MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Путешествия
Sailing <nobr>по-австралийски</nobr>

Евгения Бакунова, Юрий Кузнецов
Фото: Евгения Бакунова

Sailing по-австралийски

Самолет в Сидней заходит на посадку над круглым заливом Ботани, к северу видна Сиднейская бухта и небоскребы Делового центра. Международный аэропорт расположен на насыпном мысе, глубоко вдающемся в залив.

Перемещаясь по центральным историческим районам города, мы вынуждены постоянно пересекать Сиднейскую гавань по гигантскому мосту или в туннеле под водой. Еще не начав морское путешествие, мы невольно становимся участниками бурной и разнообразной портовой жизни. Курсируют десятки пассажирских паромов, соединяющих разные районы города. Буксиры осторожно ведут супертанкер. Хаотично движутся сотни парусных яхт. Грозно застыли несколько боевых кораблей - эсминцы и большой десантный Королевского австралийского флота.Как туристов нас интересуют паромы - удобное средство передвижения от центра до гостиницы - и, конечно, все без исключения парусники.

Австралийцы любят повторять, что они помешаны на сейлинге. Лозунг справедлив, лишь до известной степени, но сейлинг во всех видах и вариантах действительно развит чрезвычайно. Любые выходные (мне показалось, в Австралии довольно много выходных), каникулы, праздники и просто свободное время австралийцы используют для регат, совместных катаний, тренировок, испытаний оборудования и просто морского отдыха. Сиднейский залив в субботу и воскресенье переполнен парусными лодками.

Что особенно бросается в глаза? Во-первых, правила расхождения. Они кажутся рискованными и не совсем понятными. Маленькие парусники нередко подрезают паромы и проскакивают чуть ли в сантиметрах друг от друга. При нас, к счастью, столкновений не было, но смотреть на их маневры - дух захватывает. Впрочем, местные шкиперы знают, что делают.

Второе - паруса. Очень много новых композитных. Даже на довольно потрепанных на вид лодках. Дух соперничества в бесконечных регатах и частных пари заставляет тратить на гоночное вооружение значительные средства даже ради маленькой победы.Флот весьма разнообразен. Нередки винтажные лодки, в том числе постройки начала ХХ века, с гафелями. Необычно много макси-яхт, длиной от 80 футов. Флагман парусного флота «James Craig» трехмачтовый классический винджамер 1874 года постройки, тщательно восстановленный в середине 1980−х годов. Сейчас он полностью отреставрирован любителями старины и пришвартован к стенки Морского музея. По выходным James Craig выходит в море с туристами.

Условия плавания вдоль берегов австралийского континента, особенно на парусной яхте, существенно отличаются от привычных европейцам условий Атлантики или Средиземноморья. Сочетания сильных ветров, приливных и постоянных океанских течений, непрерывно меняющиеся контуры берега и рельеф морского дна, скалы - все это делает плавание весьма трудным и опасным. Если говорить о сейлинге для удовольствия, то в первую очередь разговор пойдет о штатах Новый Южный Уэльс, Виктория и Квинсленд, которые расположены вдоль юго-восточного и восточного побережья, поскольку именно здесь в основном сосредоточены яхтенные центры и марины, а также имеются подходящие условия для безопасных якорных стоянок. Города Перт и Дарвин на противоположно стороне Австралии рассматриваются, как правило, только лишь как пункты старта трансокеанских переходов через Индийский океан в Индию, Суэц и далее в Европу.Новый Южный Уэльс - первая британская колония на континенте, а Сидней - первое поселение. Не удивительно, что большая часть из примерно двух тысяч погибших у берегов Австралии судов лежит на дне у берегов этого штата. Сложность и необычность условий плавания часто приводила к гибели кораблей. Лишь в конце ХIХ века были приняты меры, обеспечившие относительно безопасное судоходство в устьях рек, что позволило заметно снизить количество жертв.

Побережье континента - это скалистые берега или длинные песчаные пляжи. И только устья рек представляют собой естественные гавани. В них, как правило, строились портовые сооружения, хотя сама по себе навигация в австралийских реках также непроста. Вот типичная ситуация на реке восточного побережья. Сильное Восточно-Австралийское течение несет воды Тихого океана вдоль берега в южном направлении. Из устья реки в море выносится большое количество песка и ила, что приводит к образованию бара и значительных перепадов глубины. Под действием течения бар приобретает характерную форму, но при этом на него действуют еще и приливные течения. Частые штормы и просто океанская зыбь также влияют на форму бара. В итоге река получает не один, а несколько относительно глубоких фарватеров, расположение которых постоянно меняется совершенно непредсказуемым образом.

На прибрежной аллее в городе Порт-Маккваир мы наткнулись на небольшие таблички с именами погибших здесь кораблей с кратким описанием их гибели. В вечерних сумерках, подсвечивая зажигалкой, удалось прочитать: «Разбился о скалы при выходе из бухты…», «При сильном ветре сел на камни, пытаясь войти в бухту», «Вышел в ночь, и больше его никогда не видели…» За каждый год - десяток табличек. Почти каждый месяц гибло судно. К счастью, при наличии песчаного пляжа и близости твердого берега большинству членов экипажей удавалось спастись.

Надо было принимать меры, и в конце ХIХ века был предложен проект строительства молов-волноломов, которые ограждали устье реки с севера и отсекали Восточно-Австралийское течение. У проекта были и сторонники, и противники, но волноломы все же построили. И сегодня они обеспечивают безопасность мореходства, защищая устья от океанского течения и стабилизируя влияние приливных течений. Речной бар перестал постоянно перемещаться, и гидрографы сумели обозначить безопасный фарватер входа в устье. Подход к таким устьям рекомендован с юго-востока. Австралийцы применяют латеральную систему А (так же как в Европе) и часто используют створовые знаки с синими люминесцентными лампами. Ночью не сразу поймешь, что это такое - первая мысль, что это реклама ресторана или торгового мола.

Вдоль побережья континента довольно мало надежных якорных стоянок и портов. На весь Новый Южный Уэльс не больше двадцати марин, которые официально считаются годными для безопасного входа и выхода судов при любой погоде и ветре любого направления.Знаменитые волны, на которых любят кататься серферы, значительно уменьшают реальную глубину. Глубина в ложбине между двумя последовательными волнами оказывается значительно меньше, чем это обозначено на карте. Для прохода в таком месте при сильной волне следует использовать время прилива. Местные опытные шкиперы советуют вообще избегать мест, где обозначенная глубина меньше 12 метров.

Как ни странно, сами приливы (точнее, высота воды) не сильно заботят местных яхтсменов. «Рейндж» на юге континента около метра, на севере около пяти метров, а кое-где доходит до девяти. Однако внимание принято обращать только на течения, но не на высоту воды. Полагаю, дело в том, что при таких волнах шкиперы оставляют себе запас глубины под килем (и имеют такую возможность), заметно больший, чем величина рейнджа. Якорные стоянки во многих местах оборудованы бочками, а практически все пирсы плавающие, так что приливов можно в этом смысле можно не бояться. А вот кто постоянно обязан помнить о времени большой и малой воды - так это австралийские джиперы. Распространенное развлечение - гонять на джипе по пляжу во время отлива. Поскольку въехать и выехать на пляж можно далеко не везде, лишь в редких местах, то стоит пропустить прилив и не добраться до выезда с пляжа - машина будет проглочена волнами и разбита в хлам. Незадачливые водители, конечно, заберутся на высокий берег, но машину им уже не спасти. Фотографии car-wrack украшают все местные рестораны и магазины. А таблицу приливов всегда можно взять на кассе в супермаркете или у бармена.

Город Брисбен делит восточное побережье примерно пополам. Выше Брисбена у путешественников начинаются проблемы с флорой и фауной (а иногда не понятно, где одно, а где другое). В большом количестве имеются опасные медузы, ожог которых при неудачном стечении обстоятельств может стать смертельным. Приходится купаться в специальных антимедузных костюмах - похожих на гидрокостюм, только из очень мелкой сеточки. Встречаются организмы-колонии «блю батлы» такие пузыри с воздухом около пяти сантиметров диаметром и с почти метровым тонким синим хвостом-нитью. Говорят, тоже опасно жалятся. На самом севере есть собаки-динго, встреча с которыми не сулит ничего хорошего. Акулы же нам встречались только в сиднейском аквариуме, да еще в газетах.

Хотя сильные северные ветры довольно редки (в январе преобладают ветры с востока, в июле с запада), подниматься вдоль восточного побережья на север оказалось непросто. Не случайно цены на перегон лодок (one-way) с севера на юг и с юга на север отличаются в несколько раз.

При плавании в северном направлении нашему шкиперу приходилось «рыскать» по курсу, выбирая места, где скорость встречного течения поменьше. Если везло, находили места с заметным противотечением. Предсказать, в каком месте оно может возникнуть, практически невозможно, и приходится искать самим.

Система рифов, которая тянется на 700 миль и объединена общим названием Большой Барьерный риф, отделяет прибрежную полосу шириной от 20 до 120 миль от остального Тихого океана. Риф гасит океанскую волну, и защищает прибрежные воды. Существует простая формула перерасчета параметров внутренней волны от известных размеров волны внешней - океанской. Благодаря рифу на побережье Квинсленда гораздо больше безопасных якорных стоянок и защищенных марин, чем у соседнего Нового Южного Уэльса. Многие стоянки оборудованы бочками, особенно это важно там, где якоря многочисленных туристических лодок могут повредить кораллы. Здесь же имеется несколько небольших архипелагов живописных островов.

Плавание внутри рифа считается столь безопасным, что некоторые чартерные компании готовы дать лодку до 35 футов клиентам вообще без опыта и шкиперских документов.

По-настоящему увлекательный сейлинг начинается в районе Большого Барьерного рифа. Из множества вариантов, предложенных австралийскими чартерными компаниями, мы выбрали 80,6−футовую лодку Condor британской постройки. Она дважды выигрывала Rolex Sidney Hobart Race (в 1983 и 1986 годах), а также приходила на финиш второй, пятой и шестой. В 1984 году, правда, ей пришлось сойти с дистанции. Кроме того, Condor участвовал в Fastnet Race и других крупных соревнованиях, включая кругосветные гонки, в которых ему удавалось выигрывать.Condor вооружен как бермудский шлюп, имеет классический статичный фальшкиль, у него нет дополнительных швертов и многих других современных приспособлений. Кроме того, он оснащен одним штурвалом, расположенным очень близко к транцу. Диаметр штурвала (композитного, кстати, дерево + углепластик) около трех метров. Ступица расположена на уровне палубы. Общую картину океанского гонщика портила лишь газовая барбикьюшница, привинченная на корме.

Гоночный экипаж лодки - 28 человек. Наше плавание на Condore в районе рифа началось со слов капитана: «Сейлинг - это долгие часы скуки». Подобные высказывания, как показывает опыт, редко кому сходят с рук. Стоило нам поставить паруса, как небо почернело, ветер усилился и полил сильный тропический дождь. Лил он, почти не переставая, несколько дней. Привезенные из Москвы на всякий случай непромокаемые костюмы очень пригодились. Вообще, лето 2006 года в Австралии выдалось холодным и сырым. По местным понятиям. Это был наш первый опыт плавания на лодке такого размера, конструкции, да и возраста. Управление, в смысле руления, не составляло никаких трудностей. Длинный и относительно узкий корпус устойчив на курсе и при этом абсолютно послушен. Condor ходил между островами в поисках соперника чтобы погонятся. Мы ждали солнца и любой возможности подсушить одежду. Местные показывали, как ловить кальмаров. Такое вот австралийское лето.

Другие путешествия на MainSail.Ru


15 Января 2007


Другие тексты на эту тему

23 Июня 2014

201 миля настоящих гонок

В Хорватии завершилась четвертая крейсерская регата «201 миля». Организаторы подчеркивают радикальное отличие состязания от большинства корпоративных регат и отмечают устойчивый интерес роста к регате, которая проводится на монотипах.

26 Мая 2014

Тежу – река истории

В мире не так много много столиц, в центр которых можно прийти на яхте под парусом. Лиссабон именно такой — гостеприимный и открытый.

01 Августа 2013

Extreme Sailing в Порту

Седьмой сезон Extreme Sailing Series в разгаре. Третий этап серии проходил в португальском Порту. Гонки этой серии проходят непосредственно вблизи берегов, поэтому на регатах этой серии всегда много зрителей.

10 Октября 2012

Сумашедший микс

В конце сентября в Сан-Тропе съежжаются тысячи любителей паруса. В это время маленький городок на Лазурном берегу Франции радикально преображается, превращаясь из респектабельного и спокойного курорта в бурлящий котел.

10 Октября 2011

Битва в Цемесской бухте

Новороссийск становится центром российского парусного спорта, что позволяет городу проводить соревнования самого различного уровня, в том числе Чемпионаты России, детские регаты и крейсерские любительские трофи. Чтобы убедиться в этом лично, я отправилась к Черному морю.

04 Февраля 2011

Регата «Дед Мороз»

MainSail.Ru публикует рассказ Александра Долинина о любительских флотилии и регате «Дед мороз», которые состоялись в турецких водах в Рождественские каникулы.

11 Ноября 2010

И снова Marmaris Race week

В Мармарисе завершилась очередная международная регата — 21−я Marmaris Race Week. По сложившейся в последние годы традиции, российских экипажей здесь было больше трети — 54 команды. Всего в регате приняли участие 137 яхт из 16 стран мира.

18 Апреля 2010

Кукскафен-Мурманск на «Седове»

Пройти под парусами на толшипе, поучаствовать в работе команды, понять, как управлять таким кораблем — интересный и незабываемый опыт. О своем путешествии на барке «Седов» рассказал Борис Куприянов. Рассказ записала Евгения Бакунова.

24 Декабря 2009

Лансерот на яхте и без

«Лансерот — это необрамленное произведение искусства» — так говорил об острове Сесар Манрике, человек, без которого этот остров был бы совсем другим. Те, кто думает, что Лансерот — это бесформенное нагромождение вулканических выбросов и лавы, жестоко ошибается. Я и сама так когда-то думала: просто времени «оторваться от моря» не было. …

17 Декабря 2009

Детские грезы или от Балеар до Канар

Маршрут с Балеарских островов на Канарские стал уже чуть ли не классическим для наших читателей и писателей. Mainsail.Ru представляет рассказ нашего постоянного автора Василия Красюка о путешествии с одних островов на другие через Мадейру.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+