Путешествия

Битва в Цемесской бухте

Новороссийск становится центром российского парусного спорта, что позволяет городу проводить соревнования самого различного уровня, в том числе Чемпионаты России, детские регаты и крейсерские любительские трофи. Чтобы убедиться в этом лично, я отправилась к Черному морю.

Новороссийск в сентябре прекрасен — погода радует устойчивым теплом, ветер стабильностью, а воздух наполнен ароматами осени и свежестью моря. Сегодня о  далеком прошлом Цемесской бухты напоминает величественный монумент славы, построенный у самой кромки воды, а море продолжает быть свидетелем совсем других, мирных баталий.

Яхт-клуб «Семь футов» находится буквально в сотне метров от бывшей линии обороны. Исторические места настраивают на особенный лад участников и гостей регат, которых в сезон проходит много. И сентябрь — не исключение: сразу три регаты подряд были проведены при участии компании СКФ «Новошип».

Серия соревнований началась с Открытого Чемпионата России в олимпийских классах яхт. Эта регата в буквальном смысле стала судьбоносной — именно здесь в  Новороссийске состоялся последний этап отбора российских спортсменов в  Олимпийскую парусную сборную страны. 120 спортсменов из 17 регионов страны разыграли 5 комплектов наград, в том числе в одиночных классах Laser, Laser Radial, Finn, и классах «двоек» — 470.Спортсмены, тренеры и судьи в целом остались довольны днями, проведенными в Новороссийске и организацией соревнований. И хотя в начале «олимпийской недели» гонки несколько раз откладывались из-за штиля, ветер в конце-концов приходил, обеспечивая гостям регаты отличное зрелище, а участникам гонок прекрасные возможности на деле показать свои силы и опыт. «Условия здесь не сильно отличаются от многих европейских, акватория очень похожа на веймутскую (Олимпийская регата 2012 года будет проводиться в Веймуте — прим автора)», — говорит главный судья чемпионата Вадим Механиков.
В море мы выходим вместе с президентом Всероссийской Федерации Парусного спорта (ВФПС) Георгием Шайдуко: «Мы рассматриваем Новороссийск, как одну из будущих баз для тренировок сборной. Зимой многие из наших спортсменов тренируются за рубежом, в частности,  в Хорватии и на Канарских островах — ведь важны не только погодные условия, но и сильное окружение. В этом году наши лазеристы тренировались вместе с чемпионами мира и Европы, и результаты не  заставили себя долго ждать».
Дистанции гонок выставлялись на выходе из Цемесской бухты, в великолепных природных декорациях этой уникальной акватории соревнования становились особенно зрелищными. Горные склоны, глубокие синие воды бухты, Суджукский маяк, быстрые облака и сотни парусов — в дни проведения регат такие пейзажи здесь можно наблюдать часами. К финальному дню регаты, когда проводились медальные гонки, погода подготовила настоящий сюрприз для гонщиков, для многих из них он  не оказался приятным.

Еще с ночи небо затянуло сизыми тучами, порывистый ветер скоростью до 20 узлов и  периодические дожди изменили расклад гонок, добавив трудностей и  драматизма. Азарта и воли к победе, это, однако, спортсменов не лишило. В  классе 470 у мужчин уверенную победу завоевали Владимир Чаус и Денис Грибанов из Анапы. Дуэт  Натальи Ивановой и Дианы Крутских победил в том же классе у женщин. В классе Finn чемпионат выиграл Эдуард Скорняков.

На Олимпийских играх разыгрывается 10 комплектов наград в классах «Лазер», «Лазер-радиал»,«Финн», мужской и женский 470, «Звездный», 49−er, а также женский матч-рейс на яхтах «Элиот 6» и мужской и женский RS:X (виндсерфинг).

К старту «Лазеров» ветер только набрал силу и разогнал волну, но не охладил накала страстей. Некоторые из  лидеров теряли свое преимущество буквально за считанные секунды. Так случилось с Максимом Семирхановым, который из-за падения за борт во время старта, пришел на финиш лишь восьмым — «купание» не  только не принесло спортсмену удовольствия, но и стоило ему бронзовой медали чемпионата.
Ну а всю непредсказуемую силу новороссийской погоды испытали на себе девушки в  классе Laser Radial. К их старту ветер еще усилился, в порывах достигая 30  узлов. Через некоторое время, пролившись на головы яхтсменок коротким, но  мощным ливнем, погода вновь резко изменилась, ветер стих. В таких условиях побеждают лишь самые опытные и психологически устойчивые. Так и произошло — первыми на финиш пришли Евгения Кузнецова, второй — Светлана Шнитко, которая оставила за собой лидерство в общем зачете и стала чемпионкой России.

Победители российского чемпионата примут участие в чемпионате мира, который в декабре 2011 года пройдет в австралийском городе Перт. Там будут разыграны «страновые лицензии» на Олимпиаду.
Тот, кто готовился к «сильной» погоде, тот и занял призовое место, неожиданных фамилий на первом-втором месте нет», — комментирует результаты главный тренер сборной России Сергей Джиенбаев. — «Порадовали юниоры, составившие достойную конкуренцию основной сборной».

«Отличное место для будущих соревнований и сборов. Анапу мы потеряли, но  приобрели Новороссийск, — делится своими впечатлениями президент ВФПС Георгий Шайдуко. -„Погода порадовала, особенно в день медальных гонок. Такие условия нас ждут на чемпионате мира в Австралии. По ожиданиям, во всех пяти классах, которые гонялись здесь, мы должны получить лицензии на Олимпиаду. Шансы на  медали тоже есть, особенно по сильным ветрам, так что будем работать“.

Чемпионат страны завершился, уступив место детской регате „Юнга Трофи“, которая традиционно проводится при участии СКФ „Новошип“. Регата состоялась в  шестой раз, в этом году она собрала более 100 юных яхтсменов со всей страны. Самым представительным оказался класс „Оптимист“, однако соревнования прошли также в классах «Кадет», «Олимп», «Лазер», «Луч» «Луч-радиал», «ЗУМ-8».Важно и  то, что регата «Юнга Трофи» по времени совпала с чемпионатом России — маленькие спортсмены могли наблюдать за тем, как гоняются лучшие из лучших и настроиться на работу и будущие победы.

Несмотря на  возраст многие из участников соревнования оказались довольно-таки опытными гонщиками, но даже те ребята, для которых эти соревнования были первыми, боролись в полную силу и проявляли недюжинную волю к  победе.

 

За гонками в море мы следили вместе с Олегом Пахомским, тренером местной детской яхт-школы. „Я тренирую около 70 ребят, мои коллеги еще столько же. Практически все лето ребята проводят в море, и даже за  один сезон могут достичь многого“, — рассказывает он, пока мы ждем старта очередной гонки. — „Парус здесь популярен. Особенно много новичков приходит, когда по телевидению показывают какие-то крупные парусные соревнования. Но  проблем, конечно, много. Лодок не хватает. Вон, видишь „Оптимист“, десятый номер? Это Вася, он первый раз в гонках. Старается. Пока он гоняется на лодке 75−го года постройки, мы ее ремонтируем каждый месяц, но она еще ничего, для новичка сойдет…“ Чуть позже нам пришлось участвовать в спасательной операции — та самая лодка, десятый номер, перевернулась, набрала воды и постепенно начала погружаться в воду. Вася не справился с управлением во время старта и теперь отчаянно пытался спасти свое судно, барахтаясь в воде. Ситуация не из простых, но он старался не показать вида, что выбился из сил, пытаясь выбраться на борт и поставить парус. Мы поспешили на помощь. Увы, из-за поломки, лодку и ее капитана пришлось доставить в марину. А спустя полчаса мы спасали уже другого юного гонщика, который также оказался в воде и тщетно пытался поставить лежащий на воде парус.
Возраст участников регаты небольшой, но страсти, азарт и эмоции здесь вполне взрослые. И это многого стоит. Добиться результатов можно лишь отдавая все силы борьбе, и, несмотря на свой небольшой возраст, многие спортсмены отчетливо понимают это. „Меня привели в парус родители, и мне сразу очень понравилось, — рассказывает победитель в классе „Оптимист“ Семен Сухно из  Тольятти. — „Соперники здесь были сильные, выигрывать в таких условиях особенно интересно. Вернувшись домой, я буду еще больше тренироваться“. Победителей и  призеров регаты ждали медали, дипломы и денежные премии. Призовой фонд регаты составил 200 тысяч рублей и был предоставлен главным спонсором регаты. Однако главная ценность соревнования — опыт и встреча новых друзей, обмен пусть небольшим, но опытом и, конечно, захватывающая дух борьба. „Эта регата – одна из самых знаковых для юных яхтсменов, — говорит президент федерации парусного спорта Краснодарского края Владимир Сакович. – „Парусный спорт становится все более популярным, это прекрасно понимают в группе компаний «Совкомфлот» и  всячески поддерживают развитие детского парусного спорта“.

Все фото с „Юнага-Трофи“ здесь

Яхтенная эстафета продолжилась на следующий день, когда был дан старт еще одной регате — „Новошип Трофи“. Эта крейсерская регата ежегодно собирает до 15 экипажей. Количество и маршруты гонок меняются, однако главное остается — дружеская атмосфера, честная борьба и положительные эмоции. В этом году регламентом регаты крме прибрежных гонок было предусмотрено две офшорные гонки — до „Форта Утриш“ и обратно. Всего в соревновании приняло участие 13 экипажей на яхтах различных классов. Среди них — яхты из Анапы, Геленджика,  Екатеринбурга, Краснодара, Таганрога и, конечно же  Новороссийска. Часть гонок проходила вблизи берега, так что зрители имели прекрасную возможность лицезреть гонки во всем их великолепии.
Победу одержала яхта «Святая Анна» из Таганрога, которая и стала обладателем Кубка Черного моря.
На протяжении всех гонок «Святая Анна» уверенно шла в лидерах,  демонстрируя стабильность и высокий класс. «Мы участвуем в «Новошип Трофи» ежегодно, —  говорит капитан «Святой Анны»  Влас Кадетов. — В прошлом году норд-ост изрядно потрепал наши паруса, в этом году нам удалось проявить лучшие качества. Непременно приедем сюда и в следующем году!».
Погода не подарила яхтсменам свежих ветров. Только в последний день пришел хороший ветер, подарив участникам незабываемые впечатления. Не обошлось и без драматизма: яхты «Стрелец» и «Колумб» сели на мель перед самым финишем финальной гонки, а лидировавшая большую часть дистанции яхта «Виват» в самый последний проиграла«Святой Анне», которая сумела обойти „зависшего“ в зоне безветрия соперника. Организаторы соревнования надеются, что в следующем году „Новошип Трофи“ станет более многочисленной и международной. Во всяком случае, все условия для этого в Новороссийске имеются.