MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Школы
Какая школа лучше

Юрий Кузнецов

Какая школа лучше

Наблюдая за бесконечной дискуссией на тему: «какая яхтенная школа лучше» и «почему это стоит столько, а это столько», решил обратить внимание на те сходства и отличия, которые заметил сам, лично проходив обучение в школах разных систем и готовя людей к сдаче экзамена в иностранных школах.

О чем пойдет речь. Есть российские яхтенные школы («школы» — в широком смысле, не обязательно конкретные организации), есть школы RYA и школы IYT. Все они доступны российским яхтсменам. Есть огромное количество французских, немецких и т.д. школ, которые русским мало интересны из-за их специфики и  языка. Есть школы, которые условно можно назвать «школами повышения квалификации» — занимающиеся специально штормованием в море, выживанием в море, подготовкой гонщиков и т.д.

Здесь речь пойдет о первой группе. То есть о школах, которые могут подготовить российского гражданина с нулевого или начального на средний уровень, достаточный для круизного плавания «без экстрима». Цель такого обучения, кроме собственно знаний и навыков, получение признаваемых всюду в  мире шкиперских документов. Получение российских документов мы здесь не  рассматриваем. Пока.

Начнем с ситуации в России. На российской территории, по крайней мере. Поскольку подготовка яхтсменов по международным программам дело достаточно новое, несмотря на то, что некоторым школам, например Московской яхтенной школе (Романова) уже больше 10 лет, — какой-то упорядоченности, ясности и  устоявшегося рынка услуг нет.

Рассмотрим несколько способов приобретения шкиперских документов (не знаний, а именно документов).

 

Во-первых, международные документы в России можно просто купить за деньги, не обучаясь нигде и ничему. Лично наблюдал в этом году такой процесс, когда человек заплатил деньги одной из школ, причем даже не лично договорился, а  просто переслал деньги и в ответ по почте получил шкиперскую лицензию IYT. То  есть обучение отсутствовало (на всякий случай — это, конечно же, НЕ школа Романова).

 

Отдельно стоящий вариант, когда школа выдает свой собственный документ, подозрительно смахивающий на шкиперскую лицензию RYA. Ценность этого документа неочевидна. Обучение при этом может быть и неплохим само по себе. Но факт использования товарного знака похожего на известный и уважаемый знак «до степени смешения», мне лично неприятен.

 

Существуют какие-то школы, которые обучают яхтсменов в соответствии с  собственными соображениями и выдающие документы различных российских парусных ассоциаций, федераций и т.д. На этих документах часто присутствуют слова «Сoastal Skipper» и другие понятные иностранцам термины. У чартерных компаний эти документы вызывают иногда недоумение, но лодки владельцам таких документов, как правило, дают. И дело тут не в том, что с этими документами можно или нельзя взять лодку, а в том, что просто владельцы этих документов вызывают в  личном плане доверие у менеджмента чартерной компании. Общение с владельцами подобных документов лично у меня не вызывало сомнений в их компетенции.

Это про сами документы, то есть про бумагу. Теперь собственно об  обучении.

Наибольший интерес представляют школы, которые готовят яхтсменов по  признанным в мире программам и стараются придерживаться, насколько возможно, международно-признанных стандартов обучения.

 

В России есть несколько лицензированных школ IYT. В России нет лицензированной школы RYA. При этом есть школы, которые готовят яхтсменов по  теоретической программе RYA и после этого отправляют своих учеников в  «настоящие» школы RYA на практику и получения документов. И в том и в другом случае студенты, в итоге, получают удовлетворительную теоретическую подготовку и признанные в мире документы.

Собственно попробуем сравнить обе эти системы. Тем более, что есть личный опыт.

 

IYT. Это американская школа, которая, как многие считают, скопировала методику RYA. Головной офис этой коммерческой организации находится во Флориде. Сертифицированные IYT школы это, по сути, франчайзинговые компании, которые в  обмен на денежные отчисления получают торговую марку IYT, учебные материалы, маркетинговую поддержку и т.д. С каждого студента такая школа перечисляет определенную сумму в офис IYT, взамен школа имеет возможность выдавать студентам документы международного образца, присылаемые из США. Признание этих документов — забота американского офиса.

Учебный курс разбит на модули. Например, первый модуль: «введение в яхтинг». Со второго по шестой модули: «International crew certificate», модуль семь «радио оператор». По идее создателей этой системы, самая первая шкиперская лицензия соответствует 17−му модулю «практический экзамен Bareboat skipper». Кроме того, что студент оплатил некую сумму за обучение, он платит еще небольшие суммы за подтверждение прохождения каждого модуля. Об этом в его документе «Internation Yachting Passport» делается соответствующая запись и  вклеивается специальная марка. (Марки эти школы тоже покупают в США).

Чтобы стать сертифицированной IYT школой, нужно пригласить из США инспектора, продемонстрировать ему учебные помещения, учебные пособия, персонал и т.д. Если инспектор останется доволен — школа получает сертификацию и  начинает учить студентов по американской программе.

 

RYA это британская общественная организация, основанная в ноябре 1875 года. Первое время организация занималась разработкой правил парусных гонок, контролем за соблюдением правил на регатах и т.д. Собственно обучением яхтсменов и организацией школ RYA начала заниматься в 1967 году. По своему статусу сегодня RYA, оставаясь общественной организацией, уполномочена властями Британии регулировать деятельность яхтенного сообщества.

Первое впечатление о различиях двух школ — IYT не скрывает, что видит в  студенте источник своего дохода. Возможно, это просто американский прямолинейный подход к делу.

Важные различия, как мне показалось, в стилистике обучения. RYA имеет академический подход к обучению и в теории, и в практике. Это десятилетиями выработанные правила «яхтинга» воплощенные в системе обучения.  Инструктор RYA оценивает подготовку яхтсмена в целом. IYT — демонстрирует современный, чисто американский подход — выучил тему — поставил галочку. Перешли к следующей теме. Прошел практику — поставил галочку. Набрал все галочки, значит, почти наверняка, «годен».

Для RYA личность студента играет важную роль. Инструктор оценивает не  столько знания студента и его опыт и умения, он оценивает его характер и  способность брать на себя ответственность и руководство лодкой и другими людьми. IYT в этом смысле подходит к обучению более формально — для нее важны знания и навыки и уже потом твои личные характеристики.

При этом инструктор IYT  менее зависим от головного офиса и методистов школы, чем инструктор RYA. IYT не так часто и не столь усердно проверяет деятельность своих сертифицированных школ. Что и понятно. Каждая сертифицированная школа приносит деньги и если их начать одну за другой закрывать, то доходы упадут. RYA тоже заинтересована в развитии школ, но тут проверки регулярны и дотошны. Наблюдая за работой разных RYA инструкторов и  опрашивая всех знакомых, вернувшихся с обучения, нельзя не обратить внимания, что упражнения и разные приемы, которые демонстрируют RYA инструктора, повторяются вплоть до деталей. Даже иногда шутки повторяются. Поддержание такого стандарта гарантирует высокое качество обучения в любой RYA школе и, нет оснований полагать, что, к примеру, школы в Англии лучше, чем школы на Балеарах или в Турции.

С другой стороны, общение с инструктором IYT может быть более ярким. Явно отступая от стандарта предложенного школой, инструктор может придумывать какие-то свои упражнения и варианты учебного плавания. Например, известная инструктор Сабина, работающая в Турции отрабатывала MOB с реальным человеком за  бортом, что давало ученикам гораздо больше понимания процесса, чем обычное подбирание бездушного кранца в школе RYA. Я был этому свидетелем. Конечно, это происходило не каждый день и в подходящую погоду.

Сам не видел, но говорят, желая, как-то раз, проверить готовность учебного экипажа к MOB она сама выпрыгнула за борт. К слову, тогда ее студенты с задачей не справились и, из воды ее вытащил проходивший мимо гуллет. Не думаю, что такое может себе позволить RYA инструктор.

Эти отступления от стандарта школы, могут как повысить уровень обучения, так и понизить его. Качество обучения в IYT  от личности инструктора зависит больше чем от личности RYA инструктора.

Школа IYT выглядит более демократично и «попроще» в общении. RYA, в силу своей явной или кажущейся академичности, выглядит более авторитарной и, иногда, давит своим авторитетом. По крайней мере, такое мнение высказывается регулярно.

В общем, следя за работой этих, довольно похожих, школ приходит в голову мысль, что RYA учит не только тянуть «веревки», работать с парусом и  становиться на якорь, а несет еще некоторую культуру. Британская это культура или некая специфическая «яхтенная» культура — можно спорить. Я придумал такой условный, но передающий существо дела пример: RYA не только учит варить кофе, но и настаивает, что слово «кофе» мужского рода. Несмотря на то, что почти все вокруг говорят про кофе «оно». В этом подходе и некоторой упертости есть важные различия.

 


22 Октября 2007


Другие тексты на эту тему

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

23 Октября 2013

«Газпром» открывает свою парусную школу

Gazprom Youth Sailing Challenge – новый проект Яхт-клуба Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром» при поддержке Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Команда из молодых яхтсменов в возрасте от 26 до 30 лет будет принимать участие в крупнейших международных парусных соревнованиях под российским флагом и вымпелом Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

08 Июня 2013

Мой путь. Yachtmaster Ocean

«Зачем это всё? все по GPS прекрасно ходят!» — не то, чтобы редко, но постоянно приходится слышать от русских яхтсменов. Фраза обычно сопровождается пожиманием плечами и отходом куда-то в сторону ближайшего кабака. И действительно «А зачем?»

27 Мая 2013

Мой путь. Yachtmaster в Соленте

Автор этого текста — Александр Гуськов — первым из российских яхтсменов получил квалификации яхтмастера, яхтмастера оушен и инструктора RYA не где-нибудь, а в британской яхтенной академии UKSA. В этой единственной в своем роде яхтенной школе училась и легендарная Эллен Макартур, и большинство нынешних инструкторов и экзаменаторов самой RYA.

13 Февраля 2013

201 миля, 301 миля на монотипах

Парусная академия объявила о продолжении своего проекта парусной регаты «201 миля». Эта регата отличается от большинства корпоративных и прочих коммерческих проектов, так как имеет спортивный уклон и проводится на монотипных яхтах, что увеличивает остроту борьбы и способствует популяризации настоящих спортивных гонок среди любителей. Также академия объявила о новом проекте, который стартует осенью.

18 Мая 2012

Штили, киты и дельфины

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Полосухина о морской практике в школе Club Sail на Тенерифе. Плавание состоялось в мае 2012 года. Орфография и пунктуация автора сохранена.

15 Июля 2011

Джумхура Гекова лишили лицензий

Школа Джумхура Гекова Gokova Yachting (International Sailing School) лишена лицензий IYT. Во избежание будущих недоразумений и по просьбе MainSail.Ru IYT опубликовала список российских IYT-инструкторов, имеющих действующие лицензии на обучение.

07 Марта 2011

Школа капитана

Наши соотечественники активно осваивают морские просторы, гоняются в регатах, становятся инструкторами или даже открывают собственные яхтенные школы. MainSail.Ru публикует рассказ Рената Салехетдинова, который уже несколько лет обучает яхтсменов управлению моторной яхтой. Среди его курсантов не только россияне.

12 Апреля 2010

Новая школа RYA в Мармарисе

Новая школа сертифицирована Royal Yachting Association (RYA) и, как планируется, начнет работу с начала мая.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+