MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Безопасность
Осторожные живут дольше

Юрий Кузнецов

Осторожные живут дольше

Беглый обзор яхтенной прессы за последние месяцы показывает, что фатальные ошибки довольно типичны. Оригинальные случаи гибели яхт редки.

Вопрос безопасности при выходе в море волнует всех. Но не обязательно в должной мере. В самом деле: погода хорошая, яхта новая — ну как она утонет? Да и мы вроде люди нормальные — сидим, держимся. До сих пор существуют яхтсмены, которые считают спасательный жилет признаком трусости, а страховочный конец — проявлением паранойи. Мировая яхтенная пресса уже без иронии именует такое поведение «мачизмом» — масштабы «бедствия» таковы, что этот термин прочно обосновался не только в журналистике, но и в серьезной литературе и даже в лоциях.

Все яхтенные школы, к какой бы системе они не относились, при подготовке яхтсменов максимум внимания уделяют не работе с парусами, к примеру, а именно безопасности. Однако, несмотря на эти и другие меры, несмотря на обилие публикаций, учебных фильмов и литературы, яхтсмены продолжают делать одни и те же ошибки, многие из которых стоят им жизни. Не стал исключением и 2006 год — неадекватная оценка обстановки и беспечное отношение к вопросам безопасности привели к гибели немалого количества людей, в том числе и тех, кто рассчитывал просто побыть пассажиром на борту.

Обзор яхтенной прессы вновь показывает, что фатальные ошибки довольно типичны. Оригинальные случаи гибели яхт редки. Совсем уж экзотические происшествия типа внезапной потери фальш-киля, как это произошло с яхтой Excalibur недалеко от Австралии, что привело к мгновенному переворачиванию лодки и гибели четырех членов экипажа из шести (и все опытные океанские гонщики) — случаются крайне редко. В большинстве случаев, как и всегда, люди гибнут по глупости: из-за неиспользования спасательного жилета, страховочного конца (harness, сбруи) и по другим элементарным причинам, вроде взрыва газового баллона на камбузе.

3 марта 2006 года в штормовых условиях западнее Австралии из воды был поднят в бессознательном состоянии яхтсмен, предположительно упавший за борт с поврежденной 11 метровой яхты Wind Rider или, возможно, Wave Rider. Несколько часов спустя он скончался в госпитале в Albany (Олбани). Полицейские отметили, что мужчина упал в воду в 40 милях от берега и не имел спасательного жилета. Сигнал с аварийного буя (EPIRB) был получен Австралийским Спасательно-Координационным центром (AusSAR) в 8 утра. К спасательной операции был подключен сухогруз, находившийся в районе бедствия.

Спасатели полагают, что погибший яхтсмен либо пытался самостоятельно доплыть до приблизившегося сухогруза, либо был случайно смыт волной. К моменту прибытия вертолета яхтсмен уже находился без сознания. Спасателям пришлось приложить огромные усилия, чтобы поднять тело на борт вертолета. Покинутая яхта осталась дрейфовать в районе бедствия.

Летом 2006 суд завершил расследование и признал трех сотрудников компании Sunsail виновными в халатности, повлекшей гибель человека. Дело длилось с июля 2003 года, когда в спортивном лагере Club Vounaki (Греция) утонула 11−летнияя британская школьница Laura Morgan (Лора Морган). Трагедия произошла в результате переворачивания небольшого катамарана Hobie Cat. Лора оказалась в воде, между корпусами катамарана и под растянутой между корпусами сеткой. Из-за этой сетки девочка не смогла выбраться из под воды. Трое из пяти сотрудников клуба, представших перед судом города Лефкас, признаны виновными. На основании результатов расследования происшествия, RYA обязала инструкторов парусных школ иметь специальные ножи для аварийного обрезания такелажа или, как в данном случае, сети, которая является «палубой» легкого катамарана.

В апреле 2006 шкипер David Clear (Дэвид Клир), нанятый для перегона яхты из Solent (Солента) в Plymouth (Плимут), во время ночного перехода при ветре 7−8 баллов упал за борт и погиб. Хозяин яхты Reg Pailey (Риг Пейли) подал сигнал Мэйдей, принятый береговой охраной. В поисково-спасательной операции приняли участие два спасательных катера и вертолет. Тело яхтсмена было обнаружено спустя три часа в 10 милях к юго-востоку от мыса St.Alban's Head (Сент Олбанс Хед). Дэвид Клир имел спасательный жилет, но находился в воде слишком долго и не имел шансов на спасение. Как отметили спасатели, на море имел место настоящий шторм. Страховочный конец не использовался.

Закончено расследование гибели в июле 2005 года шестидесятичетырехлетнего William Tinsley (Уильяма Тинсли) и его восьмилетнего внука Бена, совершавших прогулку на яхте типа BEZ2 (небольшая польская пластиковая яхта, похожая на класс «Микро»). На яхте было четыре человека: владелец Уильям Тинсли, его сын Йен, и двое внуков. Недалеко от острова Puffin Паффин (Великобритания) яхта перевернулась в условиях волны около 1,5 метров, ветре 5 баллов и температуре воды 16 градусов Цельсия. Попытки Йена вернуть лодку в нормальное состояние успехом не увенчались — набравший воды BЕZ2 вновь переворачивался. Находившиеся в воде более часа члены экипажа были подобраны проходившими мимо рыбаками. За это время владелец лодки утонул, его внук погиб из-за переохлаждения. Расследование показало, что владелец лодки не имел никакого парусного опыта до покупки лодки на Birmingham Boat Show. Его спасательный жилет не был правильно отрегулирован. Кроме того, одежда яхтсменов не соответствовала погоде. Одновременно с этим комиссия рекомендовала пересмотреть уровень мореходности яхт этого типа.

19 января 2006 года 33−футовый катамаран Eclipse перевернулся в условиях высокой волны у тихоокеанского побережья Мексики. Два члена экипажа Richard Woods (Ричард Вудс) и Jetty Mantzke (Джетти Мантцке) оказались в воде и были спасены экипажем вертолета ВМС США. Спасательная операция проводилась при ветре 10 баллов (по крайней мере так сообщается). Своим спасением яхтсмены обязаны, в том числе, устройству McMurdo GPS PLB (Fastfind Personal Locator Beacon 407 MHz). Персональный буй работает в стандарте COSPAS-SARSAT, то есть его можно использовать в любой точке планеты с точностью определения координат точки в 3 мили. Буй размером как две сигаретные пачки размещается в комбинезоне или спасательном жилете. В нашей стране он пока официально не продается.

Завершая этот короткий обзор событий яхтенного мира, следует упомянуть несколько типичных случаев, таких как: разнообразные попытки встать на якорь на судовом ходу (отделались испугом), использование GPS в качестве единственного средства навигации (в результате столкновение в подводной скалой), управление моторными яхтами в пьяном виде (несколько погибших), столкновения при входе/выходе из марин и т.п. Думаю, никто не будет спорить с утверждением, что море может быть очень страшным в штормовых условиях, условиях ограниченной видимости и т.д., но отсутствие элементарного здравого смысла способно создать проблему и на пустом месте. Например, один профессиональный (!) экипаж, перегонявший владельцу 40−футовый Fairline Phantom, умудрился воспользоваться демо-версией электронной карты C-Map для навигации. В результате лодка на большой скорости влетела в буй и быстро затонула. Экипаж остался жив и по решению суда приговорен к выплате компенсации размером в 220 тысяч фунтов стерлингов. За перегон яхты «шкиперы» намеревались получить 100 фунтов на двоих.

Отдельно стоят инциденты с водными видами спорта типа водных лыж. Водитель моторного катера, буксирующего лыжницу, развернулся в непосредственной близости от берега и всадил лыжницу прямо в скалы.

Анализ случаев успешного спасения яхтсменов наводит на неновую, в общем-то, мысль, что в первую очередь выживают яхтсмены-параноики, которые буквально «повернуты» на обеспечении собственной безопасности. В экипировку благополучно выжившего яхтсмена обычно входит одежда — как правило более высокого штормового класса, чем фактическая погода (лучше всего гидротермокостюм (на 2 — 3 (до 6) часа выживания в воде 5 градусов Цельсия), спасательный жилет соответствующего класса и рассчитанный на совместное использование с имеющемся штормовым комбинезоном и другой одеждой. Кроме того, в обязательную экипировку входит нож, которым отрезаются при необходимости страховочные концы (отстегнуть карабин при сильном натяжении конца обычно очень трудно). Само собой, быть пристегнутым к лодке — обязательное правило. У пристегнутого человека при падении за борт есть шанс быть спасенным даже при наличии сильной травмы. Многие спасенные использовали персональный EPIRB или PLB как в случае с Eclipse.  И эти приборы сыграли принципиальную роль в спасении. Многие спасенные имели флеш-фонари с ресурсом непрерывной работы около 14 часов (дайверские мигающие сигнальные фонарики тут не годятся — они, как правило, работают около часа, потом батарейки садятся). Яркий проблесковый фонарь на жилете принципиально сокращает время пребывания спасаемого в воде в ночных условиях.

Естественно исчерпывающий набор спасательного оборудования не дает сам по себе гарантии успешного спасения в случае чего. Чтобы благополучно воспользоваться спасательными средствами, во-первых, желательно уметь ими пользоваться, но еще важнее сохранять то, что называется присутствием духа в ходе всего развития аварийной ситуации. Большинство аварийных ситуаций и в первую очередь ситуации с фатальными последствиями произошли в условиях тяжелой погоды при сильном волнении и ветре.

 

Другие статьи в разделе «Безопасность» на MainSail.Ru


27 Февраля 2007


Другие тексты на эту тему

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

24 Октября 2013

200 кораблекрушений в одном архиве

Аукцион Sotheby's выставил на продажу уникальную фото-коллекцию кораблекрушений. В коллекцию входят фотографии и негативы, снятые четырьмя поколениями семьи Гибсон, проживавших на островах Сцилли. Фото-архив создавался 130 лет с 1872 по 1997 годы.

22 Мая 2013

«…да, кстати, у нас там чел за борт упал…»

12 мая у берегов Нормандских островов разыгралась трагедия. Экипаж французской яхты Jouvente потерял одного из своих членов в бурном море. Яхтсмены не смогли спасти товарища своими силами и решили отправиться в порт, забыв предупредить спасательные службы о случившемся. О MOB яхтсмены сообщили, когда пришвартовались в ближайшей марине — через 3 часа 45 минут после того, как их коллега упал за борт.

19 Апреля 2013

Смертельная швартовка

На прошлой неделе в результате спасения германской яхты Meri Tuuli погибли два человека — яхтсмен и спасатель. Трагедия произошла в португальском порту Фигейра-да-Фож. Яхта не смогла преодолеть мелководье на входе в порт и была разбита прибойной волной.

17 Марта 2012

Ушел в море и не вернулся

Молодой яхтсмен-одиночка 20 февраля вышел в море на своей яхте в Мексике. Его яхта обнаружена выброшенной на берег. Сам яхтсмен исчез.

19 Февраля 2012

Да пусть он тонет!

Даже такое радикальное мнение звучит в норвежском сообществе по отношению к Ярли Андхею. Год назад этот яхтсмен уже предпринимал попытку покорить Южный полюс и подошел к берегам Андарктиды на яхте Bersek, которая в том походе утонула, погибло три человека. Теперь «проблемный» норвежец снова в море и снова направляется в сторону белого континента. Он намерен выяснить, что произошло с его яхтой в прошлом году. Разрешения на проход в эти широты у него нет, как и в прошлый раз.

04 Февраля 2012

Ошибка GPS

В очередной раз жизнь показала, что полагаться только на GPS-оборудование нельзя. На этот раз неточность GPS-навигатора чуть не стоила жизни трем новозеландцам.

06 Января 2012

Liquid Vortex помощи не просила

История со спасением учебной лодки в районе Дандженесс на юго-востоке британского побережья за три дня успела обрасти слухами и «потонуть» в комментариях. Нештатные ситуации случаются во во многих яхтенных школах, одкако далеко не все из них готовы открыто обсуждать слухи и информацию, бросающую тень на их репутацию. Уже через два дня после произошедшего Hot Liquid предоставила общественности исчерпывающую информацию о случившемся.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+