MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Безопасность
Что делать с «человеком за бортом» потом

Clive Loughlin, Sailing today, February 2009 Перевод Александр Павлов

Что делать с «человеком за бортом» потом

MainSail.Ru публикует продолжение рассуждений Клива Лугвина из Sailing Today о действиях экипажа парусной яхты. Теперь разговор пойдет о ситуации, когда «человек за бортом» уже на борту. Как показывает автор, проблемы на этом еще не заканчиваются.

 

 

В прошлый раз мы закончили на том, что спасаемый успешно поднят на борт. Наивно полагать, что на этом спасательные действия экипажа окончены, — статистика указывает на множество смертей, случившихся после подъема.

Что делать дальше? Считайте, что вам сильно повезло, если на этом этапе уже прибыли вызванные вами спасатели. Если же нет, то следует ясно представлять, как обращаться с пострадавшим в дальнейшем. Также не стоит полагаться на помощь подоспевшего на зов судна, если таковое появилось.

Чего делать не следует

Не пытайтесь перенести раненого в салон лодки. Кокпит – место достаточно защищенное и двигать тело лишний раз не стоит в сравнении с риском его падения при переносе в другое место. Не надо также сразу же пытаться снять с человека одежду. Даже если пострадавший говорит, что он в порядке, не следует воспринимать это на веру. Не устраивайте спешки при обращении с пострадавшим – недостаточно бережное отношение может ухудшить его состояние или вызвать сердечный приступ. Дайте организму восстановить нормальное кровообращение после подъема из воды. Не давайте ему горячую воду, алкоголь и не обливайте его из душа с целью отогреть.

Какие действия предпринять

Пострадавшему не нужно давать стоять, т.к. это может привести к обмороку и падению. Если он в состоянии двигаться, то пусть делает это ползком, или просто лежит на палубе. Помогите ему занять удобное положение. Лучше всего для этого подойдут лавки в кокпите, застеленные диванными подушками. В этом случае пострадавшему будет комфортно, а вам будет удобно оказывать ему первую помощь. Важно только не забыть надежно закрепить подушки на лавке, а спасенного – на них. Для этих целей подойдут страховочные тросы, закинутые через лебедки. Если полностью вытянуться на лавке не удается, то лучше зафиксировать нижнюю часть тела выше уровня головы.

Порядок действий, если пострадавший в сознании. В ситуациях, имеющих наименьшие последствия (MOB находится в сознании, не потерял способности двигаться и говорить, несмотря на озноб), сколь-нибудь серьезная опасность отсутствует, и допустимо применение согревающих процедур. Здесь важно соблюсти осторожность, т.к. чересчур активное согревание в горячем душе порой вызывает «приступ перегрева», обусловленный падением кровяного давления. Лучше всего следовать менее радикальным мерам: аккуратно снимите мокрую одежду, вытрите пострадавшего полотенцем и переоденьте во все сухое. Оберните его одеялами или уложите в спальный мешок. Эти действия остановят дальнейшую потерю тепла, а озноб, как защитная реакция организма, приведет к перераспределению тепла изнутри тела ближе к кожному покрову. В продаже существуют и более технологичные средства, такие как гипотермическое одеяло с капюшоном – простое и эффективное в экстренных ситуациях приспособление. MOB-у также допустимо в умеренных количествах употреблять не слишком горячие подслащенные напитки, шоколад и бисквиты для восстановления сил и нервного успокоения. Физические упражнения, такие как поднятие-опускание ног, также могут ускорить процесс согревания, хотя выполнять их на лодке вряд ли будет удобно. По частому заблуждению многие используют горячее питье в больших объемах. Перебор с таковым сильно ускоряет сердечную деятельность для согрева внешних тканей, в то время как организму актуальнее сосредоточиться на сохранении его владельца в сознании. Несмотря на расхожее мнение, никогда не следует предлагать пострадавшему от переохлаждения алкоголь. И, хотя его употребление и вызывает чувство согревания, но, на самом деле, расширяет сосуды, вызывая отток крови от нуждающихся в ней участков тела, и давая излишнюю нагрузку на сердце. Озноб, как внутреннее средство обороны организма, тоже подавляется алкоголем.

Бессознательное или полуобморочное состояние. Если жертва падения за борт подверглась сильному переохлаждению (конечности окоченели, озноб отсутствует), важно уделить ей максимально возможное внимание. Намокшую одежду лучше срезать с помощью ножниц, а пострадавшего – уложить для отдыха, как было описано ранее.

Самоконтроль. При всей важности концентрации усилий экипажа на спасении пострадавшего, не стоит забывать о контроле за его собственными действиями. Выброс адреналина в кровь, происходящий у людей, занимающихся спасением, приводит к резкому сжиганию в ней глюкозы, что в последствие с большой вероятностью приводит к сильной физической и психической усталости. Если это происходит, то количество беспомощных на борту лишь увеличится. Выход все тот же – теплое сладкое питье с шоколадкой.

Меры предосторожности

Всякий из нас знает, что лучше предупреждение опасности, чем устранение ее последствий. Это же относится и к спасению MOB. Рассмотрим возможности снижения риска падений за борт.

Первый и очень важный шаг – никогда не переоценивать свои возможности. Это относится и к погодным условиям на море, и к действиям по управления лодкой. Один знакомый как-то сказал мне, что ни за что не выходит в море при силе ветра выше пяти баллов, если идет в море лишь в паре со своей женой. Этот принцип позволяет иметь некий запас прочности в его усилиях по управлению яхтой, если погода начнет портиться. Шкипер, принимающий в расчет не только свои умения, но и возможности членов экипажа, трезво оценивающий, где и как можно ходить под парусом, способен преодолеть гораздо большие расстояния, чем любитель потягаться с ветром в восемь баллов.

Я также использую еще один принцип: «Подъем пораньше, спуск – попозже». Поднимайте ваши паруса до момента, как вы покинете защищенную гавань, и опускайте их лишь после возвращения в безопасное место. Не имеет смыла ждать, пока лодку не начнет бросать в стороны окрепшим по выходу в море ветром, подготовьтесь заранее. Так, например, статистическое исследование о причинах падений за борт, проведенное в 1998 году, показало большое число инцидентов, произошедших в момент, когда экипаж возился со спинакером или его гиком. Опасный инцидент происходит обычно тогда, когда вы делаете что-либо неумело, поэтому правильное управление лодкой имеет большое значение. Например, всегда ставьте превентер на попутных курсах во избежание самопроизвольного перелета гика на другую сторону и возможных связанных с этим ранений экипажа. Но учитывайте, что задать его нужно так, чтобы всегда оставалась возможность быстро от него избавиться, не выходя из кокпита.

Мой личный опыт возникновения неприятностей на борту связан чаще всего с тем, что такелаж, который должен быть набит, давал слабину. Шкоты, вышедшие из стопора, могут привести в нежелательное движение погон гика-шкота и, как следствие, сам гик начнет гулять над кокпитом. Тоже относится и к незакрепленным стаксель-шкотам. Кулачковые стопора, использующиеся для быстрого крепления некоторого такелажа, весьма удобны, но доверять им не стоит. Если только вы не работаете активно с тем или иным шкотом, – закрепите его вокруг зажима дополнительным узлом. Особенно актуально это правило при креплении закруток стакселя или грота, когда те находятся в зарифленном состоянии. Подобной логикой следует руководствоваться и при работе на лебедке, — для уверенного удержания шкота зажима лебедки может быть недостаточно. Вырванный из зажима шкот представляет опасность, схожую с произвольно стегающим по сторонам кнутом. В связи с этим, стоит или увеличить число оборотов шкота на самой лебедке, или, если места на ней не осталось, добавить их уже сверху после крепления в зажиме. Такая в принципе нехитрая мера существенно снижает риск вылета шкота.

Из собственного опыта хочу предостеречь читателей от облокачивания на леерное ограждение. В целях безопасности его тросы, как правило, крепятся к стойкам  с обоих концов карабинами, требующими по-хорошему регулярного осмотра их состояния. Однажды, мы работали на палубе на пару с весьма опытным инструктором, который лишь чудом не выпал за борт, когда облокотился на внезапно отстегнувшееся ограждение. Я советую всегда в плохую погоду пользоваться страховочными концами, а также заранее опробовать их в деле, поскольку и они сами по себе порой представляют опасность при неправильном применении. Упомяну старую поговорку «Одна рука – всегда для лодки», своевременную для передвижений по палубе. Не следует начинать двигаться до тех пор, пока хотя бы одна ваша рука не схватилась за что-либо твердое и неподвижное.

Обратите должное внимание на процесс перехода из тузика на лодку, который весьма не прост, особенно, если вы хорошо перекусили на берегу, пропустив рюмку-другую-третью. Использование спасательного жилета совсем не повредит. Признаюсь, что до начала работы над этой статьей я и сам с неохотой пользовался спасательным жилетом. Обычно он использовался лишь в плохую погоду или ночью на ходу, но на самом деле большую часть времени просто лежал в каюте. Теперь же, побывав в шкуре «человека за бортом», я прилагаю максимум усилий, чтобы использовать жилет постоянно. Парадоксально, но, согласно статистике, большинство падений за борт случается отнюдь не во время шторма, а в тихую погоду в дневное время, т.е. как раз в то время, когда вы, обычно, без жилета. Вы можете чувствовать полное отсутствие опасности во время стоянки где-нибудь в устье тихой речки, наблюдая закат солнца, но, случись вам случайно поскользнуться за борт, — течение вынесет вас на несколько сот ярдов в море еще до того, как вы успеете произнести «ух, какая холодная водица!». И, даже если команда заметила ваше падение, пройдет некоторое время, нужное для завода двигателя, отдачи швартовых или, что еще дольше, подъема якоря. Кстати, хорошо бы, по большому счету, пользоваться не только жилетом, но и шлемами, из разряда тех, что носят гребцы на каноэ или альпинисты. Может это и покажется чересчур, но все-таки имеет явный смысл для членов экипажа, находящихся в салоне лодки или работающих на мачте или вантах. Указанная мера предосторожности не выглядит такой уж странной в сравнении с нормой, когда все дети, катающиеся на велосипеде, одевают шлемы. Как бы то ни было, нет ничего важнее, чем исповедовать принцип «безопасность – прежде всего».

Продолжение следует.

 


08 Апреля 2009


Другие тексты на эту тему

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

24 Октября 2013

200 кораблекрушений в одном архиве

Аукцион Sotheby's выставил на продажу уникальную фото-коллекцию кораблекрушений. В коллекцию входят фотографии и негативы, снятые четырьмя поколениями семьи Гибсон, проживавших на островах Сцилли. Фото-архив создавался 130 лет с 1872 по 1997 годы.

22 Мая 2013

«…да, кстати, у нас там чел за борт упал…»

12 мая у берегов Нормандских островов разыгралась трагедия. Экипаж французской яхты Jouvente потерял одного из своих членов в бурном море. Яхтсмены не смогли спасти товарища своими силами и решили отправиться в порт, забыв предупредить спасательные службы о случившемся. О MOB яхтсмены сообщили, когда пришвартовались в ближайшей марине — через 3 часа 45 минут после того, как их коллега упал за борт.

19 Апреля 2013

Смертельная швартовка

На прошлой неделе в результате спасения германской яхты Meri Tuuli погибли два человека — яхтсмен и спасатель. Трагедия произошла в португальском порту Фигейра-да-Фож. Яхта не смогла преодолеть мелководье на входе в порт и была разбита прибойной волной.

17 Марта 2012

Ушел в море и не вернулся

Молодой яхтсмен-одиночка 20 февраля вышел в море на своей яхте в Мексике. Его яхта обнаружена выброшенной на берег. Сам яхтсмен исчез.

19 Февраля 2012

Да пусть он тонет!

Даже такое радикальное мнение звучит в норвежском сообществе по отношению к Ярли Андхею. Год назад этот яхтсмен уже предпринимал попытку покорить Южный полюс и подошел к берегам Андарктиды на яхте Bersek, которая в том походе утонула, погибло три человека. Теперь «проблемный» норвежец снова в море и снова направляется в сторону белого континента. Он намерен выяснить, что произошло с его яхтой в прошлом году. Разрешения на проход в эти широты у него нет, как и в прошлый раз.

04 Февраля 2012

Ошибка GPS

В очередной раз жизнь показала, что полагаться только на GPS-оборудование нельзя. На этот раз неточность GPS-навигатора чуть не стоила жизни трем новозеландцам.

06 Января 2012

Liquid Vortex помощи не просила

История со спасением учебной лодки в районе Дандженесс на юго-востоке британского побережья за три дня успела обрасти слухами и «потонуть» в комментариях. Нештатные ситуации случаются во во многих яхтенных школах, одкако далеко не все из них готовы открыто обсуждать слухи и информацию, бросающую тень на их репутацию. Уже через два дня после произошедшего Hot Liquid предоставила общественности исчерпывающую информацию о случившемся.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+