Вода жизни. Ода Шотландии

Путешествие по Шотландии состоялось летом 2017 года. Романтической историей о плавании с MainSail.Ru поделился RYA Yachtmaster Offshore Андрей Полосухин.

 

Свет. Не встречал нигде такого золотого, прозрачного, красивого освещения, как на севере. Все, до чего дотягивается низкое солнце, становится загадочным и важным. Как рататуй в Рататуе, это сияние бросает тебя прямо в детство, в тот момент утром, когда все только впереди, и мир свежий, честный и понятный, как свои пять пальцев, принадлежит только тебе. Добавьте изумрудные холмы, руины замков, многоплановые панорамы, от которых перехватывает дыхание. Где ты, шотландский дьявол? Сколько возьмешь за мою душу?  Ночь по силе магии не отстает — где еще вы увидите радугу в свете луны, или сможете в полнолуние читать в кокпите без фонарика? Закаты и восходы тут длинные и невероятно красочные, а летом, уже в  4 утра достаточно светло, для визуальной навигации.

Вода. В кельтском языке должно быть столько же вариаций для этой стихии, как у чукчей – для снега. Вода везде, сверху, сбоку, снизу, даже внутри. По-кельтски «виски» — это значит «вода жизни». Проливной дождь, подвешенный в воздухе «дриззл», туман, все это одновременно и во всех мыслимых пропорциях. Однако, замокнуть и впасть в тоску не получится – смена погоды происходит каждые 15-20 минут с таким драматизмом, что дух захватывает. Не веришь своим глазам, когда на подходе к Портри, полностью вымокнув на тяжелой 4-х часовой вахте, уходишь вздремнуть из-под низких серых облаков, и через 15 минут просыпаешься в носовой каюте от луча солнца прямо в глаз, бьющего из аккуратной дырки над живописным островком.

©Andrey Polosukhin Scotland
Океан – не вода. Это первобытный дремлющий зверь, дышащий приливами и отливами. Это вздорная северная богиня, для которой каждый мыс, каждый остров, каждый пролив – повод показать свой характер.

Это длинные заливы – лохи, с зеркальной водой и опрокинутыми в них старинными горами с названиями из сказок, ворочающимися на языке. Он совсем не похож на море – Черное, Средиземное, Балтику… Это нечто настолько мощное, что не получается осмыслить, только почувствовать и раствориться, довериться этой силе. Океан по-настоящему страшен, когда не в духе. К счастью, хорошо знакомые с его нравом островитяне, научились довольно точно предсказывать, по крайней мере, катаклизмы и катастрофы. Так что неизменный утренний ритуал – настройка радио и запись прогноза на диктофон, вдруг с первого раза не разберешь. Пикантности добавляет информация о квадратах, где происходят операции подводных лодок, ведь Шотландия – основной регион базирования подводного флота Соединенного Королевства. Однако, геология сжалилась над жителями побережья, и щедро рассыпала больших и мелких островов вдоль северо-западного побережья. Длинная дуга Внешних Гебридов прикрывает акваторию от штормов из Северной Атлантики, а за ближними островами всегда можно найти укрытие и возможность аккуратно попарусить, даже в сильный ветер, когда наружу не сунешься.

©Andrey Polosukhin Scotland

Лодки. Их тут множество самых разных сортов: рыбаки, паромы, коммерческие суда, ну и парусники, куда без них. Все побережье северо-западной Шотландии изрезано глубокими фьордами, и не забываем про множество, обитаемых и нет, островов. Протяженность береговой линии составляет почти две трети от всей Великобритании, так что местные жители давно поняли – быстрее переплыть напрямки по воде, чем объезжать по берегу, по горам. Поэтому дорог – мало, а вот традиции мореходства поддерживаются на самом высоком уровне. К тому же, в этих водах водятся самые вкусные лобстеры, дикий лосось, да и вообще, с сифудом и рыбой тут полный порядок. Раньше еще промышляли китов, но теперь охота на них запрещена, так что можно ими любоваться, если повезет.  Нам повезло встретить косатку, долго шли пересекающимися курсами, почти параллельно, метров за 15 он (это был самец, судя по высокому плавнику), пронырнул прямо под нами и неспешно удалился по своим делам, не отклонившись ни на градус от своего курса. Парусники, предмет нашего особого интереса, попадаются самые разные: яхты, большие и маленькие, 2-3-х мачтовые шхуны, заполненные туристами и курсантами, некоторые 19-го века, из Шотландии, Великобритании, Франции, Скандинавии. Нас, кстати, регулярно спрашивали, как долго мы шли сюда из Москвы. Мысль про то, что лодка взята в чартер, возникает у местных яхтсменов отнюдь не в первую очередь. Отличает большинство лодок то, что они немолодые, но очень ухоженные. Неудивительно – большинство в частных руках, практически, члены семьи. И, конечно, флот сильно отличается от Средиземки разнообразием и совершенно другими приоритетами. Здесь в чести тяжелые корпуса и мореходные обводы, гроты с латами, на каждой второй лодке стоит обогреватель или печка. Обстановка требует. Много лодок с центральным кокпитом от именитых английских и скандинавских производителей – халлберги, муди, вестерли. Даже у чартерных лодок паруса в хорошем состоянии, сезон-то всего 3-4 месяца. Типичный экипаж состоит из семейной пары в более или менее зрелом возрасте, хотя и молодежи достаточно. У нас был выбор, взять «современную белую пластиковую лодку», или Вестерли восемьдесят-какого-то года.

©Andrey Polosukhin Scotland
Мы выбрали классику. Объективно, есть много нюансов, по сравнению с современными яхтами.

Чего стоит сломавшийся стартер в самом начале нашей экспедиции, который продолжал дурить даже после замены на новый. В итоге, мы вообще не глушили двигатель, чтобы быть уверенным, что он заведется в нужный момент. Комфорт и простор несравним в аналогичных размерах. Однако, поведение под парусами, продуманность салона для комфорта и безопасности во время плавания, а не стоянки у ночного клуба, удобство работы с такелажем, все это давало ощущение настоящей вещи, сделанной для выполнения своей работы, а не для понтов. Меня поймут те, кто пробовал идти против крутой высокой волны и встречного ветра узлов в 20+, на современном мейнстриме. Отдельно хочу отметить гораздо худшую управляемость нашей Вестерли по сравнению с современными лодками с узким килем и сейлдрайвом, на заднем ходу, однако это не составляет большой проблемы, потому что большинство стоянок – на буях, или на якоре.

Люди. Если вы экстраверт и любите тусовки и вечеринки, то, вероятно, вы можете быть разочарованы. Хотя в пабах, которые есть почти в любом населенном пункте, вполне себе угарно. Я – интроверт, и мой рай находится где-то тут рядом. Идеальный баланс уважения «прайвэси» и готовность помочь, но только если ты попросишь. Если в лоции написано, что офис марины работает до 19, то можно быть уверенным, что до 19 кто-то будет на месте и ответит на твой вызов. Как, впрочем, и в том, что в 19:01 точно не будет никого. Все работает, как обещано, все буи на своих местах, все горит и мигает, как заявлено. В большинстве мест плата за стоянку взимается при помощи Honesty Box – ящичек с запиской, сколько стоит стоянка (иногда – за метр, считайте сами), деньги пожалуйста кидайте сюда, спасибо. На острове Канна есть круглосуточный магазин с бесплатным вайфаем. Это комната со стеллажами с товарами – еда, мелочь для рыбалки и по хозяйству, сувениры. На каждой полке ценник. На стене пароль от вайфая, стол и пара стульев для удобства. Берешь, что хочешь, сам считаешь, записываешь в тетрадку и кидаешь деньги в ящичек. Правда, нет алкоголя. Недавно, увы, магазин обокрали – утащили пару вязаных шапок и шоколадки. Первое преступление на острове за 50 лет, серьезное дело. Полиция проводит расследование. Заказ столика в Café Canna происходит по радио на 80 канале, покрытия мобильной связи на острове нет. Хотя работающая красная английская телефонная будка – в наличии. На 26 человек населения. На островах встречные водители всегда приветствуют тебя взмахом руки. Иногда это редуцируется до взмаха указательным пальцем, не снимая ладони с руля. Иногда, глядя в противоположную сторону с кислым выражением лица. Но не поздороваться совсем – не видел ни разу!

Зачем. Шотландия, наверное, самое доступное сегодня место, где можно почувствовать себя в по-настоящему диком месте, провалиться на пару веков назад. Не составляет особого труда, даже в разгар сезона, найти бухточку, где будешь стоять в полном одиночестве, при том – с прекрасным видом. Не жарко, так и не холодно. Зато такого разнообразия морской живности и красот на юге не увидишь. Плюс прекрасные условия для практики в сложных условиях приливов и сильных течений, а также стабильные и умеренно сильные ветра и разнообразная волновая обстановка – если вы любите не тарахтеть дизелем, а получать этот медитативный кайф, когда силы природы сама несет тебя туда, куда ты хочешь. Все близко,  переходы можно сделать хоть по 2-3 часа.  И все эти прелести идут в сочетании с отличным сервисом, развитыми службами обеспечения мореплавания, спасателями (тьфу-тьфу-тьфу) и душевной, немного Джек-Лондоновской, атмосферой Севера. Мы уже забронировали лодку (Вестерли, конечно) на этот сезон.

Орфография и пунктуация автора сохранена

 

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

 

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

©Andrey Polosukhin Scotland

Яндекс.Метрика