MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Безопасность
Обычные ошибки GPS

Юрий Кузнецов

Обычные ошибки GPS

У массового пользователя сохраняется еще вера в старые легенды, а навигационные ошибки повторяются из раза в раз и совершенно не зависят от цены и степени крутизны купленного приборчика.

GPS приемники распространены уже не меньше чем мобильные телефоны, а это означает, что они стали обычным «бытовым» прибором. Современных пользователей GPS не интересует, как работает система, как летают спутники и с какой частотой на приемники приходит сигнал. Так же как мало кого из посылающих SMS интересует, где находится антенна ближайшей «соты» или мощность радиопередатчика в телефоне.

Несмотря на это, у массового пользователя сохраняется еще вера в старые легенды,  а навигационные ошибки повторяются из раза в раз и совершенно не зависят от цены и степени крутизны купленного приборчика.

Сначала договоримся о терминах. GPS - это Global Positioning System, система глобального позиционирования, то есть система, дающая возможность определить свои координаты на поверхности Земли и в воздухе в любой точке. Строго говоря, термин GPS означает как американскую систему Nawstar так и российскую Глонас. Но поскольку Глонас толи работает, толи нет, и в магазинах приемники Глонас не купишь, массовый потребитель стал по умолчанию считать, что GPS это и есть исключительно система Nawstar. Если исходить из современных реалий, то с этой точкой зрения следует согласиться, несмотря на обещание правительства России ввести Глонас в строй как можно скорее. В принципе, и секстан можно отнести к GPS приборам.

Система GPS состоит из орбитальной группировки: набора спутников, наземных центров управления и ряда наземных станций. Конечным звеном в этой цепи являются различные GPS терминалы, использующиеся в самых разнообразных целях. Нас, как «пользователей-туристов» и яхтсменов, прежде всего, интересуют мобильные GPS терминалы — приемники, которые обрабатывают информацию в режиме реального времени. В отличии от разных других GPS приборов, нам нужны такие, которые определяют наше место «мгновенно» и «постоянно». Понятия эти условны, но если мы будем получать свои координаты 1 раз в секунду, то будем считать, что имеем эту информацию «непрерывно».

К наиболее устойчивым легендам о GPS Nawstar (далее просто GPS) относится то, что «американцы специально снижают точность определения координат». Из этого,  якобы, следует, вывод о некоторой ограниченности применения приемника. На самом деле история такая. Действительно, в системе GPS существуют два сегмента: военный и гражданский. Военные приемники GPS способны принимать дополнительные спутниковые сигналы, которые «не слышны» гражданским приемникам. С помощью этой технологии военные пользователи системы могут получить ряд преимуществ. Кроме того, центр управления GPS может включить режим «селективного доступа», который либо, условно говоря, снижает точность гражданского приемника GPS, либо «вырубает» гражданский сегмент GPS вообще или в каком-то районе Земли.

В 2000 году президент Клинтон принял историческое решение и отменил, действовавший до того момента, режим селективного доступа. Тем самым, с 2000 года все гражданские приемники, если они исправны и «видят» достаточное количество спутников, определяют координаты примерно одинаково и с достаточной для навигации точностью. В этом легко убедиться самостоятельно. Засечь точку и вернуться в нее через какое-то время. В зависимости от условий средний GPS найдет место с точностью 3−10 метров. Иногда может получиться «тютелька в тютельку», но это скорее везение, чем точная работа прибора.

Подобной точности недостаточно для строительных, геодезических и прочих работ, но для навигации, даже воздушной, вполне хватает.

Режим селективного доступа, при этом, может быть включен по решению правительства США, но делается это в исключительных случаях, ограниченно и с заблаговременным предупреждением.

Так, например, гражданский сектор GPS был выключен во время войны в Ираке во всем районе боевых действий. Это лишило иракцев, купивших, естественно, гражданские приемники возможности использовать американские технологии в военных целях.

Следующей проблемой военных, вероятно, станут картографические он-лайн сервисы типа terraserver.com или более известный google maps. Космические снимки на них со временем, очевидно, будут обновляться все быстрее и не исключено, в принципе, что следующий шаг — это наблюдение самого себя на местности. Что было бы удобно, к примеру, для выбора места в марине и т.д. Но это надо еще подождать.

При каждом включении современный гражданский приемник GPS демонстрирует предупреждение, что он не может быть использован как единственное средство навигации. На это важное правило следует обратить внимание. Эта надпись на экране вовсе не означает, что прибор изначально неточный или производители сомневаются в его качестве. Безусловно, производители приборов хотят отгородиться от возможных судебных исков, но дело не только в этом. GPS терминал это, прежде всего, прибор, сообщающий координаты точки, в которой он находится. Прибор и его создатели не могут отвечать за все неправильные действия, которые совершили неграмотные пользователи прибора. Не надо требовать от приемника, чтобы он делал выводы. Он не умеет.

Первое, на что обращает внимание владелец прибора, что он едет «мимо карты». В том случае если в приемнике есть «зашитая» карта. Этим несовпадением точки, в которой очевидно находится пользователь прибора с точкой на карте, которую указал прибор, страдают очень большое количество приемников. Этой теме можно посвятить сколько угодно времени и статей, но будем исходить из того, что в нашу задачу не входит сделать из собственного GPS точный картплоттер. Во-первых, чтобы сделать надежный картплоттер, то есть чтобы точка в которой находится прибор, в точности совпадала с аналогичной точкой на карте, нужно хорошо разбираться в устройстве GPS. Во-вторых,  нужно хорошо понимать, каким образом и кем была изначально создана карта, используемая в приборе.

Карты могут быть сделаны в разных математических моделях, то есть немного по-разному представлять форму Земного шара, из-за чего, как правило, и возникает «сдвиг» карты относительно координат, определенных прибором. Несмотря на то, что новые карты создаются в системе WGS84 (World Geodesic System 1984 года) и GPS приемник можно настроить на работу в этой системе, сохранилось огромное количество карт, созданных в других системах. Друг от друга эти карты отличаются, как правило,  не сильно. Если поставить определенную с помощью GPS приемника точку на двух разных картах одной и той же местности, сделанных в разных системах, то расстояние между этими точками будет составлять десятки или сотни метров.  Стоит ли эта погрешность того, чтобы влезать в прибор и в настройки карт — вопрос спорный. Но главное, что если даже потратив какие-то усилия мы добьемся точного «попадания» точки в карту, то где гарантия, что это точное соответствие сохранится в другом районе Земли? Для морской навигации незначительный сдвиг карты совершенно не принципиален, пусть даже прибор показывает, что яхта стоит не у причала, а на берегу. Мы то знаем, что стоим у причала. По этим и другим причинам, и RYA и просто здравый смысл, запрещают использовать GPS, как единственное средство навигации. То есть подходить к причалу или в узкость следует не только глядя в прибор, но и по сторонам, как минимум. Для решения большинства задач вполне достаточно знать параметры «сдвига» карты и прочих погрешностей и учитывать их, прокладывая безопасный курс.

О таком сдвиге реального курса относительно трека GPS забыл прошлым летом шкипер яхты Fleur de Mer (типа Bowman 40) Жак Демарти (Jacques Demarty), принимавший участие в регате Blue Water Round-the World 2005?2006. За 45 лет путешествий под парусом  Жак Демарти прошел более 100 тысяч морских миль. Тем не менее, зная о различии реального курса и трека GPS в 400 метров, он «просто забыл» об этом. Он провел яхту слишком близко к берегу острова Los Rocques в водах Венесуэлы и выложил лодку на тянущийся от острова риф. В прибое яхта потеряла мачту, сильно повредила корпус, а экипаж из трех человек, с большим трудом выбрался на берег.

Помогло бы шкиперу отсутствие погрешности GPS, вопрос спорный, поскольку данная ошибка исключительно «человеческого фактора». Он мог также «забыть» (случившееся он объяснил забывчивостью) что-нибудь еще.

Вторая типичная ошибка — это установка в приборе путевых точек, рекомендованных лоциями или координат таких объектов, как край волнолома или буй. Направляясь к такой путевой точке по GPS, экипаж постоянно имеет информацию о направлении на точку, оставшемся до нее расстоянии и т.д. Следует помнить при этом, что GPS определяет курс на точку по прямой, которая может проходить через другие навигационные опасности. В конце концов, велика вероятность, что лодка просто воткнется в этот буй или мол. Также она может столкнуться с другими яхтами, которые используют для навигации те же рекомендованные популярными пайлотами путевые точки. Чтобы уменьшить риск следует вводить свои собственны путевые точки, что занимает ровно столько же времени.

Третья ошибка — неправильное понимание предоставляемой прибором информации. Допустим, мы выставили путевую точку и движемся к ней по прямой. Прибор исправно докладывает о постепенном сокращении расстояния «до цели» и указывает направление на точку. Мы следуем этому указанию и стрелка, на экране, точно показывает на нос нашей лодки. Ожидаемое время прибытия в точку тоже сокращается. По неопытности пользователь может сделать вывод, что он действительно движется в нужную точку почти по прямой и раз расстояние до точки сокращается, то все в порядке. На самом деле, это серьезная ошибка. GPS не показывает боковой снос судна. При наличии течения и ветра лодку сносит с курса, а рулевой, сам того не замечая, постепенно подруливает, следуя указанию прибора, в сторону путевой точки. Для рулевого картина выглядит просто — путевая точка все время впереди. Но на самом деле яхта описывает довольно широкую дугу и запросто может налететь на препятствия, находящиеся, с точки зрения экипажа, далеко сбоку.

В моей практике была подобная ситуация при ночном переходе с острова Липари на Стромболи. Между этими островками лежит крошечный и обычно необитаемый островок Панареа, окруженный подводными скалами. В условиях ночи этот остров практически не видим, а из ориентиров, на которые можно взять пеленги только остающиеся по корме два ярких огня острова Салина. В этом месте существует сильное восточное течение. Лодку незаметно, но сильно стало сносить к востоку. GPS этот снос не демонстрировала, так как участок трека, который был виден на экране был слишком мал чтобы можно было заметить характерную дугу. Зная о подобной ситуации вахта раз в несколько минут брала пеленги на Салина, пока было возможным, а затем вела прокладку по бумажной карте, используя численные значения координат по GPS. На бумажной карте снос был очевиден и, более того, стало понятно, что лодка имеет все шансы въехать в остров Панареа. Для возвращения лодки на правильный курс пришлось направить лодку «левее» сначала на 30, потов на 60, а затем вообще на 90 градусов и еще включить мотор — так усилилось течение. В итоге остров остался по правому борту в 1,5 — 2 милях.

Чтобы компенсировать недостатки встроенной карты можно заранее внести в прибор достаточное количество путевых точек, координаты которых заранее сняты с надежной бумажной карты. Это простой и безопасный способ иметь под рукой в палубных условиях информацию о реальном положении и расстоянии до ближайших опасных объектов, мысов и т.д.

По этим причинам понятно, что использовать GPS как единственное средство навигации, неразумно. Полезно дополнять прибор компасом-пеленгатором и здравым смыслом. Их можно также использовать в случае отказа GPS по тем или иным причинам, но если прибор отказал, лучше просто включить второй GPS. 


17 Сентября 2007


Другие тексты на эту тему

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

24 Октября 2013

200 кораблекрушений в одном архиве

Аукцион Sotheby's выставил на продажу уникальную фото-коллекцию кораблекрушений. В коллекцию входят фотографии и негативы, снятые четырьмя поколениями семьи Гибсон, проживавших на островах Сцилли. Фото-архив создавался 130 лет с 1872 по 1997 годы.

22 Мая 2013

«…да, кстати, у нас там чел за борт упал…»

12 мая у берегов Нормандских островов разыгралась трагедия. Экипаж французской яхты Jouvente потерял одного из своих членов в бурном море. Яхтсмены не смогли спасти товарища своими силами и решили отправиться в порт, забыв предупредить спасательные службы о случившемся. О MOB яхтсмены сообщили, когда пришвартовались в ближайшей марине — через 3 часа 45 минут после того, как их коллега упал за борт.

19 Апреля 2013

Смертельная швартовка

На прошлой неделе в результате спасения германской яхты Meri Tuuli погибли два человека — яхтсмен и спасатель. Трагедия произошла в португальском порту Фигейра-да-Фож. Яхта не смогла преодолеть мелководье на входе в порт и была разбита прибойной волной.

17 Марта 2012

Ушел в море и не вернулся

Молодой яхтсмен-одиночка 20 февраля вышел в море на своей яхте в Мексике. Его яхта обнаружена выброшенной на берег. Сам яхтсмен исчез.

19 Февраля 2012

Да пусть он тонет!

Даже такое радикальное мнение звучит в норвежском сообществе по отношению к Ярли Андхею. Год назад этот яхтсмен уже предпринимал попытку покорить Южный полюс и подошел к берегам Андарктиды на яхте Bersek, которая в том походе утонула, погибло три человека. Теперь «проблемный» норвежец снова в море и снова направляется в сторону белого континента. Он намерен выяснить, что произошло с его яхтой в прошлом году. Разрешения на проход в эти широты у него нет, как и в прошлый раз.

04 Февраля 2012

Ошибка GPS

В очередной раз жизнь показала, что полагаться только на GPS-оборудование нельзя. На этот раз неточность GPS-навигатора чуть не стоила жизни трем новозеландцам.

06 Января 2012

Liquid Vortex помощи не просила

История со спасением учебной лодки в районе Дандженесс на юго-востоке британского побережья за три дня успела обрасти слухами и «потонуть» в комментариях. Нештатные ситуации случаются во во многих яхтенных школах, одкако далеко не все из них готовы открыто обсуждать слухи и информацию, бросающую тень на их репутацию. Уже через два дня после произошедшего Hot Liquid предоставила общественности исчерпывающую информацию о случившемся.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+