MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Школы
Как стать инструктором RYA

Андрей Райков
Фото: автора

Как стать инструктором RYA

MainSail.Ru начинает публикацию серии статей вероятно первого русского инструктора RYA — Андрея Райкова. Подробно занимаясь такой темой как обучение сейлингу (или яхтингу), мы не можем оствить без пристального внимания такую тему — как первый русский инструктор RYA.Тем более интересно, что Андрей работает в школе на Канарских островах — акватории столь же интересной, сколь и сложной.

Так уж сложилось, что учился я для яхтсмена-любителя довольно много, да еще в разных школах, у разных инструкторов, так что есть, что с чем сравнить. Ввиду возникшего последнее время интереса к обучению яхтингу, попробую привести в порядок свои воспоминания на эту тему, тем более, что последние из них еще вполне свежи.

Все началось больше 10 лет назад, когда после недели, проведенной в Греции на борту чартерной яхты с наемным шкипером, понял, что хочу еще, потом еще, но теперь уже сам. Тут как раз фраза «мне в Париж на недельку по делу срочно» перестала звучать как цитата из Жванецкого. В купленном в Парижском «Шарль де Голль» яхтенном журнале попалась  реклама французской яхтенной школы «Проводники открытого моря» Марка Лански («Les Guides de Hautе Mer» Mark Linski, www.ecole-voile-francaise.com). Сам Марк Лански к тому времени уже уплыл навсегда (незадолго до этого он пропал без вести в Средиземном море во время одиночного плавания), но под руководством его жены и при участии его друзей школа продолжала набирать вес (теперь есть отделения в Испании, на Корсике, на Карибах). Понравилось то, что предполагалась стройная система из трех недель обучения, подводящая к документу, который позволил бы дальше плавать самостоятельно. Французский партнер по бизнесу, услышав, что я еду к ним, сказал «Ну, это как школа десантников», в смысле, не для слабаков. Годится, значит.

Итак, 1999, начало октября. Аэропорт Кот д'Азур, солнышко, 25 градусов, автобус до Антиба (30 мин.), сбор в капитанерии порта в 2 часа. Инструктор Ксавье, парень лет 28−30, нас забирает и ведет на яхту. Достаточно ухоженный (в хорошем смысле) Sun Odyssey 40, в котором вся школа на Лазурном берегу собственно и заключается (есть еще отделение в Шербуре и что-то на Карибах). Студентов шесть человек, пятеро французов (семейная пара из Бордо и трое одиночек, друг с другом не знакомых) и ваш покорный слуга, уже год как изучающий французский язык, но еще не слишком в нем преуспевший.

То, что не слишком, я понял сразу. Интервью (обязательная часть первого дня, каждый рассказывает о своем опыте, целях, которые хочет достичь в результате обучения, пристрастия/вредные привычки/противопоказания/проч.) пришлось произносить на жуткой смеси французского (мне так казалось) и английского. Тем не менее, все более-менее поняли, что моя цель проста и незамысловата – быстренько выучиться ходить под парусом и обойти вокруг света, навыки имеются самые начальные, но в море пару раз бывал. Это первая ступенька, «Инициация морем», принимаются все желающие, так что остальные высказываются в том же духе, с точностью до качества языка и упоминания кругосветки. Слава богу, выясняется, что понимаю я чуть лучше, чем разговариваю, так что как-нибудь прорвемся.

Сбрасываемся по 700 франков (~100$) на общую кассу, грузим заранее заказанные Ксавье продукты (их как раз подвезли), краткий (очень краткий!) брифинг по безопасности (что где лежит, спасжилеты, шлейки, дистресс, газ и огнетушители, плот – все!) и с легким попутным ветерком трогаем помолясь в Канны. Как раз на подходе темнеет, получаем первый урок ночной навигации – огней море, куча чего обставлено, все горит/мигает – одним словом, рай для любителей поопределяться, побрать пеленги, поразличать огни и прочее. Все это на ходу нам и объясняют, теория тут же поверяется практикой, и часам к 9 чалимся в порту Канн, на берег идти далеко да и лень, ужинаем на борту и отходим ко сну.

Утром подъем в 7:00, в 9:00 уже проходим последние южные кардинали (вчера они мигали 6 + 1, «циферблат» уже заучили, сейчас учим конуса, Ксавье дает мнемонические правила – они легко запоминаются). Впереди через 99 миль Корсика (на второй день!). Да-да, именно так, инициация так инициация, хочешь научиться плавать – плыви.

 

Первые 3−4 часа идем бакштаг правого галса (заодно учим, как это будет по-французски – Grand Large Tribor amur, если память не изменяет). Как ни странно, здесь мы с аборигенами на равных: я учу перевод, им приходится учить сами понятия. Ксавье времени терять не дает, коротаем время за вязкой узлов, учим названия снастей, пока не начинает раздувать и не собирается дождь. Ветер заходит к носу, идем в полный бейдевинд, рифимся, начинается качка, сверкают молнии, начинается дождь. Народ один за другим зеленеет, идет к подветренному борту (кто успевает), к дальнейшему обучению непригоден. Ксавье сидит в кают-компании, читает Equipe, своим безмолвным спокойствием внушая экипажу уверенность. Как потом выясняется из разговора, он с родителями к  18 годам уже три раза обошел вокруг света, а на ближайшее лето ищет спонсора чтобы идти в мини-трансат (6,5 метровая яхта вдвоем через северную Атлантику из Америки в Европу), так что наши 6−7 баллов ему читать не мешают. Мне слава богу тоже (а твердой уверенности в этом не было!), воспользовавшись свободной вахтой иду попробовать поспать (почти успешно). В итоге пропускаю самое интересное: крик «Земля!» (в нашем случае – «Маяк!», т.к. подходим в темноте) и вылезаю только когда начинается лавировка на подходе к порту, кранцы, швартовы, и т.п. (пока весьма неуклюже, это все на потом…). Все идут спать без ужина (2 часа ночи), мы с Ксавье идем в бар по пиву, отметиться. 99 миль позади. Мы в Кальви.

Утром после вчерашнего подъем свободный, часам к 10 позавтракав (кто смог) собираемся в кокпите, получаем 1,5−2 часа теории. Отдельных теоретических курсов в школе нет, преподается «сплав теории с практикой» — с утра, «на свежую голову», и во время переходов всем, свободным от вахты. Объясняется базовая теория движения под парусом, терминология, навигация, метеорология (очень неплохо!), МППСС. В–общем, все, кроме приливов и течений – это на второй и третьей стадии, поближе к практике, в Ла-Манше.

Организация вахт несколько отличается от принятой в RYA (это я, конечно, уже потом понял). У англичан есть шкипер, он ведет прокладку курса, управляет парусами (потяни-потрави-нормально), командует рулевым, а в сложный момент сам встает к рулю. Все остальные – быстро и четко исполняют его команды («Yes, Sir!»). Он – мозг, остальные – его руки и пальцы, идеально – без собственного мнения. Первая заповедь CompCrew: «Не думай! Повтори приказ и исполняй!». У французов (во всяком случае, у этих французов) выделены несколько ролей: навигатор (определяет, как идти и дает курс рулевому, ведет судовой журнал), рулевой (ведет яхту по полученному от навигатора курсу и ориентирам), шкотовый (отвечает за правильную постановку парусов и их переброску при оверштаге и фордевинде), ответственный за «vie du bord» (разносит пиво и бутерброды). Над всем царит шкипер –  шкотового поправит, за руль подержится, навигатора спросит «как идем, когда будем, как это будешь обходить», пивка попьет, может даже поесть сготовить. В целом принцип тот же что и в RYA – «шкипер концов не трогает», — но делегируемая экипажу ответственность больше, обучение получается более разносторонним. Тем более, что каждые 45 минут (ночью – 2 часа) вахты меняются, навигатор становится рулевым (он как раз знаком с районом плавания), рулевой – шкотовым (он только что все хотел что-то подтянуть, чтобы паруса лучше стояли), шкотовый идет пить пиво (он наработался), а отдыхающий занимает место навигатора (последние 15 минут он стоял у него над плечом и «в курсе»).

 

Возвращаясь на Корсику: теория кончилась, немного маневров в порту (немного, по сравнению с RYA), еще в порту ставится генуя, глушится мотор, грот вверх – и вперед, на юг вдоль западного побережья (лозунг Ксавье «Мы ходим под ПАРУСОМ», мотор только когда деваться некуда). Ветер попутный, играемся со спинакером (асимметричный спинакер, раза 3 его ставим/снимаем, в итоге ловим на штаг, полчаса разматываем, время пролетает незаметно). Кидаем якорь в бухте Girolata, в окружении еще десятка яхт, стоящих так плотно, что кажется начнет их крутить- никакие кранцы не помогут (а все на якоре стоят в кранцах, настоятельно рекомендую). На берегу развалины пригодные для осмотра, таверны закрыты (сезон уже кончается), наши кулинары из Бордо варят что-то макаронно-благоухающее «а ля провансаль», на запах набивается молодежь с соседних яхт, и я испытываю белую зависть к их свободе, 25 годам от роду и … ну, в-общем, понятно. В итоге на следующий день снимаемся и идем обратно в Кальви пополнять наш винный погреб, изрядно опустевший. Благо ветер как раз зашел, ночью синхронно развернув все стоявшие на якорях яхты, и никто никого не задел – надо же!

Ветер не только зашел, но на следующее утро в порту дуло узлов 25−30, в море порывами до 40. Волна метра 3−4, все в непромокаемых костюмах и пристегнутые, выходим «покататься с ветерком». Один из самых полезных дней – после этого понял, что яхта ветра не боится, а чем больше волна, тем она длиннее, и (до разумных пределов) идти по ней и против нее легче. Делаем в таких условиях все эволюции, по нескольку кругов каждый, особое внимание уделяется фордевинду – чтобы перенос гика был строго под контролем, а не как получится. Недавно узнал, что по статистике MCA максимальное количество инцидентов с тяжелыми последствиями происходит именно от неконтролируемого фордевинда, так вот Ксавье это, видимо, знал не понаслышке… Кстати, спасжилеты за все время ни разу не надевали, позиция инструктора была: «Любой ценой остаться в лодке, ночью и в тяжелых условиях обязательно пристегиваться». Тогда еще не было современных надувных жилетов (или были дороги?), в громоздком стандартном работать жутко неудобно, шансов свалиться больше, чем без него.

MOB под парусами делали, но как-то без огонька – все понимали, что в реальных условиях будут делать это под мотором. Однако само то, что яхта вполне безопасно может лежать в дрейфе даже в тяжелых штормовых условиях – для многих откровение, а мы в этом убедились на практике. Можно считать, с погодой повезло.

Возвращаемся в Антиб уже в нормальную погоду, с дождичками, но без экстрима. Подходим опять ночью, и тут на практике приходится применять полученные ранее знания по ночной навигации – Кот д'Азюр светится как сплошная полоса сколько хватает глаз, выделить что-либо практически невозможно, надежных маяков не видно. Отмеченные на карте зеленые и красные навигационные огни почти неразличимы на фоне берега, где непрерывно мигают светофоры, стоп-сигналы, реклама баров и т.д. Выручают неприметные белые огоньки кардиналей, четкий ритм которых хорошо различим даже здесь – как и учил нас великий Ксавье, да славься мудрость его во веки веков! Впрочем, оно и неудивительно, ведь он этот маршрут уже раз 100 проделал, если не больше.

Наутро – мойка яхты. Так, как здесь, яхту не мыл никогда, все наружу, пайолы вскрыть, матрасы сушить, фанеру тереть, все губкой с моющим средством, до блеска. Это – неотъемлемая часть курса (и экономия на end cleaning для школы, конечно).

После этого заполнение крейсерской книжки (неприметная такая, самопальная, не то что RYA, 300 миль + 2 ночи), пожелание побольше плавать («Яхтинг не наука и не искусство, яхтинг – ремесло, и чтобы его закрепить и не потерять, надо регулярно к нему возвращаться»), обмен фотографиями (тогда еще не цифровыми, так что теперь найти что-нибудь оказалось нелегко), прощальные поцелуи, чемодан(сумка)-вокзал(аэропорт)-Россия(+5, дождь).

Мой французский по истечении недели, конечно, стал получше (все-таки, метод погружения!), но следующие два месяца я на учебники смотреть не мог, от звуков иностранного языка просто тошнило. Потом прошло, и, подучив язык, поехал доучиваться яхтингу – сразу на 2 недели, второй и третий уровень (до «корочек») – в Ла Манш.

Об этом во второй части, если это кому-либо интересно.

 

 

 


25 Ноября 2007


Другие тексты на эту тему

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

23 Октября 2013

«Газпром» открывает свою парусную школу

Gazprom Youth Sailing Challenge – новый проект Яхт-клуба Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром» при поддержке Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Команда из молодых яхтсменов в возрасте от 26 до 30 лет будет принимать участие в крупнейших международных парусных соревнованиях под российским флагом и вымпелом Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

08 Июня 2013

Мой путь. Yachtmaster Ocean

«Зачем это всё? все по GPS прекрасно ходят!» — не то, чтобы редко, но постоянно приходится слышать от русских яхтсменов. Фраза обычно сопровождается пожиманием плечами и отходом куда-то в сторону ближайшего кабака. И действительно «А зачем?»

27 Мая 2013

Мой путь. Yachtmaster в Соленте

Автор этого текста — Александр Гуськов — первым из российских яхтсменов получил квалификации яхтмастера, яхтмастера оушен и инструктора RYA не где-нибудь, а в британской яхтенной академии UKSA. В этой единственной в своем роде яхтенной школе училась и легендарная Эллен Макартур, и большинство нынешних инструкторов и экзаменаторов самой RYA.

13 Февраля 2013

201 миля, 301 миля на монотипах

Парусная академия объявила о продолжении своего проекта парусной регаты «201 миля». Эта регата отличается от большинства корпоративных и прочих коммерческих проектов, так как имеет спортивный уклон и проводится на монотипных яхтах, что увеличивает остроту борьбы и способствует популяризации настоящих спортивных гонок среди любителей. Также академия объявила о новом проекте, который стартует осенью.

18 Мая 2012

Штили, киты и дельфины

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Полосухина о морской практике в школе Club Sail на Тенерифе. Плавание состоялось в мае 2012 года. Орфография и пунктуация автора сохранена.

15 Июля 2011

Джумхура Гекова лишили лицензий

Школа Джумхура Гекова Gokova Yachting (International Sailing School) лишена лицензий IYT. Во избежание будущих недоразумений и по просьбе MainSail.Ru IYT опубликовала список российских IYT-инструкторов, имеющих действующие лицензии на обучение.

07 Марта 2011

Школа капитана

Наши соотечественники активно осваивают морские просторы, гоняются в регатах, становятся инструкторами или даже открывают собственные яхтенные школы. MainSail.Ru публикует рассказ Рената Салехетдинова, который уже несколько лет обучает яхтсменов управлению моторной яхтой. Среди его курсантов не только россияне.

12 Апреля 2010

Новая школа RYA в Мармарисе

Новая школа сертифицирована Royal Yachting Association (RYA) и, как планируется, начнет работу с начала мая.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+