MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Безопасность
Евгения Бакунова Лидер 12М Eugenia Bakunova MinSail.Ru Lider 12m

Евгения Бакунова
Фото: автора

Прокатиться на «Лидере»

На Рыбинской судоверфи построили катер «Лидер 12М». Это первый российский спасательный катер. Настоящий, как у многих Coast Guard в мире, в чем автору удалось убедиться лично.

Выходя в море за границей, как-то не думаешь о том, кто и как тебя будет, в случае чего, спасать. Все мы неоднократно видели спасательные катера, которые стоят у причалов в большинстве портов. В российских водах ситуация иная — суда, которые есть в распоряжении спасателей, небыстроходные. А значит, если в море с вами что-то произойдет, ждать помощи придется долго.  

Дорога от Москвы до Рыбинска занимает примерно 4 часа, небо затянуло плотными сизыми облаками, и пошел дождь - то что надо для тест-драйва спасательного катера. Вот только бы еще чуть-чуть ветра и волну побольше…

Несмотря на то, что катер «Лидер 12М» совсем новая разработка, он уже приобрел большую известность. Хотя бы потому, что это первый российский катер, специально спроектированный для спасательных служб. Создатели называют катер многоцелевым, он действительно может решать разнообразные задачи: это и поисковая служба, и водолазные работы, тушение пожаров на воде, спасение и буксировка малых судов — все это, не дай бог, конечно, может случиться с любым российским яхтсменом, вышедшим в море в российских территориальных водах.    

«Ни на Онежском, ни на Ладожском озере, да и на Балтике — нет ни одного спасательного катера. В Мурманске спасатели имеют два буксира — один 69 м длиной другой — около 80м. Они только из Кольского залива будут выходить 3 часа. У нас нет вертолета, который может взлетать при ветре более 12 м/сек (запрещено по погоде), а у всех есть…», — рассказывает главный конструктор Рыбинской Судоверфи Артем Брум (на фото справа). 

(другие фотографии Лидера здесь)

«Лидер» был спроектирован и построен в очень короткие сроки. «Мы получили задание на разработку катера в конце марта, — продолжает главный конструктор, — „работы по строительству начались в середине апреля, 16 августа катер был уже на воде. А в начале сентября мы отдали его на первые испытания МЧС в Мурманск“. 

Перед командой верфи стояла непростая задача — создать прочный, непотопляемый катер с отменными мореходными  и скоростными характеристиками. Одна из главных особенностей „Лидера“ — его 100%−ная остойчивость. История показанная в знаменитом фильме „Идеальный шторм“ в случае с „Лидером“ невозможна: его практически невозможно перевернуть, но если это все же произойдет на большой волне, он быстро вернется в нормальное положение. Генеральный директор верфи Александр Антонов с улыбкой вспоминает испытания: „Мы чуть не завалили кран, пытаясь перевернуть наш „Лидер“, на стропах было 6 т восстанавливающего момента, когда мы решили прекратить эксперимент….“

Другая особенность катера 100%−ная герметичность. Все люки и двери водонепроницаемы. Со стороны лидер выглядит просто, если не сказать брутально. Объем салона надстройки достаточно велик для катера такого размера. Круговое  остекление позволяет видеть обстановку вокруг. Обратный наклон лобовых стекол (их толщина, кстати, 16 мм) обеспечивает лучшую видимость в условиях дождя или при большом количестве брызг. Для лучшего обзора работает обогрев стекол и омыватели.

Салон катера разделен на две части. Впереди — пост управления, рассчитанный на команду из 4 человек и оборудованный четырьмя креслами шведской компании Ullman. „Улльмановские“ кресла ставятся на многие суперскоростные спортивные лодки и катера береговых служб, в частности, Швеции, Голландии и США. Они обеспечивают спасателям не только комфорт, благодаря всевозможным настройкам, но и заметно снижают утомляемость команды и риски получить травмы во время перемещения на высоких скоростях и при большом волнении. Четырехточечные ремни надежно крепят седоков в чаше сидения, и если даже катер перевернется и ударится крышей о грунт (а такое возможно, например, в мощной прибойной волне), риск получить повреждения позвоночника или других жизненно важных органов будет сведен к минимуму.

Прочность надстройки закладывалась, кстати говоря, исходя из подобной ситуации и способна выдержать значимые нагрузки. 

Лидер обеспечивает спасателям полную автономность на 3−4 суток. Для жизни экипажа есть все: солярочная плита (не спиртовая и не электрическая!), холодильник, отопитель, мощный генератор, санузел с туалетом и душем, сушильный шкаф для гидрокостюмов. Бытовая часть расположена в задней части салона, которая отделяется от поста управления светонепроницаемой шторой. Есть также шесть спальных мест, а общая пассажировместимость „Лидера“ составляет 14 человек. Дальность хода при скорости в 30 узлов составляет 500−600 миль, при патрулировании на малых скоростях запас хода существенно увеличивается. Спасательный катер, если он не в районе патрулирования, должен быть всегда готов выйти в море. Поэтому „Лидер“ оборудован предпусковыми обогревателями (в данном случае Webasto). Понятно, что на „Лидере“ по максимуму установлено навигационное оборудование и системы связи.    

На ходу Лидер кажется несколько тяжеловатым, впрочем так только кажется. Разгоняюсь с нуля, через 15−20 секунд мы уже летим на скорости 33 узла, хотя  в задраенном салоне скорость почти не ощущается. Небольшую волну, образованную им же самим, „Лидер“ отрабатывает довольно жестко с характерным гулким ударом. „Представьте себе, но на большой волне катер идет гораздо мягче“, — как бы читая мои мысли объясняет главный конструктор, — „мы испытывали катер в Мурманске при ветре больше 30 узлов и волне 2−3 метра, катер показал себя прекрасно. Самое интересное наблюдается на попутной волне: он влетает в волну, и вот, кажется,  сейчас „зароется“ в нее носом, но ничего ничего подобного не происходит — наш катер взлетает над волной и идет дальше“.

Идя на максималке, без всякого стеснения перекладываю руль из одного крайнего положения в другое — „Лидер“ оставляет чувство какой-то особенной приятной надежности и силы. Маневренность Лидера просто захватывает дух! Все дело в водометах — двигатели напрямую связаны с водометами, и все управление лодкой осуществляется выходной струей. Катер укомплектован двумя двигателями Volvo Penta мощностью 575 лс каждый и водометами новозеландской компании HamiltonJet — признанного мирового лидера по производству водометных движителей. На полном ходу перекладываю рычаг управления дефлектором в реверсивное положение, и за какие-то 1−2 секунды катер останавливается, проходя расстояние не больше собственного корпуса. Если к этому добавить поворот руля, катер остановится и развернется на месте. 

Рыбинская судоверфь (РСВ) вошла в холдинг „Еврояхтинг“ в 2008 году. В состав холдинга также входят: Проектно-конструкторское бюро, базирующееся в Москве и Рыбинске, Студия корабельных интерьеров, и Студия корабельной окраски, являющаяся мобильным подразделением. Все компании холдинга имеют 100%−ный частный капитал.

Отсутствие подводных выступающих частей снижают сопротивление лодки при движении. Наличие водометов, кроме того, не создает опасности для людей, находящихся в воде рядом с двигателем, отсюда меньше вероятность получения травм во время спасательных операций. Кормовая часть „Лидера“ оборудована водолазными трапами, которые могут быть использованы во время подводных работ, а также для подъема людей их воды. Кормовые рундуки удобно использовать для хранения водолазного снаряжения. Усиленная носовая часть позволяет катеру выезжать на берег,  в том числе каменистый — сочетание алюминиевого корпуса и водометов решает эту задачу без особых проблем.

Тушение пожаров на водных и прибрежных объектах, куда нельзя подобраться с берега — еще один вид работ,  который может с успехом выполнять „Лидер 12М“. „В Москве, например, около 15  яхт-клубов, и пожар на яхте, стоящей у  причала потушить будет невозможно,“ — говорит Артем Брум, — „но можно подойти на нашем катере с воды, на нем стоит мотопомпа с производительностью 500 л в минуту. Представим себе яхту водоизмещением 20т. За 15 минут я ее либо потушу, либо утоплю…“ Впрочем, помпа может работать и в обратном режиме — на откачку воды из тонущего судна.

-Когда вы „рисовали“ катер, на какие другие проекты вы ориентировались?

— „Я всегда совершенно открыто говорю, что мы смотрели на американский спасательный катер 12 м длиной“, — говорит Артем Брум. — „И теперь могу сказать, что мы их переплюнули: у них надстройка в 2 раза меньше, у них в надстройке всего 4 кресла для спасателей, на этом надстройка заканчивается. По норме у них — количество спасенных — 3 человека, у нас — до восьми. Но у них и задача несколько иная — они работают в основном для съема людей с воды или терпящих бедствие судов и передачи их на борт больших судов“.

— Что будет дальше с этим проектом?

„Мы сделали первую машину, провели испытания и отдали ее в опытную эксплуатацию МЧС в Архангельск“, — говорит Артем Брум. — „Дальше мы будем совершенствовать конструкцию, и прежде, чем этот катер сможет стать серийным, будет, наверное, еще 2−3 предсерийных экземпляра“.

Но есть и другое направление развития этого проекта — создание катеров по частным заказам. Лидер 12М может стать базовой платформой для целого семейства катеров от 12 до 16 м, эти рамки заданы длинной стапеля, а все, что внутри рамок целиком и полностью зависит от клиента. „Есть довольно много людей, которым нужны не пластиковые лодки, а супернадежные, мореходные катера с прочным корпусом, но с интерьерами люкс“, — продолжает свой рассказ главный конструктор.

Мы покидали „Лидер“, а на причале озабоченно суетились ребята из Архангельска — завтра они погонят туда этот катер, чтобы продолжать испытывать его в ежедневной работе спасательной службы. Очень хочется надеяться, что когда-нибуть такие катера появятся на всех российских акваториях.

Спасательный катер 12М „Лидер“

длина 13,2

длина по ватерлинии 12м

ширина с установленным рибом — 4,5

Скорость макс 35 уз

скорость крейс 30

Двигатели Volvo Penta 2 по 575 лс

Водометы HamiltonJet

Мотопомпа 500 л/мин

спальных мест -6


23 Октября 2009


Другие тексты на эту тему

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

24 Октября 2013

200 кораблекрушений в одном архиве

Аукцион Sotheby's выставил на продажу уникальную фото-коллекцию кораблекрушений. В коллекцию входят фотографии и негативы, снятые четырьмя поколениями семьи Гибсон, проживавших на островах Сцилли. Фото-архив создавался 130 лет с 1872 по 1997 годы.

22 Мая 2013

«…да, кстати, у нас там чел за борт упал…»

12 мая у берегов Нормандских островов разыгралась трагедия. Экипаж французской яхты Jouvente потерял одного из своих членов в бурном море. Яхтсмены не смогли спасти товарища своими силами и решили отправиться в порт, забыв предупредить спасательные службы о случившемся. О MOB яхтсмены сообщили, когда пришвартовались в ближайшей марине — через 3 часа 45 минут после того, как их коллега упал за борт.

19 Апреля 2013

Смертельная швартовка

На прошлой неделе в результате спасения германской яхты Meri Tuuli погибли два человека — яхтсмен и спасатель. Трагедия произошла в португальском порту Фигейра-да-Фож. Яхта не смогла преодолеть мелководье на входе в порт и была разбита прибойной волной.

17 Марта 2012

Ушел в море и не вернулся

Молодой яхтсмен-одиночка 20 февраля вышел в море на своей яхте в Мексике. Его яхта обнаружена выброшенной на берег. Сам яхтсмен исчез.

19 Февраля 2012

Да пусть он тонет!

Даже такое радикальное мнение звучит в норвежском сообществе по отношению к Ярли Андхею. Год назад этот яхтсмен уже предпринимал попытку покорить Южный полюс и подошел к берегам Андарктиды на яхте Bersek, которая в том походе утонула, погибло три человека. Теперь «проблемный» норвежец снова в море и снова направляется в сторону белого континента. Он намерен выяснить, что произошло с его яхтой в прошлом году. Разрешения на проход в эти широты у него нет, как и в прошлый раз.

04 Февраля 2012

Ошибка GPS

В очередной раз жизнь показала, что полагаться только на GPS-оборудование нельзя. На этот раз неточность GPS-навигатора чуть не стоила жизни трем новозеландцам.

06 Января 2012

Liquid Vortex помощи не просила

История со спасением учебной лодки в районе Дандженесс на юго-востоке британского побережья за три дня успела обрасти слухами и «потонуть» в комментариях. Нештатные ситуации случаются во во многих яхтенных школах, одкако далеко не все из них готовы открыто обсуждать слухи и информацию, бросающую тень на их репутацию. Уже через два дня после произошедшего Hot Liquid предоставила общественности исчерпывающую информацию о случившемся.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+