MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Школы
Школа капитана

Ренат Селехетдинов

Школа капитана

Наши соотечественники активно осваивают морские просторы, гоняются в регатах, становятся инструкторами или даже открывают собственные яхтенные школы. MainSail.Ru публикует рассказ Рената Салехетдинова, который уже несколько лет обучает яхтсменов управлению моторной яхтой. Среди его курсантов не только россияне.

(Мнение автора может не совпадать с мнением редакции)   

 


Ренат Селехетдинов
В 1976 году закончил Мурманское мореходное училище им. Месяцева. Работал штурманом в Мурманском траловом флоте на судах загранплавания. В 1984 году закончил судоводительский факультет Мурманского высшего инженерного морского училища им. Ленинского комсомола. Более двадцати лет работал в МТФ на  крупнотоннажных промысловых и транспортных судах. Имеет профессиональный диплом Капитана дальнего плавания. C 2007 года является сертифицированным капитаном-инструктором IYT (International Yachtmaster Training). Руководит собственной яхтенной школой Rensel.


 

 

Уже несколько лет не прекращаются споры, какая школа лучше RYA или IYT. В  основном сторонники английской школы RYA ,где только можно, пытаются «лягнуть» американскую школу IYT. Давайте, в конце концов, разберемся, чем RYA лучше или хуже IYT:

Первое. Обучение в RYA ведется, в основном, на английском языке, обучение в  IYT на английском или на родном языках. Это очень важно, так как любому человеку намного комфортнее и понятнее учиться на своем родном. Дело в том, что при получении информации на английском вам надо не только переводить, что говорит англоговорящий инструктор, но и правильно воспринимать учебный материал. Для большинства людей, даже хорошо (как они считают) знающих английский, это сложно, потому что очень много технических терминов и названий, которые вы обязательно должны знать, до начала учебы на курсах RYA.
Вместе с тем, я не считаю, что обучение на английском для русскоговорящего, плохо. Английский — это международный морской язык, его надо знать.

Второе. Считают , что RYA — это единственная, старая, классическая, Королевская и лучшая школа в мире. Сколько можно вылизывать «корму» у RYA! Науку «Судовождение» и искусство управления судном, придумали задолго до  открытия школы RYA и всех подобных школ. Во всем мире все правильные яхтенные школы, курсы и центры на разных языках учат одному тому же, грамотному и  безопасному мореплаванию.
Чем особенно выделяется программа обучения в RYA от остальных школ? Да ни чем. Так же как и в IYT, обучением
занимаются бывшие капитаны морского и военного флотов, опытные яхтсмены, которые прошли соответствующую подготовку и получили лицензию на обучение.

Ничего плохого про английскую RYA, сказать не хочу, но то ,что она лучше американской IYT или какой-нибудь другой, это неправда. Не забывайте про«человеческий фактор»,во всех школах английских и американских работают живые люди, одни добросовестно относятся к своим обязанностям ,другие не очень. Подготовка и физическое состояние инструкторов, тоже бывает разная, очень важна работоспособность и возраст инструктора. Есть такие «древние мамонты», особенно в RYA…
Понимаю, что многие будут возражать, что эти мамонты, мол, имеют большой опыт и  т.п., но качественно проводить практические занятия они уже не могут. Каждый инструктор должен помнить, что несет ответственность за качественную подготовку своих курсантов и без серьезного обучения и тестирования не должен выдавать соответствующие сертификаты.

Год назад, на Кипре, я обучал группу курсантов управлению моторной яхтой. В  группе был настоящий англичанин Дэвид, который изъявил желание учиться у меня. У него уже был начальный сертификат, который он получил в школе RYA на Кипре. Я  спросил у него, почему он решил учиться в школе IYT, а не продолжил в RYA. На  что, он ответил: «А какая разница, где учиться? Сертификаты RYA и IYT одинаковы по значимости».
 
Конечно, основной причиной было то ,что в группе были его друзья, и он решил учиться за компанию с ними. Обучение группы проходило на русском языке, все сидели за круглым столом и через определенные интервалы переводчица(жена Дэвида, русская) переводила ему лекцию. Он внимательно слушал, делал записи в  тетрадь, если ему было не понятно, он всегда переспрашивал. Для меня это тоже был интересный и полезный опыт. Когда я узнал, что у меня будет учиться англичанин, я подготовился к этому очень ответственно. Трудностей в  теоретическом обучении Дэвида не было, всегда имею много учебного материала на  английском языке. Правда, некоторые технические термины и названия на  английском особенно из навигации были непонятны ему, и мне приходилось объяснять их англичанину на его родном.

Что касается практических занятий по управлению моторной яхтой, швартовкам, маневрированию, постановкой на якорь и т.п.вообще не было проблем. Команды и  указания рулевому давал на английском и Дэвид, как настоящий англичанин, четко их выполнял. Швартоваться к причалу лагом и кормой Дэвид и вся группа россиян научились очень хорошо.
Дэвида очень удивляла моя методика обучения. Она заключается в том , что буквально на второй день практики все курсанты начинают самостоятельно учиться швартоваться к настоящему бетонному причалу (полигонов для обучения нет) и  маневрировать в настоящей марине с дорогими яхтами. Курсанты должны привыкнуть к окружающей обстановке и тогда у них пропадает страх при заходе или выходе из  марины.

Каждый день курсанты по много раз подходили и отходили от причала,  доводя свои действия до автоматизма. Конечно были и переходы, где они отрабатывали правила расхождения с судами в море, способы обсерваций, ведение штурманской прокладки и т.п. К концу практических занятий все уставали от  такого напряжения и вечером за
ужином немного расслаблялись. Жена Дэвида говорила мне, что он каждый вечер повторяет лекции, которые
прослушал и серьезно готовится к экзаменам. Каждый раз ,когда группе надо было сдавать очередной экзамен, Дэвид заметно нервничал. Я специально подготовил для него экзаменационные вопросы на английском, чтобы облегчить ему жизнь. После того как вся группа прошла полный курс обучения и успешно сдала экзамены, курсанты заслуженно получили сертификаты: Bareboat Skipper & VHF Radio Operator.

 


07 Марта 2011


Другие тексты на эту тему

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

23 Октября 2013

«Газпром» открывает свою парусную школу

Gazprom Youth Sailing Challenge – новый проект Яхт-клуба Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром» при поддержке Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Команда из молодых яхтсменов в возрасте от 26 до 30 лет будет принимать участие в крупнейших международных парусных соревнованиях под российским флагом и вымпелом Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

08 Июня 2013

Мой путь. Yachtmaster Ocean

«Зачем это всё? все по GPS прекрасно ходят!» — не то, чтобы редко, но постоянно приходится слышать от русских яхтсменов. Фраза обычно сопровождается пожиманием плечами и отходом куда-то в сторону ближайшего кабака. И действительно «А зачем?»

27 Мая 2013

Мой путь. Yachtmaster в Соленте

Автор этого текста — Александр Гуськов — первым из российских яхтсменов получил квалификации яхтмастера, яхтмастера оушен и инструктора RYA не где-нибудь, а в британской яхтенной академии UKSA. В этой единственной в своем роде яхтенной школе училась и легендарная Эллен Макартур, и большинство нынешних инструкторов и экзаменаторов самой RYA.

13 Февраля 2013

201 миля, 301 миля на монотипах

Парусная академия объявила о продолжении своего проекта парусной регаты «201 миля». Эта регата отличается от большинства корпоративных и прочих коммерческих проектов, так как имеет спортивный уклон и проводится на монотипных яхтах, что увеличивает остроту борьбы и способствует популяризации настоящих спортивных гонок среди любителей. Также академия объявила о новом проекте, который стартует осенью.

18 Мая 2012

Штили, киты и дельфины

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Полосухина о морской практике в школе Club Sail на Тенерифе. Плавание состоялось в мае 2012 года. Орфография и пунктуация автора сохранена.

15 Июля 2011

Джумхура Гекова лишили лицензий

Школа Джумхура Гекова Gokova Yachting (International Sailing School) лишена лицензий IYT. Во избежание будущих недоразумений и по просьбе MainSail.Ru IYT опубликовала список российских IYT-инструкторов, имеющих действующие лицензии на обучение.

12 Апреля 2010

Новая школа RYA в Мармарисе

Новая школа сертифицирована Royal Yachting Association (RYA) и, как планируется, начнет работу с начала мая.

27 Февраля 2010

Лагос, Гибралтар и обратно. Mileage building course

MainSail.Ru публикует рассказ о школе RYA в Португалии и путешествии через Гибралтарский пролив к берегам Испании и Марокко. Автор текста — Алексей Фаренюк. Осторожно, текст очень длинный, но интересный.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+