Coastal skipper или дважды Day skipper

Текст: Андрей Райков

Тема о том, как получить Coastal Skipper и зачем это делать оказалась актуальной и логичной в общей тематике нашего сайта, и вызвала немалый отклик среди наших читателей. В качестве продолжения темы предлагаем комментарии по теме с другой стороны — инструкторской. Тему развивает наш постоянный автор и инструкор RYA-школы на Канарских островах Андрей Райков.

Справедливо замечено, что наличие инструментов и умение их применять – это есть результат обучения, видимая часть айсберга, так сказать. Можно посмотреть на это с другой стороны – анализировать не результат, а процесс обучения. Тезис, который попробую развить: чтобы воспринять те  навыки (= инструменты), которые дают на том или ином уровне, надо быть способным их воспринять, надо уже находиться на соответствующей ступени развития.

Думаю,  выделенные RYA четыре уровня (CC, DS, CS и YM) имеет смысл рассматривать скорее именно как курсы (то, чему обучают), а не как результирующую квалификацию (корочки).

Чему обычно учат человека на курсе DS practical?

— управление лодкой под мотором: чтобы слушалась руля и человек не путал в  последний момент газ и реверс, почувствовал инерцию разгона, торможения и  поворота

— парковка: в штиль или с небольшим помогающим ветром, больше боком, чем кормой

— управление экипажем: надо научиться каждому объяснять — кто, что и когда должен делать во время маневра, научиться командовать громко, четко и  однозначно

— управление лодкой под парусом : научиться всегда понимать, откуда ветер дует, каким курсом идет лодка, не путать фордевинд и оверштаг, устойчиво держать хотя бы полный бейдевинд

— основы безопасности: спасжилеты, привычка пристегиваться, превентер, MOB  под мотором

— настройка парусов: очень поверхностно, без нюансов.

— навигация: план перехода, ориентирование, — самый базис

— МППСС: упрощенно, больше правила расхождения, чем огни и знаки.

За неделю большего не дать, это-то часто с трудом помещается. К тому же, многие вещи, которым англичан обычно учат на CC (культура обращения с концами, узлы, поведение при швартовке), нашим «самоучкам» с приличным логбуком часто приходится осваивать параллельно с вышеизложенным. В результате на выходе курса DS получается человек с навыками, примерно аналогичными навыкам вождения автомобиля у выпускника автошколы. Он уже может ездить, но назвать его водителем можно только с большой натяжкой. Что ему надо делать дальше, чтобы лучше ездить? Пойти на курсы повышения водительского мастерства? Нет, ему нужно просто ездить (обязательно самому), сначала по знакомой дорожке недалеко от  дома и не в часы пик, закрепляя полученные навыки и постепенно обретая уверенность. Вот когда эта уверенность появляется, базовые навыки становятся автоматическими, уходят в мозжечок и не отвлекают больше кору головного мозга, последняя готова воспринимать новую информацию – человек готов идти на курсы повышения квалификации. В яхтинге это означает, как мне представляется, минимум 1−2 недели самостоятельного плавания в качестве шкипера, лучше в  2−3 раза больше.

Чему учат на CS practical? Да, в-общем – то, тому же, что и на DS:

— парковка: уже с ветерком, больше кормой или боком при отвальном ветре, spring-off при навальном ветре

— контроль над лодкой: некоторые нюансы и трюки, учет и использование инерции поворота, проп-эффекта винта и ветрового сноса мачты

— управление экипажем: своевременная (заблаговременная) расстановка и  инструктаж, правильная раздача ролей с учетом навыков, контроль понимания и  исполнения

— управление лодкой под парусом: лавировка, рулежка в острый бейдевинд, на  волне, попутные курсы и маневры на хорошей волне, ночью

— правила безопасности: MOB уже под парусом и на волне, ночные маневры на  палубе

— навигация: уже в условиях ограниченной видимости, ночью, когда с  непривычки почти все теряются

— МППСС: углубленно, с огнями, буями и коллизиями

— настройка парусов: уже с некоторыми нюансами, настройки пуза и  вертикальной крутки паруса, учет волны и прогноза погоды

— начала стрессоустойчивости: смоделированные нештатные ситуации и действия в них.

Что толку учить всему этому новичка, только что окончившего курсы DS и не имеющего опыта самостоятельного плавания? Курс CS покажется ему просто повторением предыдущего, т.к. взять он из него сможет только небольшую часть — то, что в состоянии воспринять, вся «продвинутая» информация просто пройдет мимо. При этом сертификат прохождения практического курса CS он, скорее всего, получит (мало кто под «квалификацией CS» подразумевает именно сертификат RYA/MCA, который выдается по результатам независимого экзамена – обычно это то, что вклеивается в логбук), и будет считать эту ступень пройденной. Соответственно, возможность в свое время получить весьма полезные навыки будет упущена, придется ему потом до многого доходить самому, иногда платя за это высокую цену.

Резюме: до каждого из курсов надо дорасти, чтобы быть готовым воспринять то, чему тебя на них учат. Иначе даже с корочкой CS окажешься всего лишь «дважды DS».

[wp_ad_camp_3]