MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Школы
Стандартный теоретический курс

Стандартный теоретический курс

Подготовка яхтсмена по программам типа Day и Coastal Skipper в любой ??коле состоит из двух частей: неделя теории и неделя практики.

?­того правила придерживаются боль??инство ??кол, хотя некоторые инструкторы пытаются совмещать эти два процесса и объясняют теорию непосредственно на борту яхты во время практики. Такой метод в общем-то экономит немного время, но  усваивать теоретический материал во время качки довольно сложно.

«Нормальная» в этом смысле ??кола проводит теоретические занятия в классе, где можно на столах разложить карты, посмотреть DVD с учебными фильмами и не отвлекаться на посторонние по отно??ению к теории вещи, что неизбежно на лодке. Учебное же плавание полностью посвящено тренировкам.

Консультации по обучению, подготовке к экзаменам в иностранных ??колах по  квалификации Day Skipper/Coastal Skipper: на на??ем форуме или по почте на editor@mainsail.ru .

Базовый теоретический курс, который необходимо освоить прежде чем впервые самостоятельно выйти в море рассчитан на примерно 40 — 45 часов занятий. ?­то и  есть неделя если заниматься 8 часов в день. Чтобы удовлетворительно усвоить полученные знания — приходится заниматься достаточно напряженно. Не всегда есть время по многу раз обсуждать одну и туже тему и не хватает времени на  дополнительные занятия с «отстающими». Конечно инструктор приложит все силы чтобы ученик действительно научился, но иногда приходится «добивать» теоретическую программу уже на борту учебной яхты.

Чтобы не сгущать краски, стоит заметить, что программа курса рассчитана на  очень среднего в интеллектуальном плане европейца. Поэтому для людей получив??их любое выс??ее образование в ? оссии и частично помнящих что-то из ??кольного курса географии (хотя бы) яхтенная теория никакой трудности не  представляет.

?? так, из чего состоит теоретический курс. Собственно все темы курса прямо или косвенно посвящены безопасности. Ничего более важного в море не существует. Знание правил плавания необходимо, чтобы избежать столкновения с другими судами. ??зучение навигации позволяет не разбить лодку о скалы или не посадить на мель. Метеорология помогает определить тенденции развития погоды и избежать встречи с серьезным ??тормом. Знание правил работа с якорем и парусами позволяет избедать поломок . Есть только три вещи — важные в море. ?­то: safety, safety and safety.

?Знание терминологии Nautical terminology — половина дела. Знать, что как называется на борту необходимо хотя бы затем, чтобы понимать друг друга. Кроме того, английская морская терминология, принятая во всем мире, коренным образом отличается от традиционной русской. В любом случае яхтсменам в море приходится общаться с англоговорящими людьми (береговыми службами, экипажами других судов, владельцами или менеджерами арендуемой яхты и т.д.) Курс не перегружен терминами, поскольку никто не ставит цели выучить русско-английский морской словарь, однако по ходу обучения предстоит узнать много новых слов, которые будут весьма полезны на практике.

Другая боль??ая тема- правила плавания МППСС-72 (IRPCS), то есть Международные Правила Предотвращения Столкновения Судов, последняя редакция которых была принята международным сообществом в 1972 году. ?­ти правила определяют, кто кому в море должен уступить дорогу, какие огни должны быть включены на судах при различных обстоятельствах, какие звуковые сигналы подают суда в различных ситуациях и т.д.

Морские карты и работа с ними(Navigation charts and  publications;Chartwork)

Главный документ и главный источник информации и в плавании и при его подготовке — морские карты. ?­то боль??ая тема. ??зучаются принятые сегодня в  мире морские карты, лоции и другие публикации необходимые для безопасного плавания. Подробно изучается терминология, условные обозначения, принцип построения морской карты. В процессе курса подробно объясняется как прокладывать по карте курс, и какие инструменты для этого нужны, а также как пользоваться современными электронными картами. Кроме того изучается тема: Определение позиции, курса и скорости судна (Definition of position, course and  speed). Судоводитель должен знать положение своего судна в каждый момент времени. То есть следует точно знать свои координаты, положение относительно берегов, опасностей и т.д.

?Главный навигационный инструмент, как и прежде, компас. Даже если в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств экипаж яхты остался без других навигационых приборов — компас почти наверняка будет работать — это надежный прибор и ему не  требуется электричество. На занятиях изучается, как пользоваться компасом, как учитывать компасную о??ибку и погре??ность, как определить свое место в море по  компасу и многое другое.

На яхте используется боль??ое количество различных тросов, канатов и других «веревок». Они сделаны из различных материалов, имеют различные свойства и  предназначены для выполнения различных задач. «Веревки» нужно уметь правильно использовать и, что немаловажно, — правильно хранить. Неправильное использование и хранение может привести к повреждению и обрыву, а это в свою очередь может привести еще боль??им неприятностям. Кроме этого, яхтсмен не  может обойтись без знания морских узлов. За тысячи лет мореплавания были придуманы сотни узлов, но для начала достаточно выучить около десятка. ?­та тема как правило называется ? аботы с тросами, канатами; морские узлы (Ropework).

Постановка на якорь (Anchorwork) Якорь — одно из древней??их изобретений человечества. Помимо якоря, другого способа зафиксировать судно в одной точке относительно морского дна, до сих пор не найдено. Путе??ествуя на яхте, глупо не использовать якорные стоянки в красивых уединенных бухтах — это идеальное место для плавания, в отличие от переполненных туристами пляжей. Поэтому грамотное использование якоря  — важней??ий навык. Якоря бывают разной конструкции и размеров. Как стать на якорь, чтобы он держал судно? Как стать на  якорь в бухте, где уже стоят на якорях другие яхты? Что нужно предпринять чтобы, по возможности, избежать потери якоря по тем или иным причинам? Что делать если якорь зацепился за какой-то объект на дне или якорную цепь соседней яхты?

?Принципиальное требование международных ??кол при подготовке яхтсменов — умение ориентироваться в море без каких-либо электронных приборов. ?­то делается для того, чтобы подготовить яхтсмена к безопасному плаванию в случае отказа электроники. Тема: Ориентирование по визуально наблюдаемым объектам (Visual aids for navigation)

Метеорология (Meteorology) это один из самых сложных предметов. Процессы происходящие в атмосфере чрезвычайно сложны. Однако у яхтсмена нет задачи стать квалифицированным метеорологом, он «всего ли??ь» должен уметь делать несколько вещей. Во-первых, уметь правильно пользоваться прогнозом погоды, который распространяется радиостанциями и портовыми службами и в интернете. Уметь применять на практике информацию о погоде и знать типичные погодные явления в  районе плавания. Определять приближение холодного и теплого фронта и знать, какую погоду они несут. Понимать по ряду признаков тенденцию к ухуд??ению погоды (усилению ветра, приближению ??торма и т.д.), причем заранее — настолько, чтобы успеть принять меры и, например, укрыться в безопасном порту.

??нтересная тема, дающая массу пищи фантазии — Планирование перехода (Passage planning). ?­та тема в каком-то смысле итоговая. Яхтсмен должен ответственно спланировать безопасный переход из одного порта в другой. Необходимо изучить карту района плавания, оценить опасности, которые могут встретиться на пути, проложить курс так чтобы этих опасностей избежать. Следует изучить прогноз погоды и учесть его в своих расчетах.

В условиях тумана яхта подвергается повы??енной опасности из-за возможного столкновения с другим судном или берегом. Плавание в условиях ограниченной видимости требует выполнения определенного набора правил, которые помогут снизить риск. ?­та тема Плавание в условиях ограниченной видимости (Navigation in restricted visibility)

Современная чартерная яхта оборудована стандартным комплектом приборов. ?­то эхолот (Sounder), GPS, лаг, анемометр, автопилот и конечно магнитный компас. В  последнее время в стандартное оборудование яхт стали включать картплоттер (Chartplotter) — сочетание компьютера и GPS. На нем в реальном режиме времени можно видеть положение яхты на морской электронной карте, пройденный путь и ряд параметров движения. На некоторых яхтах установлены радары. Все это, хоть и  несколько бегло, изучается в теме ??спользование современных навигационных приборов (GPS, Chart Plotter) ?­тими приборами необходимо научиться пользоваться заранее, так как на борту в условиях плавания обычно нет времени на изучение инструкций. Приборы удобны и достаточно просты в обращении, однако есть ряд нюансов в использовании каждого из них.

Особая тема — Коммуникация с береговыми службами, маневрирование в марине (Leaving and returning to port). Маневрирование в маринах может представлять определенную сложность для начинающих яхтсменов. Управлять лодкой приходится в  очень ограниченном пространстве марины среди боль??ого количества яхт. Ситуация часто усугубляется ветром. В боль??инстве марин есть персонал, который определяет место стоянки яхты-визитера. В ряде случаев для захода в марину требуется получить разре??ение по радио, с некоторыми удобнее связываться по  телефону.

Чрезвычайная и опасная ситуация Человек За Бортом (MOB — Man over board) —  события развиваются очень быстро. Человека легко потерять среди волн буквально за несколько секунд, особенно в темное время суток, поэтому необходимо четко знать заранее, кто, что и как должен делать. Даже днем при ярком солнечном свете, голова среди волн почти не видна. Яхта реально движется быстрее чем кажется неопытным членам экипажа, находящимся на палубе.

Часто «необязательная» тема — Приливы и приливные течения (Tides and tidal streams). Многим яхтсменам эта тема не нужна, так как они собираются ходить только по «неприливным» водам. ? асчет приливов делается с целью определить высоту воды (а следовательно глубину морского дна или высоту пролета моста) в определенной точке моря в определенное время для прокладки безопасного курса и выбора безопасного времени входа судна в порт. Стандартные Адмиралтейские публикации для портов содержат табличную и графическую информацию о режиме приливов, о качестве порта как укрытия от стихии (раздел Shelters), о навигации в районе порта (Navigation), об ограждении опасностей (Lights & Marks), о каналах радиосвязи и различных услугах, оказываемых в  порту. ? асчет приливов осуществляется для Standard (Primary) port, Secondary port и на основе аппроксимации в любой точке на побережье. Тем не  меннее эта тема очень важна если яхтсмен намерен в будущем повы??ать свою квалификацию.

После этих занятий уже можно перебираться на борт учебной яхты и попытаться на практике продемонстрировать инструктору степень понимания учебного курса. Любой инструктор очень заинтересован в успехе учеников. ?? тем не менее6 полностью доверяя мудрости и опыту составителей курса и инструкора его преподающего, не стоит забывть про существование умных книг по географии, навигации, метеорологии и т.д. А также о специальных книгах, посвященных поведению парусных яхт в ??торм и т.д.

 


26 Февраля 2007


Другие тексты на эту тему

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

23 Октября 2013

«Газпром» открывает свою парусную школу

Gazprom Youth Sailing Challenge – новый проект Яхт-клуба Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром» при поддержке Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Команда из молодых яхтсменов в возрасте от 26 до 30 лет будет принимать участие в крупнейших международных парусных соревнованиях под российским флагом и вымпелом Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

08 Июня 2013

Мой путь. Yachtmaster Ocean

«Зачем это всё? все по GPS прекрасно ходят!» — не то, чтобы редко, но постоянно приходится слышать от русских яхтсменов. Фраза обычно сопровождается пожиманием плечами и отходом куда-то в сторону ближайшего кабака. И действительно «А зачем?»

27 Мая 2013

Мой путь. Yachtmaster в Соленте

Автор этого текста — Александр Гуськов — первым из российских яхтсменов получил квалификации яхтмастера, яхтмастера оушен и инструктора RYA не где-нибудь, а в британской яхтенной академии UKSA. В этой единственной в своем роде яхтенной школе училась и легендарная Эллен Макартур, и большинство нынешних инструкторов и экзаменаторов самой RYA.

13 Февраля 2013

201 миля, 301 миля на монотипах

Парусная академия объявила о продолжении своего проекта парусной регаты «201 миля». Эта регата отличается от большинства корпоративных и прочих коммерческих проектов, так как имеет спортивный уклон и проводится на монотипных яхтах, что увеличивает остроту борьбы и способствует популяризации настоящих спортивных гонок среди любителей. Также академия объявила о новом проекте, который стартует осенью.

18 Мая 2012

Штили, киты и дельфины

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Полосухина о морской практике в школе Club Sail на Тенерифе. Плавание состоялось в мае 2012 года. Орфография и пунктуация автора сохранена.

15 Июля 2011

Джумхура Гекова лишили лицензий

Школа Джумхура Гекова Gokova Yachting (International Sailing School) лишена лицензий IYT. Во избежание будущих недоразумений и по просьбе MainSail.Ru IYT опубликовала список российских IYT-инструкторов, имеющих действующие лицензии на обучение.

07 Марта 2011

Школа капитана

Наши соотечественники активно осваивают морские просторы, гоняются в регатах, становятся инструкторами или даже открывают собственные яхтенные школы. MainSail.Ru публикует рассказ Рената Салехетдинова, который уже несколько лет обучает яхтсменов управлению моторной яхтой. Среди его курсантов не только россияне.

12 Апреля 2010

Новая школа RYA в Мармарисе

Новая школа сертифицирована Royal Yachting Association (RYA) и, как планируется, начнет работу с начала мая.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+