Путешествия

Прощай, Америка

Текст: Юрий Кузнецов (c) MainSail.Ru

История эта, как и многие истории, началась совершенно неожиданно. Некоторые люди и предметы появляются в нашей жизни внезапно, а потом становится даже странно, что раньше мы их не знали или не обращали на них внимания. Так, случайно, я познакомился с лайнером American Star.

Началось все с моего путешествия по Германии в 2003 году. Тогда на машине мы с мамой объехали значительную часть страны, сначала по местам боевой славы моего дедушки и маминого детства в Дрездене в 1945?48 году, а потом просто так. В конце концов, мы доехали до Бремена и на полдня решили съездить в город Бремерхафен (Bremerhaven) — порт Бремена.

Бремерхафен показался довольно унылым местом, но здесь в порту есть гигантский и очень богатый морской музей.

Если немцы собираются устроить какую-нибудь выставку, тем более, техническую, то это делается с редкой тщательностью и продуманностью. Даже если экспозиция содержит лишь несколько вещей, то из этого все равно можно сделать интересную и познавательную выставку. А потом издать аккуратный и красивый каталог.

Осмотрев экспозицию, сколько могли (залы тянутся на километры), мы спустились в вестибюль, где продавались разные морские книжки. Здесь я купил подробнейший попалубный план линкора Бисмарк (чертежи можно разглядывать долгими часами) и еще несколько книг. Среди них оказалась одна тоненькая книжечка, которую я купил «за компанию», поскольку она была дешевая, а издана очень красиво. Она называлась Renewal Parts — S.S. AMERICA или Agonie eines Kolosses (автор Klaus Berends). Это, по сути дела, оказался каталог небольшой выставки, прошедшей в музее. Купил и забыл про нее на какое-то время.

Книжка эта иллюстрирует бережное отношение к истории. Группе энтузиастов, в силу ряда причин, нравится один кораблик. Они нашли разные предметы с этого кораблика (доски палубы, трубопроводы, технические инструкции, технические рисунки и чертежи, прожектор, отчет о закупке топлива и машинного масла и т.д.) и сделали небольшую выставку, украсив ее фотографиями и ностальгическими живописными произведениями.

Судно называлось S.S.America и мне, как и многим, это название ни о чем не говорило.

Однако, спустя всего пару месяцев, в марте 2004 года, мы с друзьями отправились на Канарские острова на яхте Oceanis 473 и после ряда незабываемых приключений оказались на острове Фуэртевентура (Fuerteventura). Это довольно большой и очень живописный остров, с красивой природой и минимумом русских туристов. Восточный берег населенный, западный довольно пустынный из-за высоких скал, о которые разбиваются огромные волны Атлантики. Впрочем, и здесь встречаются пляжи. На одном из таких пляжей лежит S.S. America или, как она более привычно называется: American Star.

Этот «рэк» — одна из значимых достопримечательностей острова. Судно размером с «Титаник» драматически лежит на мелководье. Любой администратор гостиницы или гид сразу покажет место: «Barco? — это здесь» и ткнет пальцем в карту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как часто бывает в таких случаях, захотелось узнать подробности. American Star оказалось довольно незаурядным судном с богатой и интересной историей.

Началось все 22 августа 1938 года когда на верфи Newport News Shipbuilding and Drydock Company был заложен большой океанский лайнер. Требование к проекту — создать не просто трансокеанский лайнер со всеми элементами роскоши, а сделать его интерьеры по настоящему уютными и «домашними». В качестве особо роскошных элементов декора применялась нержавеющая сталь, керамика и «синтетика». Лайнер длиной 220 метров, шириной 28 метров (Titanic для сравнения был 260 метров длиной) и водоизмещением почти 34 тысячи тонн был спущен на воду 31 августа 1939 в присутствии почетного гостя — супруги президента США Элеоноры Рузвельт (Eleanor Roosevelt). Через год, в августе 1940 года судно вышло в первый рейс. В каютах размещались примерно 1200 пассажиров и 640 членов экипажа.

Война в Европе шла уже всерьез и S.S.America на своих бортах несла огромного размера изображения американского флага — США соблюдали нейтралитет.

Однако уже в первых числах 1941 года на судне были проведены мероприятия по размагничиванию корпуса, чтобы снизить вероятность поражения немецкими донными минами.

22 мая 1941 года S.S.America была реквизирована флотом США и вызвана с Виргинских островов в Ньюпорт для переоборудования под военный транспорт.

В это время на судне работала пара немецких шпионов (Franz Joseph Stigler и Erwin Wilheim Siegler), которые передавали немцам сведения о движении судов в районе Панамского канала. Потом их посадили на 16 и 10 лет соответственно.

1 июня 1941 года S.S.America находилась в Норфолке, когда был подписан приказ о назначении судна военным транспортом с одновременным переименованием в USS West Point (бортовой номер AP-23). Гигантские флаги на бортах были закрашены камуфляжем. Кроме того, было увеличено внутреннее пространство для увеличения количества перевозимых солдат. Прогулочная палуба по периметру закрыта спасательными плотами. Были установлены зенитные орудия. Большая часть иллюминаторов заварена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первое задание судна под военным флагом было доставить из Нью-Йорка в Лиссабон сотрудников германского и итальянского консульств (сами консульства закрывались из-за войны). Из Лиссабона в Америку West Point забрала американские семьи и семьи китайских дипломатов.

После этого West Point ушла в Канаду, где приняла на борт 240 офицеров, 5200 солдат и гражданский армейский персонал и вместе с еще пятью транспортами отправилась в Индию в составе конвоя HS-124. Путь лежал вокруг Африки в Бомбей.

Из Бомбея судну потребовалось идти в Сингапур. Проблема в том, что на пути перехода были отмели с глубинами в 30 футовпри проектной осадке судна в 33 фута. А ведь на время войны на судне были установлены 8 пушек, пулеметы и другое оборудование, что добавляло осадку. Капитану Келли (Kelley) пришлось слить водяной балласт и часть запаса пресной воды. Во время этого перехода на караван, в котором шла West Point, японский самолет сумел сбросить несколько бомб.

Японцы постоянно атаковали Сингапур с воздуха и наземной артиллерией. У причала получила (правда незначительные) повреждения West Point (в то время как стоявший рядом танкер был потоплен). Британское командование попросило Келли срочно эвакуировать из Сингапура на Цейлон семьи британских подданных (несколько тысяч человек). В виду острой необходимости капитан согласился при условии, что каждый человек возьмет на борт только самый минимум ручной клади (по сути — только деньги и документы). Далее West Point идет в Суэц и забирает австралийский корпус для переправки в Сингапур. Это было 30 января 1942 года, 67 лет назад. В этом рейсе была особенно тяжелая погода. По дороге судно забрало беженцев из нескольких портов.

Австралийский корпус не потребовался в Сингапуре — Сингапур был занят японской армией 15 февраля. West Pointс австралийцами ушла в Австралию и высадила пассажиров в Аделаиде и Мельбурне, после чего ушла в Сан-Франциско.

После этого West Point работала на коммуникациях США — Панама — Новая Зеландия, перевозя войска и военные грузы. Следующие маршруты были повсюду: Новая Каледония, Мельбурн, Бомбей, Оклэнд, Рио де Жанейро, Аден, Гвадалканал, Калифорния, Гибралтар, Марсель.

Наступила весна 1945 года и West Point возила американских солдат из порта Гавр на родину.

В ходе войны West Point поставила, по крайней мере, несколько известных рекордов. 350 000 солдат и офицеров было перевезено за время боевых действий — это больше, чем перевезло любое другое судно. 9305 человек, в основном беженцы, были перевезены за один раз — больше чем кто-либо. Ни один пассажир, включая раненых, не погиб на борту судна. USS West Point 15 раз пересекла Тихий и 41 раз Атлантический океан.

После войны ничего особенного с судном не происходило. America ходила на пассажирской линии Нью-Йорк — Гавр — Бремерхафен. Отсюда и интерес музея к судну. Это и был, собственно маршрут, изначально планировавшийся для лайнера. При этом America показывала довольно высокие скорости переходов до 18 узлов.
В 1964 году America продана греческой компании. Времена изменились. Самолеты стали популярнее морских судов для поездок в США и вообще между континентами. Да и сами океанские лайнеры стали быстрее. А судну шел уже 24?й год. Выход был найден в направлении судна на австралийские линии. Если Атлантику самолеты перепрыгивали, то в Австралию плыть было приятнее, чем лететь.

Судно стало называться Australis и пошло по линии Европа — Австралия и Новая Зеландия.

21 августа 1965 года Australis ушла из порта Пирей в Сидней через Суэцкий канал. Обратный путь — Панамский канал — Майами — Саутгемптон. Очередное кругосветное путешествие.

Окончательно смысл в регулярной эксплуатации судна пропал в 1978 году.

Однако 30 июня 1978 года America (второй раз уже), заново покрашенная в голубой и синий вышла в море как круизное судно. Ремонт был проведен очень халтурно, экономили буквально на всем, и многие пассажиры подали в суд на пароходную компанию.

Судно вновь было продано за миллион долларов, получило новое название и стала Italis. Так судно провело ряд круизов по Средиземному морю и было ошвартовано в порту Пирей.

Дальше уже началась какая-то неразбериха, судно перепродано 1980 и переименовано в Noga. Планировалось сделать на судне тюрьму. Но не успели — перепродали, потом снова перепродали и т.д. Новое название даже не успели написать на борту.

В феврале 1993 появился новый проект: отправить теперь уже American Star в Пхукет и создать на ее базе пятизвездочный отель.

22 декабря 1993 года American Star покинула Грецию на украинском буксире «Нефтегаз 67». На этот переход с судна были демонтированы винты. Однако, почти сразу пришлось вернуться обратно в порт — буксировка по зимнему Эгейскому морю оказалась невозможной. Лишь под самый Новый год удалось выйти в море второй раз. Этот переход оказался для American Star последним.

Через пару недель уже в Атлантике буксир и лайнер попали в очередной шторм. Буксирный трос порвался. Шестеро членов экипажа буксира сумели высадиться на борт American Star чтобы завести другой буксирный трос, но и он тоже порвался. На помощь подошли еще два буксира, но сделать ничего не удалось. 17 января временный аварийный и последний экипаж лайнера был эвакуирован вертолетом, а 18 января судно было выброшено на отмель возле острова Фуэртевентура в районе маленького городка Puerta Nueva.

Потом началось разбирательство между владельцами судна, буксирными и страховыми компаниями. А American Star тем временем разломилась пополам, и очередной шторм унес кормовую часть в море, где она и затонула. 6 июля 1996 судно было официально признано 100% уничтоженным.

Еще десять лет носовая часть лайнера лежала у берега, привлекая туристов и фотографов. Образовался даже своего рода неформальный клуб, объединивших людей интересующихся историей и судьбой судна. Члены этого клуба постоянно следили за состоянием рэка и обменивались информацией и фотографиями.

Корпус постепенно разрушался. И вот в начале этого года пришла печальная новость о том, что над водой остался лишь один крохотный кусок набора и обшивки.

 

 

 

 

 

 

 

 

American Star была одним из символов большой эпохи, хотя символом мало известным «у нас».  Говорят, что и этот кусок уже смыло.

Трагически сложилась судьба самого буксира «Нефтегаз 67».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 марта 2008 года в Гонконгском проливе произошло столкновение двух судов – китайского “Яо Хай” и “Нефтегаз-67”.Китайский гигант (длина “Яо Хай” составляла 225 метров против 81-ого метрового буксира), протаранив украинское судно, проследовал на полном ходу далее, что не позволило остановиться для оказания помощи. Диаметр пробоины, причем как выяснилось после подъема не одной, а двух (вторая находилась ниже ватерлинии, нанесенной бульбой балкера), был таков, что “Нефтегаз-67” ушел почти на сорокаметровую глубину за считанные минуты (по данным экспертов от трех до семи). Спаслись только те, кого смыло за борт в тот самый момент, когда судно резко дало крен и практически перевернулось. У остальных членов команды, находившихся на нижних палубах и в машинном отделении, выбраться на поверхность через покореженные после удара перегородки и переборки шансов практически не было. (На снимке систершип «Нефтегаз 68»).