MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Школы
Как нельзя ходить в море, или греческая «одиссея»

Иван Глазачев
Фото: Автора

Как нельзя ходить в море, или греческая «одиссея»

MainSail публикует рассказ Ивана Глазачева о его опыте путешествия на чартерной лодке в Греции. Незадолго до этого автор прошел курс обучения в школе Club Sail Sea School RYA на Канарских остовах и получил сертификат Day Skipper. В заметке он анализирует полученый в школе опыт и свои наблюдения за шкипером во время путешествия.

Знакомый пригласил меня «на яхтинг» по островам Греции. Кто откажется от соблазна испытать себя, когда за плечами только что окончание школы RYA – одной из самых авторитетных яхтенных школ мира. Заряженный  новыми знаниями, полный энтузиазма и романтики, я двинулся в путь в Афины, где томилась в ожидании нашей команды малоизвестная мне яхта Oсean Star 51.

Добраться до марины не представляло труда, такси домчало быстро. Настроение было прекрасным, хотелось быстрее увидеть яхту.

На пристани мы встретились с остальной командой, с которой предстояло двухнедельное путешествие по Средиземному морю, познакомились и, не теряя времени, тут же определили, кто чем будет заниматься.

Капитан, молодой мужчина из Москвы, с которым нам предстояло бороздить просторы Средиземноморья, хоть и не первый раз брал яхту во фрахт, но попросил помочь ему в приемке, а я с удовольствием согласился. Около лодки нас с капитаном ждал ее хозяин-грек. Он приветливо улыбался и готов был ответить на любой наш вопрос. Вспомнив все пункты подготовки яхты к отплытию и некоторые советы инструктора по приемке яхты в яхтенной школе (этот chek-in для меня был первый), я приступил к делу. Очень боялся что-то пропустить или не досмотреть. Но начну по порядку.

Первое разочарование пришло, когда я увидел спасательные жилеты.  Хозяин-грек показал под сиденьем кучу старых жилетов, вероятно со списанного судна, напоминавших какие-то слюнявчики маленьких размеров. Честно говоря, пожалел, что не захватил из самолета, там они компактные и надуваются легко (шутка). Хорошо, что страховочные пояса были. Удивило меня отсутствие на корабле датчика утечки газа. Когда спросил про страховочную ленту (safe-line), то грек удивился и показал на леерное ограждение. Я тоже удивился, но внимательно посмотрел на него и даже потрогал ногой. Ещё бы небольшое усилие, и оно отвалилось бы на глазах владельца. Но меня остановили, и через 15 минут хозяин принес ленту, которою я сам и привязал. При осмотре содержимого штурманского стола, я обнаружил отсутствие штурманской линейки. Попросил продать мне за отдельную плату. Через 10 минут штурманская линейка за 14 евро была у меня в руках. Далее мы пошли по списку хозяина, проверили наличие всего того, что там было указано. В основном это были предметы быта: швабра, ведра и т.д. Гальюны работали, такелаж был на месте, мотор в порядке. В целом яхта напоминала вагон из несколько купе, в каждой каюте все имелось в наличии.

Пока мы принимали яхту, остальная часть команды закупала необходимые продукты. Когда все вернулись, капитан разместил людей по каютам, мы распихали содержимое наших сумок, благо ящиков было предостаточно. Капитан куда-то явно спешил, поэтому подготовка к выходу из марины напоминала сборы в случае непредвиденных обстоятельств. Затем капитан собрал нас всех в кокпите и рассказывал о правилах поведения на борту. Я понял, что почти все члены команды впервые на яхте. Все, что запомнилось из правил (и в дальнейшем  выяснилось, что не только мне), что курить можно на транце и пепел необходимо стряхивать в банку из-под пива, а банку предварительно замять, чтобы из неё никто не выпил остатки этого самого пива. Был весьма удивлен, но прослушал все инструкции. Капитан завершил свою речь и обратился ко мне со словами, что я только окончил школу и смогу ли я что-нибудь добавить или показать, чему учили в школе. Я вспомнил школу и прекрасного инструктора Андрея Райкова, начал с безопасности, как он нас учил, когда мы каждое утро повторяли, в каких случаях надеваются спасательные жилеты, как правильно пользоваться газом и др., т.е. провел инструктаж по безопасности (safety briefing). Честно говоря, сам удивился тому, что в голове все закрепилось и даже очень неплохо. Капитану не понравилось столь длинное и подробное разъяснение техники безопасности, буркнул под нос, что это лишнее, что тут все по-другому, и это никогда не пригодится, и дал команду к отчаливанию.

Вот тут и началось. Все суетились, желая быть полезными, мешали друг другу, не зная за что хвататься. Капитан явно нервничал и ругался. Этот хаос страшно напрягал меня. С огромным сожалением вспоминал нашу школу, где все работали слаженно и гладко, где благодаря инструктору была дисциплина и ясность, а это на воде — одно из главных условий безопасности. Слава Богу, мы вышли в море из марины без происшествий. Меня уже стали мучить сомнения о прекрасном  яхтинге. Царила атмосфера бардака. Капитан отдавал команды, путая термины и упрощая их – мол, дерни вон за ту веревочку или надо поставить грот (у меня в мыслях один ответ – надо так надо), а кто, что должен делать не говорил. Конечно, когда люди в первый раз на яхте, они не знают ни как выбирать или травить шкоты и фалы, ни где какая «веревочка» находится. Но самое забавное — никто и не собирался ничего делать, потому что  команды отдавались в воздух, безадресно.

Дальше… были швартовки. Я их назвал – «роды капитана». Крик и паника, то все вяжут кранцы, не войдя в марину и не зная еще, каким  бортом будем швартоваться, то все в авральном порядке привязывают кранцы для красоты равномерно по бортам, то вообще про них забывают. Все свои неудачи капитан списывал на абсолютно неподготовленных членов команды, которые и узлов не умеют вязать, и кранцы впервые в жизни видят.

Естественно, мне все это было не по нраву. После обучения в школе RYA в голове была совершенно четкая система: как готовиться к отходу, как швартоваться, как бросать якорь, как спасать утопающих и т.д.  Я стал спокойно объяснять ребятам, что и как надо делать. Например, при швартовке в марине, когда наша яхта стала наваливаться на рядом стоящую, капитан дал команду «одерживаться», т.е. все члены команды должны были руками и ногами отталкиваться от соседней яхты. Я знал, что не имею никаких прав что-либо указывать, но посчитал, что жизнь людей дороже обязанности подчиняться капитану, я не выдержал и отменил команду. Понимаю, что с точки зрения поведения на судне это было неправильно, нельзя отменять команды капитана. Но эти команды грозили здоровью людей, поэтому пришлось вести себя подобным образом. Когда опасность миновала, я объяснил, что для таких случаев и есть кранцы и не надо их привязывать без толку, где придется, а, толкая руками и ногами, можно получить очень серьезные травмы. Все это вызвало страшное раздражение у капитана (в последующем мне рассказали аналогичную прошлогоднюю историю, где девушка сломала ногу на яхте у этого же капитана, а не умеющий плавать парень упал за борт, потому что на ходу мыл палубу и зачерпнул воду ведром, спасением было чудом, капитан этот же был в растерянности).

Атмосфера бардака царила на яхте, и когда она была в море. Однажды, при сильном ветре я тактично и тихо предложил прибрать рифы. Мой совет капитан проигнорировал. В результате лопнул фаловый  угол генуи, и тут же прозвучала  команда «убрать стаксель и грот». Конечно, опять пришлось вмешаться. Я не дал убирать грот, чтобы не потерять управление яхтой совсем. На яхте было 9 человек, и рисковать их жизнями я не имел права.

Много вопросов у меня было к капитану. В разговорах выяснилось, что он нигде не учился, документы греческого клуба купил за 100 евро. Желание называться капитаном и алчность перечеркнули всю «романтику яхтинга».  Судовой журнал стали вести только на третий день, после моих вопросов, пеленги и маршруты не проверялись, не строился план перехода, не зарисовывались марины, не записывался LOG. Все, чем пользовался наш капитан, – это GPS, который часто пищал, сообщая нам, что находимся на берегу. Если капитан передавал мне штурвал, то, естественно, я спрашивал курс. Ответ всегда был неточным, например, оближи этот мыс и дальше прямо. Команды отдавались вообще, а не конкретному человеку, поэтому никто не торопился их выполнять или чаще всего не знали, что делать. Несмотря на печальный первый опыт швартовки, который ничему не научил капитана, команда о вывешивании кранцев звучала от него вновь, когда до марины было полмили, и мы даже не знали, как будем швартоваться.

Во время похода, украдкой от капитана, мне удалось чему-то научить команду, отрабатывал и спасение утопающего, и управление парусами. Ребята собрались интересные, а главное – им хотелось учиться, да и мне важно было проверить и закрепить знания и навыки, полученные в яхтенной школе. Удалось осуществить и ночной переход протяженностью почти в 40 миль. Замечу, что в Греции не очень любят ставить огни, многие острова совсем не обозначаются. Но команда была очень способная, мы забыли про GPS, все быстро освоили хождение по пеленгам. Наш капитан сделал вид, что устал, ушел спать, отдав ночной переход нам на откуп. Я старался все делать по правилам, команда надела спасательные жилеты, страховочные пояса. Несколько раз перепроверили пеленги, построили точки прохождения. В условиях полной темноты мы пришли в намеченный порт и начали швартовку. Тут проснулся наш капитан и стал раздавать привычные команды с руганью. «Роды» продолжались…

В целом яхтинг в Греции  интересен, впечатлений можно получить много, только хочу дать совет всем начинающим — для начала проверьте своего капитана, спросите, где он учился, не спешите принимать решение и платить немалые деньги за сомнительное удовольствие тратить собственные нервы на отдыхе, загляните на форумы, например, на форум mainsail, поговорите и посоветуйтесь со специалистами, ведь от этого зависят ваше здоровье и ваша жизнь. А  море и паруса — это великолепно!

О себе:

Яхтингом занимаюсь с 2005 года, начинал с катамарана, затем в роли капитана был в походе на лодке Алекстар -25 по Онежскому озеру в 2007 году, на той же лодке по Белому морю в 2008 году.

 


14 Октября 2008


Другие тексты на эту тему

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

23 Октября 2013

«Газпром» открывает свою парусную школу

Gazprom Youth Sailing Challenge – новый проект Яхт-клуба Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром» при поддержке Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Команда из молодых яхтсменов в возрасте от 26 до 30 лет будет принимать участие в крупнейших международных парусных соревнованиях под российским флагом и вымпелом Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

08 Июня 2013

Мой путь. Yachtmaster Ocean

«Зачем это всё? все по GPS прекрасно ходят!» — не то, чтобы редко, но постоянно приходится слышать от русских яхтсменов. Фраза обычно сопровождается пожиманием плечами и отходом куда-то в сторону ближайшего кабака. И действительно «А зачем?»

27 Мая 2013

Мой путь. Yachtmaster в Соленте

Автор этого текста — Александр Гуськов — первым из российских яхтсменов получил квалификации яхтмастера, яхтмастера оушен и инструктора RYA не где-нибудь, а в британской яхтенной академии UKSA. В этой единственной в своем роде яхтенной школе училась и легендарная Эллен Макартур, и большинство нынешних инструкторов и экзаменаторов самой RYA.

13 Февраля 2013

201 миля, 301 миля на монотипах

Парусная академия объявила о продолжении своего проекта парусной регаты «201 миля». Эта регата отличается от большинства корпоративных и прочих коммерческих проектов, так как имеет спортивный уклон и проводится на монотипных яхтах, что увеличивает остроту борьбы и способствует популяризации настоящих спортивных гонок среди любителей. Также академия объявила о новом проекте, который стартует осенью.

18 Мая 2012

Штили, киты и дельфины

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Полосухина о морской практике в школе Club Sail на Тенерифе. Плавание состоялось в мае 2012 года. Орфография и пунктуация автора сохранена.

15 Июля 2011

Джумхура Гекова лишили лицензий

Школа Джумхура Гекова Gokova Yachting (International Sailing School) лишена лицензий IYT. Во избежание будущих недоразумений и по просьбе MainSail.Ru IYT опубликовала список российских IYT-инструкторов, имеющих действующие лицензии на обучение.

07 Марта 2011

Школа капитана

Наши соотечественники активно осваивают морские просторы, гоняются в регатах, становятся инструкторами или даже открывают собственные яхтенные школы. MainSail.Ru публикует рассказ Рената Салехетдинова, который уже несколько лет обучает яхтсменов управлению моторной яхтой. Среди его курсантов не только россияне.

12 Апреля 2010

Новая школа RYA в Мармарисе

Новая школа сертифицирована Royal Yachting Association (RYA) и, как планируется, начнет работу с начала мая.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+