ЛодкиПутешествия

Extreme Sailing в Порту

Седьмой сезон Extreme Sailing Series в разгаре. Третий этап серии проходил в португальском Порту. Гонки этой серии проходят непосредственно вблизи берегов, поэтому на регатах этой серии всегда много зрителей.

Все регаты Extreme Sailing Series уникальны, потому что проводятся в  декорациях красивейших городов мира. Каждый этап — не просто регата, а  неповторимый визуальный архитектурно-парусный симбиоз, если можно так выразиться. Возьмем к примеру, Рио-де-Жанейро или Стамбул, или Сингапур, или Маскат, или, наконец, Порту, о котором и пойдет речь.

Второй по размеру и значению город Португалии заслуживает внимания и без парусных гонок. Река, мосты, бодеги и неповторимый архитектурный колорит улиц города обеспечат незабываемыми впечатлениями даже видавшего виды путешественника. Однако, каждый год в июле здесь проходит один из этапов серии Extreme 40, и гонки на суперсовременных катамаранах на фоне великолепия естественных декораций Порту и Гайи (на левом берегу реки Дору расположен другой город – Гайя) – дополнительный стимул приехать сюда именно в дни проведения Extreme Sailing Series. Большую часть дней гонки проходят на реке в  границах города, так что наблюдать за действом можно из любой точки на  набережных, например, в каком-нибудь прибрежном баре, уютно устроившись в  кресле с рюмкой чего-нибудь вкусного.

Ширина реки не превышает здесь и 300 метров, так что все отлично видно даже невооруженным глазом.

Как уже было упомянуто выше, серия Extreme Sailing живет уже седьмой сезон. Главная идея  — близость к берегу и близость к зрителю – обеспечила серии неизменную популярность среди зрителей даже далеких от парусного спорта.
Этот привлекательный для зрителя формат соревнований был впоследствии использован идеологами «нового» Кубка Америки, которые решили таким образом модернизировать старейший парусный трофей.

Катамараны Extreme 40 разработали призеры чемпионатов мира и Олимпийских игр в  классе «Торнадо» Герберт Дерксен (Herbert Dercksen), Ив Лоде (Yves Loday) и Мич Бут (Mitch Booth). Эти углепластиковые машины, рассчитаны на высокие скорости и  требуют от спортсменов как физической силы, так и быстрой реакции.

Прототипом для Extreme 40 стал олимпийский класс «Торнадо» (перестал входить в олимпийские классы после олимпиады 2008 года). Extreme 40 в два раза больше «Торнадо» и может развивать скорости до 35 узлов.

В разобранном виде Extreme 40 помещается в стандартный 40−футовый контейнер, поэтому эта серия гонок так легко перемещается по Свету.
Гонки длятся не более 15−20 минут, однако в день проводится до 8−9 гонок. Таким образом, в каждой регате проводится около 30 гонок. Экстремальность серии подтверждается на практике – в гонках много нестандартных ситуаций, столкновений и капсайзов (вот,например, или вот). Прошлый сезон был особенно богат подобными происшествиями.

Из Extreme 40 «выросли» все три команды-челленджера 34−го Кубка «Америки» –  Luna Rossa, Artemis, и Team New Zealand.

Проведя один-два сезона в этой серии и получив необходимый опыт гонок на  катамаранах, они пересели на катамараны America’s Cup AC45. А вот команда Alinghi, потеряв Кубок «Америки» в 2010 году, наоборот, прочно осела в этой серии и выступает стабильно успешно. Время от времени погоняться приезжает и  сам Эрнесто Бертарелли – хозяин Alinghi и дважды победитель America’s Cup, первый и пока последний раз «привезший» заветный трофей в Европу.  Однако, кроме Бертарелли в серии в разное время были замечены и другие звезды мирового парусного спорта — Люк Пейрон, Дин Баркер, Йен Уильямс.

Третий этап сезона-2013, проходивший в Порту, собрал довольно много зрителей. Безусловно, не все они приехали на берега реки Дору, чтобы насладиться исключительно парусными гонками. Тем не менее, набережные были заполнены людьми, которые с интересом следили за происходящим. Ветра, к  сожалению, в этот раз было недостаточно, чтобы продемонстрировать всю мощь Extreme 40, однако даже в таких спокойных условиях не обошлось без столкновений – на этот раз дистанцию не поделили команды Red Bull Sailing и Team Tilt.

Одну из гонок я провела на борту катамарана швейцарской команды Realteam. За  15 минут гонки понять все тонкости процесса, конечно же, невозможно (тем более что члены экипажа общались между собой по-французски). Тем не менее, получить представление о том, что происходит на дистанции и почувствовать, насколько компактны и стремительны гонки в этом классе, оказалось вполне возможным.
Даже несмотря на слабый ветер (9−12 узлов), на полных курсах наш кат разгонялся до тех же 12−13 узлов, что в опасной близости катамаранов соперников и каменных набережных казалось довольно рискованным.

Находиться на Extreme 40 и перемещаться по нему на  ходу оказалось гораздо сложнее, чем кажется со стороны.

Гонки на яхтах, где у вас под ногами (и руками) твердая поверхность – совсем другая история.  Если катамаран идет в крене и «прыгает» на волне, то для того, чтобы просто сохранять равновесие или перемещаться по нему, требуется немалая сноровка. Никаких приспособлений, для того чтобы удерживаться на  скользких глянцевых корпусах ката тоже нет, а чтобы перемещаться по пружинящей сетке, надо обладать поистине обезьяньей прытью и координацией, что собственно яхтсмены здесь и демонстрируют.

Только находясь на борту (на сетке) катамарана понимаешь, насколько физически затратно выполнять работы на таких яхтах, не говоря уже о риске что-нибудь вывихнуть или сломать.

А если добавить сюда еще сильный ветер, волну, риск перевернуться или врезаться в яхту соперника или береговые сооружения (что участники серии уже не  раз демонстрировали), трудно представить себе еще что-то более опасное в  «иншорных» регатах. И даже если на вашей голове каска и вы одеты в спасательный жилет, никто не гарантирует, что в случае капсайза вы отделаетесь лишь легким испугом. (В мае этого года все мы стали свидетелями трагических событий, произошедших в Кубке «Америки», когда в результате капсайза катамарана AC72  погиб один из членов команды Artemis Эндрю Симпсон.)

Несмотря на то: что на этот раз погодные условия не были экстремальными, гонки оставались настоящими, а результаты шли в зачет. Гонка с  «моим участием» прошла относительно спокойно и завершилась для «моей» команды успешно – мы пришли на финиш вторыми. А вообще в этапе Realteam финишировала третьей, и это был первый подиум для команды в серии.

В общем зачете лидируют команды The wave Muscat и Alinghi. Следующие этапы пройдут в Кардифе, Ницце и бразильском Фрианополисе.