50 лет первой «неправильной» кругосветки
6 августа исполнилось 50 лет с тех пор, как сэр Чэй Блит завершил свою 292-дневную одиночную безостановочную кругосветку в “неправильном” западном направлении против господствующих ветров и течений.
В честь юбилея события в Королевском южном яхт-клубе провели реконструкцию момента, отпраздновав событие: Блит снова шел по реке в сопровождении флотилии зрителей.
«Нет смелости – нет славы». С девизом британских парашютистов сэр Чэй Блит жил большую часть своей жизни. Новаторское одиночное плавание Блита на 59-футовом кэче British Steel стало вдохновением для многих поколений офшорных яхтсменов и всех, кто позже принимал участие в гонке Global Challenge, которую Блит организовал в 1989 году и которая проводилась до 2008 года.
Блит впервые приобрел известность в 1966 году, переплыв Атлантику от Кейп-Кода до Ирландии с другом Джоном Риджуэем. Путь в 3000 миль занял 92 дня, принес молодому Блиту славу и заставил его осознать, что большинство из нас в какой-то момент своей жизни желает столкнуться с элементами опасности. «Если вы не хотите риска или азарта, купите мешок и сядьте в него», – говорит шотландец о своем убеждении.
Перед тем, как отправиться в Трансат, Блит не получил никакого яхтенного опыта. «Я ничего не знал о парусе и о навигации», – вспоминает Блит. – «Я воспринимал это как приключение в океане, и решил, что буду учить себя по ходу дела, что и сделал. Это вызвало недовольство в яхт-клубах, потому что разрушало признанный стереотип, что парусный спорт является элитарным и требует целой жизни, чтобы научиться».
Блит продолжал участвовать в гонках – в первой кругосветной гонке Whitbread 1973 года он занял 6 место, участвовал в гонках двоек вокруг Британии и такой же Трансатлантике. Затем он гонялся в одиночной Sunday Times Golden Globe Race, но выбрал неподходящую для этой гонки яхту, которая оказалась абсолютно не мореходной в Южном океане, в чем он убедился обогнув мыс Доброй Надежды. Гонку пришлось оставить.
Блит был настолько впечатлен победой Робина Нокс-Джонстона в гонке Golden Globe Race 1968 года, в которой финишировал единственный участник из 9 стартовавших, что решил организовать кругосветку в противоположном направлении. «Я был очень наивен. Я не понимал, насколько кругосветка в западном направлении разнится с классической», – говорит Блит.
Компания British Steel была первым пунктом назначения Блита в поиске спонсора. «Это было во-время. Мой подход совпал с их планами по запуску крупной маркетинговой кампании». “Стальные люди” увидели в Блите возможности, но понимали, что он разумен, в пользу чего говорило поражение последнего в гонке Sunday Times. «Лучше умереть, чем сдаться – так считают многие яхтсмены, предпочитая продолжать путь в любом случае. Я никогда не придерживался такой точки зрения. Если вы не выигрываете, и что-то ломается, то лучше сдаться, чем финишировать в задней части флота. Спонсоры поняли, что в случае проблем вряд ли я буду рисковать жизнью».
18 октября 1970 года Блит покинул Саутгемптон на специально построенном для этого 59-футовом кэче British Steel, спроектированном Робертом Кларком. Спустя 292 дня он вернулся обратно.
Последние 20 тыс миль он прошел без авторулевого, который сломался вскоре после того, как яхта обогнула мыс Горн. Блит вернулся с триумфом. Заголовки газет гласили: «Стальная лодка – человек из железа». The Times описала путешествие как «самый выдающийся морской поход, когда-либо сделанный одиночкой». Тысячи людей пришли поприветствовать Блита на финише, в том числе герцог Эдинбургский, принц Чарльз, принцесса Анна и премьер-министр Эдвард Хит – все они только что отгонялись в Cowes Week.
Путешествие не обошлось без драматических событий. Пока он продолжал свой одинокий путь через Тихий океан против господствующих западных ветров, волны постоянно затопляли лодку. «В морях есть особый яд. Жестокость, не испытываемая даже в пустынных водах к югу от мыса Горн. Оказавшись в одиночестве в суровом море, вы чувствуете, что океан прилагает решительные усилия, чтобы добраться до вас», – писал он в дневнике. Свою психическую бдительность Блит поддерживал пением. «Меня удивило, сколько песен я знал».
У мыса Агульяс шторм отбросил его яхту на 100 миль назад, и одна волна накрыла лодку. «Я просто сидел, держа румпель под водой, как на подводной лодке. Все было полностью под водой, кроме мачты и такелажа. И теперь, вместо того, чтобы спорить с атеистами, я говорю им: «Идите в море в одиночку хотя бы на пару недель…”
22 июня в Атлантике, когда Блит спал в кокпите, держась за румпель и проведя в море уже 247 дней, он пересек линию своего пути, формально завершив кругосветку.
Вскоре после этого у него была неожиданная встреча с авианосцем HMS Ark Royal. Блит только что включил свое радио, готовясь к запланированному звонку на Portishead Radio в Великобритании, когда в рации раздалось: «British Steel… .British Steel! Это – Ark Royal». Блит удивился и предположил, что они заметили его на радаре. «Если вы посмотрите за корму, то увидите нас», – последовал ответ, и, Блит обнаружил огромный носы Ark Royal над кормой его яхты. Это был первый тесный контакт с внешним миром с тех пор, как Блит чуть не переехал советский траулер у Порт-Элизабет.
В принципе Блит мог закончить кругосветку на три дня раньше, но его попросили сбавить скорость, чтобы время его прибытия совпало с концом Cowes Week. Его плавание оказалось не менее важным, чем достижения Чичестера и Нокс-Джонстона, превратив Блита в имя нарицательное.
Впоследствии Блит совершил еще две кругосветки и выиграл гонку двоек вокруг Британии 1978 года, а также трансатлантическую гонку 2STAR 1981 года. Кроме того, в 1986 году он был ко-шкипером Virgin Atlantic Challenger II Ричарда Брэнсона, когда эта яхта поставила рекорд Трансатлантики под мотором.
В 1991 году Блит основал компанию Challenge Business, чтобы организовывать кругосветные гонки для любительских экипажей на монотипных яхтах. В 1997 году королева наградила Блита рыцарским титулом за заслуги в развитии парусного дела Британии.
Отметить юбилей эпохальной кругосветки собралась большая толпа в Королевском южном яхт-клубе. На мероприятие прибыли, в том числе, пионер одиночной кругосветки сэр Робин Нокс-Джонстон и Майк Голдинг, который первым побил рекорд Блита только 23 года спустя.
На сегодня только 5 яхтсменов сумели совершить такое же плавание в «неправильном направлении» за 50 лет. “Обычную” одиночную кругосветку с запада на восток совершили 140 человек. Это лишний раз подчеркивает фантастический результат Блита в 1971 году, когда яхты не имели GPS-навигации и хорошей радио-связи и были оборудованы примитивный автопилотом, который у Блита, как мы помним, вышел из строя, заставив его управлять яхтой вручную на протяжении последних 20 тыс миль пути.
Робин Нокс-Джонстон: «Фрэнсис Чичестер, Алек Роуз, я и Чэй были первопроходцами в этом виде паруса, и это привело к тому, что многие люди начали заниматься этим видом спорта».
Майк Голдинг, совершивший 6 кругосветных плаваний: «Путешествие сэра Чая взволновало меня, чтобы заняться парусным спортом, и с тех пор сформировало мою карьеру».