MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Путешествия
Sailing in Lisbon ©Евгения Бакунова, MainSail.Ru

Евгения Бакунова, MainSail.Ru для MBY
Фото: Eugenia Bakunova

Тежу – река истории

В мире не так много много столиц, в центр которых можно прийти на яхте под парусом. Лиссабон именно такой — гостеприимный и открытый.

 

 

 


 

Cristo Rey, Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Порт Лиссабон расположен в широком эстуарии реки Тежу, площадь акватории которого составляет более 32 тыс га, и предоставляет отличные возможности для навигации как для крупных трансатлантических судов, так и для рекреативного и  спортивного плавания. Официальные документы скупы своей точностью и игнорируют все, что лежит за пределами бизнеса. Между тем, эстуарий Тежу является не  только одной из самых важных акваторий в современной Европе, но и несет в себе мистическую энергетику былых времен. Для любого, кто любит и ходит в море, значимость этих мест невозможно преувеличить. Ведь именно здесь рождались и  осуществлялись сумасшедшие планы, и начиналась история великих географических открытий.  

 

В лиссабонском воздухе явно присутствовало что-то особенное. Ведь если вспомнить историю, именно португальцы затеяли обширную географическую экспансию, еще в начале 15−го века основав первую в мире навигационную школу в  Сагреше и начав активно исследовать западное побережье Африки. Испанцы включились в этот процесс позже, а Франция, Голландия и Англия плотно занялись морскими экспедициями только окола ста лет спустя, по сути воспользовавшись результатами предыдущих открытий иберийцев.

Лиссабон насквозь пропитан морем, а выходя на воды Тежу, смешанные с водами океана, невольно пытаешься представить себе, что чувствовали первооткрыватели далеких земель, покидая эту уютную гавань. Чтобы впитать энергетику города надо прислушаться к ритму его главной артерии, которая, пульсируя приливами и  отливами, продолжает стремиться в бесконечный океан, увлекая за собой современных мореплавателей.

Марины — с запада на восток
Марина Cascais (Кашкайш)
Porto de Abrigo de Oeiras
Doca do Bom Sucesso
Doca de Belem
Doca de Santo Amaro
Doca de Alcantara
Марина Parque das Nacoes 

Мы отходим от причала одной из самых известных марин города — Doca de Belem. Символично, что марина расположена в 50 метрах от Монумента первооткрывателям. Бетонный парус высотой 52 метра был построен в дни диктатуры Салазара как напоминание о Золотом веке Португалии, когда та господствовала в  морях. 

36−футовая Oceanis, конечно, не каравелла Бартоломеу Диаша, но это не важно, ведь мы стартуем почти оттуда, откуда и уходили все экспедиции 500−летней давности. И вот он первый символ — Беленская башня (Torre de Belem) — свидетель морской славы Лиссабона. В момент своего появления башня находилась на  значительном удалении от берега и являлась частью фортификационного комплекса по защите города. За пять столетий русло реки изменилось, и Torre de Belem теперь стоит у самого берега. И хотя облик этой башни все чаще связывают с  великими походами португальцев, построена она была все-таки лет на 30 позднее эпохальных плаваний Вашку-да-Гамы, и бразильских экспедиций Педру Кабрала. Сегодня Беленская башня входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как и  стоящий в нескольких сотнях метров Монастырь иеронимитов (Mosteiro dos  Jeronimos), где похоронен Вашку-да-Гама. Все это придает плаванию какой-то исторический колорит.

 

 

Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.RuГоворят, что Лиссабон основали финикийцы. От словосочетания «красивая бухта» (uliss ubo), возможно, и произошло имя города Лишбоа, как оно звучит по-португальски. Хозяин яхты — Зе Карлуш – с этой версией не согласен, и считает, что корни этого слова надо искать в его родном языке.

Сейчас, по большому счету, неважно, кто были те прозорливые люди, основавшие здесь морскую базу. Очевидно, что место было выбрано идеально. И сейчас, когда слава португальских мореплавателей уже затерялась в веках, эстуарий Тежу, по-прежнему, великолепное укрытие для судов, отличный плацдарм для организации трансатлантических переходов, исторически насыщенный регион и, наконец, живописное пространство, достойное для воспроизведения в самых разных художественных жанрах. Лиссабон – это еще и очень мягкий климат, где даже зимой температура не опускается ниже 10−13 градусов. Летом здесь не бывает удушливых дней, и даже 40−градусная жара переносится легко благодаря близости океана.

 

 

Высота прилива в сизигию 3,5 м в квадратуру — 1,4 м

Мы поставили паруса, и лодка набрала приличный ход. Преодолев скопление круизных лодок, а затем  многочисленную группу детей на «Оптимистах», мы  направились вверх по Тежу. Сегодня (6 марта) облачно, ветер встречный, восточный, 8−10 узлов. Но это, ничего, ведь нам помогает попутное течение. Направление течения Тежу меняется четыре раза в сутки, в любом переходе это приходится учитывать. Особенно это важно в период сизигий, когда скорость приливного течения в некоторых частях эстуария  достигает 2,5 узлов, а  отливного и вовсе 4,5 узлов. В квадратурный период скорость течений не  превышает 1,5−2 узлов, но и это может быть крайне неприятно, если и ветер и  течение однонаправлены, а нам как раз в противоположную сторону.

Иногда ветер «встает» против течения, тогда воды Тежу становятся непредсказуемыми и похожими на бурлящий котел. Я хорошо помню, как это было в  июне 2012 года во время портовой гонки Volvo Ocean Race, когда западный ветер скоростью до 20 узлов работал против мощного отливного течения. Даже знаменитые гонщики в таких условиях делают серьезные ошибки.    

 

 

Lisbon Bridge ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

«Зимой здесь дуют преимущественно западные ветры (юго-западный и  северо-западный), летом – в большей степени северные (северо-восточный и  северо-западный)», — рассказывает Зе Карлуш. – «Южные ветры часто приносят затяжные мощные ливни, или песчаную взвесь из Сахары».
Я не раз наблюдала здесь то, о чем говорит Зе Карлуш: в такие дни здесь можно увидеть необычные своим ядовито-желтым цветом закаты. С южными  ветрами к  лиссабонским берегам нагоняются теплые воды, и тогда образуются густые и  высокие туманы, которые расползаются по побережью и заполняют Тежу. Видимость в  такие дни может почти отсутствовать – 15−20 метров, так что порт приостанавливает навигацию. Тем не менее большинство дней в году здесь светит солнце, без которого лиссабонцы просто не представляют ни своего города, ни  своей жизни.

«Под берегом ветра обычно больше, чем в средней части реки», – продолжает рассказ хозяин лодки. – «Но лавируясь от берега до берега необходимо помнить о  трафике, в будни он особенно внушительный». Мы проходим под мостом 25 апреля. Подвесной мост красного цвета, который часто сравнивают с мостом «Золотые ворота» в Сан-Франциско, был построен в 1966 году и до 1974 года носил имя Салазара. В 1999 году на мосту достроили нижний этаж, по которому пустили поезда, соединившие два берега Тежу. Автомобильное полотно моста частично состоит из металлической сетки, что облегчает конструкцию сооружения, но  создает значимый шум. Поэтому швартуясь в маринах, расположенные практически под мостом (Doca de Santo Amaro и Doca de Alcantara), это надо учитывать.

 

 

За мостом на высоком берегу Тежу на огромном постаменте возвышается 28−метровая статуя Христа, построенная в 1959 году. Лиссабонский Кришту-Рей всего на 2 метра ниже знаменитой бразильской статуи. С воды сооружение выглядит особенно внушительно. На строительство монумента было потрачена сумма равная современным 100 тыс евро. Из них только 4 тыс дало государство, остальные деньги — пожертвования населения страны.

 

«Говорят, что португальская католическая церковь воздвигла этот монумент в  благодарность за неучастие Португалии во Второй мировой войне», – Зе Карлуш старается рассказать как можно больше неизвестных деталей об известных объектах на нашем пути. А мне вспоминаются слова из фаду: «…и руки Христа обнимают Лиссабон…»
 
Между берегами Тежу курсируют паромы — они называются касилейру, по названию одного из городов на южном берегу реки — Касильяш. Но мы идем под парусами, и  касилейру, как это и положено правилами, уступают дорогу, приветствуя нас коротким гудком, а пассажиры радостно машут руками, высовываясь из  иллюминаторов. И снова в голову лезет все тот же фаду, который, кстати, так и  называется «Фаду паромщика» (Fado do  Cacilheiro): «….вот проходит год за годом, голова моя седеет, а Тежу вечно молода…»      

 

Lisbon Tejo ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Мы снова меняем галс и вновь направляемся к северному берегу, стремясь выйти прямо к центру города – Торговой площади. Она заполнена людьми — сегодня Лиссабон протестует против политики жесткой экономии.
Вообще, Лиссабон тем и уникален для яхтсмена, что весь город можно пройти на  лодке. Вот они – все основные знаковые места старого Лиссабона – старейший квартал Альфама, а дальше – купол церкви Святой Энграсии, которую строили 400  лет. А над всем этим нависают крепостные стены замка Сан-Жоржу. Здесь у причала часто можно увидеть большие парусники, круизные суда и военные корабли из  разных стран, в том числе российские.
Вот ярко-синее здания первого лиссабонского железнодорожного терминала Санта-Аполония, далее река поворачивает к северу. Теперь с восточным ветром мы  можем идти параллельно с берегом, забыв о лавировке. Вот еще один грузовой контейнерный терминал, который в скором времени превратится в современный круизный порт, хотя Лиссабон и так занимает лидирующие места в Европе по  количеству принимаемых больших «пассажиров».

Тежу расширяется, превратившись в большой залив, где уже почти не видно противоположного берега. «Глубины в этой части Тежу не превышают 15−20 метров, но есть места, где очень мелко, и в малую воду есть риск сесть на мель даже на  лодке с малой  осадкой», — осторожничает Зе Карлуш. — «Поэтому здесь лучше держаться обозначенного фарватера».
Ветер начинает крутить, а пейзаж по нашему левому борту радикально меняется. Парк Наций – район, построенный к выставке Expo-98. Футуристический облик этой части города создал испанский архитектор Сантьяго Калатрава, он же спроектировал и второй мост через Тежу, названный в честь Вашку да Гамы. Подвесная часть моста издалека напоминает парус. До строительства переправы между Копенгагеном и Мальмо, это был самый длинный мост в Европе. За мостом Вашку-да-Гама находится национальный заповедник, где обитают фламинго и редкие виды цапель.


Lisbon Tejo ©Eugenia Bakunova MainSail.RuДва года назад в Парке наций открылась марина. Это самое тихое в буквальном смысле место для яхтенной стоянки в Лиссабоне. Как ни странно, но несмотря на  некоторое удаление от центра, эта марина еще и самая удобная с точки зрения транспортной доступности — в пяти минутах находится станция метро, откуда за 20 минут можно добраться до центра города или за 10 до аэропорта.            

События 500−летней давности не отпустили нас даже в ультрасовременном Парке наций: у внешнего причала марины нас ждал сюрприз в виде испанского парусника Victoria (а точнее его реплики). В 1519 году это судно в составе флота из пяти кораблей вышло из Севильи по направлению к Южной Америке. Флотом руководил португалец Фернан Магеланн, предпринявший первую попытку кругосветного плавания. Сам Мегеланн в том плавании погиб, и только одному кораблю удалось завершить кругосветку. Это и была Victoria, которая в 1522 году вернулась в  Испанию всего с 18 моряками на борту.

 

 

LisbonSailing in Tejo ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Пока мы любовались авангардными красотами Парка наций, ветер сменил направление на юго-западный. И вместо того, чтобы на обратном пути наслаждаться полными курсами, мы получили встречный ветер узлов 8 и встречное же течение узла в 1,5. Плавание несколько затягивалось.

– А ты часто ходишь по эстуарию? – спрашиваю я у хозяина лодки. – Зе Карлуш на секунду задумался: «Мне нравится ходить по Тежу. С кем-то или в одиночку. Если я один, я могу спокойно подумать о каких-то рабочих делах. В океане невозможно думать о чем-то еще, а Тежу всегда оставляет тебе часть самого себя». 
Зе Карлуш – топ-менеджер в одном из крупных банков, свободного времени у него немного, но то, которое есть, он стремится проводить на лодке. «Летом я иногда хожу с семьей или друзьями, а зимой, когда холодно и ненастно, желающих обычно немного», – замечает он с иронией.
– А куда можно пойти из Лиссабона, скажем, если есть неделя-две?         
– Я ходил на юг Португалии – до Алгарве, на север – до Порту и Коруньи, ходил на Мадейру. Вдоль берегов Португалии ходить тяжеловато: ты за сутки долетаешь, к примеру, до Портимао, а на обратный путь тратишь дня три, потому-что всю дорогу рубишься против течения и ветра. Это выматывает, особенно когда за рулем ты один…   

За разговорами время прошло быстро. Солнце, показавшееся было ненадолго, безвозвратно спряталось за тучами, и мои надежды на живописный конец дня утекли прочь, как воды Тежу из-под Беленской башни. Ветер и течение сделали свое дело – в родную марину мы вернулись в сумерках. Путешествие завершилось, а мне подумалось о том, что за каких-то 8 часов мы прожили вместе с городом все его последние пять веков.
Сегодня Португалию многие считают бедными задворками Европы. Где-то они, наверное, правы, если принять во внимание жестокий экономический кризис, который является не лучшим фоном для и без того меланхоличного Лиссабона. Но  разве это так важно сейчас – в свое время эта маленькая страна дала человечеству достаточно, чтобы восхищаться ей еще долгие годы. 


Lisbon, Descubrimentos ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Sailing in Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Sailing in Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Casileiro Lisbon ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


26 Мая 2014



Другие тексты на эту тему

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

06 Апреля 2014

201 миля настоящих гонок

В Хорватии завершилась четвертая крейсерская регата «201 миля». Организаторы подчеркивают радикальное отличие состязания от большинства корпоративных регат и отмечают устойчивый интерес роста к регате, которая проводится на монотипах.

01 Августа 2013

Extreme Sailing в Порту

Седьмой сезон Extreme Sailing Series в разгаре. Третий этап серии проходил в португальском Порту. Гонки этой серии проходят непосредственно вблизи берегов, поэтому на регатах этой серии всегда много зрителей.

10 Октября 2012

Сумашедший микс

В конце сентября в Сан-Тропе съежжаются тысячи любителей паруса. В это время маленький городок на Лазурном берегу Франции радикально преображается, превращаясь из респектабельного и спокойного курорта в бурлящий котел.

10 Октября 2011

Битва в Цемесской бухте

Новороссийск становится центром российского парусного спорта, что позволяет городу проводить соревнования самого различного уровня, в том числе Чемпионаты России, детские регаты и крейсерские любительские трофи. Чтобы убедиться в этом лично, я отправилась к Черному морю.

04 Февраля 2011

Регата «Дед Мороз»

MainSail.Ru публикует рассказ Александра Долинина о любительских флотилии и регате «Дед мороз», которые состоялись в турецких водах в Рождественские каникулы.

11 Ноября 2010

И снова Marmaris Race week

В Мармарисе завершилась очередная международная регата — 21−я Marmaris Race Week. По сложившейся в последние годы традиции, российских экипажей здесь было больше трети — 54 команды. Всего в регате приняли участие 137 яхт из 16 стран мира.

18 Апреля 2010

Кукскафен-Мурманск на «Седове»

Пройти под парусами на толшипе, поучаствовать в работе команды, понять, как управлять таким кораблем — интересный и незабываемый опыт. О своем путешествии на барке «Седов» рассказал Борис Куприянов. Рассказ записала Евгения Бакунова.

24 Декабря 2009

Лансерот на яхте и без

«Лансерот — это необрамленное произведение искусства» — так говорил об острове Сесар Манрике, человек, без которого этот остров был бы совсем другим. Те, кто думает, что Лансерот — это бесформенное нагромождение вулканических выбросов и лавы, жестоко ошибается. Я и сама так когда-то думала: просто времени «оторваться от моря» не было. …

17 Декабря 2009

Детские грезы или от Балеар до Канар

Маршрут с Балеарских островов на Канарские стал уже чуть ли не классическим для наших читателей и писателей. Mainsail.Ru представляет рассказ нашего постоянного автора Василия Красюка о путешествии с одних островов на другие через Мадейру.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+