MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Библиотека
ADVICE: Говорите коротко и по существу

Юрий Кузнецов

ADVICE: Говорите коротко и по существу

Русско-английский словарь-разговорник представляет собой сильно сокращенный и снабженный аккуратными и лаконичными комментариями словарь стандартных морских фраз, разработанный IMO для облегчения общения экипажей судов.

Не так часто серьезная морская учебная литература, предназначенная для моряков «большого флота», удачно перерабатывается для яхтсменов. Тем более большая редкость, когда книга лишена привычного снисходительного и плохо скрываемого пренебрежительного тона ко «всякой мелочи», которая только мешается большим судам и желания показать яхтсменам всю глубину их невежества.

К таким удачным произведениям относится изданный в Одессе небольшой учебник «Стандартные морские фразы для малых судов».  Этот русско-английский словарь-разговорник представляет собой сильно сокращенный и снабженный аккуратными и лаконичными комментариями словарь стандартных морских фраз, разработанный IMO для облегчения общения экипажей больших судов.

Несмотря на то, что авторы позиционируют книгу как разговорник, то есть как некий такой как бы вспомогательный формат, по сравнению с обычной книгой, следовало бы считать ее полноценным учебным пособием, гораздо ближе стоящей к литературе чем иные научно-популярные произведения. Дело в том, что в отличии от словарей, статьи «Стандартных морских фраз для малых судов» следуют друг за другом в технологическом, по выражению авторов, порядке, создавая в воображении читателя вполне осязаемые образы.

Вслед за объяснением ряда важных терминов и принципов общения между морскими судами, словарь последовательно переходит к темам определения своей позиции, обозначениям направлений, пеленгов и т.д. Закончив с необходимыми приготовлениями, читатель переходит к разделу стандартных фраз, в которых описываются процедуры маневрирования рулем и двигателем, процесс швартовки, отхода, постановки на якорь, снятия с якоря и буксировки. То есть всем тем процедурам, которые приходится выполнять всем судам вне зависимости от их размера и назначения.  Кроме собственно перевода с языка на язык, авторы комментируют и объясняют значения подаваемых команд, что иногда совершенно необходимо.

Безусловно, на небольшой яхте с любительским экипажем, особенно на чартерной, никто не будет всерьез пользоваться командой «Машина товсь» (Stand by engine). Но представляется полезным, по меньшей мере, все это прочитать чтобы лучше понимать радиопереговры больших судов и научиться понимать их маневры.

За этими важными и ценными статьями следует несколько статей о процедурах, которые трудно себе представить на небольших судах. Это подробное описание взаимодействия с лоцманом и некоторые разговоры о работе радара. Например, лоцман спрашивает у вахтенного: «Какое время перекладки руля с борта на борт?» — это явно не для яхты. Или «где управление свистком?» и еще несколько в том же роде.  В этот момент становится не совсем понятно — какие именно суда авторы книги относят к малым.

Следующий далее раздел «Контакты со службой управления движением судов», при всей его кажущейся необязательности (не очень большой процент яхтсменов проходит Кильским или Коринфским каналами), этот раздел буквально набит полезными и совершенно универсальными фразами, потенциально применимыми в различных случаях общения. Здесь подробно описываются разговоры о принадлежности судов, их характеристиках, направлениях движения, намерениях, метеопрогнозах и прочего.

Вообще метеорология описана в специальном разделе книги и касается таких тем как штормовые предупреждения, прогнозы, условия ограниченной видимости.

Важнейший раздел книги, полезный всем вплоть до водителя надувного матраса — это «Связь при бедствии». Подробнейшим образом и без излишней зауми про радиочастоты т.д. книга описывает порядок вызова помощи по процедурам May Day, Pan Pan и Securite. Здесь разобраны случаи пожара на борту, затопления судна, столкновения и посадки на мель. Кроме этого - переворачивание судна, потеря управления и нападение пиратов. Особая длинная статья — о MOB (Man Over Board) — падении человека за борт и его поиске.  Перед мысленным взором читателя проплывают объятые пламенем моторные яхты, высаженные на берег из за навигационной ошибки, проломленные корпуса парусных яхт, гоночные парусные яхты плывущие «вверх ногами» из-за потери фальшкиля и прочие большие неприятности, которые, к сожалению, регулярно случаются в море.  

При всей своей очевидной примитивности язык стандартных морских фраз позволяет морякам выразить по отношению к друг другу массу эмоций. Чего стоит короткий, но экспрессивный радио разговор на рейде большого порта между вахтенными двух сухогрузов:

«-Это вы мне дали инструкцию?

— Эээ… Нет. Это совет.

— Вас понял.» 

К недостаткам книги условно можно отнести отсутствие таких разделов как общение в ситуации Check In и Check Out, лавировки и еще ряде других чисто чартерных и парусных ситуаций. Но по сравнению с «обычными» морским словарями — эта книга огромный шаг вперед, поскольку содержит при в своем небольшом объеме (125 страниц «полутетрадного» формата) почти все самое необходимое и не содержит массы лишних сведений, имеющихся в больших словарях. Как советуют авторы по этому случаю: «Говорите коротко и по существу».

Жаль, что такая полезная книга издана была в 2001 году и довольно скоро стала редкостью. Будем искать.

«Стандартные морские фразы для малых судов», автор А.Я.Верба при участии группы капитанов дальнего плавания. Издано «Международным издательским центром фирмы „ВЕРБА“ в 2001 году. 

 

„Библиотека“ на MainSail.Ru


17 Марта 2007



Другие тексты на эту тему

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

29 Июля 2007

Что мы всегда хотели знать о парусах

Растравите ахтер-штаг и бакштаги (если установлены), чтобы увеличить прогиб фор-штага, увеличивая, таким образом, округлость входа и полноту генуи. Команды круизных яхт обычно лишь более-менее правильно настраивают паруса, хотя могут извлечь большую выгоду из знания того, как получить максимальную отдачу от парусов.

12 Марта 2007

Переводчика расклинило брашпилем

В магазины поступила книжка «Парусный спорт» . Невозможно отказать себе в удовольствии процитировать избранные места книги.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+