ЛодкиПутешествия

Voiles de Saint-Tropez 2017

Для яхтсменов эти слова звучат как музыка – регата Les Voiles de Saint-Tropez каждый год собирает около 300 лодок. Среди них традиционные деревянные яхты, многим  из них уже более 100 лет. А в современном дивизионе здесь гоняется весь цвет парусного яхтинга.

Сезон классических регат начинается в мае и проходит во многих точках Средиземноморья – на Корсике, в Марселе, Антибе, Монако, Каннах. Les Voiles de Saint-Tropez под патронажем Rolex традиционно закрывает сезон в конце сентября. Устроители регаты сами удивляются, как в таком маленьком порту размещается столько лодок, среди которых немало 30 и 40 метровых судов. Паруса Сен-Тропе – регата престижная, в ней гоняются и любители, и профессионалы. За штурвалами или в качестве простых шкотовых здесь можно увидеть известных людей, звезд профессионального яхтинга, представителей королевских семей.

© Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Регата проводится всего 19 лет, однако авторитет Voiles de Saint-Tropez очень высок. Не последнюю роль в этом играет и само место, давно признанное как один из самых престижных и дорогих курортов Лазурного берега Франции. Причины популярности регаты и в том, что только в Сан-Тропе в одном замесе можно увидеть и классические деревянные яхты и последние новаторские разработки ведущих мировых верфей.

© Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Естественно, винтажные и современные яхты гоняются в разных группах. Благодаря сумасшедшему смешению времен, технологий и стилей, эмоциональный заряд регаты всегда высок и притягивает не только знатоков паруса, но и тысячи туристов, далеких от яхтенной темы. Но, чтобы получить максимум удовольствия от зрелища, вовсе не обязательно быть экспертом в парусных гонках. Соревнования яхт можно наблюдать с берега, но все же лучше выйти в море. Зрительские суда быстроходны, так что никто из участников гонок не будет упущен из виду. Комментаторы стараются изо всех сил, подробно рассказывая о каждой яхте, не упуская ни одной интересной детали. А говорить об этих яхтах можно бесконечно. История каждой из лодок полна драматических моментов, многие из этих красивейших яхт были восстановлены почти из ничего – им повезло больше чем другим, сгинувшим на задворках провинциальных портов.

Самая элегантная “четверка” регаты – яхты-сестры Hispania, Tuiga, Mariska и Lady Anne.

© Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Первая из этих лодок была построена в 1909 году специально для короля Испании Альфонса XIII. Потом, будучи проданной, яхта покинула королевский причал и впоследствии много раз меняла хозяев. В 1990 году ее обнаружили в Англии почти полностью разрушенной. Испанцы нашли силы и средства, чтобы отреставрировать этот выдающийся экспонат своей истории. И в 2011 году яхта вновь появилась в гонках, и теперь вместе с Tuiga, Mariska и Lady Anne украшает регату и разыгрывает специальный приз.

Другая звезда регаты – двухмачтовая шхуна Elena of London –  реплика известной яхты, которая, увы, не выжила.

© Eugenia Bakunova MainSail.Ru

В свои первые годы она выиграла практически все возможные гонки, в частности Трансатлантическую гонку 1928 года. Теперь каждый год мы можем любоваться хотя бы копией этой яхты.

По ходу заметим, что реставрация классических яхт требует скрупулезного отношения к деталям, да и эксплуатировать такие лодки непросто – дерево более сложно сохранять и обслуживать, а традиционный (не из современных материалов) такелаж выходит из строя гораздо чаще. Дополнительные сложности есть и у команд – на некоторых лодках нет даже лебедок, да и работа с парусами сама по себе требует огромной физической силы.

А вот еще одна легенда – 19-метровая Manitou, яхта Джона Кеннеди. И сейчас на ней все как при 35-м президенте США – револьвер в сейфе на стене, ванна спрятанная под полом мастер-каюты и маленький камин в кают-компании. В наши дни ванной и камином мало кого удивишь – но для тех времен (яхта построена в 1937 году) это было нетривиально.

© Eugenia Bakunova MainSail.Ru

К сожалению в этом году в Сен-Тропе не было яхт J-класса – все они на время перебрались а океан, где гонялись в рамках 35-го Кубка «Америки».

Впрочем, регата – это не только гонки. Неповторимая атмосфера, царящая в Сен-Тропе во время регаты заслуживает того, чтобы  ехать сюда только за этим. В марине устраиваются концерты, каждый день на лодках проходят коктейли и вечеринки. Люди свободно общаются, заводят новые знакомства, здесь практически нет границ или закрытых территорий.

Voiles de Saint Tropez не похожа на другие регаты. Здесь нет того экстрима, как на Volvo Ocean Race или Vendee Globe, здесь не так важны высокие технологии, как на America’s Cup  или в Extreme Sailing Series. Регата Сен-Тропе уникальна своими традициями и напоминает экзотический коктейль, в котором “замешаны” яхты и люди, которых в таком удивительном составе не встретишь ни в одной другой гонке в мире.

Voiles de Saint Tropez 2017 отличалась поистине звездным составом. В классических и современных дивизиона гонялись великие гонщики современности Люк Пейрон, Френк Каммас  (он, кстати, выиграл регату в своем дивизионе на яхте Babsy класса Volvo 70), Бен Эйнсли, Торбен Граэль, Васко Васкотто, Бред Баттеруорт, Том Уидден, Йохан Шуман, Себастян Коль.

Среди участников команд также были замечены Бруно Тробле – человек, который придумал Louis Vuitton Cup, легендарный яхтенный дизайнер Херманн Фрерс, управляющий директор Prada и организатор итальянских синдикатов в Кубке “Америки” Патрицио Бертелли. Дочь Эрика Табарли Мари давно гоняется в составе команды Mariska, а вот сын монакской княгини Каролины Пьер Казираги приехал на время поучаствовать в экипаже другой красавици класса 15 метров Tuiga.

© Eugenia Bakunova MainSail.Ru

А вообще Voiles de Saint Tropez – это 4 тыс яхтсменов и более 300 лодок, большая их часть  – легенды прошлого и настоящего, и каждая без исключения может стать героиней отдельного рассказа. Регату освещали более 200 журналистов и 20 телевизионных команд.

Часть регатных дней прошла при слабых ветрах, но пару дней дуло до 30 узлов, так что и в этом году не обошлось без сломанных мачт и падений за борт.

К следующей юбилейной 20-й регате организаторы Voiles de Saint Tropez готовят немало сюрпризов, в частности, как обещают, в будущем году мы сможем увидеть максимально представительный флот яхт J-класса, который в этом году, к сожалению, вовсе отсутствовал. Ну и, конечно, в Сен-Тропе готовят особенную программу для яхтсменов и зрителей.