Бодрумская осень
Bodrum Cup — народная регата в полном смысле этого слова. Это конец сезона, когда на гонки выходят все любители «деревянного» яхтинга Бодрума, и других стран. Причем выходят в море они семьями, беря на борт даже грудных детей, собак и кошек.
Традиционно на гонках много гостей. Часть из них наслаждается гонками со стороны, часть полноценно «работает» в составе экипажей. Многие из них приезжают сюда каждый год, чтобы приятно провести время, встретить старых друзей и приобрести новых. И я не исключение. Побывав здесь впервые год назад, я поняла, что хочу приезжать сюда вновь и вновь.
Организатором регаты является ERA Bodrum Sailing Club. В этом году Кубок проводился в 20−й раз, в гонках приняли участие 61 яхта, из них 10 — под иностранным флагом.
В этих местах давно строили деревянные суда прибрежного плавания для перевозки грузов или рыбной ловли. В 70−е годы ХХ века, когда побережье Турции приобрело мировую известность как перспективная туристическая зона, многие из этих деревянных судов были переоборудованы под чартерные яхты. Ситуация диктовала свои условия — и верфи начали строить суда специально для быстрорастущего чартерного бизнеса. Новые яхты строились уже с учетом возросших требований к комфорту и ходовым характеристикам. К 90−м годам чартерный флот вырос многократно, и Кубок Бодрума стал чем-товроде соревнования яхтостроителей, стремящихся продемонстрировать скоростные характеристики и комфортабельность своих судов.
Впервые Bodrum Cup состоялся в 1989 году и с тех пор стал ежегодным. Это не просто соревнование, а настоящий фестиваль, на который съезжаются тысячи гостей из разных стран мира. Участвовать в гонках может каждый желающий,.
Каждый день после финиша, участников и гостей ожидает увлекательная вечерняя программа. Это коктейли, концерты и прочие развлечения. В этом году организаторы устроили конкурс среди капитанов «20 стопок и 20 узлов». Задача непростая и для россиянина — стопка текилы — узел, стопка текилы — другой узел….Дело усложнялось тем, что участникам состязания надо было не просто завязать узлы, но и прибить их гвоздем к дощечке, и если после первых стопок это всем легко удавалось, то после 15−й это стало чуть ли не главной сложностью процесса. Занятно и то, что главным судьей состязания был известный в местных кругах капитан Дженгиз Орджюн, который, на самом деле, слеп. Ну а победил тоже весьма известный капитан Ара Кайа, прозвище которого «пьяница».
Особенность Bodrum Cup — потрясающее разнообразие размеров и типов яхт-участниц. Поэтому для справедливого судейства предусмотрена разветвленная классификация. Весь деревянный флот делится на яхты традиционного и классического дизайна. Первые — круизные суда с большим водоизмещением, построенные исключительно из традиционных материалов и традиционными же методами. Вторые — гоночные и заметно более легкие. И те, и другие делятся на семь категорий в зависимости от размера: от самых крупных (более 35 метров) до наиболее компактных (менее 15). Затем по результатм предварительных обмеров определяется абсолютный чемпион. Разрешено участие и недеревянных яхт — из пластика и алюминия. Они не участвуют в основной регате, но могут соревноваться между собой. Уйти без награды трудно — спасибо множеству специальных призов: для винтажных яхт, для яхт с гафельным вооружением, а также награде для чартерных лодок, использующих не гоночные, а более скромные штатные паруса. Есть и приз для самого юного участника: поскольку на регату часто выходят целыми семьями, он, как правило, достается яхтсмену, который еще не умеет ходить.
Конечно, кто-то скажет что бодрумский кубок — это несерьезно. Да, это действительно несерьезно, если рассуждать с точки зрения профессионального сейлинга. Но ходить в море можно по-разному, главное получать от этого удовольствие, а уж, поверьте очевидцу, удовольствие здесь можно получить по полной программе.