MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Школы
Курс Coastal Skipper, опыт и наблюдения

Юрий Кузнецов
Фото: MainSail.Ru

Курс Coastal Skipper, опыт и наблюдения

В августе 2007 года в неподалеку от Мармариса в районе Датчи погиб немецкий яхтсмен. Это произошло из-за несанкционированного поворота через фордевинд — гик сломал яхтсмену шею, травма оказалась несовместимой с жизнью. Началось расследование. MainSail.Ru упоминал об этом инциденте, и нам было интересно узнать, чем закончилось это расследование, предпринятое турецкими властями…

Как удалось выяснить, шкипер той лодки, гражданин Германии, был задержан турецкой полицией и до конца следствия был помещен в тюрьму временного содержания. С учетом того, что и родственники пострадавшего, и свидетели живут в Германии, и на допросы им приходилось специально приезжать в Турцию, следствие длилось шесть месяцев. Все это время шкипер сидел в тюрьме, пока, наконец, не было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Следствие пришло к выводу, что гибель яхтсмена произошла в результате несчастного случая и не была связана с действиями шкипера или кого-то из членов экипажа.

Этот случай красноречиво свидетельствует о том, что ответственность шкипера  — далеко не абстрактное понятие. И в некоторых случаях она может выливаться во  вполне конкретное уголовное наказание. В данном случае его не последовало, но  шкипер-таки отсидел в тюрьме полгода. 

Хочу заметить, что никто из мармарисского яхтенного сообщества (англичане в  первую очередь) не смог вспомнить, какая именно лицензия была у этого немецкого шкипера. То есть, люди, для которых обучение яхтсменов и все, что связано с  яхтами, является профессией, и которые внимательно следили за расследованием, не помнят, какие бумажки имел тот шкипер. Причем многих собеседников мой вопрос про лицензию ставил в тупик. Типа, какая разница? Какое это имеет отношение к  делу?

Впрочем, это понятно. Шкипер несет ответственность независимо от того, какой сертификат имеет.

В то же время в российском яхтенном интернете бесконечно обсуждается одни и  те же вопросы: «Что дают [те или иные] документы?», «Может ли Coastal Skipper удаляться от берега более чем на 20 миль?» и так далее. Вера в бумаги и  различные ограничения, возможно, воспитанные советским режимом, среди наших соотечественников настолько глубока, что реально создает проблемы при обучении. Люди долгое время не могут поверить, что документы совсем ничего не дают. С  точки зрения ответственности шкипера, оценки его действий, имеющиеся у него шкиперские лицензии (Day Skipper, Coastal Skipper, Yachtmaster) никакой роли не  играют. Эти бумаги отражают лишь мнение представителя обучающей системы (RYA  или IYT) о том минимуме знаний и опыта, которые получил шкипер. До тех пор, пока шкипер не собрался (официально!) получать разрешение на работу. Но это другая история.

Конечно, в лицензии иногда заглядывают любопытные менеджеры чартерных компаний и, теоретически, они могут не дать лодку, если лицензии нет. Но они точно также могут не дать лодку, если лицензия есть. Дело опять же не в лицензии, а в квалификации шкипера. В данном случае, лицензия упрощает общение с незнакомой чартерной компанией.

Никто не спорит с тем, что лицензию иметь полезно и нужно. Вопрос в другом — в чем реальное отличие квалификации Coastal skipper от Day skipper (далее мы  говорим о системе RYA).

Задавшись этим вопросом, я прочитал то, что пишет про это сайт RYA. поговорил со всеми знакомыми CS. MainSail.Ru задавал этот вопрос и всем известному Колину Пирсону. Однако, если с объемом теоретических знаний и практическими упражнениями в основном было понятно, то общая логика всего этого была мне не ясна.

Потеряв в известной мере интерес к коллекцонированию лицензий, я неожиданно вновь оказался на лодке у Колина Пирсона, где CS получил. По ходу дела я имел возможность посмотреть на процесс изнутри и вновь обсудить с Колином логику системы RYA.

На мой взгляд, вся цепочка обучения, логика обучения, строится следующим образом.

Первый шаг это создание у шкипера набора «инструментов», которые он способен применять для решения тех или иных задач по управлению лодкой. Это швартовки, взятие рифов, постановка на якорь и т.д. По мере накопления опыта набор этих «инструментов» у шкипера увеличивается, но этого еще не достаточно, чтобы сделать следующий шаг.

Умение и привычка применять имеющиеся инструменты — для многих незаметный, но на самом деле решающий шаг в сторону первой шкиперской лицензии. Опытный инструктор уделяет этому серьезное внимание. Например человек умеет швартовать лодку в простых погодных условиях у пустого пирса и это не вызывает у него никаких проблем. Когда необходимо поставить лодку в условиях реальной марины (при наличии места и штилевых условиях), этот еще неопытный шкипер впадает в легкий ступор. К примеру, его лодка продолжает двигаться по марине с  минимальной скоростью до тех пор, пока не упрется в бетонный причал. Марина кончилась, а решение шкипера о швартовке так и не было принято. Объяснить свое поведение он не может, да этого и не требуется. То есть «инструментарий» у  шкипера есть, а привычки им пользоваться нет. Многие называют эту привычку «автоматизмом». Но, на мой взгляд, это не совсем правильное слово, так как не  передает в полной мере сути происходящего.

Когда минимальный набор «инструментов» накоплен и, шкипер ими пользуется, наступает счастливый момент выписывания бумажки Day Skypper.

Теперь перед этим шкипером довольно долгий процесс. С одной стороны он  должен приложить значительные усилия для увеличения запаса инструментов, с  другой стороны он должен приобрести опыт применения этих инструментов в разных условиях (погодных, географических и т.д.) Это может занять много времени, что не следует воспринимать как проблему. Ведь следующий сертификат CS, это просто еще одна бумажка, которая тешит самолюбие, но не дает каких-либо новых прав или превелегий.

Следующий шаг это достижение полного и постоянного контроля над лодкой в  любой ситуации. Об этом много раз везде писалось и говорилось, но не очень понятно, как этот контроль обеспечить. Возможно, полезным станет следующий комментарий.

Управление лодкой в нашей терминологии складывается из цепочки событий, каждое из которых требует своего «инструмента». Если наступает событие, которое требует какого-то «инструмента», а у шкипера такого «инструмента» в запасе нет, то возникает проблема. Либо надо было накапливать «инструменты», либо избегать события, к которому ты недостаточно готов. (То есть начинающий шкипер может стараться не удаляться от берега более чем на 20 миль и т.д., но не стоит эти рекомендации воспринимать как ограничения). Контроль над лодкой в этом смысле, это способность шкипера видеть цепь событий несколько дальше и применять такие «инструменты», чтобы цепь событий развивалась желаемым образом.

Следующий важный момент — это умение заранее рассчитать время, когда нужно начинать применять новый «инструмент». Со стороны хорошо видно, готов экипаж лодки к возникшей ситуации или не готов. Наверняка вы видели швартующуюся лодку, где швартовые концы все еще смотаны в бухты? Ситуация дурацкая, но как ни странно, довольно распространенная.

Следующий момент — правильный учет внешних условий (погодных например). Люди делают ошибки и теряют контроль над лодкой, пытаясь в лоб преодолеть ветер и  применить «инструмент», который они привыкли применять в тихую погоду. Вместо этого они могли бы для достижения своей цели применить другой «инструмент», который бы учитывал ветер и использовал бы его. Понятно, что не всегда такое возможно, но, по крайней мере, такую возможность надо рассматривать.

Важнейшим элементом контроля над лодкой является контроль за действиями экипажа. Поскольку шкипер ответственен за все, что происходит у него на борту, то в его обязанности входит решение таких разнообразных проблем экипажа, как морская болезнь, попытки людей совать пальцы в лебедки, организация питания и, как ни странно это может показаться, организация нормального климата в  коллективе. Примеров, когда проблемы возникали из-за незамеченных шкипером человеческих конфликтов, масса. (Взять хотя бы к примеру известный случай на  Кикладах в мае 2007 года, когда цепь ошибок, вызванная изначально сложными взаимоотношениями в экипаже, привела к потере контроля над лодкой в ночных условиях возле берега, в результате чего лодка была разбита о скалы.)

Из этих перечисленных шагов, как я понял, и состоит путь к квалификации Coastal Skipper. Квалификация Day Skipper’а предполагает умение пользоваться рядом важнейших инструментов. Квалификация Coastal предполагает умение мыслить и действовать стратегически, предвидя дальнейшее развитие ситуации и управляя ею, насколько это возможно.

На квалификацию Coastal нельзя «выучиться» за какой-то фиксированный срок. Если кто-то обещает научить клиента на квалификацию Coastal за неделю, то, возможно, этот инструктор сам не вполне понимает логику системы RYA. Путь от DS до CS может быть пройден достаточно быстро, а может занять изрядное время. Формальные требования, такие как количество пройденных миль, ночные часы и т.д. — скорее сбивают людей с толку, чем помогают им учиться.

Недельный курс Coastal Skipper — это хорошая тренировка, обсуждение различных «инструментов» и т.д. Инструктор не экзаменует претендента на  Coastal, а просто констатирует факт, соответствует студент требованиям этой квалификации или еще нет.

 

 


29 Июля 2008


Другие тексты на эту тему

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

23 Октября 2013

«Газпром» открывает свою парусную школу

Gazprom Youth Sailing Challenge – новый проект Яхт-клуба Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром» при поддержке Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Команда из молодых яхтсменов в возрасте от 26 до 30 лет будет принимать участие в крупнейших международных парусных соревнованиях под российским флагом и вымпелом Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

08 Июня 2013

Мой путь. Yachtmaster Ocean

«Зачем это всё? все по GPS прекрасно ходят!» — не то, чтобы редко, но постоянно приходится слышать от русских яхтсменов. Фраза обычно сопровождается пожиманием плечами и отходом куда-то в сторону ближайшего кабака. И действительно «А зачем?»

27 Мая 2013

Мой путь. Yachtmaster в Соленте

Автор этого текста — Александр Гуськов — первым из российских яхтсменов получил квалификации яхтмастера, яхтмастера оушен и инструктора RYA не где-нибудь, а в британской яхтенной академии UKSA. В этой единственной в своем роде яхтенной школе училась и легендарная Эллен Макартур, и большинство нынешних инструкторов и экзаменаторов самой RYA.

13 Февраля 2013

201 миля, 301 миля на монотипах

Парусная академия объявила о продолжении своего проекта парусной регаты «201 миля». Эта регата отличается от большинства корпоративных и прочих коммерческих проектов, так как имеет спортивный уклон и проводится на монотипных яхтах, что увеличивает остроту борьбы и способствует популяризации настоящих спортивных гонок среди любителей. Также академия объявила о новом проекте, который стартует осенью.

18 Мая 2012

Штили, киты и дельфины

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Полосухина о морской практике в школе Club Sail на Тенерифе. Плавание состоялось в мае 2012 года. Орфография и пунктуация автора сохранена.

15 Июля 2011

Джумхура Гекова лишили лицензий

Школа Джумхура Гекова Gokova Yachting (International Sailing School) лишена лицензий IYT. Во избежание будущих недоразумений и по просьбе MainSail.Ru IYT опубликовала список российских IYT-инструкторов, имеющих действующие лицензии на обучение.

07 Марта 2011

Школа капитана

Наши соотечественники активно осваивают морские просторы, гоняются в регатах, становятся инструкторами или даже открывают собственные яхтенные школы. MainSail.Ru публикует рассказ Рената Салехетдинова, который уже несколько лет обучает яхтсменов управлению моторной яхтой. Среди его курсантов не только россияне.

12 Апреля 2010

Новая школа RYA в Мармарисе

Новая школа сертифицирована Royal Yachting Association (RYA) и, как планируется, начнет работу с начала мая.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+