Яхтинг завтрашнего дня

В начале июля в Монако состоялся Solar & Energy Boat Challenge – своего рода чемпионат мира в области альтернативной энергии для яхтинга будущего. Уникальное мероприятие собрало 34 команды из 14 стран.

Solar & Energy Boat Challenge ставит вполне амбициозные цели. Коротко суть происходящего здесь можно описать так: идеи молодых инженеров в области инновационных и экологически чистых силовых установок встречаются с индустриальным миром. Конечная цель – разработать альтернативные двигательные установки, использующие только чистые источники энергии для яхтинга будущего.

©Eugenia Bakunova

Традиции проводить соревнования подобного типа зародились в Монако еще в далеком 1904 году, когда сюда приезжали производители моторных катеров. В то время лодки, оборудованные двигателем внутреннего сгорания (ДВС), считались все еще новаторскими, несмотря на то, что технология существовала уже лет 20. (Возможно, первой в мире моторкой была лодка, построенная на Lurssen в 1886 году по заказу Готлиба Даймлера и оборудованная ДВС его конструкции).

История повторяется. «Многие технологии существуют, но не применяются. Бренды копируют друг друга, не замечая, что можно сэкономить энергию, не теряя комфорта», – говорит Марко Казираги, придумавший концепцию Solar Challenge. – «На самом деле, комфорта становится даже больше: электрические лодки работают без вибрации, звука и выхлопа, и они не мешают природе. Наша цель – дать людям информацию, что такие технологии существуют и могут быть реализованы. И не только в яхтинге”.

Концепция соревнования несколько напоминает автомобильную Formula E, а некоторые из команд, так и говорят, что во многом вдохновлялись дизайном и инженерией гоночных автокаров. Все представленные проекты разделены на 3 класса: Solar, Energy и Offshore. У каждого из них своя программа гонок и базовые параметры. Бюджет проектов составляет от €10 тыс до €500 тыс, причем одним из самых дешевых в этом году оказался прототип наиболее именитого игрока – команды Nobiskrug. Но об этом чуть ниже.

Вообще, довольно непривычно было наблюдать территорию Монакского яхт-клуба заполненную необычными конструкциями. Называть их лодками не всегда получается, хотя были и исключения вполне привычной формы. Замысловатые объекты причудливого вида занимали главный понтон напротив клуба, а вокруг с озабоченным и воодушевленным видом, с инструментами и ноутбуками в руках сновали молодые и очень молодые энтузиасты своего дела.
Большинство команд, участвовавших в чемпионате, представляли инженерные колледжи и университеты из разных стран. Но чемпионат, начинавшийся как студенческий, становится все более интересным для больших верфей.

С момента появления лодок на альтернативном топливе их основными ограничителями были малые скорость и дальность хода. С некоторых пор в зону внимания попала и маневренность судов. Сегодня все эти аспекты заложены в основу данного чемпионата, где команды соревнуются в гонках на длинных дистанциях, на скорость и в слаломе.

Класс Solar
Лучшие результаты overall показали команды New Nexus и Sunflare.


Этот класс самый многочисленный, команды соревнуются в нем с первого чемпионата. Голландцы имеют здесь не только лучшие результаты, но и подавляющее преимущество по численности команд – 11 из 19. Лодки этого класса могут использовать только энергию солнца. Стандартизация касается размеров, площади и количества солнечных панелей, емкости аккумуляторов, минимальной скорости и веса пилота. Лодки могут иметь или не иметь подводные крылья (фойлы). При заданных ограничениях максимальная скорость и дальность хода являются основными мерилами соревнования. Класс активно развивается – впервые за всю историю челленджа “солнечный” флот провел трехчасовую безостановочную гонку длиной почти 20 миль. Лучшие результаты overall показали команды New Nexus и Sunflare. Причем Sunflare оказалась самой быстрой в своем классе и третьей по скорости вообще среди всех участников, разогнавшись до 17 узлов (31,52 км/ч)!

Лучшие результаты overall показали команды New Nexus и Sunflare.
Команда лиссабонского технического университета Tecnico Solar Team использовала для своей лодки два электродвигателя, не желая искать компромисс между дальностью хода и скоростью. В итоге у португальцев второе место в своем классе. В будущем году эта команда намерена привезти сразу две лодки – одну для класса Solar и другую для Energy с двигателем на водородных топливных элементах.

Класс Energy


Класс Energy только набирает силу и позволяет использовать любые возобновимые источники энергии и их комбинации. Задача – разработать наиболее мощный и выносливый двигатель для питания монотипного катамарана длиной 8м и шириной 6м. В этом классе выставила свой проект и дебютировавшая в чемпионате Nobiskrug.

В прошлом году германская верфь сообщила о своих планах создать электрояхту с двигателем на водородных топливных элементах. Появление Nobiskrug в чемпионате породило слухи, что, возможно, верфь покажет здесь прототип того самого нашумевшего проекта. Но, увы, нет! Nobiskrug выставила на гонки катамаран, укомплектованный готовыми решениями, которые уже есть на рынке – подвесным электродвигателем, работающим от аккумулятора и солнечных панелей. Общие затраты на проект не превысили €20 тыс, однако практичное решение вывело Nobiskrug на третье место в классе. Кстати, победила в классе французская Wave ESTACA, которая также использовала лишь энергию солнца.

Wave ESTACA победила в классе Energy

Водородный двигатель, хоть и стал одним из самых популярных в классе Energy, не принес своим командам высоких мест в рейтинге. Из семи команд в классе три работают именно в этом направлении: швейцарская HEIG VDI, французская Hydrogadz и SBM Offshore E-Racing из Монако. Последняя из них была удостоена специальной премии за инновации, но не смогла добраться даже до подиума. Как сказал лидер команды Федерико Тоскано, “пытаясь быть инновационными, мы несколько потеряли в скорости”. Тем не менее, жюри оценило идеи команды по безопасному применению водородных топливных элементов на водном объекте, а также неординарное совмещение двух источников энергии: непосредственно топливных элементов и термоэлектрического генератора на базе элементов Пельтье, получающим энергию из тепла, рассеиваемого топливными элементами.

©Eugenia Bakunova
SBM Offshore из Монако получила приз за инновации

Офшорный класс – практически готовые для рынка решения

Сюда допускаются лодки не длиннее 12 м, сертифицированные по классу С (то есть способные находиться в море при ветре до 6 баллов и волне до 2 м). Вес экипажа должен быть не менее 240 кг, вес лодки не ограничен.
Одним из наиболее ярких проектов в этом классе стал тримаран голландского университета из города Делфт, выигравший самую длинную 32-мильную гонку чемпионата. Да и сама по себе команда из этого университета уникальна – каждый год это абсолютно новая группа студентов, которая строит проект с нуля. В этом году команда привезла модульный тримаран с солнечными панелями площадью 28м2. Тримаран Delft разрабатывался как чисто гоночный, но некоторые его решения уже применяются в реальном секторе, например, в конструкции такси-ботов для Роттердама. По проекту у тримарана есть фойлы, но за три недели до чемпионата во время тестов фойлы были потеряны – они ушли на дно озера Эйсселмер. Достать их из-под воды не удалось, а времени на замену не было. Выступая на тримаране без фойлов команда все равно победила, сосредоточившись не на скорости, а на дальности хода.

Итальянцы из Anvera ELab, наоборот, в большей степени озабочены динамикой своей машины, и именно они выиграли гонку на скорость, разогнав свою “черную стрелу” до 40 узлов (74.49 км/ч) и почти в 2 раза превысив предыдущий рекорд. Правда, и бюджет у них, по меркам чемпионата, был рекордным – около €500 тыс.
“Увидев гонки в Монако прошлых лет, мы загорелись идеей сделать свой проект”, – говорит лидер команды Лука Феррари. Сам он в 90-е годы был среди топовых гонщиков офшорного класса мирового чемпионата (Class 1 World Powerboat Championship), а с начала 2000-х занимается строительством катеров и тендеров для суперъяхт. Объединившись с инженерной компанией TecnoElettra, команда Anvera за год построила гоночный прототип, который обрел вполне классические очертания и карбоновый корпус типа глубокое v. Внутри – электродвигатель мощностью 200 кВт, два аккумулятора по 42кВч, снаружи – частично погруженный винт. При длине почти 10 м, Anvera получилась легкой – всего 1,5т, из которых на долю корпуса приходится 350 кг. Лодку спустили на воду всего за две недели до чемпионата, не успев толком протестировать, и достигнутая скорость создателей проекта, похоже, не особо удивила. «Мы готовы улучшить рекорд уже в ближайшие недели”, – сказал Лука Феррари после гонок. Людям с таким опытом хочется верить на слово.

©Eugenia Bakunova

Впрочем, Solar & Energy Boat Challenge – это не только гонки. Свободное время на суше отдано так называемым tech-talks – ежедневным мини-конференциям, посвященным главной теме мероприятия. Благодаря им команды могут рассказать о своем проекте и обсудить его с коллегами. В выставочной зоне мероприятия были представлены новые технологии для яхтинга и не только: солнечные грили и печи, электровелосипеды, технологии оптимизации аккумуляторов, альтернативные гребным винтам движители и пр. Компания Torqueedo предоставила флот своих электрических тендеров, которые служили в качестве медиа-ботов, подчеркивая абсолютно “чистый” статус мероприятия. А всемирно известный архитектор Эспен Оейно лично представил свой новый проект электрического судейского катамарана, который яхт-клуб Монако заказал для своих регат.

Эспен Оейно лично представил свой новый проект


Благодаря оригинальному формату репутация Solar & Energy Boat Challenge растет, привлекая каждый год участников из новых стран. В будущем году в Монако ждут также команды из ОАЭ и Китая. Возможно, когда-нибудь мы увидим здесь и команду из России.

Яндекс.Метрика