Путешествия

Воспоминания об ARC

Популярность ARC растет с каждым годом. Как подготовиться к этому непростому плаванию и на что обратить внимание? MainSail публикует рассказ участника ARC-2005 Игоря Холкина, который прошел это плавание на своей яхте Delma.

ARC – нормальное капиталистическое предприятие и относиться к нему надо соответственно, как к фирме, предлагающей продукт. Идея продукта основана на естественной сезонной миграции яхтсменов из Европы на Карибы для зимовки и обратно. ARC оседлал этот поток и сделал пересечение Атлантики более организованным, комфортным и безопасным. ARC продает Парусное Океанское Приключение на определенных условиях. С условиями, естественно, можно ознакомиться перед покупкой и принять решение – покупать или нет. Сегодня это успешный бизнес, формула которого: Плата от участников + Плата от рекламодателей и спонсоров + Комиссионные от поставщиков сопутствующих услуг и оборудования – Расходы на организацию.

Свидетельствую, что организация продуманная, хорошая, обязательства свои фирма выполняет. Выбор же поставщиков в любом случае за вами, и здесь работает старое изречение «Caveat emptor. Пусть покупатель будет осмотрителен». Можете принимать рекомендуемых ARC поставщиков, можете найти других. Есть, правда, исключения – например, марины. Вы можете стоять только в тех, которые выбрал ARC (Muelle Deportivo в Лас-Пальмасеи Rodney Bay на Санта Лючии). Качество марины в Лас Пальмасе оставляет желать много лучшего…

Сам продукт — Парусное Океанское Приключение, на мой покупательский взгляд весьма хорош. Он обеспечивает: информацию — семинары, лекции, брошюры, буклеты, отображение плавания на сайте; тренинги и показы — спасательные средства и операции по спасению, использование радио и т.п.; международное общение — вечеринки, тусовки, приемы в яхтклубах; безопасность (в пределах досягаемости – вертолет, спасательные суда, в плавании – коротковолновый радиообмен в пределах флота и с базой;.престиж, гласность — ведущие английские и американские яхтенные издания, телевидение.

Из всего этого складывается ощущение совместного приключения, причастности к большому яхтенному событию. Чего ожидал от ARC именно я, имеющий за плечами опыт самостоятельного пересечения Атлантики? Пожалуй, только одного – участия в международной яхтенной тусовке, новых встреч с «собратьями по разуму», расширения собственных горизонтов, понимания, чем живет этот народ, ну и, в идеале, поддержки собственных планов. В результате, получил массу интереснейшей информации, поднабрался опыта, познакомился со многими интересными людьми, а с одним из них намечаются и совместные дела.

Соображения по подготовке плавания. Мы потеряли массу времени в Лас- Пальмасе на подготовку лодки, хотя и пришли заранее. Это время с гораздо большей пользой можно было употребить на посещение ARC-ных мероприятий. Отсюда вывод – лодка должна быть полностью технически подготовлена к плаванию в Атлантике в сезоне, предшествующем этому плаванию. Причем все работы лучше сделать на вашей родной базе – выйдет существенно дешевле, чем закупать запчасти в Лас-Пальмасе.

И все равно найдется масса работ, хотя бы по выполнению требований ARC. Запаситесь заранее картами, электронными и бумажными,и лоциями.

Перед стартом как минимум два дня уделите хозяйственным делам на лодке. Закупка провизии по заранее продуманному списку, подготовка и специальная раскладка овощей и скоропортящихся продуктов, прачечная, покупка хозтоваров, заправка топливом, газом – все это занимает время. Имейте план раскладки продуктов – все мгновенно теряется после укладки, ни черта не найдешь. Если собираетесь ловить рыбу – подготовьте, кроме хороших снастей (которые не должны мешать управлению), место для ее разделки сразу после поимки и определитесь со способами приготовления и хранения (рыба имеет неприятное свойство провонять и всю лодку и даже океанские закаты- рассветы). Обязательно выйдите в море за день-другойперед стартом, потренируйтесь в спасении, проведите парусные учения.

Соображения по экипажу. Очень важная процедура. Формируйте экипаж с наивозможным тщанием, придирчивостью и вниманием. Единственная паршивая овца может испортить все удовольствие от плавания. Общая рекомендация – идите только с лично знакомыми вам и проверенными в парусном деле людьми. Это обеспечит наибольший комфорт.

Если собрать спетый экипаж по какой-то причине невозможно (а такое бывает, увы, часто), то постарайтесь следовать простым правилам: начинайте формировать экипаж заранее, в период подготовки лодки, за сезон перед стартом: обязательно соберите всех вместе как можно раньше перед походом и устройте небольшой междусобойчик-другой, лучше за городом, на денек. Приглядитесь друг к другу – с кем вы захотите стоять вахту?

Пусть каждый четко и недвусмысленно выскажет свои ожидания от плавания и обозначит свои возможности как члена команды. Пусть каждый охарактеризует себя как можно более подробно и скажет, что ему нравится, а что нет (эх, вот тут хорошего психолога бы – скольких проблем можно было бы избежать). Каждый член экипажа может быть принят только при всеобщем согласии и при малейшем сомнении лучше расстаться с человеком на этом берегу, чем потом трепать нервы и, возможно, кошелек, на другом.

Назначьте казначея и определите финансовое (или иное материальное) участие каждого. Составьте бюджет плавания, и постарайтесь ему следовать, записывая платежи и долги каждого в период подготовки. Перед началом плавания все платежи должны быть неукоснительно внесены – никаких «потом расплачусь».

Конечно, у каждого возможны накладки личного характера (заболел, на работе аврал и т.п.), поэтому надо иметь второй состав – дублеров, согласных быть «на стрёме» до определенного момента. Собирайте оба состава заранее, за сезон.

Самое последнее дело – набирать экипаж по объявлению в Лас-Пальмасе перед стартом, хотя таких объявлений масса. Лучше иметь лишнюю нагрузку по вахтам, чем идти с незнакомым человеком. Я был свидетелем, как вещички такого члена экипажа оказались выставленными на пирс сразу по прибытии на финиш – представляю, как он достал.

Каждый член экипажа должен перед стартом иметь на руках оплаченный обратный билет из порта назначения и необходимые визы. Капитану следует понимать, что, включив человека в судовую роль, он тем самым взял на себя ответственность за его своевременное убытие из страны назначения, и в случае конфликта капитан не сможет апеллировать к властям, как бы себя не вел этот человек. Позиция властей: сам привез его к нам в страну – сам и увози (или отправляй на самолете за свой счет).

В случае изменений в составе экипажа, для закрытия границы (check-out, clearing out) при уходе из порта в плавание, капитан должен предъявить властям подтверждение убытия с борта и из страны предыдущих членов экипажа (копии их авиабилетов).

Установите вахты с учетом индивидуальных особенностей людей (совы и жаворонки). Выберите наилучший именно для вашей команды принцип несения вахт, с учетом количества народа на борту и опыта каждого (четырехчасовые, трехчасовые, сдвигающиеся и т.п.). Определите, нужна ли подвахта. Естественные принципы при формировании вахт – личная приязнь людей друг к другу и создании пары «опытный-менее опытный».

Определите жесткий порядок безопасности при несении вахт. Где лежит штормовая сбруя (лучше всего держать лини на корме в уже пристегнутом состоянии – только руку протянуть и защелкнуть на себе карабин), проведены ли страховочные леера вдоль бортов, текущей вахте нельзя покидать кокпит до появления следующей вахты (и надо дождаться, когда смена привыкнет к рулю и условиям), правило вызывать капитана при малейшей неуверенности в погоде, оборудовании и расхождении с судами. Заранее перед стартом проверьте, работает ли связь – пошлите мэйлы, поговорите по VHF с соседями, позвоните по спутниковому телефону. Вообще лучше всего иметь дублированные возможности связи разными устройствами – например, КВ и УКВ радио, спутниковый телефон с возможностью передачи данных и второй голосовой спутниковый телефон, спутниковый e-mailcommunicator и SSB e- mail (через КВ-радио). Нам приходилось использовать связку e-mail communicator – Iridium телефон, когда связь барахлила.

Имейте хорошие паруса для полных курсов – спинакер или геннакер. В крайнем случае установите выстрел для генуи. Пассаты все же существуют, хоть в этом году они и подкачали.

Имейте несколько альтернативных источников энергии из перечисленных – аккумуляторы и генератор двигателя, отдельный генератор, солнечные батареи, ветрогенератор, буксируемый генератор.

Купите опреснитель! Вы будете совершенно избавлены от беспокойства по поводу недостатка воды. Есть буксируемые за лодкой опреснители, которые не требуют монтажа, дополнительных дырок в корпусе и прочих хлопот. Бросил за борт на тросе, и он гонит тебе воду по шлангу, куда захочешь.

Захватите дизтоплива впрок. Можно в больших пластиковых канистрах вдоль бортов, можно в пластиковой бочке – как место позволит. Солярка лишней не бывает – штилей достаточно.

Если выбирать между покупкой плоттера с электронной картографией и радаром – купите радар! Тем более, что современные радары имеют возможность загрузки картриджей и работают плоттерами.

Купите маленький фонарик-карандаш каждому, на вахту. Купите пару головных светодиодных фонарей. Оборудуйте лодку мегафоном, повесте его под краспицу – крайне полезная штука для обращений рулевого к баковым. Ну или уоки-токи, для двусторонней связи. Очень там шумно, на баке при волне …Установите к винту лезвие, обрезатель веревок – слишком много рыбацкого барахла плавает в океане. Заведите отдельный ящик для медикаментов и найдите ему удобное место. Назначьте ответственного за него, желательно человека с медицинскими познаниями или же обученного приемам первой помощи. Без травм ну никак не обходится….

Обеспечьте себе береговую поддержку – как минимум для получения прогнозов погоды, а то и для подсказки по тактике хода и выбора направления.

Учите английский! Это международный морской язык, без него очень некомфортно, поверьте. Базарных знаний на уровне «привет-пока-сколько стоит» никак недостаточно. Нужно уметь читать лоции, путеводители, общаться по радио – это крайне важно. Ну и с людьми в баре поговорить за жизнь…