Как я провел лето: Афины — Порос — Манемвасия — Серифос — Порос — Афины
Текст: Василий Красюк
Наверное ни одна страна, кроме России, не мила так моему сердцу, как Греция. Именно сердцу — есть страны более интересные, есть более яркие, есть куда более экзотические и они тоже по своему радуют старого путешественника, но в Греции я ощущаю себя так-же уютно, как дома. Тут наверное дело в людях и в их менталетете и я готов прощать им и их бардак и их раздолбайство – сердцу не прикажешь.
Мы летим регулярным рейсом Аэрофлота в Афины, сегодня у нас целиком день на осмотр этого города (для меня уже в третий раз), а завтра мы берем в марине Каламаки яхту – и вперед. Наша команда – 8 человек, в этот раз смешались две компании, прекрасно знакомые мне, но не знакомые друг-другу до этого дня.
Давайте познакомимся
Тимаков Алексей – капитан (справа), мой старый друг, в этом походе планировал быть старпомом, но судьба распорядилась сама, поэтому искренне поздравляю его с первым в жизни капитанством. С ним я готов пойти на край света, хотя думаю нам в команду еще придется взять пару старых бутылочек из ирландских погребов J
Василий Красюк, автор этих строк (слева), старпом (был-бы капитаном, если бы не забыл в Москве свою лицензию), если хотите узнать обо мне больше – прочитайте этот и прошлые мои отчеты на этом сайте.
Юрашова Анна – моя жена, мой персональный старпом, ее правда в этом походе с нами нет, но мысленно она всегда со мной, моя муза и тот человек, ради которого я должен вернуться домой.
Все остальные члены команды в море в первый раз.
Ермаков Николай – друг еще со школы, старый и очень опытный турист, очень надежный и «правильный» человек.
Катерина Ермакова – уже целую неделю носит эту фамилию, у них с Колей это свадебное путешествие. Красивая и умная, не побоюсь этого слова, женщина. Надеюсь, у нее хватит силы воли и выдержки держать Ермакова в ежовых рукавицах.
Сергей Гнеденко – сначала друг Коли, потом и мой хороший друг. Видися мы не часто – но метко – чего только стоят наши обязательные закрытия и открытия водных сезонов по почти замерзшим рекам.
Вера Мидова – жена Сергея.
Елена Сирота (Леля) — мы все уже давно знакомы по предыдущим совместным походам в России. С ней в одной команде можно смело идти на северный полюс.
Виктория Данчук – новый член нашего коллектива, мы с Алексеем являемся подрядчиками у компании, где она работает. Рассказы о море и наш бравый вид мало кого может оставить равнодушным. В итоге все очень выиграли.
Мы решили прилететь в Афины на один день раньше – посмотреть город.
Я тут уже в третий раз, но все равно интересно. Летели регуляркой Аэрофлота – самый приемлемый вариант и по времени вылета и по сервису. В самолете, как обычно, познакомились с другой командой, которая имела схожие с нами планы. Незнакомый капитан с очень харизматичным именем Лев рассказал много интересного о тех местах, где я еще не был — в итоге некоторые пункты нашего маршрута мы выбрали именно благодаря его рекомендациям.
Афины встретили нас 26−и градусной жарой. Гостиницу мы забронировали очень удачно – в 5 минутах ходьбы до марины – огромные 3−х комнатные апартаменты, в которые мы заселились по 4 человека всего за 140 евро за номер, т.е. по 35 с человека – халява для столицы в Европе.
Дальше мы были «очень оригинальны» – Акрополь, старый город, ужин в ресторане, купание ночью в море.
Вечером пошел искать в марине нашу лодку, но не нашел – единственная лодка с нашим именем оказалась Bavaria 50 а мы брали Sun Odissey 45. Марина Каламаки очень большая, чтобы обойти все ее понтоны потребовалось почти два часа.
Куда идет русский человек в субботу утром?
Русский человек идет на привоз. В нашем случае это оказалась длиннющая улица в центре города сплошь заставленная лотками с товаром – овощи, фрукты, оливки, масло, рыба и т.д. Нигде так не познается душа народа, как на субботнем рынке – пенсионеры с тележками из металлической сетки, мамаши с детьми, цены, написанные мелом на черных дощечках, колоритные продавцы, которые дают попробовать свой товар, но совершено не говорят по-английски. В итоге мы набрали себе всего на завтрак и еще овощей на лодку.
В 13−00 нам уже отдали нашу лодку, которая таки оказалась Bavaria 50, с нашей стороны претензий не было, меня только одно удивило – имя лодки было вписано в чартерный контракт за полгода до чартера. Зачем тогда было писать, что это Sun Odissey 45?
Лодку принимал Алексей, а мы пошли закупаться – тут все как обычно – стандартный набор за 400 евро. Лодка оказалась в хорошем состоянии – мы только попросили отремонтировать стопор закрутки генуи и взяли новый трос для закрутки – старый был с серьезными потертостями.
В итоге в 16−00 мы вышли из марины и пошли на Порос — это 28 миль почти точно на юг. Там мы были уже после заката – в 21−00. Марина на Поросе очень большая и мы без труда растянулись на якоре в очень удобном месте. На дне там глина с прекрасной фиксацией.
Второй день прекрасная погода — воздух 26, море 25.
Сразу скажу, что такая погода будет сопровождать нас на протяжении всей следующей недели. Утром решили особенно не спешить – гуляли по местным улицам и магазинам, завтракали, общались.
Примерно в 10 утра с ближайших гор пошли утренние порывы ветра узлов так до 25 и начался обычный утренний цирк – отход других лодок при сильном прижимном ветре. Некоторыми лодками была продемонстрирована «прекрасная морская практика» – как не надо делать. В итоге одна лодка умудрилась забодать аж 8 других лодок – ее буквально на руках пронесли по носам всех яхт, кто стоял рядом и кое-как вытолкали в открытое море, но уже без кормового рейлинга. Мы тоже приняли участие в этом бедламе — своими советами и своими веревками. Как минимум одну лодку мы очень сильно подстраховали, когда она не смогла оторвать якорь от грунта.
У нас тоже было приключение – на наш якорь легло два чужих и мне пришлось нырять и расцеплять на дне эту кучу – наша лебедка не могла все это добро поднять вверх. Глина и правда держала на совесть.
Потом мы отправились в находящуюся поблизости Русскую бухту – посмотреть на разрушенный форт и искупаться. С вершины ближайшего холма открылся изумительный вид на Саронический залив – ветер в 25 узлов образовывает пенные гребни у волн и при всем этом великолепии весь залив покрыт парусами лодок, идущих полными курсами – не менее сотни лодок вышли из Афин в этот день.
В итоге мы тронулись поздно, ветер был для нас попутный. Встали на якоре уже в темноте близ города Ermioni – весь причал в этом городе был забит другими лодками, но и на якоре было совершено замечательно – благо у нас в достатке было еды, воды и прочих припасов, а главное – у нас дружная и веселая команда.
Вечер закончился спокойными разговорами и стаканчиком виски под изумительно ярким звездным небом. Я лично в эту ночь спал на палубе.
Лирическое отступление о том, как у нас на лодке было с питанием
Вы наверное спросите – а как у нас было с питанием? Ну так вот – с питанием у нас было особенно хорошо. Поближе к кухне – подальше от начальства у нас не работало. Капитан и старпом на нашем судне соревновались в искусстве доставить удовольствие желудкам команды. Мясо по французики сменяли фаршированные помидоры, говядина с черносливом уступала место свинине в ананасах, все завершало что-то невообразимое из овощей с вареной говядиной под соевым соусом. Николай Ермаков всех порадовал изумительным харчо и каким-то особенным капустным супом, в котором я насчитал более 15 ингредиентов. Разнообразные салаты вообще ни кто не считал. В нашей команде Вера не ест мяса и мы находили особое удовольствие придумать меню так, чтобы в нем были интересные вегетарианские блюда, иногда нас выручала свежая рыба, купленная у рыбаков. В последний день все завершило ирландское рагу по классическому рецепту из «Трое в лодке, не считая собаки».
Даже не знаю в чем мы больше соревновались – в умении управлять яхтой или в умении готовить — у нас это старая тема и уже не один поход мы оттачиваем старые рецепты, узнаем новые, экспериментируем и выносим все на суд команды. В этом году я держался с Алексеем наравне, а вот в 2006−м тоже в Греции сильно проигрывал.
Одно из самых замечательных ощущений, это когда солнце поднимается над горизонтом, касается твоего лиц,а и ты просыпаешься.
Нет ни чего более естественного и гармоничного, чем вставать вместе с солнцем. Именно это я испытал тем прекрасным утром.
Команда не стала отсыпаться и уже в 8 утра мы пришвартовались к пирсу на место ушедшей яхты – пополнить запасы воды и закупить свежего мяса. Про утреннюю чашечку кофе в припортовом кафе мы тоже не забыли.
В 9−00 вышли в море и пошли дальше на юг в сторону Monemvasia – самую дальнюю точку нашего маршрута, именно туда по рассказам наших попутчиков в самолете нам очень стоило сходить. По пути Алексей устроил для новичков самую настоящую яхтенную школу – работа с парусами, управление лодкой на разных курсах, повороты – в итоге мы несколько часов крутились в одном месте, но зато получили более-менее подготовленную команду. В последующие дни у всех была возможность закрепить полученные навыки.
К вечеру ветер стих и был длинный и спокойный переход под мотором в южную марину города. Monemvasia – это вытянутая в длину скала с плоской вершиной. Скала соединяется с берегом узкой косой. Учитывая такие естественные природные укрепления и близость к южной оконечности Пелопоннеса, который были вынуждены огибать все торговые суда, на этом полуострове еще до нашей эры образовался хорошо укрепленный торговый город, который в последствии неоднократно сменял своих хозяев. Полуостров вытянут с запада на восток, в основании полуострова, там, где он соединяется с берегом узкой косой, есть две марины – с севера от косы и с юга от косы. С севера там более открытое место, фактически это просто длинный причал. С юга более защищенная марина с молом и одним понтоном. Кран с водой есть только в юго-западом углу марины, но там обычно стоят рыбацкие лодки. Ну, в нашем случае ветер был северо-северо-восточным, поэтому мы выбрали встать с юга от полуострова.
Вечером уже в темноте в марину зашла лодка со экипажем из Словении. Трезвым на лодке был, кажется только капитан, и то я в этом сильно сомневаюсь. Они встали на якорь кормой к причалу под углом 45 градусов, при этом чуть не разбили пару рыбацких лодок. В начале мы с Алексеем пытались помочь им с берега, принимая их веревки и давая советы, но, в конце концов, мы просто залезли к ним на борт, отобрали у них все веревки, отдали якорную цепь и сами вдвоем аккуратно поставили их к причалу лагом. Их капитан в знак благодарности налил нам грамм по сто какой-то словацкой настойки – пришлось выпить для укрепления дружбы между нашими народами.
Вечером ходили гулять на полуостров – в старой крепости живут люди, и даже работает несколько баров. В крепость нельзя въехать на машине, поэтому жители оставляют свои машины перед крепостной стеной.
Утро, солнце, жарко, поэтому на голову бандану — для защиты от теплового удара, на ноги кроссовки – будем лазить по камням, в рюкзак две бутылки белого сухого вина – для борьбы с жаждой. Сегодня весь день – на осмотр крепости и старого города.
Плоскогорье на полуострове со всех сторон окружено высокими скальными обрывами, и только в одном месте склон хоть и крутой, но позволяет забраться вверх. Именно в этом месте и расположился город Monemvasia. Город начинается от самого моря и ступенями поднимается вверх по склону до самого подножия скал. Снизу о городскую стену разбиваются волны моря, а самые верхние куски стен находятся на высоте более 200 метров. Город большой для своего времени, по моим оценкам – примерно 2000 – 3000 жителей, может быть больше. Узкие улочки, христианские храмы, маленькие и очень стильные магазинчики и бары – все это придает городу свое особое неповторимое лицо. В качестве общественного транспорта там используются древнегреческие ослы, самым забавным был осел с двумя мусорными баками по бокам – возможно скоро и мы сможем увидеть это в своих городах – бензин дорог да и для московских дворников это наверняка привычное средство передвижения.
В верхней части города начинается укрепленная лестница на плоскогорье. Каждые 100 метров лестницу перекрывает бастион с воротами. Когда поднимешься наверх – открывается изумительный вид на Эгейское море, на горизонте виден Милос и другие острова Киклад. Сверху на плоскогорье много руин зданий, неплохо сохранились несколько церквей, которые за свою историю успели неоднократно поменять не только прихожан, но и веру – Monemvasia несколько раз захватывалась мусульманами и в бывших церквях устраивались мечети. Мы обошли все плоскогорье, полазили по самым сохранившимся развалинам, выпили сверху наше вино и пошли назад – сегодня нам предстоял ночной переход, а впереди наш ждали новые острова.
Вышли в ночь уже в сумерках, с большим трудом удалось заправить лодку водой – кран находится в самом углу бухты, там, где куча рыбацких лодок, нашего шланга еле хватало, поэтому нам пришлось подходить сначала носом, а потом кормой, чтобы залить все баки. Заодно вызвали заправщика и он залил нам сотню литров соляры – в море надо выходить подготовленными.
Нам предстоял переход в 90 миль на Serifos. Ветра практически не было и поэтому всю ночь шли под мотором. Заодно потренировали команду в знании МППСС — к утру почти все безошибочно определяли тип и направление движения судов. Вахты разбили по 4 часа, нам с Лешкой не очень удалось выспаться, так как у нас был график 4х4, а у остальных было по одной вахте ночью – в итоге все получили удовольствие.
Serifos
К Serifos мы подошли на рассвете, с этим островом у нас связано много воспоминаний – два года назад мы вынуждены били отсиживаться на нем 3 дня пережидая шторм, поэтому нам там знакома каждая улочка, все магазины и кафе. Рано с утра оттуда уходила часть лодок, поэтому мы без труда нашли себе место, но ближе к вечеру причал был забит очень плотно и несколько лодок встали на якорь в бухте – остров довольно популярный и это стоит учитывать, когда вы планируете свой маршрут. У нас был впереди целый день и целая ночь, поэтому мы взяли в прокат две Витары и поехали кататься вокруг острова. Мы уже делали так два года назад и с удовольствием повторили нашу поездку в этом году — этот остров стоит посмотреть. Дрога на острове идет по кругу, часть дороги грунтовая, поэтому рекомендую брать внедорожник. На севере острова прямо рядом с дорогой стоит маленький старинный монастырь – очень рекомендую зайти внутрь и посмотреть. Потом мы спустились по ущелью на расположенный неподалеку пляж Sikamia, но ветер был с севера и только двое из нас ходили купаться, остальные гуляли, лазили по прибрежным скалам и собирали цветные камешки. После этого мы поехали на жемчужину острова – пляж Ganema – он находится на другой стороне острова и выходит на юг. Тут почти не бывает ветров, очень чистая и теплая вода, мелкий песочек – одним словом просто рай.
Ближе к вечеру мы вернулись на лодку, вернули машины в прокатную контору, получили свежий и оптимистичный прогноз погоды в интернет-кафе – ветер в ближайшие дни обещали усилить до 15 – 25 узлов, чего нам, честно говоря, уже сильно не хватало.
Вечером пошли гулять, погода была теплая и мы решили искупаться, в начале отплыли от берега немного, но волны нет, плыть легко – в итоге решили плыть до стоящей на якоре мега-яхты, получился хороший километровый заплывчик – мы повисели на их якорной цепи и отправились обратно. Залив, в котором находится порт и в котором стояла наша яхта – очень красивое и живописное место, к югу от порта есть еще один заливчик и очень красивый пляж, с аллеей деревьев, растущих в 10 метрах от воды. Все это было доступно нашим ногам и нашим глазам.
Poros
Сегодня идем опять на Poros, переход около 60 миль, поэтому решили выйти затемно – в 4 утра. Я кстати ни разу не уходил с этого острова в светлое время суток. В море был приятный ветер узлов 15, и мы очень удачно вырезались правым галсом точно туда, куда нам было надо. Всю первую половину дня учили команду держать лодку на курсе вне видимости берега. Самым способным учеником оказалась Вера – у нее вообще все очень хорошо получалось на лодке. Наша скорость была 7−8 узлов, поэтому к Поросу мы подходили сильно раньше намеченного срока.
В два часа дня капитаны решили продемонстрировать под парусами маневр по подходу к человеку, выпавшему за борт. Роль спасаемого выполнял кранец с бухтой троса. Я не знаю, как называется мой маневр, но я смог выполнить все правильно только раза с 10−го, Алексей показывал маневр Вильямса – у нас этим маневром вообще не разу не получилось подойти вплотную к спасаемому и остановится. Команда сделал вывод, что падать за борт не стоит. Я сделал вывод, что на любой новой лодке надо ОБЯЗАТЕЛЬНО хоть раз отрабатывать этот маневр, просто чтобы знать особенности этой конкретной лодки. Какие выводы сделал Алексей, я не знаю, но лично мне маневр Вильямса не понравился – он требует высокой квалификации шкипера, хорошее знакомство с конкретной лодкой и наличие как минимум одного квалифицированного члена команды. Возможно, на маленьких лодках его сделать проще, но на 50 Баварии, да еще на волне – мы ни как не могли угадать инерционные моменты лодки.
Вечером на Poros мы встали почти на том же месте, где и в нашу первую ночь. Ходили купаться на городской пляж, а когда стемнело – просто ходили гуляли по набережной.
Сегодня вечером мы должны вернуться в Афины.
Ветер в Сароническом заливе усилился до 25−28 узлов и для нас он почти встречный. В итоге весь день идем в лавировку, лодку сильно кренит, нос периодически зарывается в волну, брызги в кокпите – обычное дело.
Все получают огромное удовольствие – первый, по настоящему ветреный день в нашем походе. На яхте есть два почетных места – за штурвалом и на носу. Всем по очереди даю свой автоматический спасательный жилет – почти все хотят вылезти на нос. Сам тоже туда вылезаю – хорошо забытое ощущение, ведь последние годы я всегда ходил капитаном и на яхте почти ни когда не было действительно квалифицированной команды, поэтому в волну на нос мне просто нельзя было идти. Сейчас, когда в кокпите Алексей – я совершенно спокоен и могу получать дополнительные удовольствия от сейлинга.
В марину Каламаки заходим уже на закате, марина сильно перегружена, но хозяин лодки уже нашел для нас местечко. У Алексея самый настоящий капитанский отходняк и лодку сдаю я, честно рассказываю, что в ней хорошо, а что – плохо, плохого к счастью мало. Подписываем документы, нам возвращают депозит и мы свободны – все, кому надо быстро едут в город за покупками и сувенирами. В 21−00 общий сбор и торжественный ужин. Было сказано много тостов, был сделаны первые выводы о походе, строились планы на будущее.
Кстати, в поход Сергей брал с собой гитару – ну так вот, мы ее даже не доставали из чехла. Сергей сказал, что песни петь будем, когда делать будет нечего или будет скучно. Похоже, нам всегда было весело и было чем заняться.