором. Так вот и стоим все шестеро наверху, ловим впечатления.

Светает. Проходим трафальгар, из воды выныривает стайка сардин и мгновенно ныряет обратно. Отражаясь на солнце, они как стая маленьких реактивных фей показались на мгновение из воды. В 8 утра я повалился спать. Роб и Рой оставались на вахте, получив от меня ценные указания по нашему курсу. Проснулся через 3 часа за 5 минут до будильника от того, что лодку сильно качало. Это оказалось всего лишь неумелая рулежка. Ветер опять поднялся и Леониду было трудно удерживать штурвал. Да, я был поражен как сильно устают плечи от вращения колеса. Казалось бы, что может быть легче, чем просто крутить его  влево — вправо, но при таком ветре напряжение в мышцах проявляется буквально через 5 минут.

Три часа, и по расчетам от последнего фикса мы должны уже быть на подходе, но днем определить свое местоположение бывает сложнее, чем ночью, по маякам. Никаких ориентиров. Ну сложно не значит невозможно, перестраховываясь от мели и сделав небольшой крюк, мы

приблизились к фарватеру. Взяв третий риф, попробовали идти в лавировку в фарватере, но продвигались очень медленно. Повинуясь голосу разума включили мотор и прошли так оставшиеся пол мили, прямо против волн, которые обкатывали всю лодку  — все мокрые насквозь, но блин довольные.

При очень сильном ветре Роб не дал мне закончить пассаж швартовкой, взял штурвал в свои руки и филигранно подвел ее к гостевому понтону, предварительно подробно проинструктировав каждого из нас.

Марина располагается в большом порту, в окружении площадок для разгрузки грузовых кораблей, ангаров, автомобильной парковки. На берегу бар-палатка с шумными испанцами. Мы берем по пиву, располагаемся, чтобы традиционно обсудить планы на ближайший день — два ну и поделиться впечатлениями от последнего перехода, самого интересного и изнурительного на мой, да и не только на мой взгляд. Роб, Рой и я поспали всего по 2 — 3 часа за эту ночь. Середина второй недели, усталость уже всячески дает о себе знать, к ней добавляется огромный багаж новых впечатлений, который требует переваривания, и уже медленно подступает осознание скорого конца путешествия, и все это выливается в какое-то чувство меланхоличного флегматизма.

На обед опять макароны, и вечером собираемся в город. Я обычно не уточняю, и можно подумать что если я говорю мы — это значит мы вшестером, но это не так. Леонид и Яна везде ходили отдельно, так что там где я говорю мы — это мы вчетвером. Дорога в город пролегала  вдоль бетонного нагорождения,  повторяющего изогнутый контур полуострова. Оттуда открывался шикарный вид на залив, на океан и на садящееся солнце.

Линда запрыгнула мне на спину как девчонка и просит покатать ее. Я был несколько сконфужен :/   «My grandmother is from Wales, from the mountains! That’s why I’m so crazy.»

Cadiz — первый крупный город, в который мы заходим, и выйдя в центр, я понимаю, что соскучился уже по городской жизни. Школьники, студенты, пенсионеры, работнички — все, кто составляет городскую среду. Улыбка появляется на моем лице и осознание того как я люблю людей. Мы проведали пару баров и вернулись на лодку. На обратном пути, уже на подходе к порту, до нас стали доноситься звуки духового оркестра. Странно. Подходим ближе, и в темноте начинает вырисовываться группа молодежи, играющая на трубах, потом замечаем рядом еще одну, сверху тоже доносятся звуки, поднимаемся по лестнице, там такие же группы ребят, постарше, помоложе, группами побольше, поменьше, играют свои ноты, барабаны задают им ритм. Звучит эта какофония потрясающе, не знаю как это называется и по какому принципу у них проходит соревнование или что вообще у них проходит, но мне очень бы хотелось узнать название этого культурного феномена.

Остаемся в Cadiz на ночь — это вторая ночь не в пути.  Утром все равно чувствую выбившимся из сил, присущее мне желание использовать каждую минуту для изучения местных колоритов снова не просыпается. Вместо него главенствует в сознании дух беззаботности и безмятежности. Потому что спешить уже надоело. Ты спешишь ежедневно в Москве, спешишь на отдыхе в порыве объехать больше интересных мест, спешишь пройти больше морских миль за меньшее время, спешишь в конце концов успеть больше испытать, узнать, прочувствовать за свою жизнь. Утренние бутерброды в кокпите и пиво с чипсами под наблюдение за тем, как pilotage vessels помогают маневрировать в порту огроменным контейнеровозам, толкая их в борт и таща за трос, так как ветер такой сильный, что сдувает их с курса. Трапеза растягивается на неприлично продолжительное время. За такими незначительными занятиями, если не считать небольшой уборки лодки, и прошла большая часть дня, но тяга к цивилизации все-таки просыпается, и у меня есть 2 часа до захода солнца на осмотр Кадиза, города, как оказалось много позже, возможно даже самого древнего в Европе, из тех что успешно сохранились до наших дней. Это один из тех городов, по которым можно бесконечно ходить, разглядывая памятники архитектуры, дома, университеты, подъезды, двери, балконы, мозаику, людей, но у меня всего два часа, и я пытаюсь равномерно распределить их по центру города. на кофе, настоящий кофе, с десертом времени не остается. Немного не рассчитал со временем, а проявлять непунктуальность в этой поездке не хочется. Хоть они и англичане, а не немцы, но ко времени все равно относятся с достаточной педантичностью. Около какого-то собора ко мне обращается дедушка, показывая на здание и пытается обратить на него мое внимание. В нем, оказывается, похоронен кто-то из героев трафальгарской битвы.  Потом вижу, обращается еще к одному туристу, и снова ищет следующую цель. Видимо, хочет, чтобы об этом человеке узнали как можно больше людей. Ну как минимум одного человека он заинтриговал. Спасибо ему.

Cadiz — Faro

Расчет нашего времени отбытия исходил из приливов в Faro, где мы собирались остановиться на якоре. Там хоть и можно пройти по низкой воде, но делать это значительно сложнее, и нервознее, чем на высокой, и лучше конечно на приливе. Течение силой в 2 узла против нас, конечно, не так страшно, но все-таки неприятно. Ну и опять-таки тренировка грамотного планирования маршрута не будет лишней. К моменту, когда нам надо было выходить, ветер совсем стих. Это был первый пассаж Линды, она волновалась, но мы ее подбадривали и помогали. Имея сложенный грот на 3 рифе, Роб еще в марине до отхода продемонстрировал нам очередной полезный трюк,  как можно заранее облегчить себе жизнь, освободив и распустив рифы, чтобы не пришлось это делать в темноте на ходу на поднятом парусе.

Засыпалось ужасно. При слабом ветре оставалось еще волнение достаточное для раскачивания лодки. Прибавьте к этому скрип дерева где-то под ухом, медленный и протяжный, с одинаковыми интервалами, въедливый до невообразимости. Когда заснуть наконец-то удалось, загремел мотор. Во сне он явился мне сначала шумом от старого холодильника у мамы в квартире, который продолжать греметь даже когда я вынул его из розетки (еще бы, ведь мотор никто не выключал). Следующий сон был как мы садимся в Шереметьево на взлетную полосу, которая мало того, что напоминала дорогу в альпах, так еще и находилась в стадии ремонта. На подходе к Faro снова решили порыбачить, попалась только одна необычно красивая и никем доселе не виденная рыба, которая по нашему общему мнению была слишком красивой, чтобы ее убивать. Чуть позже нас догнал катер  Policia Maritima, попросил паспорта, переписал данные, спросили куда откуда и все ли у нас в порядке. Линда попросилась сфотографироваться с ними, они, как ни странно, не были против, пожелали нам всего хорошего и умчались восвоясе. Не всегда они бывают такие добрые, могли бы проверить лодку на наличие сигнальных ракет, на срок годности спасательного плота или оштрафовать нас на 400 евро за отсутствие конуса, означающего что мы моторим.

Встаем на якорь в Ria Formosa — заповедная зона в районе Faro, около острова Culatra, на котором сколько-то десятков  лет назад, после падения диктаторского режима, стихийно возник рыбацкий поселок. Люди организовали строительство без всякого разрешения. Весь остров из песка, дорог нету, машин, естественно, тоже. Пара тракторов и большой рыбацкий флот. Паром до Olhao ходит несколько раз в день, привозя туристов на пустынные океанские пляжи. На острове несколько до ужаса простых ресторанчиков с дарами моря. Мы заказываем пиво, clams и хорошее настроение. Разделяемся по своим делам, я брожу по острову вдоль океана, поперек колючек и другой мелкой поросли, возвращаюсь на внутреннюю сторону острова к заливу, перехожу вброд как раз во время низкой воды, замечаю море ракушек, на освободившихся от воды песках — те самые clams, можно насобирать себе на ужин за полчаса, но вот беда — мы не знаем секрета чесночного соуса, без которых эти clams не больше, чем жареные червяки. Время 6 вечера, группы рыбаков с ведрами грузятся в лодки на сбор этих самых раковин, другие возращаются с океана, установив сети, третьи только собираются это сделать.  Из бара доносится фаду, закат, настроение меняется на меланхоличное. Вечером финальный ужин, но то ли мы поздно пришли, то ли улов у них небольшой, то ли туристы в этот день прожорливые все съели,  на выбор из рыбы нам предложили осьминога и еще какую-то мелочь. Впрочем, говорят, есть еще одно блюдо из 4 видов рыбы, берем его. Приносят большую дымящуюся кастрюлю, что-то на подобие супа из как оказалось некондиционной рыбешки и обрезков кондиционных. Но вкусно, блин, ничего не скажешь. Наше увлекательное путешествие подошло к концу, осталось только чистая формальность — доставить лодку к полудню в Lagos. Никаких торжеств по этому случаю, никакой бурной пьянки, наоборот, с грустинкой на лице, с долгими паузами, с осознанием того, что это были чудесные 12 дней, вторых таких уже не будет,  и каждый из нас, по крайней мере из нас четверых был бы счастлив, если бы 13−ый день, следующий день, не наступал.

————-

пройдено 720 миль

71 ночой час

самый длинный переход 100 миль

7 переходов более 60 миль, 2 в качестве шкипера

максимальный ветер силы 7

———————

Сертификаты

По окончании курса мы не получили никаких документов или сертификатов, потому как таковые не предусмотрены в программе RYA. Курса mileage building в RYA треке просто нет. но многие школы их предлагают, чтобы дать студентам возможность набрать мили, ночные часы, опыт переходов более 60 миль. Все переходы (почти все) расчитывались так, чтобы уложиться в 60 миль и чтобы таких переходов было как можно больше.

Опыт

У троих из нас был сертификат Day Skipper tidal, у одного был Coastal Skipper with commercial endorsement, и еще у одного участника не было ничего.

Инструктор

Несмотря на то, что основной целью данного мероприятия было пополнение логбука новыми морскими днями, ночными часами и накатанными милями, на протяжении всего путешествия инструктор не просто присутствовал на яхте в качестве старшего, а проводил обучение по всем аспектам шкиперского мастерства. Где надо было рассказывал и пояснял теорию. Если мы допускали ошибки, поправлял и объяснял. Если у нас не хватало навыков выполнить какое-то задание, он помогал организовать процесс его выполнения так, чтобы все получили от этого максимальную пользу и в следующий раз смогли самостоятельно повторить. Он передавал нам по возможности свой богатый опыт и был образцом для подражания.

У меня, сложились весьма теплые отношения с Робом. Вообще от всех студентов с которыми мне довелось учиться и которые приезжают не первый раз я слышал отзывы об инструкторе только в превосходной степени, могу даже процитировать двоих: «no one was even near so good as Rob», «but Rob is much better than Martin, the examiner». От себя могу добавить, что после первого визита в эту школу решил, что ни в какую другую я не поеду. И конечно в большей степени — это заслуга инструктора, хотя и стальное все на уровне. Он очень понятно все объясняет зачастую подкрепляя обяснение примером, он никогда не повышает голос, у него достаточно опыта, чтобы ответить на любой вопрос, он рассказывает и показывает различные интересные вещи, которых нет в программе, ну и он просто очень приятный человек.

Школа

Это family run school, в которой работают всего двое — Jules и Rob — это позволяет им создавать на протяжении всего курса, от встречи в воскресенье вечером до проводов в субботу утром ощущения, что ты находишься у своих друзей.

Процесс обучения

Продолжительность учебного дня примерно с 9:30 до 17. Я бы добавил еще часа полтора. Мне показалось, что англичане быстрее доходили до состояния утомленности. В то время, как я чувствовал себя недогруженным, они считали себя вполне нагружеными и может быть даже немного измотанными. поэтому у меня создалось впечатление, что нагрузка на курсах расчитана на среднестатистического бритиша, что среднестатистическому россиянину не позволяет выложиться на полную.

 

Яндекс.Метрика