MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Библиотека
Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Александр Киричук
Фото: автора

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Помните старый анекдот времен СССР? Летит группа советских туристов в Италию, во время полета руководитель проводит инструктаж, а в завершение спрашивает: «всем все ясно, или у кого-то есть вопросы?». – Я хочу спросить, как по-итальянски «прошу политического убежища?» — звучит с заднего ряда, после чего руководитель группы молча удаляется в кабину пилотов. На смену ему выходит коротко стриженый мужчина в сером костюме и строго вопрошает: «Кто спрашивал о политическом убежище в Италии?». Тот же голос сзади: «Да нет, что вы, просто я хотел узнать, кто у нас настоящий руководитель группы?»

Вообще-то, в отличие от ситуации из анекдота, я сформулировал вопрос, вынесенный в заголовок, без какой-либо задней мысли. Я придумал его для главы моей следующей книги «Философия яхтинга или яхтинг, как стиль жизни». И уже написал под этим заголовком мысли о том, в чем разница между двигателем и движителем, что первично, а что вторично, как работает ветряное колесо… Короче, если эта книга когда-либо будет издана, то вы там все это найдете. Сейчас разговор о другом.

Давайте разберемся вместе. Во-первых, что такое яхта? Итак, откроем «Введение в яхтинг». Смотрим главу первую, абзац первый, предложение тоже первое: «Будем считать яхтой все, что находится на поверхности воды и предназначено для удовольствия своего владельца». Кстати, это не я придумал, а англичане меня научили. Коротко и ясно!

Во-вторых. Не только в России, но и во всем мире в наше время моторные яхты преобладают. Что тут поделаешь – факты упрямая вещь. Статистика говорит, всего лишь три из десяти вновь строящихся яхт – парусные. А если учесть, что международные правила безопасности с некоторых пор требуют оснащать каждую крейсерскую яхту вспомогательным двигателем, то формально теперь уже почти все яхты моторные. Исключение составляют в основном спортивные снаряды вроде яхт олимпийских классов, но не о них речь.

На этом дискуссия на тему «бывает ли яхта моторной» исчерпана. Ответ положительный и категоричный. Очень даже имеют место быть!

Но, ситуация получается при этом прямо-таки как в том анекдоте, с которого я начал. Вообще-то я хотел спросить: может ли яхтсмен не уметь ходить под парусами?

Понятие «море» включает в себя всю поверхность нашей планеты скрытую водой. От Тихого океана, где я пишу эти строки до любой речки в России, где водится лучшая в мире закуска под пиво. Понятно, что в море ходят не только на яхтах. Давайте отбросим всех, кто не может претендовать на звание яхтсмена и посмотрим, что останется в «сухом остатке».

Большинство мореходов составляют профессионалы – так было всегда. Но, поскольку последний чайный клипер «Катти Сарк» благополучно сгорел в сухом доке Лондона, то бороздят  голубую ниву теперь в основном чемоданообразные сухогрузы, необъятные танкера и напичканные смертоносным оружием военные корабли.  [Об одном из самых старых на сегодняшний день живых больших парусников MainSail.Ru писал здесь.] Даже пассажирские лайнеры, когда-то обеспечивавшие единственную связь между континентами и боровшиеся за «голубую ленту Атлантики» теперь большую часть времени проводят у причалов с пыльными пальмами и уже все чаще похожи на многоэтажные плавучие туристические отели с казино и балконами. В любом случае никто не назовет моряков яхтсменами – они трудятся на своем рабочем месте, также как многие другие люди, только не на берегу, а в море. В таких случаях обычно говорят, «кто на кого учился».

То же самое относится и к рыбакам, которые с удовольствием в море не ходили бы, но ведь рыба на берегу не ловится. Еще есть многочисленная категория военных моряков. Не уверен, что они получают какое-то удовольствие не только от войны, но и от своих морских походов в мирных условиях (особенно под водой). Другими словами, все профессионалы-моряки никак не могут быть отнесены к яхтсменам.

Лет триста назад можно было бы смело заявить, что яхтсмены – это те джентльмены, что владеют яхтами. В те времена ими были все больше короли да князья, но поскольку моторов на их яхтах в те далекие времена не было (только пушки), то для раскрытия нашей темы эти исторические персоны не подходят.  К тому же в наше время яхтами (особенно большими) владеют в основном уже не люди, а оффшорные компании. А кому они принадлежат никому знать не положено. И вообще, только вдумайтесь – если человеку принадлежит пара-тройка самолетов, ведь никто не спешит называть его летчиком. А если человек хозяин, скажем, футбольного клуба  – разве он теперь уже от этого футболист? А как насчет домовладельца в районе «красных фонарей» – он кто?

Казалось бы, что тут долго думать? Яхтсмены это те, кто на яхтах ходят! Увы, если бы все было так просто…   

К примеру, на многих яхтах ходят профессиональные экипажи. Я знаком с некоторыми из них. Кто-то получает удовольствие от работы, но есть и те, что рады при первой подходящей возможности оказаться на берегу. И те и другие работают за деньги. И останутся ли они на яхте, если им перестанут платить? А есть еще VIP категория – пассажиры яхт (в основном чартерных), то есть те, кто платит деньги. Но часто бывает, что и на собственной яхте владелец без экипажа даже собственную панамку не найдет. Из сказанного легко делаем вывод: за деньги стать яхтсменом не получается!

Ну, тогда, может быть яхтсмены – это те, кто состоит в яхт-клубе? Еще не горячо, но уже теплее. Однако, опять же, не все яхт-клуб, что так называется. В русском языке произошла большая путаница. «Добровольное общественное некоммерческое объединение любителей яхтинга» – это и есть яхт-клуб. А стоянка для яхт, пусть даже с рестораном и эллингом для хранения этих самых яхт – из категории недвижимости. Главное отличие яхт-клуба от любой недвижимости в том, что его не получается купить-продать, украсть, обменять один большой на два поменьше, снести бульдозером и т.д. Конечно, сами яхт-клубы бывают разные, как престижные, так и нет, но суть от этого не меняется — не яхт-клубы создают яхтсменов, а наоборот.

К слову, из Королевского яхт-клуба Новой Зеландии, где я состою действительным членом, недавно исключили одного джентльмена за… непорядочное поведение в бизнесе. Так вот, позвольте заметить, что он теперь уже, хоть и не состоит в яхт-клубе, но от этого яхтсменом быть не перестал.

Размышляя подобным образом, мы с вами, в конце концов, придем  к мысли, что для яхтсмена совсем не обязательно владеть яхтой, состоять в каком-то яхт-клубе, находится какое-то время на борту яхты (неважно, зарабатывая деньги при этом или расходуя их). 

Чтобы обнаружить свет истины обратимся к учебному процессу подготовки кадров для морской отрасли. Казалось бы, капитан пассажирского лайнера, также как и его коллега с торгового судна или же командир боевого корабля при исполнении своих обязанностей никогда не будут иметь дело с парусами, а уж, тем более, судовые механики или береговые инженеры морского транспорта. Тем не менее, любое пользующееся уважением высшее учебное заведение морского профиля содержит учебное парусное судно и в придачу несколько парусных яхт, чтобы иметь возможность по настоящему «оморячивать» своих курсантов во время практики. Понятно, что яхтсменами от одного похода выпускники не становятся, но зато они на всю жизнь запомнят, откуда это правило: парусник на ходу имеет право дороги при встрече с моторным судном.

Любой яхтсмен-парусник справится с моторной яхтой. А вот управлять парусной яхтой, без знания теории и практики хождения под парусами — не получится даже у капитана дальнего плавания. Так что далеко не всякий «морской волк» может назвать себя яхтсменом. 

Мне довелось выходить в море на разных яхтах. На совсем маленьких и на очень больших, на парусных и на моторных, на олимпийских классах яхт и на крейсерских. За 40 лет занятий яхтингом и парусным спортом я прошел путь от юнги до капитана и в моем распоряжении были, как однокорпусные яхты, так катамараны и тримараны. Вдобавок я около пяти лет провел на борту океанских пассажирских лайнеров. Так что мне есть с чем сравнивать. И я пришел к твердому выводу – тот, кто выходит в море, безусловно – моряк. Однако яхтсменом имеет право называться только тот, кто умеет ходить под парусом.

Яхтсмену ничего не стоит в штиль убрать паруса, завести мотор и продолжить свое плавание в любом направлении. Паруса – это свобода в полной гармонии с Природой. Маршрут яхты с двигателем внутреннего сгорания, как ни крути, прокладывается от одной заправки к другой. И счастье, если там топливо есть. А если нет?

Хочу поделиться своими наблюдениями насчет новых тенденций яхтенной моды. Все больше яхтсменов перестают совмещать «два в одном». Те, кто могут себе это позволить, содержат несколько яхт – спортивную для регат, парусную крейсерскую для дальних морских походов, моторную для рыбалки и т.д.

Самая последняя мода в мире мегаяхт – моторные яхты эскорта. Престижно участвовать в знаковых регатах на борту собственной яхты. Однако на парусной яхте (пусть даже с приставкой «мега») комфорт – понятие относительное. Тем более на ней не место запасному снабжению, солидному запасу воды и топлива, продовольствия и напитков, не говоря уже о вертолете или подводной лодке. Кроме того, зачастую оказывается слишком много болельщиков из числа родных и близких, кто хотел бы непосредственно наблюдать за регатой на дистанции. Поэтому в наши дни многие владельцы  узнаваемых парусных яхт обзаводятся моторными «теневыми яхтами» (Shadow Yacht). Поддержка яхты эскорта настолько удобна, что теперь уже и многие элегантные моторные яхты без этого не обходятся. Проще перечислить, что можно сделать с помощью такой «теневой яхты», чем придумать чего она не может.

Следует упомянуть и об изобретении, сделанном и реализованном на практике в конце прошлого года в Германии. Оно применимо для большинства водоизмещающих моторных яхт.  Речь идет о  вспомогательном «небесном парусе». В отличие от обычных парусов этот парус запускается с короткой мачты на носу яхты. Имея форму парашюта, он свободно парит в потоке ветра на высоте трехсот метров над уровнем моря, прикрепленный к палубе тросом на лебедке (при этом лебедка также способна выполнять функции валогенератора и снабжать яхту бесплатной электроэнергией). Экономия топлива возникает довольно существенная. Это, конечно, еще не превращает моторную яхту в парусную, но создает возможность существенно увеличить автономность плавания.

На прощание заглянем в завтрашний день. Дизайнеры уже работают над концепцией «экояхты» будущего, использующей не только силу ветра, солнца, но, даже морских течений. В любом случае несомненно, что двигатели внутреннего сгорания рано или поздно разделят участь паровых машин на каменном угле. А паруса, надеюсь, будут существовать вечно.

Один мудрый человек сказал как-то, что атеизм – это тот же путь к Богу, только с черного хода. Вполне может быть, что моторная яхта – первый шаг к парусной.

Из «Страны Парусов» с пожеланием всем российским яхтсменам в новом сезоне семи футов под килем и попутного ветра!


30 Апреля 2008



Другие тексты на эту тему

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

29 Июля 2007

Что мы всегда хотели знать о парусах

Растравите ахтер-штаг и бакштаги (если установлены), чтобы увеличить прогиб фор-штага, увеличивая, таким образом, округлость входа и полноту генуи. Команды круизных яхт обычно лишь более-менее правильно настраивают паруса, хотя могут извлечь большую выгоду из знания того, как получить максимальную отдачу от парусов.

17 Марта 2007

ADVICE: Говорите коротко и по существу

Русско-английский словарь-разговорник представляет собой сильно сокращенный и снабженный аккуратными и лаконичными комментариями словарь стандартных морских фраз, разработанный IMO для облегчения общения экипажей судов.

12 Марта 2007

Переводчика расклинило брашпилем

В магазины поступила книжка «Парусный спорт» . Невозможно отказать себе в удовольствии процитировать избранные места книги.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+