MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Школы
Как сертифицировать яхтенную школу

Евгений Комиссаров
Фото: Евгения Бакунова MainSail.Ru

Как сертифицировать яхтенную школу

Евгений Комиссаров (RYA/MCA Yachtmaster Offshore, RYA/MCA Cruising Instructor) рассказывает о своем опыте сертификации яхтенной школы. MainSail.Ru продолжает сравнивать и критически оценивать разные системы обучения.

Столько уже копий сломано в спорах о преимуществах той или иной системы обучения. Сторонники RYA приводят свои доводы, апологеты IYT  отвечают контраргументами. Дискуссия то затихает, то вспыхивает с новой силой, спровоцированная новой неодобрительной или хвалебной статьей. Не ставя перед собой цель, оценить ту или иную школу, предлагаю просто ознакомиться с тем, как происходит процесс сертификации в обеих системах. Благо, есть прошлогодний опыт сертификации школы в IYT  и, пока еще незаконченный, опыт сертификации в RYA. Да и работа инструктором в Corfu Sea School — RYA approved training center позволяет видеть многие процессы изнутри

Чтобы было немного понятнее, выясним сначала, чем отличается организационная форма школы в этих двух системах. Школы IYT разделяются на 2 уровня: в школах первой ступени обучают и выдают сертификаты до уровня Bareboat Skipper включительно. Выше только в школах второй ступени. В RYA такого разделения нет, если школа признана, она проводит обучение и выдает сертификаты до уровня Yachtmaster.

Прежде чем подавать заявку на сертификацию своей школы в той или иной системе, мы должны убедиться, что наша школа будет соответствовать всем необходимым требованиям, а именно: помещение школы, учебный флот и персонал.

Требования к помещению, где будут проводиться занятия (в случае, если в школе предусмотрено проведение теоретических курсов) в целом не отличаются у двух систем. Немного удивляет, на первый взгляд, обилие требований, касающихся возможностей для комфортного обучения людей с ограниченными возможностями – наличие пандусов или специальных туалетов для людей на инвалидных колясках, но, понятно, что это продиктовано, скорее, соображениями политкорректности, чем реальной необходимостью. Хотя были прецеденты, но это – совсем другая тема.

Учебный флот. Здесь появляются некоторые различия. И в американской, и в английской системах требуется, чтобы учебные яхты соответствовали национальным законам в области безопасности мореплавания. Как по конструкционным особенностям, так и в плане комплектации спасательным оборудованием. Причем школа может иметь свои яхты или арендовать их.  Но RYA ставит собственные условия по целому ряду критериев: длина учебной яхты – не менее 7 и не более 15 метров, судно должно соответствовать требованиям для коммерческих судов с соответствующими нормами по снабжению  — «спасалка, противопожарка, санитарка». И RYA и  IYT требуют, чтобы все оборудование было исправным и годным по срокам хранения.

Самое главное – квалификация персонала. В IYT требуется, чтобы директор (старший инструктор школы) имел квалификацию  IYT Instructor или IYT Master of Yachts Instructor для школы 1−й и 2−й ступеней, соответственно. Инструктором может стать любой яхтсмен, после специальных инструкторских курсов. Естественно, при условии, что он имеет сертификат Master of Yachts, сертификаты STCW и обладает необходимым опытом. Экзамен по окончании курса и решение о выдаче инструкторского сертификата принимает независимый экзаменатор, приглашаемый специально. Квалификацию Master of Yacht Instructor можно получить только на курсах, проводимых в штаб-квартире организации в Форт-Лодердейл во Флориде, США.

В RYA свои правила. Cruising Instructor может обучать до уровня Day Skipper, но только в существующей, признанной RYA школе, под руководством Yachtmaster Instructor’a. Cruising Instructor’ом может стать обладатель профессионального сертификата Yachtmaster, подтвержденного для коммерческого использования, только после окончания инструкторских курсов, опять же, со сдачей экзамена независимому экзаменатору. Yachtmaster Instructor должен пройти обучение на специальных курсах, проводимых несколько раз в году в Великобритании и Испании. После этого он должен провести два успешных курса обучения в существующей школе, под контролем нескольких независимых экзаменаторов. Только потом рассматривается вопрос о выдаче сертификата.

И вот только тогда, когда у нас есть все три составляющие, мы можем начинать процесс сертификации. А вот здесь и начинается самое интересное.

Я, наверное, не открою большой тайны, если скажу, что в каждом деле есть два подхода: формальный и неформальный. В процессе сертификации школы они также присутствуют, взаимно дополняя друг друга. Разница заключается в том, что у американцев неформальный подход более лоялен, а у британцев, иногда, более строг, чем формальный. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.

Сертификация школы в IYT. За месяц до этого дня были отправлены заявки с описанием и фотографиями помещения, яхт и персонала. Приехавший инспектор выглядит уставшим – еще бы! Только за сегодня побывал в четырех школах, претендующих на сертификацию. Получасовая беседа, в течение которой выясняется количество уже обученных курсантов и планируемое их количество, несколько вопросов по комплектации яхт и …все! Школа сертифицирована. Не забудьте только оплатить вступительный взнос. Притом, что ни один инструктор не имел необходимых для IYT сертификатов, а лодки даже не осмотрели на предмет соответствия требованиям, поверив на слово. Налицо преобладание мягкого неформального подхода: «Ну,  нет сертификатов, но квалификация и опыт вроде есть, ну, не проверили лодки, но людей-то на них учат, и жалоб нет».

Совсем с другим отношением приходится сталкиваться желающим сертифицировать школу в RYA. Проверяющий не только дотошно проверяет размещение и срок годности, к примеру, огнетушителей на лодках, но и в помещениях школы. Равно как и всего остального, что должно быть в школе. А относительно персонала… Офицеры RYA не рекомендуют записываться на курс подготовки Yachtmaster Instructor и сдавать экзамен тем, кто не отработал предварительно пару-тройку сезонов рядовым инструктором в уже сертифицированной школе, прямо заявляя, что без этого шансы практически равны нулю. Официально, количество попыток сдачи экзамена в RYA тоже не ограничено, хоть каждый год пытайся, но неофициальная практика такова, что после второй неудачи тебе просто скажут: «Парень, наверное, преподавать в яхтенной школе — это не для тебя, займись чем-нибудь другим». Более того, после сертификации, помимо ежегодных плановых проверок школ, как это случается и в IYT, в RYA не редкость и неожиданные инспекции. Лично я, когда проходил инструкторский курс, оказался свидетелем того, что наш экзаменатор (не инспектор даже) обнаружил на яхте сигнальные ракеты, у которых около месяца назад истек срок годности. Он позвонил директору школы, на чьей яхте проходило обучение и экзамены и, через 1.5 часа(!) директор школы на моторке (мы находились в море) привез новые ракеты in date.

В попытке разобраться, чем обусловлена разница в отношении, пришел к выводу, что в основе лежит разное изначально направление. Английская система – национальная в своем происхождении, чем и обусловлены жесткие требования к идентичности программ во всех школах, к оборудованию учебных лодок и к необходимости преподавания на английском языке. А особенно в отношении личной безопасности яхтсменов. Лозунг «Health and Safety» в Великобритании возведен в ранг национальной программы, что не могло не сказаться на учебных программах RYA. Однако все эти строгие требования ограничивают распространение RYA в других странах. При всей привлекательности английской системы подготовки яхтсменов и сертификатов RYA, во всем мире можно по пальцам пересчитать школы ассоциации, где директор не является британцем. В России же нет еще ни одной школы.

Американцы изначально создавали систему для «общего пользования». Поэтому, на формальные требования к школам, которые сами по себе достаточно лояльны, еще и смотрят сквозь пальцы. Это и разрешение преподавания на национальных языках, и отсутствие необходимости жестко соблюдать единую учебную программу, и возможность работы инструктором без инструкторского сертификата. В связи с чем, кстати, количество школ IYT в России уже больше десятка (во всей Америке всего 6 школ IYT), а в одной только Москве их 9! И их количество растет, что, в свою очередь, обусловлено ростом интереса к  сейлингу. Здесь хотелось бы обратить внимание вот на какой момент. Многие инструкторы являются весьма достойными преподавателями и опытными яхтсменами. Вместе с тем, не может не настораживать тот факт, что чрезмерная лояльность IYT в вопросах сертификации огромного количества  вновь появляющихся школ делает возможным проникновение в систему яхтенного образования людей случайных. Тех, кто пренебрегает качеством обучения и забывает о том, что в любой системе обучения и яхтенная школа, и инструктор продолжают нести ответственность за курсантов даже после того момента, когда, отучившись, они покидают борт учебной яхты и берут на себя капитанские полномочия.

 


25 Ноября 2008


Другие тексты на эту тему

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

23 Октября 2013

«Газпром» открывает свою парусную школу

Gazprom Youth Sailing Challenge – новый проект Яхт-клуба Санкт-Петербурга и ОАО «Газпром» при поддержке Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Команда из молодых яхтсменов в возрасте от 26 до 30 лет будет принимать участие в крупнейших международных парусных соревнованиях под российским флагом и вымпелом Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

08 Июня 2013

Мой путь. Yachtmaster Ocean

«Зачем это всё? все по GPS прекрасно ходят!» — не то, чтобы редко, но постоянно приходится слышать от русских яхтсменов. Фраза обычно сопровождается пожиманием плечами и отходом куда-то в сторону ближайшего кабака. И действительно «А зачем?»

27 Мая 2013

Мой путь. Yachtmaster в Соленте

Автор этого текста — Александр Гуськов — первым из российских яхтсменов получил квалификации яхтмастера, яхтмастера оушен и инструктора RYA не где-нибудь, а в британской яхтенной академии UKSA. В этой единственной в своем роде яхтенной школе училась и легендарная Эллен Макартур, и большинство нынешних инструкторов и экзаменаторов самой RYA.

13 Февраля 2013

201 миля, 301 миля на монотипах

Парусная академия объявила о продолжении своего проекта парусной регаты «201 миля». Эта регата отличается от большинства корпоративных и прочих коммерческих проектов, так как имеет спортивный уклон и проводится на монотипных яхтах, что увеличивает остроту борьбы и способствует популяризации настоящих спортивных гонок среди любителей. Также академия объявила о новом проекте, который стартует осенью.

18 Мая 2012

Штили, киты и дельфины

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Полосухина о морской практике в школе Club Sail на Тенерифе. Плавание состоялось в мае 2012 года. Орфография и пунктуация автора сохранена.

15 Июля 2011

Джумхура Гекова лишили лицензий

Школа Джумхура Гекова Gokova Yachting (International Sailing School) лишена лицензий IYT. Во избежание будущих недоразумений и по просьбе MainSail.Ru IYT опубликовала список российских IYT-инструкторов, имеющих действующие лицензии на обучение.

07 Марта 2011

Школа капитана

Наши соотечественники активно осваивают морские просторы, гоняются в регатах, становятся инструкторами или даже открывают собственные яхтенные школы. MainSail.Ru публикует рассказ Рената Салехетдинова, который уже несколько лет обучает яхтсменов управлению моторной яхтой. Среди его курсантов не только россияне.

12 Апреля 2010

Новая школа RYA в Мармарисе

Новая школа сертифицирована Royal Yachting Association (RYA) и, как планируется, начнет работу с начала мая.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+