MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Библиотека
Что мы всегда хотели знать о парусах

Юрий Кузнецов

Что мы всегда хотели знать о парусах

Растравите ахтер-штаг и бакштаги (если установлены), чтобы увеличить прогиб фор-штага, увеличивая, таким образом, округлость входа и полноту генуи. Команды круизных яхт обычно лишь более-менее правильно настраивают паруса, хотя могут извлечь большую выгоду из знания того, как получить максимальную отдачу от парусов.

Рост интереса к парусу постепенно отразился на книжном рынке. Можно констатировать некоторое увеличение количества книжек, посвященных тем или иным аспектам сейлинга. Какие-то книжные проекты менее удачны, какие-то более.  И хотя читательский голод, очевидно, будет удовлетворен не скоро, тем не менее, уже есть что почитать.

К удачным проектам с удовольствием можно отнести вышедшую на русском языке этой весной книжку Ивара Дедекама «Настройка парусов и такелажа».

Книга посвящена настройке парусов и в ней подробнейшим образом рассказано, от чего зависит форма паруса, и как она влияет на поведение и скорость яхты.

Как и всякая уважающая себя парусная публикация, книга начинается с раздела «аэродинамика». Аэродинамика парусов вещь вообще чрезвычайно сложная. По крайней мере, с точки зрения ученых-аэродинамиков, которые занимаются этим вопросом всю жизнь. Попытки изложить принципы движения парусной яхты на нескольких страницах — задача непростая. С одной стороны без этого не обойтись, с другой стороны объяснения выглядят довольно примитивно. В предисловии Дедекам, впрочем, честно об этом говорит.

Здесь автор постарался быстро перейти от общих принципов к практическим вопросам и сделал это вполне успешно. В частности, очень уместно выглядят комментарии о моментах, когда паруса работают наиболее эффективно и наименее эффективно. Имея такие рекомендации, в общем-то, не важно уже какой теорией описывается система парус-ветер. Для тех, кто забыл, как складывать векторы, есть подробнейшие иллюстрации.

Иллюстрации вообще следует отметить особо. Тот, кто рисовал эту книгу, проделал гигантскую работу. Рисунки (которых, наверное, половина объема книги) сделаны аккуратно, подробно и понятно. Без них вряд ли бы автору удалось объяснить, что он имеет в виду.

Сначала, кажется, что книга написана немного солдатским языком. Такими короткими, убедительными и не предполагающими сомнений фразами старшие командиры разговаривают с полком, построенным на плацу. Например, такая фраза: «Две силы могут быть объединены в результирующую. Этот закон справедлив и для скоростей ветра». Что сказать. Верно. Но это же почти то же самое, что сказать, что «число Пи в артиллерии равняется 3,1415» и т.д. Правильно. Но все равно смешно.

Однако про свою иронию забываешь уже примерно к  10 странице, когда автор от аэродинамики переходит к форме паруса.

Быстро вводятся понятия «пуза», положения «пуза» и «твиста» (скручивания паруса). Даются необходимые сведения о проектировании и производстве современных парусов. Среди знакомых сведений все чаще появляется новая информация. Подробно рассматривается вертикальная форма паруса и средства, которыми можно эту форму проконтролировать.

Подробно и простым языком (и здесь этот забавный на первых страницах «военный» язык становится совершенно необходимым) объяснятся значение регулировки натяжения фалов, штагов, шкотов, оттяжки гика, каретки стакселя. Подробно рассматриваются случаи, когда на полных и на острых курсах эти регулировки меняются. Как именно изменения положения всех этих «веревочек» меняет настройку генуи, как это отражается, в итоге, на скорости яхты. После каждой группы пояснений и объяснений приводится короткое правило проверки правильности настройки паруса: «Генуя скручена правильно, если… Генуя скручена слишком сильно, если…. Генуя скручена недостаточно, если…».

Очень ценными выглядят выводы, на которые можно потратить годы и так и не добиться результата: «Если наветренные и подветренные колдунчики трепещут поочередно и трудно удерживать лодку на курсе, значит генуя имеет слишком плоский вход. Ослабьте немного форштаг, чтобы сделать вход круглым, или набейте фал, сдвинув «пузо» вперед». Кто пробовал самостоятельно (не имея богатого многолетнего практического опыта или большой теоретической подготовки) настроить парус — поймет драгоценность этих советов. И таких советов страницы, страницы, страницы…

Подробно рассмотрена тема баланса руля. С этой проблемой сталкивались многие. Особенно когда лодка не своя, а чартерная. Методом проб и ошибок действовать — времени не хватит. Здесь автор переходит к разбору работы грота и его настройкам.

Дальше, естественно, речь пойдет о взаимодействии стакселя и грота на разных курсах.

Здесь также вслед за объяснениями следуют концентрированные правила настроек парусов типа: «растравите ахтерштаг и бакштаги (если установлены), чтобы увеличить прогиб форштага, увеличивая таким образом округлость входа и полноту генуи». И т.д. и т п.

Потом автор столь же подробно рассказывает о спинакерах и настройке мачты.

Запомнить, все, что написано в этой книге, читателю вряд ли удастся. Думаю, больше пользы будет, если взять ее с собой в ближайшее плавание и на практике проверить и оценить данные автором советы. Скорее всего, это единственный способ освоить данные знания.

Существенный и очень обидный недостаток книги — полное отсутствие английских терминов. Перевод выполнен качественно и аккуратно, но то, что переводчик или редактор потерли все английские термины — создает большое неудобство. Думаю, что многих читателей это вынудит купить какой-либо аналог этой книги на английском языке и читать их параллельно. Довольно толковые объяснения по-русски, терминологию по-английски. Полагаю, в современных условиях нет необходимости специально объяснять важность знания английской — международной яхтенной терминологии.

На английском языке книг, посвященных настройке парусов довольно много. На русском их мало, а те, что есть, во многом устарели. Изменились паруса, изменились яхты. «Настройка парусов и такелажа» выглядит в этой ситуации более чем уместной.

Книга отвечает на многие вопросы, которые остались без ответов после обучения в школах типа RYA или IYT. Инструкторы в большинстве своем обходят стороной многие тонкие моменты. Книгу «Настройка парусов..» можно считать продолжением и неотъемлемой частью любого продвинутого учебного курса шкипера парусной яхты. «Команды круизных яхт обычно лишь более-менее правильно настраивают паруса, хотя могут извлечь большую выгоду из знания того, как получить максимальную отдачу от парусов». Многие, возможно, теперь задумаются.

Книга издана издательством «Великая река». Автор Ивар Дедекам (Ivar Dedekam), редактор А.С.Ермолаев, переводчик Григорий Кривов. Про переводчика Григория Кривова в выходных данных написано, что он яхтенный капитан. Этого можно было не писать, не думаю, что у читателя возникнут сомнения на этот счет. Тираж 5 тысяч экземпляров.

 

«Библиотека» на MainSail.Ru


29 Июля 2007



Другие тексты на эту тему

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

17 Марта 2007

ADVICE: Говорите коротко и по существу

Русско-английский словарь-разговорник представляет собой сильно сокращенный и снабженный аккуратными и лаконичными комментариями словарь стандартных морских фраз, разработанный IMO для облегчения общения экипажей судов.

12 Марта 2007

Переводчика расклинило брашпилем

В магазины поступила книжка «Парусный спорт» . Невозможно отказать себе в удовольствии процитировать избранные места книги.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+