Лодки

America’s Cup. Неаполитанская песня

Евгения Бакунова
Фото: Евгения Бакунова

В Неаполе проходит первый в 2012 году этап серии America’s Cup World Series. Неаполь встретил Кубок «Америки» нового формата прохладно в прямом и переносном смысле.

До того, как Кубок Америки перейдет на новый «большой класс» AC72 ,пройдет еще две регаты — через месяц катамараны AC45 проведут гонки в Венеции и затем в  конце июня в Ньюпорте. После этого Кубок «Америки» нового формата пересядет на  большие катамараны.

Состав команд America’s Cup World Series несколько изменился. Французская команда Aleph отказалась от участия в 34−м Кубке «Америки» и участия в America’s Cup World Series. (Aleph–Equipe de France (яхт-клуб Aleph) находилась на третьем месте в рейтинге гонок лота и на седьмом в рейтинге матчрейсов). В официальном заявлении команды говорится: «На протяжении двух лет мы работали над созданием команды в партнерстве с Национальной федерацией парусного спорта. Новый формат America’s Cup должен был позволить нам приобрести спонсоров и финансировать в высшей степени конкурентноспособную команду. Однако независимо от того, что соревнование обещает высокие спортивные результаты, экономическая ситуация не позволяет нам проделать весь путь до Сан-Франциско 2013».Aleph ушла, Luna Rossa пришла. Причем сразу двумя командами.
В регате в Наполи не принимает участие и испанская Green Team. Замена и команда Oracle —  вместо Расселла Куттса шкипером Oracle 5 теперь является Даррен Бандок.

Надо сказать, что соревнования в Неаполе сопровождаются скандалом местного уровня, местного и национального. Конечно же по сравнению с  экономическим кризисом в Италии, скандал вокруг Кубка «Америки» ничто, но в парусном мире это событие: вернее его проведение в Италии вызвало бурные непримиримые дебаты. Если коротко, то проблема в следующем: за проведение кубка Неаполь заплатил 5 миллионов евро. Причем это не деньги спонсоров, это — публичные деньги. Вместо того, чтобы проводить регату в течение 9−10 дней, как планировалось ранее, America’s Cup Napoli был ужат до 5 гоночных дней.
Кроме того, телевидение, которое должно было давать живые трансляции каждый день соревнований, согласилось делать это только тогда, когда будут проводиться гонки флотов. Таким образом получается, что самая главная (и единственная по  сути кубка Америки) составляющая исчезает из поля зрения широкой публики.

Особо нервных итальянцев расстраивает и то, что в Италии, где парусный яхтинг в больших формах практически не развит и где 95 процентов всего флота составляют однокорпусные яхты, America’s Cup в его текущем виде мало кому интересен. Италия несколько раз участвовала в розыгрышах Кубка Америки и Louis Vuitton Cup, и публика здесь привыкла к тому, что Кубок «Америки» — это, во-первых, однокорпусные лодки, а, во-вторых,  матчрейсы.  Значит, если речь идет о популяризации нового формата старинного парусного состязания в  новом виде, деньги должны платить не граждане итальянской республики, а  организаторы America’s Cup.

Организация регаты в Неаполе действительно вызывает неоднозначные чувства. Во-первых, совершенно очевидно, что организаторы не успевали и все делали в последний момент. Движение в городе сильно изменено: что вызывает негодование неаполитанцев — таксист, который вез меня от вокзала до гостиницы от начала и до конца нашей поездки эмоционально описывал, как в городе «все встало», «все перегорожено», короче «нормально работать нельзя!». Публичная зона гоночной деревни располагается в парке на берегу моря, здесь есть кое-какиеразвлечения  с контекстом Кубка и его истории, выставка местных производителей. Доступа в зону команд  у публики нет, и  это существенное ухудшение по сравнению с тем, как, например, это было в  кашкайше в августе прошлого года. Там, в Кашкайше, публике был выделен коридор, откуда можно было видеть все, что происходит  в ангарах команд, видеть как собирают-разбираюткатамараны, вынимают их из воды или, наоборот, спускают на  воду. Здесь в Неаполе команды живут за плотным забором, и публика может лишь довольствоваться тем, что видит с набережной, когда яхты выходят на воду на  гонки. А видно оттуда немного, несмотря на то, что дистанция гонок максимально приближена к берегу, и это одна из основных идей America’s Cup нового формата.

Первый день гонок выдался пасмурным и ветреным. Трехметровая волна принесла немало трудностей и для тех, кто гонялся, и для тех кто наблюдал за  гонками с воды. По плану должно было состояться три гонки: но когда ветер превысил 26 узлов, третья гонка была отменена.

Героем дня, безусловно стала команда Artemis, совершившая первый переворот в  этом году. Их касайз привел к значительному повреждению грота-крыла. Ну а главные лидеры выступили уверенно и предсказуемо — по итогам первого дня Oracle 4 (Джеймс Спитилл) и Team New Zealand шкипер (Дин Баркер) получили равное количество очков и возглавили рейтинг регаты.